Понятие означающее способ бытия человеческой личности

Научная электронная библиотека

Экзистенциализм

Экзистенциализм, от латинского existo – существую. Авторство термина приписывают С. Кьеркегору. В истории философии понятие «существование» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом.

Экзистенция в экзистенциализме – это чистое индивидуальное существование объекта неподвластное разуму.

В центре философии экзистенциализма личность в «пограничной ситуации»: болезнь, страдание, страх, тревога, вина, смерть.

Экзистенциализм поставил вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности в эпоху духовного и политического кризиса первой половины ХХ века.

Исходный пункт экзистенциализма – изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы – это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека.

Предмет философии экзистенциализма – человеческое существование, точнее переживание его. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором бы существование раскрылось бы наиболее полно – это страх. Страх – это исходное переживание, это эмоция способная подавить любую другую человеческую эмоцию. В конечном счете, это страх перед смертью. В полную силу экзистенция раскрывается только перед смертью!

Экзистенциализм – это философия социального пессимизма, философия человеческого существования и одиночества в мире.

В концепции немецкого экзистенциалиста М. Хайдеггера (1899 – 1976) дается пересмотр всей предшествующей ему онтологии (философии бытия), им критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции. Для самого Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия является страх перед «ничто».

В сочинении «Бытие и время» Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия. Основу человеческого существования, по его мнению, составляет его конечность, временность.

Первоосновой, по Хайдеггеру, является Dasein («бытие здесь») – толкуемое им как особое человеческое бытие. Бытие у Хайдеггера – это некая наполненность человеческого бытия конкретикой. Его особенности и преимущества, разъясняет Хайдеггер, состоят в том, что оно – единственное бытие, которое способно выражать бытие вообще. У Хайдеггера бытие, проявляется через человека и его действия. Таким образом, бытие замыкается у Хайдеггера на Личности, её существование, личность утверждает: «Я есть и бытие и сознание». Отсюда страх потерять всё, умирая, человек боится не смерти как таковой, а боится потерять бытие в мире.

Хайдеггер озабочен проблемами, поразившими современное человечество, – это «забвения бытия», т. е. люди, эксплуатируя богатства природы, «забывают» о ее целостном, независимом бытии; видя в других людях всего лишь средства, люди «забывают» о высоком предназначении человеческого бытия.

Крупным экзистенциалистом был Карл Ясперс (1883 – 1969) – психиатр. Экзистенция у него, это духовное начало, первооснова вещей, составляющая сущность и существование человека. Экзистенцию нельзя выразить в понятиях, она недоступна рациональному познанию.

Экзистенциализм Ясперса исходит из пограничных ситуаций человека, в которых и раскрывается бытие. Ясперс призывает прогнозировать «пограничные ситуации», т. е. «жить с чувством боли».

Главные понятия философии Ясперса – это личность, свобода, бытие, коммуникации, историчность.

Личность у него – это целостность «Я – эмпирическое, Я сознание, Я духовное». Ядро личности – экзистенция. Но экзистенцию нельзя обнаружить в предметном мире, ибо она есть свобода. Познание у Ясперса – это путь к свободе. Свободы, по мнению Ясперса не может быть: 1) без знаний о том, что такое свобода, 2) без не свободы, 3) без закона, 4) без возможности выбора, а выбор – это и есть «зов экзистенции».

Ясперс различает понятия бытие – в – мире (существование Личности), существующее бытие (подлинное бытие вещей) и трансцендентальное в – себе – бытие (некое экзистенциальное озарение, которое способно постичь шифр мира).

Коммуникация – это связь разума и веры. Это возможность человеческого общения. У Ясперса – бытие, есть «бытие с другими», т. е. общение одной экзистенции с другой.

К немецкому экзистенциализму можно отнести и ФРАНЦА КАФКУ (1883 – 1924) – известнейшего писателя и философа. Родился в еврейской семье в Праге, по образованию юрист.

Ф. Кафка отразил в своих произведениях трагичность и бессмысленность жизни. Он показал незащищенность человека от общественных институтов, изобразил хрупкость и бессилие индивида перед государством, коллективом, Богом. В новелле «Охотник Гракх» Кафка передает разорванность мира. Некий Гракх находится в лодки «зависший» между бытием и небытием, он не может осмыслить происходящее, т. к. пространство и время разорваны.

Идеи понимания смысла жизни Кафка выразил в рассказе «Сельский врач», фантастической повести «Превращение», романе «Замок» и др. Кафка не может найти выход личности к человечеству, связать индивида и общество.

Французский экзистенциализм строится на учении Хайдеггера, и возникает после Второй мировой войны.

