Тестирование как одна из форм контроля на уроках обществознания в 10-м классе
Тестовые задания
1. Понятие “общество” включает в себя:
1) природную среду обитания,
2) формы объединения людей,
3) принцип неизменности элементов,
4) окружающий мир.
2. В сущности своей общество – это:
1) часть природы, обособившаяся от нее и потерявшая связи с ней,
2) система связей и отношений, в которых люди находятся друг к другу,
3) круг людей, объединенных общностью происхождения (единый предок),
4) форма добровольного и сознательного (по договору) сотрудничества людей.
3. Общество в понимании ученых это:
1) материальный мир в целом,
2) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному,
3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам,
4) способы взаимодействия и формы объединения людей.
4. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как:
2) часть природы,
4) материальный мир.
5. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие “общество” применимо к объединению людей, связанных сходными интересами.
Б. Общество является совокупностью подсистем и социальных институтов.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
6. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политика, проводимая властями, может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
7. В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
1) экономической и социальной,
2) политической и экономической,
3) социальной и духовной,
4) экономической и духовной.
8. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает:
1) политическую и социальную сферы жизни общества,
2) экономическую и социальную сферы жизни общества,
3) политическую и духовную сферы жизни общества,
4) все сферы жизни общества.
9. Найдите в приведенном списке черты общества как динамической системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы,
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов,
3) способность к самоорганизации и саморазвитию,
4) выделение из материального мира,
5) постоянные изменения,
6) возможность деградации отдельных элементов.
10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
“Характеристика общества как __________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________ (3) общества. ___________ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ___________(5), а также управление совместной _____________ (6) людей”.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Г) социальные блага,
З) социальные институты,
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
11. К какой сфере общественной жизни относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?
12. В какой сфере общества происходят процессы маргинализации, стратификации?
13. К элементам духовной сферы общественной жизни относятся:
1) производство, потребление, распределение, обмен материальных благ,
2) закон, договорные обязательства,
3) мораль, искусство, философия,
4) взаимодействие общественных групп.
14. Связь всех сфер жизни общества:
1) вытекает из целостности общества как системы,
2) достигается политической борьбой,
3) обеспечивается идеологической работой,
4) устанавливается законодательным путем.
15. Какая сфера жизни общества включает отношения в процессе материального производства?
Источник
Понятие общество включает природную среду обитания способы взаимодействия людей
Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.
Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.
Правильный ответ указан под номером 3.
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей.
Б. Общество включает в себя природную среду обитания человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Общество — исторически сложившаяся и обособившаяся от природы часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей.
Правильный ответ указан под номером 1.
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Вмешательство главы правительства в конфликт рядовых акционеров и совета директоров крупной компании отражает связь экономической и духовной сфер общества.
Б. Введение запрета на ввоз товаров из иностранного государства характеризует взаимосвязь политической и экономической сфер общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни: социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т. д.); экономическую (производительные силы, производственные отношения); политическую (государство, партии, общественно-политические движения); духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
А — это связь политическая (глава правительства) и экономическая (конфликт между акционерами и директоратом); Б — введение запрета — политическая, ввоз товаров — экономическая.
Правильный ответ указан под номером 2.
Правильный ответ: 3.
Пояснение противоречит ответу 2.
В суждении А указано, что проиллюстрирована связь экономической и духовной сферы, тогда как пример отражает связь политической и экономической. Следовательно, А не верно. Суждение В дано верно. Таким образом, ответ 2.
Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельностью называют целенаправленную активность животных.
Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
У животных отсутствует целеполагание, так как у них нет сознания, соответственно, деятельностью они не владеют.
деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.
Правильный ответ указан под номером 2.
А какую потребность удовлетворяет человек, спасающий утопающего? Или это не деятельность человека?
А здесь мотивом выступает не потребность, а социальная установка.
Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?
А. Хозяйственная деятельность общества ухудшает природную среду.
Б. Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А — верно, так как практически любая хозяйственная деятельность ухудшает природную среду, всегда расходуются природные ресурсы; Б — верно, наличие ресурсов дает возможность развиваться гораздо быстрее. Хотя есть и обратные примеры: Япония и Россия. Быстрое развитие первой связано с малым количеством природных ресурсов.
