Основные способы расчетов
Расчетными следует признать правоотношения, возникающие между субъектами хозяйственных обязательств и кредитными организациями, либо между кредитными организациями по поводу проведения платежей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Основными способами их осуществления являются расчеты:
- наличными деньгами;
- в безналичном порядке.
Расчеты наличным способом между юридическими лицами по одной сделке проводятся на сумму не более 60 тыс. руб.
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
Расчеты осуществляются с банковских счетов хозяйствующих субъектов на основании требований закона и условий заключенного договора с соблюдением ряда принципов расчетов, основными среди которых являются следующие:
- свобода выбора клиентом формы осуществления безналичных расчетов;
- невмешательство кредитных организаций в договорные отношения контрагентов;
- по общему правилу осуществление списания денежных средств со счета клиента по распоряжению владельца счета;
- при достаточности денежных средств на счете клиента списание денежных средств со счета в порядке календарной очередности. Если денежных средств на счете недостаточно, их списание осуществляется по правилам ст. 855 ч. 2 ГК РФ;
- производство платежей при наличии на счетах плательщика собственных денежных средств или за счет предоставленного банком кредита;
- зачисление средств на счет получателя после списания соответствующих сумм со счета плательщика;
- проведение платежей с использованием расчетных документов, составленных в соответствии с формой, утвержденной ЦБ РФ;
- осуществление расчетов в установленные сроки.
Расчетные операции осуществляются кредитными организациями на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в случаях, установленных нормативными актами, электронного платежного документа:
- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
- наименование расчетного документа;
- номер, число, месяц, год выписки расчетного документа;
- вид платежа;
- наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика;
- наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код, номер корреспондентского счета или субсчета;
- наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета (субсчета);
- назначение платежа;
- сумму и очередность платежа;
- вид операции и подписи уполномоченных лиц, оттиск печати.
Источник
Понятие, принципы и способы расчетов
Осуществление практически любых платежей реализуется посредством совершения ряда взаимосвязанных действий. Следовательно, расчетными следует признать правоотношения, возникающие между субъектами хозяйственных обязательств и кредитными организациями, либо между кредитными организациями по поводу проведения платежей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Основными способами их осуществления являются расчеты наличными деньгами и в безналичном порядке. Преобладание того либо иного способа детерминируется уровнем развития экономической системы общества. В настоящее время основная часть денежного оборота в стране происходит именно в безналичном порядке. Расчеты наличным способом между юридическими лицами по одной сделке проводятся на сумму не более 60 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У). Обязанность осуществления расчетов при проведении платежей с участием юридических лиц, а также граждан-предпринимателей в безналичном порядке установлена п. 2 ст. 861 ч. 2 ГК РФ.
В целях нормального функционирования предпринимательской деятельности особое значение имеет правильная организация расчетов. Проведение расчетов в Российской Федерации регламентируются нормами действующего законодательства, в которых определяются принципы, порядок расчетов, права и обязанности субъектов расчетных правоотношении: главой 46 ч. 2 Гражданского кодекса РФ; Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 82-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»; Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 12 апреля 2001 г. № 2-П)^; Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П); Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (утв. Приказом ЦБ РФ от 25 марта 1997г. № 02-101) и др.
Расчеты осуществляются с банковских счетов хозяйствующих субъектов на основании требований закона и условий заключенного договора с соблюдением ряда принципов расчетов, основными среди которых являются следующие:
— свобода выбора клиентом формы осуществления безналичных расчетов;
— невмешательство кредитных организаций в договорные отношений контрагентов;
— по общему правилу, осуществление списания денежных средств со счета клиента по распоряжению владельца счета;
— при достаточности денежных средств на счете клиента списание денежных средств со счета в порядке календарной очередности. Если денежных средств на счете недостаточно, их списание осуществляется по правилам ст. 855 ч. 2 ГК РФ;
— производство платежей при наличии на счетах плательщика собственных денежных средств или за счет предоставленного банком кредита;
— зачисление средств на счет получателя после списания соответствующих сумм со счета плательщика;
— проведение платежей с использованием расчетных документов, составленных в соответствии с формой, утвержденной ЦБ РФ;
— осуществление расчетов в установленные сроки.
Расчетные операции осуществляются кредитными организациями на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в случаях установленных нормативными актами — электронного платежного документа:
— распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
— распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
— наименование расчетного документа;
— номер, число, месяц, год выписки расчетного документа;
— наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика;
— наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код, номер корреспондентского счета или субсчета;
— наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета (субсчета);
— сумма и очередность платежа;
— вид операции и подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.
Источник
Понятие, принципы и способы расчетов
Осуществление практически любых платежей реализуется посредством совершения ряда взаимосвязанных действий. Следовательно, расчетными следует признать правоотношения, возникающие между субъектами хозяйственных обязательств и кредитными организациями, либо между кредитными организациями по поводу проведения платежей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Основными способами их осуществления являются расчеты наличными деньгами и в безналичном порядке. Преобладание того либо иного способа детерминируется уровнем развития экономической системы общества. В настоящее время основная часть денежного оборота в стране происходит именно в безналичном порядке. Расчеты наличным способом между юридическими лицами по одной сделке проводятся на сумму не более 60 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У). Обя-
занность осуществления расчетов при проведении платежей с участием юридических лиц, а также граждан-предпринимателей в безналичном порядке установлена п. 2 ст. 861 ч. 2 ГК РФ.