Читайте также:  Какие способы остановки кровотечения при травме конечностей используется наиболее часто

Жан Поль Сартр (1905 – 1980) – французский философ, представитель экзистенциализма (так называемого атеистического его варианта), писатель, общественный деятель. Известность Сартру принесли роман «Тошнота» (1938) и сборник рассказов «Стена». Основная философская работа – «Бытие и ничто». Экзистенциальная философия Сартра рассматривает роль «субъективного» (подлинно – личностного) в процессе человеческой персонализации и исторического творчества. Сартр развивает метод, называемый им экзистенциальным психоанализом, который призван прояснить облик индивидуальности путем выявления тех обстоятельств детства, которые оставили след в сознании индивида. Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: «объективность» и «субъективность», «необходимость» и «свобода». Понятие свобода – это ядро онтологии Сартра. «Свобода – это дыра в бытии». Свобода – это выбор своего бытия, «человек – это свобода или его нет».

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя. Он всегда «впереди, позади себя, но никогда сам». Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: «. .. существование предшествует сущности. .. » По сути, это означает, что всеобщие общезначимые (культурные) ценности, идеалы, являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает. «Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния.

Напряженность атмосферы, царящих в романах и философских трактатах Сартра, часто выглядит как выражение эмоции «смерти Бога» в отчужденном мире, а самое ее содержание легко может быть расшифровано в терминах «греха», «бренности существования», «страдания и искупления», болезненно ощущаемой «вины», «ответственности» и так далее.

В романе «Тошнота» (который стал символом экзистенциальной литературы) Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть »бытие в себе», а человеческое существование есть «бытие для себя» или ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх, «человек есть его страх» (по сути, «скажи, чего ты боишься, и я скажу, кто ты»). Страх человека строится на том, что Бога нет, и человек за все отвечает сам, более того, человек хочет стать Богом – это «фундаментальный человеческий проект», но это утопия, бесполезная страсть, абсурд. Так Сартр приходит к идее абсурдности мира, которую развивает Альбер Камю.

Альбер Камю (1913 – 1960). В основе произведений Камю лежит ощущение трагичности жизни.

Все сюжеты его произведений вращаются вокруг отдельного человека и его отношений с окружающим миром. Взгляды Камю развиваются в условиях, когда вера в Бога утрачена, и стало ясно, что человеческое существование конечно в абсолютном смысле. Если человек одинок и идет к своему неизбежному концу, то смысл его жизни радикальным образом утрачивается. «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?» – спрашивает Камю.

У Камю чувство, характеризующее бытие человека, оказывается чувство абсурдности – оно неожиданно рождается из скуки, перечеркивает значимость всех остальных переживаний. Абсурд, в философии Камю, есть некая универсальная дисгармония. Философия Камю – «философия абсурда».

Обычно в нашей жизни мы следуем привычной рутине, утверждает Камю: «Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том ритме – вот путь, по которому легко идти день за днём». Но однажды встаёт вопрос, зачем?». Жизнь, Камю сравнивает с Сизифовом трудом. («Эссе об абсурде». «Миф о Сизифе»). Так возникает чувство абсурда. Человек хочет понять мир, говорит Камю, но не может. Камю исследует несколько выходов из мира абсурда. Первый из них – самоубийство (ликвидация абсурда), второй – философское самоубийство (смирение), третий – бунт, он описывает в произведение «Бунтующий человек». Это история идеи бунта – метафизического и политического – против несправедливости человеческого удела. «Бунт, придает жизни смысл. Я бунтую, я существую, я свободен». Еще один выход из абсурда – это художественное творчество – «творить – это жить вдвойне».

Свою экзистенциальную доктрину Камю изложил в художественных произведениях «Чума», «Осадное положение» и др.

Особую форму экзистенциализма – католический экзистенциализм предлагает Габриэль Марсель (1889 – 1973).

Экзистенциальный опыт, по его мнению, иррационален. Только через него можно познать Бога. Быть для Марселя – это духовно существовать, а душа есть некое чистое бытие. Для Марселя важна нравственная основа бытия – вера, любовь, верность, ответственность, уважение. Поэтому быть, для Марселя – это «быть любимым». Марсель подчиняет личность потустороннему абсолюту, именно при встрече с Богом, в момент экзистенциального переживания, человек избавляется от суетности жизни и мира абсурда.

Экзистенциализм – это порождение эпохи «великих исканий и катастроф». Экзистенциализм оказал огромное влияние на искусство и литературу. В России идеи экзистенциализма разделяли Л. Шестов, Н. Бердяев.

Читайте также:  Гороховый суп с копчеными ребрышками способ приготовления

Экзистенция, «пограничная ситуация», Dasein («бытие здесь»)

Источник

Личность – способ бытия человека в обществе. Индивидуальность

Сложный и длительный путь формирования современного человека привел к тому, что в нем тесно переплелись два начала: биологическая природа и социальная сущность. При этом каждый человек неповторим, поскольку наделен индивидуальными различиями.

