Понятие общества, специфика общественного бытия
2. Понятие общества, специфика общественного бытия
Общество, в широком смысле – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле – определенный этап человеческой истории или отдельное, индивидуальное общество.
Философское учение об обществе развивалось исторически и как составная часть философии прошло длительный путь развития. Так уже в Древнем мире были сформулированы многие важнейшие его положения. Выдающийся древнегреческий философ-материалист Демокрит определял историю человечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного к общественному состоянию – «нуждой», которая ставила их на путь приобретения знаний. Другой известный мыслитель древности – Платон разработал учение об «идеальном государстве» как разумном устройстве общественной жизни. Важные идеи в области социальной философии были высказаны Аристотелем, который рассматривал общество как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов».
Понимание общества, как основанного на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов было характерно для буржуазной философии XVII – начала XIX вв. Вместе с тем в XIX в. возникает критика «договорной» теории общества. Конт видел истоки общества в действии некоторого абстрактного закона формирования сложных и гармонических систем. Гегель противопоставлял «договорной» теории трактовку гражданского общества как сферы экономических отношений, где всесторонне переплетается зависимость всех от всех.
Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма. Марксизм-ленинизм в понимании общества исходит из того, что сам факт бытия человека не может раскрыть сущности общества. Абстрактный, изолированный от хода истории человек – всего лишь продукт мыслительного процесса, признаки подобного человека в лучшем случае – признаки «рода». Отвергая понятие абстрактного, внеисторического человека, Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
Общественные отношения – то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Но это не значит, что общество – это только общественные отношения. Маркс определял общество как «продукт взаимодействия людей» и относил к нему производительные силы и производственные отношения, общественный строй, организацию семьи и классов, политический строй, общественное сознание.
Характеристика общества через совокупность общественных отношений выделяет и фиксирует его специфическую природу. Установление детерминированности всех общественных отношений производственными отношениями и открытие зависимости производственных отношений от уровня развития производительных сил позволило Марксу проникнуть в сущность общественной жизни. Было установлено не только то, что отличает общественную структуру от естественной, но и открыты закономерности смены одного уклада общественной жизни другим. «Производственные отношения, — подчеркивал Маркс, — в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером.
Общество как социальная форма движения материи определяется не только многообразием и сложностью составляющих его элементов, специфичностью их функций, но и наличием духовных процессов, которые взаимодействуют с материальными аспектами бытия, взаимопроникая друг в друга. Подразделение всех общественных явлений на материальные и идеальные является основой социальной философии. Материальные факторы – это материальное производство, отношение людей к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми. Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными по отношению к последним. Идеальные факторы в обществе – это его субъективная сторона, отражение объективных процессов в головах людей. Они вторичны по отношению к факторам материальным.
Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия. Общественное бытие – это категория исторического материализма, выработанная для решения основного вопроса философии, применительно к обществу.
Общественное бытие понимается как антология социальной жизни, как многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Общественное бытие – это совокупность отношений людей по поводу людей, и по поводу вещей, которые возникают вместе со становлением человеческого общества.
Основу общественного бытия составляет социально-производственная, коллективная деятельность людей. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) многообразными отношениями между людьми. Деятельность и практика оказываются главными системообразующими общественного бытия. В центре его находится такая субстанция как труд. Все коллизии человеческого существования так или иначе концентрируются вокруг организации, осуществления и последствий процесса труда.
Развитие общественного бытия невозможно без непрерывного взаимодействия со сферами неорганической природы и органической формы бытия. Общественное бытие должно быть понято как конкретно-исторический, уникальный процесс организации бытия. Социальное бытие – это процесс общественных изменений, и общественное бытие выступает как вид социального творчества и теснейшим образом взаимодействует с общественным сознанием.
Каждое поколение, вступая в жизнь, застает определенные материальные условия, сложившиеся в предшествующий период, те или иные общественные отношения, в рамках которых ему приходится формироваться.
Общественное бытие предстает как объективная реальность, которая первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения. Это отражено в тезисе: бытие определяет сознание. Общественное бытие воздействует на общественное сознание через ряд опосредующих звеньев: государственный строй, хозяйственные и правовые нормы, идеологические и политические приоритеты. Вместе с тем при определяющей роли общественного бытия, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью. Общественное сознание, проявляя себя в многообразных формах (философия, наука, религия, право, мифология, искусство), отражается на наличии традиций, привычек, обычаев, и изменения общественного бытия не создают заново всех форм общественного сознания и не могут вызвать мгновенного автоматического изменения во всех формах общественного сознания. Зато общественное сознание может опережающим образом обнаруживать тенденции развития общественного бытия.
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.
2. Кальной И.И. Философия: Учебник. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – 447 с.
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М.: Логос, 2003. – 288 с.
4. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н.Росенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 295 с.
5. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 715 с.
6. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – 592 с.
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 368 с.
8. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.
9. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
10. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
11. Философия. Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 331 с.
[1] Основы современной философии. Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. СПб.: Издательство «Лань», 1999. С.113.
[2] Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. С. 312.
