Понятие правительства способы формирования правительства

Способы формирования правительства,его структура и состав правительства и его акты

Правительствомлюбого государства или страны является коллегиальный орган исполнительной власти, который выполняет самые общие функции.

Основные функции правительства:

1) осуществляет общее руководство государственным управлением;

2) возглавляет исполнительно-распорядительную деятельность;

3) контролирует деятельность государственного аппарата;

4) распределяет финансы государства;

5) управляет вооруженными силами, иностранными делами.

Общий состав правительства:

1) премьер-министр, который возглавляет правительство. В разных странах эта должность называется по-разному – государственный министр, министр-председатель и др.

2) второй уровень занимают государственные министры и министры, государственные секретари и парламентские секретари. В их обязанности входит обеспечение двусторонней связи самого правительства и министров с более низшими по рангу парламентскими структурами.

Структуры правительства:

1) правительство и кабинет правительства, данный уровень включает министров всех уровней. В прямые обязанности кабинета министров входит управление всеми процессами в государстве. Обычно кабинет министров состоит из 20 и более министров, которые назначаются премьер-министром. Заседания кабинета министров проводятся 1–2 раза в неделю;

2) совет кабинета и совет министров. Заседания совета кабинета возглавляет премьер-министр; на таких заседаниях принимаются решения по оперативным вопросам. Заседания совета министров являются официальными заседаниями правительства и возглавляются только президентом. На этих заседаниях рассматриваются стратегически важные для государства вопросы;

3) президиум (бюро правительства)состоит из премьера, его заместителей и некоторых министров. Президиум правительства рассматривает и принимает решения относительно многих важных вопросов;

4) межведомственные комитеты или комиссии занимаются главным образом согласованием и решением вопросов родственных министерств одновременно.

Премьер-министр имеет право самостоятельно выдвигать кандидатуры в состав правительства, в кабинет министров. Все вопросы по кадровым перестановкам он принимает от имени правительства.

Три способа образования правительства:

1) парламентский способ формирования правительства – данный метод распространен при монархиях и парламентарных республиках;

2) полупарламентский способ формирования правительства распространен в полупрезидентской республике, учитывается партийное соотношение представителей парламента. Президент с согласия парламента назначает премьер-министра, а министров назначает самостоятельно;

3) президентский, или внепарламентский, способ формирования правительства предполагает назначение главой государства министров по своему усмотрению из числа деятелей партии, к которой принадлежит он сам, иногда в процессе участвует верхняя палата.

Место правительства в гос.механизме.

Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальныйисполнительный орган власти. Для определения места правительства вполит.системе необходимо проанализировать его отношения с парламентом,главой государства, органом конституционного надзора и политическимипартиями. 1.Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. Впрезидентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируетсявнепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности передпарламентом.Юридически в этих странах правительство должно только исполнятьзаконы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласноприменяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей,рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средстввоздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. Впарламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту ещеболее сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этихстранах правительство несет политическую ответственность перед парламентом,формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выраженияему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельностьпарламента. 2. Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотренытолько применительно к парламентским странам. В президентских республикахпрезидент лично возглавляет правительство. В парламентских странах главагосударства может осуществить свою конституционную компетенцию только черезправительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не чтоиное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главыгосударства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии,издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указаниюправительства. 3.Отношения правительства с высшим органом конституционного надзора вопределенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема егополномочий. Известную роль играет и партийный состав органа конституционногонадзора. Объем компетенции органа конституционного надзора истепеньобязательной силы его решений также оказывают определенноевлияние наотношения его с правительством. 4.Отношения правительства с политическими партиями зависят прежде всегоот формы правления. — В парламентарных странах правительство тесно связано сполитическими партиями, так как оно опирается на партийноебольшинство в парламенте, являющееся конституционной основой егосуществования. В этих странах правительство осуществляет жесткий контроль надсвоей фракцией, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину.-В президентских республиках взаимоотношения правительства с партиями носятиной характер по той причине, что исполнительный орган власти не зависит отпарламентского большинства. В свою очередь парламент в этих странах неподвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению кправительству. Правительство в президентских республи ках в меньшей степенизаинтересовано в контроле над парламентскими фракциями, но этоне означает, что такой контроль отсутствует.Правительство в президентских республиках осуществляет контроль над парламентомне через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняетсяи тогда, когда правительство и парламентское большинство принадлежат кразличным партиям. Анализ фактического положения правительства взарубежныхстранах позволяет сделать следующие выводы: правительство занимаетцентральное место в системе высших органов государственной власти, хотя этоположение не закрепляется конституциями;правительство является основныминструментом осуществления каквнутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль надкрупными политическими партиями при любой формеправления. ‘;

