Содержание
Способ производства — исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления, т. е. общественное производство на определённой ступени исторического развития, характеризующееся определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню типом производственных отношений. Иначе говоря, способ производства — это исторически определённое диалектическое единство производительных сил и производственных отношений — двух сторон производства, выражающих отношение людей к природе и друг к другу. Причём это такое единство, которое устойчиво воспроизводит предпосылки собственного существования, является органическим целым.
Две стороны способа производства находятся во внутреннем взаимодействии; главенствующая роль принадлежит производительным силам, от уровня развития которых зависит характер производственных отношений. Изменения в отношениях собственности, характере соединения рабочей силы со средствами производства, формах связи между производителями, классовой структуре общества, мотивах и целях хозяйственной деятельности, которые специфичны для каждого способа производства, диктуются в конечном счёте развитием производительных сил, отражающих степень господства человека над природой.
Поскольку две стороны способа производства находятся в диалектическом единстве, то каждая из этих сторон предполагает другую и не может существовать без другой стороны. Более того, каждая из сторон в себе самой уже содержит свою противоположность и является в известном смысле своей противоположностью:
- Производительные силы на определённой ступени развития обладают специфическим для данной ступени общественным характером, при этом такие производительные силы общественного труда, как разделение и кооперация труда, специализация и концентрация производства и т. п., прямо выступают стороной производственных отношений — технико-производственными (или организационно-производственными) отношениями.
- Производственные отношения, являясь внутренней формой организации производительных сил и двигателем их развития, выступают и как специфическая социальная производительная сила, а в качестве технико-производственных отношений и прямо включаются в производительные силы общества.
Таким образом, каждая из сторон способа производства полагает свою противоположность, реализует самоё себя в своей противоположности.
В системе условий общественной жизни способ производства занимает определяющее место. «Способ производства материальной жизни, — отмечал К. Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» [1]. В зависимости от существующего способа производства складывается определённая надстройка (см. Общественно-экономическая формация). Истории человеческого общества известны пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (первой фазой которого выступает социализм) (см. Первобытнообщинный строй, Рабовладельческий строй, Феодализм, Капитализм, Коммунизм). В марксистской литературе дискутировался вопрос о правомерности выделения азиатского способа производства, однако представляется более убедительной точка зрения, что он является лишь модификацией одного из докапиталистических способов производства.
Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной способ производства, нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же способа производства (например, античное или восточное рабство, прусский или американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.).
Взаимосвязь двух сторон общественного производства, зависимость характера производственных отношений от уровня развития производительных сил выражается законом их соответствия, который объясняет смену одного исторически определённого способа производства другим. Производственные отношения, выступая формой развития производительных сил, в свою очередь, активно воздействуют на них, ускоряя или задерживая их прогресс. Кроме того, взаимодействие производительных сил и производственных отношений испытывает обратное влияние надстройки (см. Базис и надстройка), обладающей относительной самостоятельностью.
На определённой ступени развития производительные силы вступают в конфликт с производственными отношениями. При этом в известных пределах производственные отношения обладают способностью в рамках данного способа производства приспосабливаться к требованиям производительных сил без изменения своей качественной определённости. Однако это достигается за счёт усиления внутренних противоречий существующего способа производства, в недрах которого накапливаются материальные предпосылки нового общественного строя, развиваются общественные силы, способные провести коренные социально-экономические преобразования. В классово-антагонистических способах производства конфликт между производительными силами и производственными отношениями приводит к замене одного способа производства другим в результате социальных революций. В условиях коммунистического способа производства утверждается планомерная организация производства на основе господства общественной собственности, что открывает возможности для безграничного совершенствования производительных сил и повышения эффективности общественного производства. Возникающие противоречия при социализме между ростом производительных сил и производственными отношениями не антагонистичны и разрешаются путём совершенствования производственных отношений, в результате сознательного управления общественными процессами.
Источник
Понятие общественного производства
Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества. Однако оно нетождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Однако признанием и разъяснением данного принципиального положения социально – философской теории марксизма тема «производство и общество» вовсе не исчерпывается. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство («производство сознания»), производство людей как общественных индивидов и производство «самой формы общения» (К.Маркс), то есть определенного типа социальной связи людей.
В составе историко – материалистического учения об обществе категория общественного производства дает представление о целостности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя единство и взаимодействие материального и духовного начал (процессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) общественного производства выступает развитие человека как общественного существа.
