Понятие способа глагольного действия

Способы глагольного действия: таблица, правила написания

Содержание:

Глагол в русском языке отличается многообразием выражаемых значений. Категория способов глагольного действия (СГД) характеризует значения, связанные с процессом действия, например: начало, продолжительность, законченность, интенсивность и т. д. Эти значения выражаются с помощью присоединения к основному глаголу словообразовательных морфем, приставок и суффиксов.

Глаголы действия и состояния в русском языке: сколько всего существует способов глагольного действия — таблица глаголов действия с примерами

Глаголы действия в русском языке связаны с проявлением категории вида, совершенного и несовершенного. Проиллюстрирует способы глагольного действия таблица:

Начинательный Сов. вида с приставками вз/вс -,воз/вос-, за-. Взыграть, возгореться, записать
Ограничительный (во времени) Сов. вида с приставкой по-. Помечтать, поразмыслить, побороться
Результативный Сов. вида с приставками про-, от-, у-, из/ис-. Пробежать, отварить, узнать, избежать, исправить
Распределительный Сов. вида с приставками пере-, по-. Перемыть, пооткрывать
Интенсивности начала Сов. вида с суффиксом -ну. Толкнуть, рвануть, прыгнуть
Прерывистый Несов. вида с приставкой по- и суффиксом—ыва/ива Побаливать, подрыгивать, почитывать
Сопроводительный Несов. вида с приставкой под-, при- и суффиксами ыва/ива Подмигивать, подслушивать, приговаривать
Смягчительный Несов. вида с приставкой по-, при-, под-. Поизноситься, прилечь, подзабывать
Повторительный Несов. вида с суффиксом — ива/ыва. Хаживать, сиживать. Могут иметь приставки: Захаживать, почитывать. поговаривать

Характеристики действия, не выраженные грамматически

Глаголы, обозначающие начало действия и другие способы его совершения, имеют определенные словообразовательные модели, как видно из таблицы. Однако это не единственный способ выражения подобных значений.

В русском языке существуют глаголы, способ действия в которых не выражен грамматически. Деление на группы в этом случае происходит исходя только из семантики. В лингвистике такие способы называют нехарактеризованными и выделяют несколько групп:

  1. Статальные. Это глаголы, обозначающие перманентное состояние: думать, грустить
  2. Реляционные. Глаголы отношения, не связанные с протяженностью во времени и развитием: относиться, знать, принадлежать
  3. Эволютивные. Имеют значение развития процесса, не имеющего определенного результата, но предполагающего изменения в состоянии субъекта или объекта: жить, воевать, дружить

Глаголы действия и состояния в русском языке имеют различия не только семантические. Статальные глаголы можно заменить словосочетанием «быть в состоянии + однокоренное существительное», например: спать — быть в состоянии сна, болеть — быть в состоянии болезни. Кроме того, эти глаголы не могут сочетаться с наречиями, обозначающими развитие действия: быстро, медленно, постепенно.

Источник

Понятие о способе глагольного действия

Терминологическое сочетание «способ глагольного действия» употребляется в двух случаях. Во-первых, им обозначается семантическая модификация (А. В. Исаченко) в основном бесприставочных глаголов, в результате которой выражаются дополнительные количественные, временные и результативные смыслы.

Во-вторых, способами глагольного действия называют разряды глаголов, объединенных на основе общей семантической модификации, т. е. общего модификационного словообразовательного значения. Способы глагольного действия выражаются приставками и суффиксами (иногда префиксально-суффиксально, иногда с участием постфикса). Основные способы действия следующие:

результативныйвыкопать, создать, достичь, построить;

начинательныйзапеть, пойти, раскричаться, взволноваться;

окончательный (финитный) — отгрохотать, перебродить (вино уже перебродило), допить;

ограничительныйпоговорить, покурить, походить, погостить;

длительно-ограничительныйпроговорить два часа, проходить весь день;

однократныймазнуть, сглупить, сострить;

уменьшительно-смягчительныйнаиграть, подвыпить, приглушить, вздремнуть;

распределительный – перебить все чашки, перечитать все газеты, повывезти все вещи;

интенсивно-результативныйнагладить, раскормить, набегаться, объесться, отлежаться;

многоактный мазать, охать, толкать;

многократныйсиживать, хаживать, нашивать, едать;

сопроводительныйприхрамывать, приплясывать, поглядывать (говорить и поглядывать по сторонам).

Вид тесно связан со способами действия, во-первых, потому, что они тоже являются средством характеристики протекания действия, во-вторых, потому, что значение способов действия может ограничивать видовое формообразование (например, от многих глаголов начинательного способа не образуются имперфективные формы: кричатьзакричать*закрикивать, охатьзаохать*заохиватъ, бежатьпобежать*побегиватъ).