Обратите внимание, в варианте А отсутствую слова «только», «исключительно» и т.д., следовательно, если существуют примеры отрицательного влияния хозяйственной деятельности на природу (загрязнение атмосферы и почвы, вырубка лесов, истребление биологических видов, например) суждение будет верным. А вот если бы в суждении присутствовали слова «только» или «исключительно», то оно было бы неверным, так как иногда хоз. деятельность положительно влияет на природу.
Источник
Зачет по обществознанию №1 (разделы «Общество» и «Человек»)
Зачет 1 (Обществознание)
Задания уровня А
Один правильный вариант ответа
- Какой из признаков характеризует общество как систему?
1) постоянное развитие
2) часть материального мира
3) обособление от природы
4) способы взаимодействия людей
- Понятие « общество » включает в себя
1) окружающий мир
2) природную среду обитания
3) способы взаимодействия людей
4) сохранение связи с природой
- Понятия «нация», «этнос» относятся
1) к экономической сфере
2) к социальной сфере
3) к политической сфере
4) к духовной сфере
- Понятия «собственность», «производство», «обмен» относятся
1) к экономической сфере 3) к политической сфере
2) к социальной сфере 4) К духовной сфере
- Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества?
А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.
Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести
1) классы, социальные группы
2) политические партии
3) мораль
- Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?
А. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил.
Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.
Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9.Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию
4) модернизация
10.Определение: «Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества» относится к понятию
1) контрреволюция 3) революция
2) реформа 4) контрреформа
- Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)
1) регрессивная направленность
2) революционные изменения
3) постепенные процессы
4) скачкообразные перемены
- Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?
А. Для индустриального общества характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.
Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
- Какой признак относится к постиндустриальному обществу?
1) развитие индивидуализированного сознания
2) возникновение и лидерство массовой культуры
3) наличие однородного характера культуры
4) преобладание устной передачи информации
- Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. Глобальные проблемы порождены деятельностью одной страны или группы стран.
Б. Глобальные проблемы угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения о социологии?
А. Социология — это наука об обществе как целостной системе.
Б. Социология — это наука, изучающая историю и закономерности возникновения государства и права.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
- Человек, согласно современным представлениям, есть существо
4) биосоциальное
- Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как
3) индивидуальность
- Какой признак характеризует человека как личность?
1) нейродинамические свойства мозга
2) психофизиологические функции
3) непринуждённость в деятельности
4) жизненная позиция
- Определение: «Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности» относится к понятию
2) мировоззрение
- Сущность какого вида мировоззрения раскрывает приведённое утверждение: «Самый важный для нас вопрос есть вопрос о человеке. Всё от него исходит и всё к нему возвращается»?
4) антропоцентризма
- Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Мировоззрение присуще только индивиду.
Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
- К религиозному мировоззрению не относится
1) тесная связь с мировым культурным наследием
2) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
3) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
4) формулирование совокупности рационально построенных прогнозов
- Какому знанию соответствуют следующие выражения: «на глазок», «чуть-чуть», «щепоточка»?
4) житейскому
- К осмысленным побудителям деятельности человека относятся
1) привычки 3) мотивы
2) влечения 4) эмоции
- Гражданин Н., будучи врачом, в свободное от работы время пишет пейзажи. Потребность какого вида удовлетворяет гражданин Н. таким образом?
1) духовную 3) социальную
2) биологическую 4) органическую
- Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями,— это
1) ответственность 3) потребность
2) свобода 4) необходимость
- Утверждение: «Включай в свой сегодняшний выбор средств воздействия на природу только такие, которые позволяют сохранить будущую целостность человека» иллюстрирует понятие
1) свободы 3) познания
2) творчества 4) ответственности
- Какой из признаков характеризует общество как систему?
1) постоянное развитие
2) часть материального мира
3) обособление от природы
4) способы взаимодействия людей
- Школы, вузы, театры, музеи относятся к сфере общественной жизни
1) экономической 3) политической
2) социальной 4) духовной
- Создание Государственного совета в РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов России при Президенте РФ. К какой сфере общественной жизни относится данный факт?
1) экономической 3) политической
2) социальной 4) духовной
- В понятие социальный институт не входит
1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба
- Верны ли следующие суждения об институтах общества?
А. Институты общества осуществляют социальный контроль.
Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
- К духовной культуре относится
1) оборудование 3) здание
2) искусство 4) компьютер
- Кто является автором теории происхождения человека из животного мира, постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?