Источник
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
Понятие общества
Общество — сложное и многозначное понятие
В широком смысле слова
- Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей
В узком смысле слова
- Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)
- Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)
- Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество). 1
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты, социальные группы, общности, социальные нормы др. 2
Функции общества
- Производство материальных благ и услуг
- Распределение продуктов труда (деятельности)
- Регламентация и управление деятельностью и поведением
- Воспроизводство и социализация человека
- Духовное производство и регулирование активности людей
Общественные отношения:
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)
Общество — совокупность общественных отношений. Сущность общества — в отношениях между людьми.
Материальные отношения — возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него.
- Производственные отношения
- Экологические отношения
Духовные (идеальные) отношения — формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями.
- Моральные отношения
- Политические отношения
- Правовые отношения
- Художественные отношения
- Философские отношения
- Религиозные отношения. 3
В современном обществознании существует несколько типологий обществ.
В соответствии с признаком наличия или отсутствия письменности выделяют общества дописьменные и письменные.
По критерию развитости социальной структуры и степени дифференциации общества выделяют простые общества, в которых нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых, где общество однородно, и сложные, в которых есть расслоение по имущественному положению, отношению к власти и т.д.
По степени социальной мобильности выделяют открытые общества, где социальные группы не являются замкнутыми и существует высокая социальная мобильность населения, и закрытые, где данные признаки отсутствуют.
По способу добывания средств существования, т.е. по способу производства выделяют следующие типы общества:
- общество охотников и собирателей;
- общество огородничества;
- общество скотоводов;
- земледельческое общество;
- индустриальное общество.
По социально-экономическим критериям выделяют два подхода к типологии обществ — формационный и цивилизационный. 4
Формационный и цивилизационный подходы
Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Ключевое понятие — «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
- Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
- Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства).
- Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду.
- Производственные отношения — отношения людей, складывающиеся в процессе производства.
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества. 5
Традиционное, индустриальное, информационное общество
Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер)
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации. Сторонники данного подхода выделяют три типа цивилизаций: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (или информационное общество). 6
Традиционное общество (ТО) — доиндустриальная стадия цивилизационного развития (данный тип общества был характерен для обществ древности и средневековья). В настоящее время ТО сохранились в Азии и Африке. С европоцентристской точки зрения ТО — отсталые, примитивные, закрытые для инноваций, крайне медленный характер перемен.
Определяющий фактор развития ТО — сельское хозяйство.
Черты ТО в экономике:
- основа — сельское хозяйство и примитивное ремесло;
- тип хозяйства — натуральный;
- преобладание экстенсивных технологий и применяются ручные орудия труда;
- инновации не обладают ценностью, крайне медленный характер перемен;
- в производственной деятельности человек стремился приспособиться к внешним условиям, т.е. человек зависим от природы;
- господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности; частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной;
- распределение материальных благ зависело от наличия социальной иерархии;
- уровень жизни большинства населения был невысок.
Черты в социальных отношениях:
- социальная структура общества сословно корпоративна (привилегии сословий);
- жесткая иерархия (вассалитет);
- социальная мобильность почти отсутствовала (касты в Индии);
- основные социальные ячейки — община и семья;
- поведение человека регулировалось корпоративными нормами и принципами, отсутствие индивидуальности;
- человек — прежде всего человек коллектива.
Черты в политической сфере:
- главное богатство — власть (власть ценней, чем право и закон);
- решающая роль принадлежит армии и церкви (социальные лифты);
- человек был полностью отчужден от политики;
- государство по форме правления в основном — монархии;
- представительские органы власти в большинстве стран не играли самостоятельной политической роли (например, Генеральные штаты во Франции собирались лишь для утверждения королевских налогов).
Черты в духовной сфере:
- основа — традиции;
- в общественном и индивидуальном сознании господствовали сакральные, религиозно — мифологические представления; значительна роль религии;
- устная информация преобладала над письменной (распространение слухов);
- ограничено число образованных людей;
- культура — гомогенна. 7
Индустриальное общество (ИО) — возникло в Западной Европе в результате модернизации, ее называют индустриальной, техногенной цивилизацией.
ИО — общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющий фактор развития ИО — промышленность.
Черты индустриального общества в экономике:
- основа экономики — промышленное машинное производство;
- распространение специализации производства, сложная система разделения труда среди членов общества;
- тип хозяйства — товарный;
- экстенсивные технологии сменяются интенсивными технологиями;
- увеличивается объемы производства и капитала;
- все производственные процессы протекают в условиях рыночной экономики и на основе научно — технического прогресса (механизация и автоматизация производства и управления);
- человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняя ее себе;
- господство частной собственности, которая признается незыблемой, священной и неприкосновенной;
- главное богатство — деньги;
- широкое производство товаров массового потребления;
- стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения;
- распределение материальных благ, произведенного продукта зависит от владения человеком собственностью на средства производства.