Маркс писал: «Если рассматривать буржуазное общество в целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, то есть сам человек в его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как, например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как момент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс производства выступает здесь только как момент. Условия и предметные воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются моментами, а в качестве субъектов выступают только индивиды, но индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят, так и производят заново. Здесь перед нами их собственный постоянный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в такой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатства». Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество, или, что то же самое, производство человека как общественного существа. По отношению к этой цели и результату все остальное – будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непосредственный процесс производства – оказывается лишь моментами, или средствами, и материальным условием осуществления индивидами своего общественного бытия, «собственного постоянного процесса движения». Этот вывод можно сформулировать иначе: именно производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом.
Развивая это положение в плане раскрытия структуры общественного производства и взаимодействия ее составных частей, необходимо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства материальных условий бытия людей – основополагающая предпосылка развития собственно человеческой (общественной) истории и самой способности людей делать историю. Она остается таковой на любом этапе человеческой истории. Но наряду с этой предпосылкой возникают, начинают действовать другие предпосылки, не менее важные, существенные. По мере того как человек переходил от присвоения готовых продуктов к труду, происходило формирование человеческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности. Производство сознания включается непосредственно в реальный процесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни (впоследствии, в результате общественного разделения труда появляется собственно духовное производство). Однако еще более важной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство условий и средств материального существования людей с самого начала было производством самого человека, способом формирования и развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и развития производства нельзя даже представить себе возможность выделения человека как самостоятельного субъекта, активного деятеля из первоначально нерасчлененного общественного целого.
Общественное производство есть динамичная система и структура. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на первый план и становятся определяющими. Труд, средства производства, знания (наука и опыт), также природные и социальные условия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внутреннюю структуру производительных сил (материальных и духовных) на всех этапах развития общественного производства. Однако живое движение этих сил в истории общественного производства многообразно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые могут превращаться по отношению друг к другу из средства в цель; преобразуется само отношение между трудом и производством вообще.
Из предыдущего изложения следует, что недостаточно признать определяющую роль способа производства в общественном развитии – необходимо также осознать, что сам человек является основой общественного производства. Энгельсовское положение о «производстве людей» рассматривает производство человека не только в плане продолжения рода, но и в плане процесса формирования и развития социальных качеств индивида, становления и развития личности. И если не упускать из вида, что человек — есть главная производительная сила, то надо признать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффективного, культурного работника имеет самое прямое отношение к историческим изменениям общественного производства и прогрессу общества.
Исходя из сказанного, «тайна» общественного производства заключена в «обработке людей людьми» (К.Маркс), в том, как люди производят друг друга, в характере общественной связи. Это относится и к материальному и к духовному производству. Ведь сознание, собственно, только там и возникает, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, где он должен соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, то есть в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного характера развития материальной и духовной деятельности надо искать в реальной системе общественных отношений.
Итак, понятие общественного производства занимает в системе категорий исторического материализма особое место. Оно вбирает в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) таких отправных идей социально-философской теории марксизма, как положение о практическом характере общественной жизни, предметно — деятельной природе человека, а также целостного характера общественной деятельности людей. В этом плане понятие общественного производства приобретает значение основополагающего принципа, конституирующего весь исторический процесс в качестве определенной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалектическом единстве.
Источник
39. Экономическая сфера жизни общества. Понятие общественного производства. Способ производства
Развитие человека – это процесс разрыва с естественным образом жизни и создание нового, социально-практического, трудового способа существования в процессе которого он изменяет природу и меняется сам.
В социально-практическом способе бытия главенствующую роль играет общественное производство, которое выступает в форме конкретного способа производства.
С развитием первобытного общества совершенствуются орудия труда, появляются излишки, присваиваемые родоплеменной верхушкой – идет расслоение общества на классы. Появляется государство, призванное регулировать межклассовые противоречия.
Как способ организации отношений между людьми в этих условиях возникает частная собственность. Экономические отношения включают не только отношения собственности, но и распределения, обмена, которые тоже зависят от собственности. От собственности зависит и потребление.
Обмен результатами деятельности предполагает рынок, регулирующий отношения между товаровладельцами. Экономические отношения характеризуются: а) сотрудничеством и б) конкуренцией.
Поляризация общества, возникающая как следствие игры рыночных сил, опасна для экономики, чревата социальными взрывами. Не стимулирует развитие экономики и уравниловка. Поэтому важно найти меру неравенства, которая бы стимулировала активность граждан в экономической сфере. Т.е. возникает необходимость регуляции рыночных отношений. Эту роль выполняет государство. Современное государство характеризуется как социальное, правовое, демократическое. А экономика характеризуется как социально-рыночная, которая ставит своей целью улучшение условий жизни различных социальных групп, а не только прибыль ради прибыли.