3) Ч. Дарвин
- Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
1) обменные процессы
2) творческая активность
3) работа органов чувств
4) потребность в пище
- В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
1) средства должны соответствовать целям
2) цель состоит в получении достоверного знания
3) субъектом выступает отдельная личность
4) результатом является новый продукт
- Личность формируется под воздействием:
1) биологической программы
2) природной среды
3) социализации
4) собственных взглядов и убеждений
- Ученик для учителя является:
1) объектом деятельности
3) субъектом деятельности
- К экзистенциальным относятся потребности в:
1) безопасности
- Верны ли следующие суждения о самосознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
1) верно только А
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- Деятельность в отличие от общения
1) является потребностью человека
2) может доставлять человеку удовольствие
3) предполагает наличие цели
4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды
- Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:
2) индивидом
- К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребности в
1) трудовой деятельности
2) сохранении рода
4) физической активности
- Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)
1) членораздельная речь
2) сознание и мышление
3) способность брать ответственность на себя
4) наличие физических потребностей
- Основным фактором формирования личности является
1) природная среда
2) общение с окружающими
3) механизм наследственности
4) врожденные склонности
Дополнительные задания
- Как человек, так и животное (общие признаки)
а) выдвигает цель
б) обладает механизмом самоконтроля
в) удовлетворяет свои потребности
г) использует природные объекты
д) изготавливает орудия труда с помощью других орудий труда
е) передает трудовые навыки последующим поколениям
ж) осознает собственные потребности
з) общественно активно
- Человека от животного отличает
а) использование природных объектов
б) стремление понять окружающий мир
в) приспособление к условиям среды
г) инстинкт самосохранения
д) изменение условий своего существования
е) обучение потомства
ж) коллективное взаимодействие
- Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризует его как
а) индивида б) индивидуальность в) организм г) личность
- Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает
а) волю и характер
б) система ценностей
в) физическое развитие
г) знания и умения
д) возрастные особенности
е) половые и возрастные особенности
ж) наследственные признаки
з) моральные принципы
и) мировоззренческая культура
к) половая дифференциация
л) профессиональная деятельность
- Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?
а) индивидуальность б) деятель в) творец г) индивид
Задания уровня В
В1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира. – это …………
В2. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».
Ответ: задатки (способности)
В3. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
- человек, активно осваивающий и преобразующий природу
общество и себя А. Индивидуальность
- отдельно взятый человек Б. Индивид
- неповторимое своеобразие человека В. Личность
1 | 2 | 3 |
В | Б | А |
В4. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.
особенности деятельности область культуры
- стремление к достоверности А. Наука
- доказательность предположений Б. Искусство
- Субъективность
- Образное отражение действительности
Ответ: 1-А, 2-А, 3- Б, 4-Б
В5. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, это ………..».
В6. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.
1) Способность к совместной преобразовательной деятельности
2) Стремление к самореализации
3) Умение приспосабливаться к природным условиям
4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) Потребность в воде, пище, отдыхе
6) Способность к самосохранению
В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений — во втором.
тип потребности проявление
- Социальные потребности А. Иметь друзей
- Духовные потребности Б. Иметь добрую славу о себе
- Биологические потребности В. Иметь пищу
1 | 2 | 3 |
А | Б | В |
В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.
3) Строящийся дом
5) Подъемные краны
6) Правила техники безопасности
7) Строительные материалы
В9. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.
описание функции функция общения
- Организация совместной деятельности А. Коммуникативная
- Обмен информацией Б. Функция взаимодействия
- Взаимопонимание В. Познания
1 | 2 | 3 |
Б | А | В |
В10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.
А) Равноправие партнеров
Б) Активность каждого участника
В) уважение к мнению собеседника
Г) Готовность к взаимопониманию
Д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника
Ж) Незнание имени собеседника
В11. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.
1) Доступность для использования
3) Практическая значимость
4) Воспроизводимость образца
5) Принципиальная новизна
В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.
Характеристика Виды деятельности
- Воображаемая ситуация А. Труд
- Практическая полезность Б. Учение
- Нацеленность на получение знаний В. Игра
- Замещение реальных объектов условными
- Преобразовательная направленность
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В | А | Б | В | А |
В13. Завершите фразу: «В основе потребностей человека лежат … »
В 14 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».
Источник