Читайте также:  Способ защиты от микробов

Многие значения способов действия препятствуют объединению глаголов НСВ и СВ в видовые пары. Так, махать и махнуть не образуют видовой пары в связи с тем, что первый имеет значение многоактности, а второй – одноактности, глаголы кричать и раскричаться не объединяются в видовую пару потому, что у последнего есть значение интенсивности и начала действия.

Разряды глаголов с точки зрения вхождения в видовые пары

Большинство русских глаголов входит в видовые пары. Такие глаголы называются соотносительными или коррелятивными по виду.

Кроме этого, существуют одновидовые глаголы НСВ (imperfective tantum) и одновидовые глаголы СВ (perfectiva tantum). Причина отсутствия у глагола видового коррелята, как правило, кроется в лексическом значении слова. Так, глаголы со значением состояния, деятельности и непредельного процесса(скучать, тосковать, плотничать, хозяйничать, гулять, висеть, знать, править и др.) регулярно бывают только НСВ. Глаголы типа вскрикнуть, очнуться, ушибиться, т. е. обозначающие «моментальные переходы» из одного состояния в другое, имеют только СВ.

Особую группу образуют так называемые двувидовые глаголы. Их можно сравнить с существительными общего рода. Двувидовые глаголы совмещают в себе значения НСВ и СВ, которые выражаются у них аналитически, т. е. в предложении (Солдаты сейчас атакуют (НСВ) дворец/Солдаты завтра атакуют(СВ) дворец.

Основную массу таких глаголов образуют лексемы, заимствованные из западноевропейских языков, содержащие суффиксальный элемент -ова- (-ова; -ирова-, -изирова-, -фицирова-): атаковать, адресовать, телеграфировать, дезертировать, систематизировать, электрифицировать. Слов собственно русских, в том числе и старославянских по происхождению, в этой группе мало: велеть, казнить, миловать, даровать,наследовать, ранить и некоторые другие. Отдельные двувидовые глаголы в своей морфемной структуре имеют приставку: переоборудовать, переосвидетельствовать, преобразовать, переадресовать.

Исследователи отмечают, что в языке есть тенденция к устранению двувидовости. Она проявляется 1) в том, что многие глаголы частотно употребляются в значении одного вида (например, арестовать регулярно используется как СВ, а глагол рецензировать – как НСВ), 2) в том, что к двувидовым глаголам образуются соотносительные по виду глаголы (атаковать/атаковыватъ, редактировать/отредактировать, рецензировать/отрецензировать ипрорецензировать), 3) в том, что разные формы глаголов по-разному проявляют двувидовость, так причастия и деепричастия двувидовыми не бывают.

Признак двувидовости может относиться к лексеме и лексико-семантическому варианту. Например, глагол бежать является двувидовым в значении ‘спасаться бегством’.

Источник

Лекция. Способы глагольного действия.

1. Понятие о способе глагольного действия.

2. Классификация способов глагольного действия: 1) характеризованные СГД, 2) непоследовательно характеризованные СГД, 3) нехарактеризованные СГД.

1. Понятие от СГД.

Различные особенности протекания действия, связанные с сов. и несов. видом, отмечали многие русские языковеды (А.Х. Востоков, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов), но термин «способ действия» впервые в научный обиход С.А. Агреллем применительно к польскому языку. В русистике ХХ века проблемой СГД занимались Ю.С. Маслов, А.В. Бондарко, А.Н. Тихонов.

По Ю.С. Маслову, СГД – это семантические группировки глаголов, выделяемые на основании общности типа протекания действия. В зависимости от того, обладают ли СГД формальным признаком, СГД (по А.В. Бондарко) на 3 группы: характеризованные, нехарактеризованные и непоследовательно характеризованные.

1. Характеризованные СГД обладают определенными словообразовательными средствами для выражения своего значения (приставками, суффиксами, постфиксами). К ним относятся:

начинательный СГД включает глаголы в основном сов.в. с приставками за-, по-, вз-(вс-), воз-, обозначающими начало действия: заговорить, застучать, запеть, побежать, взбунтоваться, вскричать.

длительно-ограничительный СГД охватывает глаголы сов.в. с префиксом про-, которые обозначают, что действие происходит в течение длительного промежутка времени: прогулять, прождать.

ограничительный СГД – глаголы сов.в. с приставкой по-, имеющие значение ограниченной длительности действия: посидеть, помолчать.

смягчительный СГД – глаголы с приставками за-, над-, при-, по-, под-, вз-(вс-) и суффиксом -ну- имеют значение неполноты действия: поизноситься, приободрить, подрасти, всплакнуть, надломить.

усилительный СГД – глаголы сов.в. с приставкой раз-(рас-) и постфиксом -ся, которые выражают действие, достигшее особой, иногда чрезмерной силы и интенсивности: развоеваться, размечтаться.

