Понятие отражающее основной способ подачи материала

О формах подачи учебного материала на школьных уроках

Уроки у многих школьников и их родителей ассоциируются со скукой, сложными и непонятными объяснениями, зубрежкой, и не вызывают положительных эмоций. Так оно и есть в том случае, если учитель не использует разнообразных форм подачи материалы, ограничиваясь лекциями, параграфами учебников и отработкой упражнений.

Методов, которыми можно донести информацию до учеников, довольно много. Они очень разнообразны и не похожи один на другой:

  • Игровые методы . Особенно полезны для младших школьников, которые еще недавно познавали мир исключительно через игры.
  • Наглядные методы . Демонстрация рисунков, фотографий, муляжей, графиков. Этот метод неоднократно доказывал свою эффективность: он позволяет концентрироваться на материале, который дает учитель, и позволяет лучше запоминать услышанное.
  • Проектные методы . Создание моделей, творческих работ, моделирование ситуаций, все это дает возможность стать непосредственным участником процесса, а не пассивным наблюдателем. Информация, полученная на таких уроках, будет иметь эмоциональную окраску, а значит – лучше откладываться в памяти.
  • Методы проблемного обучения . Обучение школьников анализу материала, самостоятельной постановке вопросов и поиску их решений, развивает живость ума, логичность мышления, умение решать сложные задачи.

Хороший учитель, работает ли он в частной платной школе или в муниципальной в первую очередь ищет способ такой подачи материала, которая запомнится ученикам, а в случае сложной темы — поможет лучше разобраться в вопросе.

Как разнообразить школьный урок?

При правильном подходе со стороны педагога, уроки перестают быть скучными и наводящими сон и усталость. Множество способов разнообразить занятия обычно встречаются «на ура» даже самыми пассивными и незаинтересованными учениками, и дают отличные результаты. С этой целью проводятся:

  • Деловые игры.
  • КВН.
  • Брейн-шторм.
  • Викторины.
  • Конкурсы.
  • Диспуты и многое другое.

Некоторые требуют предварительной подготовки со стороны учащихся частной начальной школы, другие могут быть полным сюрпризом для школьников, пришедших на рядовую лекцию. Первую деловую игру лучше проводить именно таким образом. В следующий раз, зная, что занятия будут выстроены в виде игры, в которой для каждого найдется роль, количество хорошо подготовившихся учеников будет в разы выше, чем в обычный рядовой день.

Не менее эффективным новаторством будет проведение наблюдений за самыми разнообразными явлениями. Пусть школьники сами поставят эксперимент, и зададут правильные вопросы, ответы на которые смогут получить у учителя.

Источник

пути повышения качества знаний на уроках истории

Автор: Бобрович Ирина Михайловна

Безделье на уроке больше утомляет
учащихся, чем активная деятельность…
К.Д
. Ушинский Учителя истории ищут ответ на многогранный вопрос: как в условиях многообразия учебников, сохранения концентрической модели, найти наиболее оптимальные пути обучения старшеклассников истории, обществознанию, соответствующие Обязательному минимуму, задачам развивающего обучения, требованиям применения новых технологий. Качественное решение целей и задач обучения возможно лишь на основе системного подхода. Идеальной системы обучения, как известно, не существует. Кроме этого, все педагогические системы развивающие в большей, либо в меньшей степени. Поэтому наиболее целесообразным является отбор ряда методов из разных обучающих систем и применение их в определенных сочетаниях, взаимодополняющих друг друга, обогащающих выбранную систему обучения. Преобладающим при этом будут методы, соответствующие типу системы, на основе которой строится урок с разнообразными дидактическими элементами. Определяющую роль в выборе учителем типа обучающей системы играет характер изучаемого материала. Немаловажными также являются уровень компетентности учащихся (знания, умения, изученность темы) и цели обучения, как общие, так и характерные данному школьному периоду. Важно подчеркнуть, что понятию дидактической системы в современной педагогической психологии соответствует понятие общепедагогической технологии. Сегодня учителя заняты вопросом как преподавать (несмотря на то, что актуальными остаются серьезные проблемы и в программном содержании). Учитель по-прежнему является носителем, организатором учебно-познавательной деятельности учащихся, имеющей свои особенности на всех ступенях школы. На уроках, вовлекая в учебную деятельность учащихся, учитель формирует у них общеучебные интеллектуальные умения. Между тем, учителя истории постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений?