Общественное производство включает в себя:
Сферу производства средств жизни (материальное производство),
Сферу производства самого человека (это семья и вся система воспитания и образования),
Функционирование общественных отношений.
От материального производства зависят:
Социальная структура общества,
Тип политической организации,
содержание форм общественного сознания,
отношение общества к природе.
Материальное производство – это процесс трудовой деятельности. Оно затрагивает преобразование природы с целью создания материальных благ, необходимых для развития человека и общества.
Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, который раскрывается через понятия «производительные силы» и «производственные отношения».
А). Производительные силы – это система вещественных факторов:
средств производства, включающих орудия и средства труда (имеются в виду техника, технологии, инфраструктура производства…);
человеческий личностный фактор (имеется в виду человек, наделенный навыками и знаниями).
Они соединяются вместе и воздействуют на 3. предмет труда (имеется в виду природный ресурс, земля…).
Сегодня отмечают, что производительной силой общества стала наука. Без нее не может быть современного производства. Наука (теории) и практика неразрывно взаимосвязаны.
В процессе функционирования производительных сил осуществляется обмен веществ между обществом и природой. Формируются социально-экологические отношения.
Б). Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства по поводу вещей: орудий труда, предмета труда, средств труда. То есть они характеризуют способ соединения средств производства с работником (владеет они ими, не владеет…).
Производственные отношения бывают:
1. отношения собственности на средства производства (например, на акционерном предприятии у кого-то 30% акций, у кого-то — 70%),
2. отношения распределения (продукция распределится в отношении 30:70),
3. отношения обмена (произведенная продукция через рыночные механизмы будет обменена на другие продукты и услуги и опять же в отношении 30:70),
4. потребление (тоже будет осуществлено в соответствии с размерами собственности). Таким образом, отношения собственности являются определяющими. Правда, социальное, демократическое государство через налоги и др. механизмы управления может перераспределять часть общественного богатства, обеспечивая необходимую степень развития разных социальных групп.
Производственные отношения воплощаются в определенных экономических интересах людей (у людей, социальных групп с разной долей, формой собственности будут разные интересы и т.д.). История – это борьба интересов. Экономические интересы – движущая сила истории.
Производственные отношения объективны, т.е. зависят не от сознания, а от производительных сил. Уровень развития производительных сил создает условия для человеческой деятельности. Так, уровень развития производительных сил в первобытном обществе создавал коллективистский характер производственных отношений и соответствующие (коллективистские) распределение, обмен и потребление
Именно способом производства определяются исторические типы общества. Маркс назвал их общественно-экономическими формациями. История насчитывает 5 общественно-экономических формаций: 1.первобытная, 2. рабовладельческая, 3. феодальная, 4.капиталистическая и 5. коммунистическая – это как прогноз будущего общества (Маркс исходил из законов диалектики: общая первобытная собственность отрицается переходом к противоположной, частной собственности в ее различных вариантах – рабовладельческом, феодальном, капиталистическом. Второе отрицание происходит как синтез всех лучших форм собственности, достигнутых на предыдущих стадиях развития. Это переход на новый виток спирали, к общественной собственности на средства производства. У нас общественная собственность была понята как государственная. Однако нельзя отождествлять государство и общество. Понятие общества шире понятия государства. Государство – это лишь управленческое ядро общества. Смысл общественной собственности, видимо в том, что каждый член общества должен обладать той или иной долей общественного богатства, в производстве которого он участвует, не должен быть отчужден от собственности. Должны быть и государственная, и индивидуально-частные, и акционерные, и кооперативные и др. формы собственности).
Понятие общественно-экономической формации раскрывается через категории «базис» и «надстройка».
Базис – это экономический строй общества, система производственных отношений (в них главные – отношения собственности).
Надстройка – это общественное сознание, идеологические отношения, которые закрепляются в общественных организациях (политических, правовых и др.). Т.е. это явления духовной жизни и связанные с ними учреждения. (Сфера образования и воспитания также относится к надстроечным явлениям).
Базис и надстройка неразрывно взаимосвязаны. Например, базис капиталистического общества характеризуется капиталистической частной собственностью и соответствующей надстройкой, т.е. либеральной или консервативной идеологией, которые, хотя и отличаются, обосновывают необходимость свободных конкурентных рыночных отношений, основанных на частной собственности на средства производства.
Следует также иметь в виду, что, хотя базис и надстройка всегда соответствуют друг другу, однако их связь не так уж однозначна: надстройка, связанная с осознанием общественного бытия, может опережать развитие базиса, предлагать новые пути развития, а может отставать и тормозить развитие общества в целом.
(Базис и надстройка не самостоятельные явления, а характеристики общества).
Источник