Читайте также:  Способ получения пособия через кредитную организацию что это такое

Источник

Правительство и его разновидности. Способы формирования правительства.

В строгом понимании правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители министерств и центральных ведомств. Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования:

1) Правительство — в Чехии, Колумбии;

2) Кабинет — в Японии;

3) Совет министров — в Индии;

4) Совет министров (Правительство) — во Франции, на Кубе;

5) Государственный совет — в Китае;

6) Федеральное правительство — в Германии;

7) Федеральный совет — в Швейцарии;

8) Административный совет — в КНДР и т.д.

Различия в наименовании не влекут за собой изменение сущ-

ности правительства. Оно создается практически при любых фор-

мах правления. Однако конституционный статус и роль правительства могут быть различными и зависят от особенностей, которые сложились в той или иной стране.

Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера: Кабинет — в Великобритании, Постоянное бюро — в Китае, Президиум — в Италии и т.п., а также разного рода межведомственные структуры — комитеты в Великобритании, делегатские комиссии в Испании и др. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются. С точки зрения своего политического состава правительство бывает:

Однопартийное правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) — образуется, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате (Великобритания).

Коалиционное (многопартийное) правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) — образуется, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство — это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие, но ее поддерживающие (Германия, Италия). В кризисные моменты (например, в случае войны) возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, создание правительства национального единства, что знаменует объединение усилий всего общества на преодоление общей опасности.

Читайте также:  Способ изменения внутренней энергии тела для 8 класса

Возможно создание и правительства меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий. Оно может быть однопартийным или коалиционным, но в любом случае партии, составившие правительство, большинства в парламенте не имеют. Ему трудно принимать радикальные решения, и оно обычно ограничивается решением текущих вопросов (Скандинавские страны).

Беспартийное правительство — образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чи

новничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе. Бывает, что служебное правительство создается для того, чтобы вывести страну из кризисного состояния; враждующие партии соглашаются терпеть его на это время. В демократических странах представители той или иной партии в правительстве не следуют указаниям центральных органов партии, находящихся вне парламента. Напротив, именно руководящие деятели парламентской фракции или ее представители в правительстве считаются главными лидерами партии.

Порядок формирования и структура правительства

В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами:

Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.

Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой в неконкретной форме (Италия, ФРГ, Индия). Здесь вначале глава го сударства назначает главу правительства (в Италии — это председатель Совета министров, в ФРГ — Федеральный канцлер, в Индии — премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав. В случае, если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента, то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.

Читайте также:  Индивидуально своеобразные способы переработки информации

Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республиках. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус, т.к. правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.

В некоторых президентских республиках парламент все же принимает известное участие в формировании центральной исполнительной власти. Так, в США Президент производит назначения членов Кабинета по совету и с согласия Сената. Для производства назначений Президентом Филиппин требуется согласие парламентской комиссии по назначениям. Тем не менее, в обеих странах есть основания считать способ формирования правительства внепарламентским, ибо контроль за назначениями со стороны Сената США или комиссии по назначениям Конгресса Филиппин не носит политического характера (проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов на должности) и не зависит от исхода парламентских выборов.

Состав и структура правительства очень разнообразны и в ряде стран (Великобритании) никак не регулируются, что позволяет каждому новому главе правительства самому определять, какие министерства ему нужны и с каким кругом ведения.

В Италии, ФРГ, Франции в состав правительства входят все главы центральных ведомств (министры, главы департаментов, государственные секретари), хотя в конституциях это не оговаривается. В других странах, напротив, структура исполнительной власти урегулирована законом (США, Швейцария, Испания, Польша).

Так, в Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке.

Источник

Оцените статью
Разные способы