инхоативный СГД – глаголы со значением постепенного перехода в какое-либо состояние на -нуть и на -еть: глохнуть, блекнуть, темнеть.

Читайте также:  Способ плавания бабочка называется

многократный СГД – глаголы несов.в. с суффиксами -ва, -ива, -ыва, -а: говаривал, едал, сиживал.

прерывисто-смягчительный СГД – глаголы несов.в. с приставкой по- и суффиксами -ыва, -ива, -ва со значением прерывистой, нерегулярной кратности и неполноты проявления действия: побаливать, повизгивать, покуривать.

длительно-смягчительный СГД – глаголы несов.в. с приставкой на- и суффиксами -ыва, -ива, -ва, которые обозначают длительное и в то же время ослабленное действия: накрапывать, наигрывать.

взаимный СГД – глаголы с приставкой пере- и постфиксом -ся со значением взаимного общения или действия: переглянуться, перемигнуться..

финитивный СГД – глаголы с приставкой от-, обозначающие прекращение, полную исчерпанность действия, имевшего прежде длительность и интенсивность: отшуметь, отгореть, отработать, отцвести.

завершительный СГД – глаголы с префиксом до-, обозначающие завершение конечной фазы действия, доведение его до конца: договорить, довязать, догладить.

накопительный СГД – глаголы с приставкой на- со значением накопления действия или объектов: нарубить, насорить.

распределительный (дистрибутивный) СГД – глаголы сов.в. с приставками пере- и по-, обозначающие действие, распространяющееся на ряд объектов: переловить, перестрелять, побросать.

2) Непоследовательно характеризованные СГД:

общерезультативный СГД – глаголы, которые обозначают действие, достигающее результата или стремящееся к нему; глаголы, парные по виду (выплавить – выплавлять, портить – испортить, учить – научить, готовить – приготовить, приготовить – приготавливать).

многоактный СГД – глаголы, которые обозначают действие, состоящее из нескольких однородных актов, это глаголы с суффиксом -а (мигать), с суффиксом -ыва (-ива) (взвизгивать – взвигнуть), такие глаголы, как колоть, трясти, скрипеть, грести, мести, тереть.

одноактный СГД – глаголы обозначают однократное, мгновенное действие, выполняемое в один прием, глаголы с суффиксом ну- или приставкой вз- (вс-) и суффиксом -ну: кольнуть, стукнуть, вскрикнуть, встряхнуть.

однонаправленные и разнонаправленные глаголы движения: идти-ходить, нести-носить, бежать-бегать, лететь-летать, брести-бродить, везти-возить и т.д.

3) Нехарактеризованные СГД:

статальный СГД – глаголы, обозначающие неподвижную длительность, в ходе которого ничего не происходит: глаголы чувств (хотеть, любить, тосковать, скучать), положения в пространстве (лежать, сидеть, валяться), физического состояния (болеть, тошнить), настроения (унывать, хандрить), мысли (думать, мечтать).

реляционный СГД – глаголы несов.в., обозначающие отношение: зависеть, весить, иметь, принадлежать, противоречить. Эти глаголы не предполагают никакого развития, никакого стремления к результату.

эволютивный СГД – глаголы обозначают действие, не предполагающее результата даже в перспективе: дежурить, гостить, воевать, плакать, плясать, трудиться, командировать, ругаться, смеяться.

Источник

Способы глагольного действия

Категория вида глагола

Вид (аспект) – постоянная и обязательная грамматическая категория глагола. В системе русского глагола нет ни одной грамматической формы, которая не выражала бы значения вида. Вид является обязательной глагольной категорией во всех языках мира.

Вид – это «точка зрения» на ситуацию, способ увидеть её, охарактеризовать способ протекания действия.

Несовершенный вид (НСВ) – это действие, не достигшее своего предела или результата, длящееся, повторяющееся, актуальное; это «середина действия»: читать, петь, думать, прыгать.

Совершенный вид (СВ) – это действие, достигшее предела или результата, осуществившееся; это «конец действия» или «ситуация-точка»: прочитать, спеть, придумать, прыгнуть.

Категория вида в славянских языках сформировалась сравнительно поздно, поэтому в функционировании этой категории до сих пор отмечается определённая непоследовательность и своеобразие.

Категория вида тесно связана с категорией времени:

НСВ имеет настоящее, прошедшее и будущее сложное время;

СВ имеет прошедшее и будущее простое время.

Несовершенный вид Совершенный вид читать прочитать настоящее читаю – прошедшее читал прочитал буд. простое прочитаю буд. сложное буду читать

СВ не имеет настоящего времени!

