Какие методы обеспечения трудовой дисциплины существуют
Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Соблюдение трудовой дисциплины регламентируется ст. 189-195 ТК РФ (р. 8) и правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Для отдельных отраслей, с учетом их особенностей и повышенного уровня опасности труда, могут разрабатываться отраслевые нормы в указанной области. Исполнение обеспечивается рядом управленческих методов и мер дисциплинарного, организационного характера. Разберемся, чем они характеризуются и как применяются к членам трудового коллектива.
Дисциплина труда и методика ее сохранения
Понятие трудовой дисциплины можно рассматривать на разных уровнях:
- общеправовом;
- общеколлективном;
- индивидуальном.
Общеправовой уровень представлен всем комплексом трудовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах, ЛНА.
Общеколлективная дисциплина совокупно состоит из поведения на рабочем месте каждого члена трудового коллектива. Индивидуальное отношение к труду может отличаться от общеколлективного.
Меры обеспечения трудовой дисциплины и взаимоотношения работника с работодателем должны быть построены так, чтобы дисциплина на всех трех уровнях неукоснительно соблюдалась.
В законодательстве на данный момент выделяются две основные категории, связанные с обеспечением трудовой дисциплины – меры поощрения и меры взыскания. Работодателю важно понимать при этом, что применение подобных мер с его стороны будет правомочным лишь в том случае, если он сам выполнил свои обязанности по отношению к работнику, создал все необходимые условия для соблюдения трудовой дисциплины.
Кроме того, вся правовая база, обеспечивающая дисциплину труда в организации, должна выстраиваться исходя из норм ТК РФ, не противоречить им.
На заметку! Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), как важнейший элемент системы обеспечения трудовой дисциплины, обычно оформляются отдельным документом организации либо приложением к трудовому договору.
В документе №213 от 20/07/84 г. Госкомтруда («Типовые правила внутреннего трудового распорядка») указывались как важные метод убеждения и метод воспитания. В настоящее время эти методы, как отдельная категория, в нормативных актах отсутствуют. При этом они не потеряли своей практической значимости в управлении трудовым коллективом.
Вопрос: Обязан ли работодатель по требованию работника выдать докладную или служебную записку о нарушении трудовой дисциплины?
Посмотреть ответ
Эмоциональное, эстетическое воздействие со стороны руководства на членов трудового коллектива формирует самодисциплину у каждого отдельного работника, чувство общности, ответственности за труд. Многие фирмы практикуют совместные корпоративные занятия, тренинги, индивидуальные беседы о дисциплине труда, уделяется серьезное внимание эстетическому виду рабочих мест.
Поощрительные методы
Законность поощрительных мер закреплена ст. 191 ТК РФ. Трудовая дисциплина может поощряться:
- премированием;
- объявлением благодарности;
- ценным подарком за добросовестный труд;
- вручением поощрительных грамот;
- представлением к званию «Лучший по профессии».
Список этот не является исчерпывающим: в ПВТР, колдоговоре, иных локальных актах могут фигурировать другие поощрительные меры. Особые заслуги работников в труде отмечаются наградами государства.
Отдельные виды поощрений обязательны к применению только в случае, если об этом говорится в ЛНА. Обычно там же содержатся и условия, при которых поощрение будет применяться. Так, премия не является обязательным методом укрепления трудовой дисциплины, исходя из ст. 191 ТК РФ, однако если локальным актом фирмы она включена в систему оплаты труда, в акте прописаны четкие условия выплаты, выдача премии обязательна (ст. 129 ТК РФ). В данном случае она — часть обязательной оплаты за труд, наравне с основной заработной платой, и выпадает из сферы необязательных поощрительных выплат.
Поощрение отдельных работников или их групп в присутствии всего коллектива — дополнительный стимул соблюдения трудовой дисциплины, имеющий отношение к методам воспитания и убеждения, о которых говорилось выше.
Взыскания
Статья 192 ТК РФ посвящена наказаниям за нарушения трудовой дисциплины. Законодатель выделяет:
- замечание;
- выговор;
- увольнение нарушителя.
Особо подчеркивается, что наказание должно быть соизмеримо проступку, обосновано в применении. Учитывается тяжесть нарушения, конкретные обстоятельства, влияющие на степень вины работника.
Кроме того, список взысканий по этой статье закрытый. Это означает, что другие наказания за нарушения трудовой дисциплины незаконны и могут успешно оспариваться работником в суде. Вопрос, на который стоит обратить внимание в связи с применением ст. 192 ТК РФ, связан с премиями. Может ли быть нарушитель трудовой дисциплины лишен премии?