Черты в социальных отношениях:
- социальная структура общества подвижна;
- высокий уровень социальной мобильности;
- сословное деление общества уступает место классовому;
- сокращается удельный вес крестьянства;
- в результате промышленного переворота формируются основные классы ИО — пролетариат и буржуазия;
- высокая степень урбанизации;
- внутри социальной группы человек автономен;
- в своих поступках человек в первую очередь, руководствуется прагматическим интересом и личной выгодой;
- человек начинает цениться не за происхождение, а за личные качества и профессионализм;
- изменяется образ жизни: транспорт, связь, электричество, кинематограф и другие способы и средства досуга.
Промышленный переворот — процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; формирование двух основных классов капиталистического общества — пролетариата и буржуазии (конец промышленного переворота — производство машинами машин).
Аграрный переворот — процесс модернизации в социальной сфере и поземельных отношениях при переходе от традиционного общества к индустриальному; формируются классы буржуазного общества: сельская буржуазия (фермеры) и пролетариат (батраки). Например: процесс огораживания — сгон крестьян с земли — в результате чего им приходится идти на мануфактуры; процесс раскулачивания и разгон колхозов в России.
Урбанизация — неуклонный процесс роста городов и городского населения и распространения городского образа жизни на все слои общества.
Черты в политической сфере:
- возникновение целостной нации — государства, организованного на основе общего языка и культуре;
- возрастание роли государства в жизни общества;
- решающую роль в государственной власти начинают играть представительные органы (парламенты);
- проходят процессы демократизации политических структур;
- формируются основы гражданского общества и правового государства.
Демократизация — процесс привлечения к политической жизни широких слоев населения. Человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта (например: парламентские реформы в Великобритании в XIX веке — расширение круга избирателей за счет пром. рабочих).
Черты в духовной сфере:
- секуляризация общественного сознания;
- в общественном и индивидуальном сознании преобладают ценности индивидуализма и рационализма;
- складывается как система знаний наука;
- широкое распространение знаний и образования;
- культура — гетерогенна (субкультуры).
Секуляризация — процесс освобождения социальной жизни от преобладания религиозного влияния; обмирщение общественного сознания и распространения атеизма.
ИО — общество, в котором произошла смена модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (традиционного) к рациональному (индивидуальному) поведению. К числу ИО относят большинство современных промышленно развитых стран. Модернизация породила множество новых проблем, которые со временем превратились в глобальные проблемы. 8
Постиндустриальное общество (ПИО) — Э. Тоффлер и Д. Белл, З. Бжезинский добавили 3-ю стадию в 70-е гг. XIX вв. Теория ИО и ПИО развивается в рамках таких идей как материалистическое понимание процессов истории и социального эволюционизма. Согласно идеям социального эволюционизма, промышленные перевороты изменяют общество без потрясений и катаклизмов.
Информационное общество — общество, в котором основным богатством и ресурсом является информация, в котором основной производственной силой выступает знание (наука) и информация.
Черты постиндустриального общества в экономике:
- основа экономики — высоко технологичное производство и сфера услуг;
- ведущим становятся производство научных знаний;
- быстрыми темпами осуществляется прогресс в производстве;
- утверждается новая «интеллектуальная технология», связанная с ЭВТ (линейное программирование, анализ систем и др.);
- интенсификация производства за счет высоких технологий;
- производство ориентировано на качество, на потребителя;
- увеличивается удельный вес мелкосерийного производства при утере господствующих позиций;
- тип хозяйства — экономика обслуживания имеющиеся социальные отношения;
- развиваются ресурсосберегающие технологии;
- особые требования к трудовым ресурсам (значение имеет не количество, а качество затраченного труда);
- разнообразные формы собственности (государственная, частная, акционерная и др.);
- широкое производство товаров массового потребления;
- главная проблема — не производство, а потребление;
- выравниваются доходы населения.
Черты в социальных отношениях:
- социальная структура общества подвижна;
- высокий уровень социальной мобильности;
- большая часть работников занята в сфере обслуживания;
- собственность, как критерий социального неравенства, утрачивает свое значение, уступая место профессиональному;
- в оценке работника учитывается квалификация, творческий потенциал, личные качества;
- сближаются размеры доходов различных групп населения, что ведет к ликвидации социальной поляризации общества;
- в социальной структуре преобладают средний класс (80 % — в современных ПИО).
Черты в политической сфере:
- роль государства возрастает (например, атомная энергетика — закрытый Северск);
- развитая плюралистическая демократия;
- реальное участие граждан в принятии важнейших решений;
- общество существует без наличия какого — либо господствующего класса;
- сформировалось гражданское общество: в регулировании общественных отношений обладает закон, а главной ценностью является человек, его права и свободы;
- свободы сочетаются с равенством;
- усиление процесса глобализации в политике.
- в экономике: различные формы деятельности, собственности, производства — в рамках закона;
- в политике: сосуществование и взаимодействие в обществе различных политических партий и иных общественных организаций в рамках закона;
- в духовной сфере: обеспеченная законом свобода различных точек зрения, позиций, мнений (идеологическое многообразие) и форм научного и художественного творчества в рамках закона.
Черты в духовной сфере:
- всеобщее образование, в т.ч. высшее;
- непрерывность образования;
- наука — стержень развития общества;
- ключевые общественные институты — НИИ, университеты;
- интернационализация культуры. 9
Источник