Вот как объясняет это Илья Борисович Шатуновский:

«Совершенный видне имеет настоящего времени, и это вполне закономерно: форма настоящего времени обозначает ситуацию, одновременную с «текущим», бегущим моментом речи. Совершенный вид же обозначает как минимум 2 последовательные ситуации (например: Дождь кончился = дождь есть / дождя нет), а две разновременные ситуации не могут быть одновременно одновременны с моментом речи! А предшествовать моменту речи (прошедшее время) или следовать за моментом речи (будущее время) – могут» (Шатуновский И.Б. Семантика русского вида. В кн.: Шатуновский И.Б. Семантика предложения и нереферентные слова (значение, коммуникативная перспектива, прагматика). – М.: Языки русской культуры, 1996. – С. 333–334).

Читайте также:  Способ тепловой обработки свеклы

Существует 2 способа образования видов: перфективация и имперфективация.

Перфективация – это образование глагола СВ от глагола НСВ при помощи приставок или суффикса -ну- со значением однократности:

косить → на-косить, играть → до-играть, топать → топ-ну-ть и др.

Имперфективация – это образование глагола НСВ от глагола СВ при помощи различных суффиксов:

сбросить → сбрас-ыва-ть, принести → принос-и-ть, отдать → отда-ва-ть и др.

Подробнее о способах образования видов см. материалы практического занятия.

Видовая пара глагола

Видовая пара –это два глагола, различающиеся видом и совпадающие по лексическому значению: решать – решить, переписывать – переписать, удалять – удалить и др.

Видовая пара образуется в большинстве случаев в результатеимперфективации.Вопрос об образовании видовой пары в результате перфективации является спорным, так как в русском языке почти нет чисто видовых приставок (кроме случаев типа делать – сделать, мастерить – смастерить; иначе для решения вопроса о наличии видовой пары с приставкой обязательно нужен контекст). Всякая приставка обычно меняет значение глагола, ср.: резать – обрезать, порезать, дорезать, прорезать, прирезать, зарезать, срезать, врезать, вырезать, нарезать, надрезать, перерезать, подрезать, изрезать

По способности образовывать видовую пару все глаголы могут быть разделены на 3 группы.

1. Соотносительные по виду глаголы (= видовая пара)

Решать – решить, сочинять – сочинить, раздавать – раздать, утешать – утешить; прыгать – прыгнуть, делать – сделать.

У таких глаголов единственное различие – чисто видовое. Форма НСВ называет ‘действие в процессе осуществления’, форма СВ – ‘результат, предел действия’или ‘точечное, мгновенное действие’.

2. Не соотносительные по виду глаголы (одновидовые)

Такие глаголы существуют в языке либо только в НСВ, либо только в СВ. Основная причина отсутствия у них пары – семантическая: какие-то действия мыслятся только как процесс (они в принципе не направлены на достижение результата), а какие-то – только как результат (мгновенные, неожиданные действия). Например: благоговеть, недоумевать, знать, уметь, мочь, лежать; рехнуться, очутиться, сбрендить, рухнуть и др.

3. Двувидовые глаголы – глаголы, у которых в одной лексеме потенциально заключается значение обоих видов, и реализация видового значения зависит от контекста: женить, казнить, крестить, атаковать, исследовать, использовать, обещать, ранить, велеть и др. Ср.: Я уже исследую (НСВ) эту проблему – В курсовой работе я исследую (СВ)эту проблему и решу её.

С практической точки зрения вопрос установления того, есть ли у глагола видовая пара, является очень сложным: не любые два глагола, образованные путём имперфективации или перфективации, представляют собой видовую пару.

Например, не образуют видовую пару глаголы с разным лексическим значением (заблудиться – заблуждаться), глаголы, различающиеся по способу глагольного действия (петь – запеть), глаголы однонаправленного и разнонаправленного движения (брести – бродить (!)).

Всегда следует учитывать контекст. Например:

Собака грызла (НСВ) кость → сгрызла (СВ).

Собака грызла (НСВ) верёвку → перегрызла (СВ).

Волк загрыз (СВ) овцу → .

Во многих случаях наблюдается явление так называемой «вторичной имперфективации». Это образование НСВ от производного глагола СВ. В результате вторичной имперфективации обычно образуется видовая пара. Ср.:

(не видовая пара)

перегрызть перегрызать разгрызть разгрызать сгрызть сгрызать

Способы глагольного действия

Производные глаголы (чаще всего одновидовые) образуют замкнутые группы, которые объединяются по общности значения и словообразовательных признаков. Такие глаголы обозначают тот или иной способ протекания глагольного действия (СГД). СГД делятся на 3 типа: временного типа, количественного типа и количественно-временного типа (подробнее можно прочитать в кн.: Зализняк Анна А., Шмелёв А.Д. Введение в русскую аспектологию. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 104–127). См. таблицу.

Источник

Оцените статью
Разные способы