Читайте также:  Тепловая обработка продуктов классификация способов тепловой обработки продуктов

Существенным для педагога является выбор наиболее эффективного методического инструментария изучения конкретной темы. Что же представляет техническая сторона организации учебного процесса? Форма обучения – это способ организации учебного процесса. Форма обучения отражает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, порядком его осуществления. Форма обучения неразрывно связана с соответствующими ей методами. Любой метод характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса и выступает как способ организации педагогической и учебной деятельности учителя и учащихся при решении определенных дидактических задач. Форма урока – понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод. Все формы урока делятся на традиционные и нетрадиционные.

Тип урока – понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. Следует иметь в виду, что если в традиционной системе важно определить тип, форму урока с тем, чтобы активизировать учеников, то в системе развивающего обучения это не является определяющим. Здесь важно создание и соблюдение дидактических условий для организации учебной деятельности, применение уровневых специальных заданий по теме, оптимальное сочетание структурных элементов урока и интерактивных методов. Урок, как один из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. Не называя общеприменяемых форм уроков, перечислим некоторые из них:

-урок-лекция; урок-семинар; урок-зачет; урок-исследование; лабораторно-практический; урок анализа письменных работ; урок-аукцион знаний; урок интегрированный; урок диспут; урок развития творчества (опора на сравнительный анализ, формирование технологии учебной деятельности); урок защиты рефератов; урок-конференция; урок-панорама; урок смотра знаний; урок систематизации знаний и умений; урок-экскурсия; урок дидактической игры (ролевой, деловой); теле-аудиоурок; урок-практикум; урок-консультация; урок-презентация и др. На основе каждого из перечисленных уроков можно разработать частно предметную, либо модульную технологии обучения истории, гарантирующих более результативное и качественное изучение учебного материала.

В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащегося. Старшеклассник должен научиться быстро переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные ситуации, достигать цели обучения индивидуально, в парах, группах и т. п. При этом учащийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат. Вся деятельность старшеклассника должна носить самостоятельный характер.

Приступая к планированию урока, учителю необходимо изучить и учесть:

своеобразие темы, степень ее изученности;

место и роль данной темы в курсе, воспитании гражданских качеств учащихся;

уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;

отбор учебного материала;

соотнести с «минимаксом» (необходимые и достаточные знания и умения);

постановка цели и задач урока;

соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на уроке, ее формы;

связь с предыдущим материалом;

форму и тип урока;

оптимальный набор приемов и методов.

В целом все эти элементы определяют выбор типа технологии.

Технология – это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

Рассмотрим модульную технологию обучения.

Читайте также:  Образуйте от прилагательного ничей наречия приставочно суффиксальным способом

Модульная технология обучения

Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Таким образом, логично использовать блоковую (модульную) организацию подачи материала, а именно: лекция (урок изучения нового материала), семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), коллоквиум, зачёт (контрольные уроки, уроки учёта и оценки знаний и умений).

Модульная технология интересна и эффективна тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью модульной технологии является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников. Что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Модульная технология позволяет варьировать темпы прохождения материала и его структуру, то есть строится в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории. Как показывает опыт, применение технологии приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся. Наиболее существенными элементами модульной технологии можно обозначить:

блочное (модульное) построение учебного материала;

мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Модульная технология по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в старшей школе, имеет ряд преимуществ:

гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализции, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики

конкретного коллектива учащихся).

Прозрачность и динамичность структуры, этапов технологи при сохранении преемственности этапов технологии, ее целостности.