С одной стороны, все люди похожи и это позволяет нам судить о целостности человека как части природы и общества; но с другой стороны, человек – это личность с множеством различных ее аспектов. Если родовое понятие – человек включает единство социального и биологического, то личность отражает социальную природу человека. Марис писал, что сущность личности составляют не борода, не кровь и т. д., а ее социальное качество. Общество состоит из бесконечно разнообразных личностей.

Личность – это персонификация определенного вида деятельности общественных отношений, определенных социальных ролей и функций.

— положение индивида в системе общественных отношений (роли, функции, маска, статус);

Личность – это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Человек умеет отвечать за свои поступки. Это способность индивида формулировать свое «Я» и сделать его предметом анализа (ребенок в 2-3 года). В этом смысле не все люди – личности.

Бытие человека в качестве личности зависит от общественного мнения в конкретных условиях, формирующих набор признаков и черт, необходимых для признания человека – личностью. Так, в рабовладельческом обществе правом считаться личностью обладали свободные граждане. В феодальном строе личность определялась принадлежностью к дворянскому сословию. У Гоголя в «Мертвых душах» дана субординация личностей в яркой художественной форме. Капитализм упразднил сословные привилегии, поскольку пролетариат признавался членом гражданского общества, т.е. личностью.

В науке насчитывается более 70 определений личности.

Личность – это конкретно-исторический способ бытия человека в обществе, индивидуальная форма существования и развития социальных качеств, связей и отношений, персонифицированных в конкретных видах деятельности и поступках.

Формой проявления «личности» является индивидуальность. Неповторимость свойств индивида проявляется не в наборе черт и свойств (мужество, трудолюбие, общительность и т.д.), а в способе их проявления и выражения, в сочетании целей и средств их достижения, черт характера, привычек, эмоций и т.д. одаренный человек обладает не только задатками, но и способностью их реализации. А чем полнее в личности отражается общечеловеческое содержание, тем она ярче выражает интересы своего общества.

Индивидуальность – центр личности, ядро и способ ее бытия. Отсюда – личность социальна по сути, но индивидуальна по способу своего существования.

Теория личности дает ответ на три вечных вопроса: что? как? почему?

Источник

Философия человеческого бытия

Слово «бытие» всегда было окрашено в том числе и повседневным смыслом. Однако, если примерять его к философии, то всегда можно увидеть в нём не только обыденный оттенок или житейски достоверное существование. Скорее наоборот, нужно понимать, что бытие скрывается за наличностью.

Отечественная литература тому хороший пример, особенно касательно последнего периода, когда наметилась определённая тенденция, которая заключается в том, что множество учёных-мыслителей возводят бытие в ранг повседневного существования человека. В своих работах они рассуждают о социокультурном, культурном, цивилизованном человеческом бытии. На самом же деле речь идёт о том, какие условия созданы для жизни человека и в каком социальном измерении он рассматривается.

Проблемы бытия человека

Важно понимать, что в истории философии проблема бытия носит отнюдь иной характер. Специфическая особенность данной темы в том, что наличные обстоятельства жизни человека выходят за рамки. Личность закрепляется в нетипичных, критических или словами философов пограничных ситуациях.

Бытие – это свобода человека, его наивеличайшее напряжение сил.

Отечественный философ В. Бибихин писал так: «Перелетные птицы каждый год дважды подвергают себя предельному, на последней границе выносливости напряжению всего своего существа, пускаясь в путь на тысячи километров. А человек благодаря своей исключительности может теперь, в наше время – и большинство пятимиллиардного населения земного шара так и ведёт себя – прожить всю жизнь от рождения до смерти, не поставив себя на грань даже биологической, не говоря уже о духовной выносливости, не зная, до самого смертного часа, что такое предельное».

Но здесь возникает вопрос о том, разве человечество и так не находится на грани возможного выживания? Ответ очевиден – находится. Но если говорить об в контексте интерпретации бытия, то речь не идёт о каких-либо внешних условиях жизни. В силу того, что любую экстремальную ситуацию человек априори воспринимает с напряжением, мобилизуя для этого все свои внутренние резервы.

Предположим, что человек умирает. Силы его практически покинули. С биологической точки зрения он практически труп, он почти полностью потерял способность воспринимать жизнь.

А вторая ситуация такая: на смертном одре человек может почувствовать глубину собственной заброшенности и покинутости. Он способен понять, что его судьба мучительна и это приносит ему сильные душевные страдания. Именно так описывал предсмертное состояние Ивана Ильича Л. Толстой в одноименной повести.