В целях нормального функционирования предпринимательской деятельности особое значение имеет правильная организация расчетов. Проведение расчетов в Российской Федерации регламентируются нормами действующего законодательства, в которых определяются принципы, порядок расчетов, права и обязанности субъектов расчетных правоотношении: главой 46 ч. 2 Гражданского кодекса РФ; Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 82-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»; Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 12 апреля 2001 г. № 2-П)^; Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П); Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (утв. Приказом ЦБ РФ от 25 марта 1997г.
Расчеты осуществляются с банковских счетов хозяйствующих субъектов на основании требований закона и условий заключенного договора с соблюдением ряда принципов расчетов, основными среди которых являются следующие:
— свобода выбора клиентом формы осуществления безналичных расчетов;
— невмешательство кредитных организаций в договорные отношений контрагентов;
— по общему правилу, осуществление списания денежных средств со счета клиента по распоряжению владельца счета;
— при достаточности денежных средств на счете клиента списание денежных средств со счета в порядке календарной очередности. Если денежных средств на счете недостаточно, их списание осуществляется по правилам ст. 855 ч. 2 ГК РФ;
— производство платежей при наличии на счетах плательщика собственных денежных средств или за счет предоставленного банком кредита;
— зачисление средств на счет получателя после списания соответствующих сумм со счета плательщика;
— проведение платежей с использованием расчетных документов, составленных в соответствии с формой, утвержденной ЦБ РФ;
— осуществление расчетов в установленные сроки.
См.: Вестник Банка России. 2001. Ne 27-28.
Расчетные операции осуществляются кредитными организациями на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в случаях установленных нормативными актами — электронного платежного документа:
— распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
— распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
— наименование расчетного документа;
— номер, число, месяц, год выписки расчетного документа;
— наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика;
— наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код, номер корреспондентского счета или субсчета;
— наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета (субсчета);
— сумма и очередность платежа;
— вид операции и подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.
Субъекты и содержание расчетных правоотношений
Структура расчетных правоотношений содержит три основных элемента: субъектный состав; объект правоотношений; а также содержание как совокупность прав и корреспондирующих им обязанностей субъектов.
Объектом данных отношений являются денежные средства клиента кредитной организации.
Субъектами таких правоотношений являются:
— плательщик и получатель средств;
— кредитные организации, обслуживающие плательщика и получателя денежных средств;
— учреждения, через которые проходит платеж: а) расчетная сеть ЦБ РФ, б) кредитные организации, в) клиринговые центры (финансовые дома).
Основными правомочиями плательщика и получателя средств являются следующие:
— право свободно выбирать форму расчетов и закреплять ее в договорах с кредитными организациями;
— право осуществлять зачет взаимных требований как посредством кредитных организаций, так и минуя их;
— право давать обязательные к исполнению банками распоряжения о перечислении денежных средств;
— право предъявлять претензии либо обращаться в суд в случае нарушения кредитными организациями порядка осуществления платежей, установленного законом либо договором.
При осуществлении расчетов клиент кредитной организации обязан:
— хранить денежные средства на банковском счете в кредитной организации на условиях и в порядке, определенных законом либо договором;
— выполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов;
— правильно оформлять платежные документы;
— платить банку вознаграждение за осуществление расчетно-кассовых операций.
Основные права банков:
— рекомендовать клиенту наиболее выгодную форму осуществления расчетов;
— производить на основаниях, прямо предусмотренных законодательством, безакцептное и бесспорное списание средств со счета плательщика без согласия последнего;
— оказывать клиенту дополнительные услуги (консультационные, факторинговые, лизинговые);
— осуществлять межбанковские операции с использованием корреспондентских счетов, открываемых друг у друга банками на основе корреспондентских соглашений через РКЦ ЦБ РФ, либо посредством клиринговых центров (финансовых домов).
При осуществлении расчетных операций кредитные организации обязаны:
— вести банковские счета клиентов;
— исполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов;
— не вмешиваться в договорные отношения клиентов;
— осуществлять банковские операции со счетов клиента только по его распоряжению (за исключением случаев безакцептного и бесспорного списания средств);
— хранить денежные средства клиента на его банковском счете;
— своевременно и правильно совершать расчетно-кассовые операции;
— правильно оформлять платежные документы в соответствии с требованиями, установленными законом;
— своевременно и правильно зачислять поступающие на банковский счет, открытый клиенту, денежные суммы, выполнять распоряжения клиента об их перечислении и выдаче со счета, а также о проведении иных банковских операций, предусмотренных законом, банковскими правилами либо договором;
— осуществлять расчеты на условиях добросовестности и разумности.
Добросовестность при осуществлении расчетов предусматривает деятельность кредитной организации строго в рамках, установленных непосредственно законом либо договором. Добросовестность банка при проведении платежей подразумевается и служит основой его деловой репутации.
Разумность в действиях кредитной организации обусловливает наиболее эффективное исполнение функциональных обязанностей. В частности, разумность предполагает:
— выбор кредитной организацией оптимального пути осуществления расчетной операции клиента (выбор маршрута платежа и т.д.);
— экономичность производства платежа (необходимость использования формы, обеспечивающей наиболее быстрый, простой и выгодный для всех участвующих в расчетной операции лиц платеж);
— обязанность кредитной организации при возникновении ущерба либо реальной возможности причинения убытков клиенту своевременно проинформировать его об этом.
Источник