Наказание в виде лишения премии в списке взысканий не значится, следовательно, дисциплинарным взысканием являться не может. Вместе с тем лишение поощрительной выплаты нерадивого работника – вполне законная мера, если такой механизм детально прописан в локальном акте фирмы (в «Положении о премировании» и иных). К примеру, можно прописать лишение премии работника, опаздывающего к началу смены.
Что обязан делать работодатель
Соблюдение трудовой дисциплины во многом зависит не только от работника, но и от действий работодателя. В ст. 22 ТК РФ среди обязанностей работодателя в частности указывается необходимость обеспечения безопасных условий труда, обеспечение работников всеми средствами для исполнения трудовых обязанностей. Требовать от работника эффективно трудиться и не нарушить дисциплину, не обеспечив его укомплектованным, безопасным рабочим местом, администрация не может.
Трудовое законодательство и практика его применения говорят о необходимости использования следующих методов сохранения трудовой дисциплины:
- создание нормальных рабочих условий для сотрудников в соответствии с ТК РФ;
- повышение квалификации персонала, его обучение;
- кадровая политика, построенная на конкурсной основе;
- создание эффективного механизма контроля опозданий и отсутствия на рабочем месте (например, электронные средства контроля).
Источник
Система способов обеспечения законности и дисциплины в госу-вному управлении.
Тема 11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Вопросы:
Понятие режима законности и дисциплины.
Система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Прокурорский и судебный надзор за законностью в деятельности органов исполнительной власти.
Основания дисциплинарной ответственности в административном праве.
Стадии дисциплинарного производства.
Понятие режима законности и дисциплины.
Законность и дисциплина — основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотъемлемы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина, в свою очередь, обусловливается пределами закона.
В юридической науке под законностью понимают «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями».
Внешне законность выражено в законодательстве, под которым принято понимать систему правовых актов, в которых нормы права находят свое внешнее отражение.
Если рассматривать принцип законности относительно его практического применения, то законность означает, что всякое решение государственных и негосударственных органов, уполномоченных на то лиц не должно противоречить действующему законодательству; должно быть принято в пределах компетенции органа или должностного лица, его принимающего с соблюдением необходимой процедуры ; должен способствовать созданию, закреплению или развитию полезных для общества отношений.
Законность можно рассматривать и как метод государственного управлениято есть как совокупность приемов, способов, с помощью которых государство обеспечивает надлежащее поведение своих субъектов.
Законность — это также режим системы отношений граждан, общественных и других негосударственных образований, органов местного самоуправления с органами, представляющими различные ветви государственной власти.
Основой (или гарантиями) законности в государственном управлении следует признать наличие: 1) определенных экономических условий; 2) развитой политической системы, 3) механизма социальной защиты населения; 4) научно обоснованной системы норм права, которая отвечает требованиям времени и доступна для понимания всеми субъектами государственного управления; 5) механизма принуждения, четко работает в рамках закона.
Важным условием законности и дисциплины в государственном управлении следует признать также высокую правовую культуру граждан и аппарата исполнительной власти, которая, в свою очередь, является следствием общего уровня образования и культуры общества. Между собой законность и дисциплина соотносятся как общее и особенное. Законность можно рассматридать как статику (совокупность норм, законодательных актов), дисциплину — как динамику законности (определенные действия по выполнению требований норм и законодательных актов.
Таким образом, законность и дисциплина — это обязательные черты правового государства, совокупность форм и методов государственного управления, которые находят свое отражение в действующем законодательства и с помощью государство регулирует взаимоотношения в обществе, достигается состояние законопослушного поведения объектов управления.
Система способов обеспечения законности и дисциплины в госу-вному управлении.
Законность и дисциплину в государственном управлении обеспечивают тремя основными способами — проведением контроля, осуществлением надзора и с помощью обращений граждан.
Деятельности по обеспечению законности оказывают государственно-правового характера, а органы, ее осуществляют (органы исполнительной власти, милиция, прокуратура, различные государственные инспекции, службы, суды, некоторые общественные движения и т.п.), наделяют юридически-властными полномочиями. Такую деятельность считают способами обеспечения законности. Каждый из этих способов имеет присущие только ему черты, закрепленные соответствующими нормативными актами, и реализуется с помощью специальных методов. Вместе с тем, эти способы связаны между собой единством цели — обеспечить строгое соблюдение требований законности и дисциплины всеми субъектами государственного управления.
Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое внешнее отражение в прекращении нарушений законности и дисциплины; осуществлении мероприятий по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан, общественных организаций; привлечении к ответственности и наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; создании атмосферы неотвратимости наказания за нарушение требований законности и дисциплины; воспитании работников аппарата управления в духе строгого соблюдения существующих правил. Этим обеспечивают соблюдение законности каждой звеном государственного управления, каждым служащим с целью организации их четкой работы, поддержания государственной дисциплины, а также охрану и защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в повседневной деятельности аппарата управления.