Простота концептуальная и организационная для учащихся и учителя истории. Позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности.

Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически.

Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач.

Вовлечение в процессе осуществления технологии компетентных помощников учителя в роли консультантов и экспертов, качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории.

Исследуя возможности модульной технологии, необходимо отметить ряд ее преимуществ по сравнению с другими методическими моделями, а именно: согласованность цели, времени исполнения работы, количества вложенного труда в результат для предупреждения перегрузки учащихся; формирование учебной деятельности учащихся, основывающейся на развитии комплекса общеучебных интеллектуальных умений (наблюдения, слушания, осмысленного чтения, классификации, обобщения, самоконтроля); диагностичность целей и задач развития школьников.

Чтобы представить общую схему модульной технологии, следует четко понимать, что подразумевается под понятием «модель». Это обобщенная схема или комплекс дидактических условий, предполагающих определенную последовательность педагогических действий учителя по организации и управлению учебной деятельностью учащихся. Ее основой служит преобладающая деятельность учащихся. Образовательные модели классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две: репродуктивная деятельность (традиционная) и продуктивная, поисковая, направленная на создание новых знаний. В свою очередь, на данных видах деятельности основывается разделение инновационных подходов в современной педагогике. К сожалению, иногда смешивают понятия «модель» и «метод», это в корне не верно. Модель отличается следующим:

Читайте также:  Способ рубки главного пользования

1.Реализует целостный комплекс взаимосвязанных между собой дидактических условий, обеспечивающих формирование учебной деятельности школьников в ее целостности и единстве компонентов.

2.Сочетание формальной стороны обучения (цель, единство обучения и преподавания и т.п.) и его динамики, разворачивании во времени.

Важнейшим условием эффективности образовательных технологий (педпроцесса) является применение личностно-ориентированных технологий, представляющие собой объединенные в определенных сочетаниях формы, методы и средства обучения. Личностно-ориентированные технологии предполагает отказ учителя от авторитарной модальности в общении с учащимися. Это необходимо для создания партнерских, доверительных отношений между учителем и учащимися, которые в значительной степени влияют на качество усвоения оперативных знаний школьниками.

Известно, что каждому возрасту соответствует тот или иной вид деятельности. Имитационные, операционные, ролевые, деловые игры, интегрированные с учебной деятельностью (как методы релаксопедического типа обучающей системы), являются технологической основой обучения во всех звеньях школы. В советской педагогике применение такого рода игр, других видов деятельности, повлекло появление термина «интерактивное обучение».

Интерактивное обучение – в переводе – научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии субъектов учебного процесса.

К интерактивным формам обучения относится модульная технология. Методика ее на первый взгляд, сложна, требует постоянной работы учителя и учащихся, что обеспечивает эффективное продвижение в развитии, компетентности учащихся и учителя по предмету.

Выводы.

Как показывает опыт работы, для того, чтобы обучение было успешным, значительное внимание должно уделяться не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учащимися. Модульное обучение в связи с этим обладает целым рядом преимуществ. Оно обеспечивает учащимся возможность работы в парах и группах, делового общения с товарищами. Кроме того, модульное обучение обеспечивает и «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала. Применяя блочную (модульную) технологию обучения учащихся учитель призван не только насыщать учащихся исторической информацией, но и учить учащихся самостоятельно добывать знания. Самообразование является условием развития интеллектуальной личности. Всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Модульная (блочная) организация подачи материала:

— лекция (урок изучения нового материала),

-семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков),

— коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).

Существенные элементы модульной технологии:

— блочное (модульное) построение учебного материала;

— мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

— преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории;

— организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя.

Традиционные методики преподавания применяются в репродуктивной образовательной модели, модульная технология способствует формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности.

Хотелось бы отметить, что модульная технология обучения, применяемая мною активно в последние годы, дает хорошие результаты.

Хочется закончить свое выступление словами Сухомлинского:

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.»

Источник

Оцените статью
Разные способы