Читайте также:  Самовар словообразование способ словообразования

Истинное бытие человека нельзя все обнять в его целостности. Это происходит потому, что оно расколото на куски. Личность появляется на свет определённого пола, либо мужского, либо женского, и уже это оказывает влияние на то, к чему будет устремлён человек, к реализации каких функций бытия. Кстати, об этом впервые заговорил ещё Платон. Человеческое существо очень далеко от того, чтобы представлять из себя абсолютное законченное единство в себе самом, но стоит заметить, что многие философы именно таким образом его себе представляли. В реальных условиях индивид находит в себе только относительное и фрагментарное единство. Даже, если представить ситуацию, когда индивид будет рассмотрен во всей его полноте самораскрытия, то он никогда не сможет достичь полноты бытия. Его предельная величина быть частичным проявлением бытия.

Человек нацелен преодолеть границы собственного существования, постоянно их расширять. Это характерно ему в различных проявлениях. Но важно учитывать тот факт, что большинство людей могут удовлетворить свои потребности в малой доле и не претендовать на исключительное существование, тем самым раствориться в недрах социальной анонимности, не предпринимая попыток познать истину бытия. В такой ситуации философы используют выражение: «… бытие ускользает, не проявляется. Жизнь мира драматична, полна трагизма. В ней есть противоборство противоположных начал – жизни и смерти, добра и зла, свободы и рабства».

Первым, кто заговорил о верховенстве свободы был адепт европейской философии немецкий мистик и мыслитель Я. Бёме.

Н. Бердяев писал: «Быть может, впервые в истории человеческой мысли Я. Бёме увидел, что в основе бытия. лежит безосновная свобода, страстное желание ничто стать чем-то, тьма, в которой загорается огонь и свет. «

Человеческое бытие и его раскрытие

Человеческое бытие – это то, к чему стремится человек; некий идеал, как магнит притягивающий его, предельное жизненное и духовное напряжение; полнота самораскрытия.

Так выдели проблему человеческого бытия русские религиозные философы, которые совершали попытки открыть тайну человеческого существования. До романтиков, человека рассматривали как существо природное и социальное. В силу этого, его существование представлялось в определённых формах, которые были заданы исторически.

Крестьянин, добывающий хлеб, аристократ, ведущий светский образ жизни, монах, посвящающий всю свою жизнь служению Богу. В данном контексте человеческое бытие реализовывалось посредством его социального статуса. Однако, личность, запертая в наличном историческом пространстве, страдает от дискомфорта.

При таких условия, важно понимать, что индивид достаточно просто примеряет с помощью собственного воображения различные культурные миры, которые сам способен сотворить. Отрекаясь от реальности мира, романтик входит в неизвестные области собственного бытия. Приукрашивая действительность, он может постичь нечто уникальное, независимое, принадлежащее лишь ему как живому созданию.

Основываясь на романтических представлениях, только человек может открыть в себе беспредельные миры. Романтическое создание, помимо прочего может не только воспроизводить идеи самобытной индивидуальности, но и создавать принципиально новые представления о богатстве и неисчерпаемости индивидуального мира. Образ человека в романтизме отождествляется с перманентной и глубокой тоской по человеческой невосполненности, незаконченности. Именно поэтому в романтических произведениях мотивы «мировой скорби» и трагизма существования так актуальны.

Интерес к различным культурным и духовным мирам, несомненно, способствовал постоянному поиску личностного идеала, создавая при этом возможности для развития и возвышения человека в качестве личности. Романтики часто концентрировали собственное внимание на ключевых аспектах человеческого бытия: любви, творчестве, смерти. При этом они много говорили о подорванности человеческого существования и раскрывали такие состояния человеческой души, как горечь, тоска, печаль, скорбь, которые так же важны, как и веселье, жизнерадостность или ликование.

Взгляд романтиков на человеческое бытие отличался неиссякаемыми проявлениями в судьбе отдельного человека и эти проявления ограничены. Он может не познать глубины человеческой страсти, не чувствовать истинного призвания человека, но исследовать иные состояния человека. Чтобы это понять, нужно объяснить одну мысль, которую поможет интерпретировать стихотворение Б. Чичибабина, которое пестрит романтическими проявлениями:

Не подари мне легкой доли,

В дороге друга, сна в ночи,

Сожги мозолями ладони,

К утратам сердце приучи.

Доколе длится время злое,

Да буду хвор и неимущ.

Дай задохнуться в диком зное,

Веселой замятью замучь

И отдели меня от подлых,

И дай мне горечи в любви,

И в час, назначенный на подвиг,

Изначально может показаться, что поэт из-за собственной беспечности кличет на себя неприятности. Но автор делает это не зря, и не потому, что он испытывает удовлетворение от мук, а потому, хочет раскрыть философскую мысль: чтобы прорваться к своему человеческому бытию, нужно дойти до стадии максимального напряжения, а лёгкого пути достижения такого состояния нет. Только испытания, мучительные противостояния и трудности помогают человеку понять глубину собственного существования. Именно поэтому философам требуется использовать словосочетание «человеческое бытие» в качестве обобщения предельных человеческих возможностей.

Источник

Оцените статью
Разные способы