Контроль — основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из важнейших элементов государственного управления. Без организации и осуществления контроля невозможна надлежащая работа государственного аппарата, других подконтрольных государственных структур. Контроль также является одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан. В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политическую деятельность, межотраслевое государственное управление. Саму контрольную деятельность осуществляют путем проверок, плановых и внеплановых ревизий, обследований, истребования отчетов, проведения рейдов, смотров и т.д.
Главными направлениями осуществления контроля в сфере государственного управления являются: 1) соблюдение плановой, финансовой, ценообразующий, договорной, технологической, исполнительной, трудовой и других видов государственной дисциплины; 2) использование государственных ресурсов; 3) выполнение природоохранного законодательства; 4) подбор и расстановка кадров в государственном секторе; 5) выполнение социальных программ и др.
Контрольная деятельность включает ряд последовательных действий, которые можно разделить на три стадии: подготовительную, центральную (или аналитическую) и итоговую. В свою очередь, они сами наполняются конкретными стадиями-действиями.
На подготовительной стадии: 1) выбирают объект контроля; 2) определяют предмет контроля (устанавливают, что именно следует проверить) 3) устанавливают средства осуществления контроля; 4) подбирают (назначают) лиц, осуществляющих контроль; 5) составляют планы его проведения.
На центральной (аналитической) стадии осуществляют сбор и обработку информации. Собранную информацию (часто полученную из разных источников) анализируют, сравнивают с реальным положением дел на объекте, проверяют.
К итоговой стадии относятся такие действия, как: 1) принятия решения по результатам контроля; 2) доведение его до адресата (а в необходимых случаях и до сведения общественности, правоохранительных органов, иных лиц, заинтересованных в результатах контроля) 3) оказание помощи подконтрольной структуре в наведении порядка на объекте; 4) контроль за выполнением решений, принятых по итогам контроля.
Контроля присущи свои принципы. К ним относятся: 1) универсальность (это означает, что контроль должен охватывать все участки государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства) 2) систематичность (проводится не однократно, время от времени, а по определенной схеме, постоянно), 3) беспристрастность (достигается путем возложения задач контроля на лиц, которые не заинтересованы в его результатах) 4) реальность (обеспечивается наличием необходимых квалифицированных кадров контроллеров 5) действенность, оперативность, результативность (предполагают быстрое проведение контрольных действий контролирующим органом в случае получения сообщений о нарушении , предотвращения правонарушений и причинам, что им способствовали, своевременное принятие мер по их устранению, привлечению в соответствующих случаях виновных к ответственности. 6) гласность (позволяет, а в некоторых случаях и становится обязанностью доведение результатов контроля до сведения общественности или правоохранительных органов , других лиц, заинтересованных в результатах контроля).
Контроль можно классифицировать: по органам, которые его осуществляют; по сфере деятельности, которая подлежит контролю; по формам его проведения.
Контроль осуществляют: 1) органы законодательной власти (Верховная Рада Украины) 2) Президент Украины и его Администрация; 3) представительный орган АРК — Верховная Рада АРК, 4) органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, Совет министров, министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, местные госавна администрация, администрация предприятий, учреждений, организаций; 5) судебные органы (Конституционный Суд Украины, суды общей юрисдикции, арбитражные суды); 6) специальные контролирующие органы — государственные инспекции и службы (пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, Государственная налоговая администрация , Государственная таможенная служба и т.д.); 7) органы местного самоуправления (местные советы и их исполнительные органы). По сфере деятельности, подлежащей контролю, контроль подразделяют на ведомственный, межведомственный и над (или вне) ведомственный.
Ведомственный контроль осуществляют министерства и ведомства внутри соответствующей структуры (поэтому его еще называют внутриведомственным или просто внутренним контролем. Такой контроль тесно связан с задачами, которые стоят перед министерствами и ведомствами. Осуществляя руководство соответствующими сферами управления, министерства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают акты, организуют и контролируют их выполнение. Полномочия этих органов, в том числе и контрольные, закреплены в законах, положениях о соответствующих министерствах и ведомства, управления (отделы) местных органов государственной исполнительной власти, уставах государственных предприятий, учреждений и организаций. В министерствах и ведомствах для осуществления контрольных функций образуют ведомственные инспекции, группы. Контрольные полномочия возлагаются также на юридические службы и юрисконсультов.
Сущность межведомственного контроля состоит в том, что его осуществляет орган межотраслевой компетенции за выполнением общеобязательных правил, действующих в соответствующей сфере.
Главной особенностью межведомственного контроля является то, что он исключает подчиненность, т.е. осуществляется органом другой ведомственной принадлежности. Вторая особенность такого контроля заключается в том, что круг вопросов, который имеет право проверять орган межведомственного контроля, является узким, специальным, т.е. привязано к стоящих перед этим органом. Например, Государственный комитет статистики Украины контролирует только порядок организации и ведения статистической отчетности министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами. Министерство финансов Украины с помощью ГлавКРУ осуществляет контроль за использованием денежных средств, материальных ценностей, их сохранностью, контролирует состояние и достоверность бухгалтерской отчетности. Они не вмешиваются в другие функциональные полномочия подконтрольного органа.
К межведомственного контроля следует отнести и контроль со стороны различных специализированных государственных инспекций, служб, комиссий, комитетов, управлений и т.п., которые структурно входят в состав соответствующих министерств или ведомств. Это пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, подразделения Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации, таможенной службы, управлений гражданской авиации и др. Согласно предоставленным им полномочиям они осуществляют контроль за соблюдением общеобязательных правил в различных сферах деятельности — промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, охране природы и т.д.
Надведомственный контроль осуществляют органы общей компетенции — Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации по вопросам хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, независимо от ведомственного подчинения объектов контроля.
Еще одной характерной чертой указанных видов контроля является то, что только по результатам ведомственного и надведомственного контроля виновное лицо можно привлечь к дисциплинарной ответственности при том, что проверки осуществляют высшие должностные лица, наделены правом приема на работу. Результатом проведения межведомственного контроля может стать привлечение к административной или уголовной ответственности.
Контроль осуществляют в форме проверок (обследование и изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляют справку или докладную записку), ревизий (документальный контроль финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляется акт), истребования отчетов и т. п. Контроль следует отличать от близкого к нему вида государственной деятельности — надзора, хотя они имеют некоторые общие признаки. их объединяют единая цель — обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении, формы осуществления работы — проверки, истребование отчетов, объяснений и т.п., обязательность указаний. Но контроль, в отличие от надзора, проводится повседневно и беспрерывно широким кругом органов. Надзор же осуществляет единственный государственный орган — прокуратура. (Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называются наблюдением. Действительности же — это контроль. Разная у них и нормативная база. Главное же, чем отличается контроль от надзора, — это то, что контролирующий орган имеет право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольного объекта (иногда подменяя собой руководящий орган этого объекта) и самостоятельно привлекать правонарушителей к юридической ответственности, в то время как прокуратуру лишены таких возможностей. Например, органы пожарного, санитарного надзора, ветеринарного контроля могут принять решение о приостановке (при наличии оснований для этого) работы подконтрольного им объекта до устранения выявленных ими правонарушений. Такие их действия фактически приравниваются к управленческой деятельности администрации этих объектов или высших отношении них органов. Кроме того, они могут самостоятельно привлекать к административной ответственности виновных в нарушении правил должностных лиц объектов, эксплуатация которых приостановлена.
Следовательно, контроль можно охарактеризовать как составную часть (элемент) управления, обеспечивает систематическую проверку выполнения Конституции, законов Украины, других нормативных актов, соблюдение дисциплины и правопорядка и состоит во вмешательстве контролирующих органов в оперативную деятельность подконтрольных органов, предоставлении им обязательных для исполнения указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления, осуществлении принуждения относительно подконтрольных органов.
Надзорже имеет целью выявление и предупреждение правонарушений, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, без права вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, изменения или отмены актов управления.
Обращения граждан является особым способом обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, существенно отличается от контроля и надзора. Отличие между ними состоит в том, что инициаторами проверок здесь выступают не государственные образования (их должностные лица), а граждане. Обращаясь в компетентные органы с заявлениями и жалобами, они сигнализируют о выявленных ими нарушениях законности и дисциплины, тем самым позволяя полномочным органам разобраться в сути дела, привлечь, если на это есть основания, к ответственности виновных. Обращения граждан за защитой своих прав в компетентные органы являются важным средством обеспечения их прав и свобод, законности и дисциплины в целом.
В юридической литературе выделяют и общественный контроль, к которому относят контроль со стороны различных общественных групп — профсоюзов, трудовых коллективов, партий, движений и т.п., а также отдельных граждан. Но и здесь также отсутствуют такие важные признаки контроля, как право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных и право самостоятельно привлекать виновных к правовой ответственности. Вместе с тем следует отметить, что отдельные общественные образования имеют существенные контрольные полномочия.
Источник