- понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют: 1) способы протекания конфликтов 2)способы разрушения конфликтов 3)процесс
- Другие вопросы из категории
- Читайте также
- 1..Характерной чертой только доиндустриального общества является: 1)большая роль науки в развитии производства; 2 ) деление общества на социальные группы; 3)ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики; 4)высокая социальная мобильность.
- Виды социальных конфликтов
- Понятие социального конфликта
- Типология конфликтов
- Причины социальных конфликтов
- Виды социальных конфликтов
- Разрешение социальных конфликтов
понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют: 1) способы протекания конфликтов 2)способы разрушения конфликтов 3)процесс
социлизации личности 4) причины возникновения конфликтов
Это способы протекания конфликтов.
Другие вопросы из категории
поведение. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА
последней недели.А теперь проанализируйте его, используя материал,изложенный в параграфе.
енном виде между сторонами заключен не был. Через две недели работы директор не допустил А. к работе. Считается ли трудовой договор с А. заключенным. Ответ обоснуйте. (Для ответа на вопрос ознакомьтесь со ст. 61 ТК РФ)
существенно выше естественного уровня.
можно дать ответ коротко
Читайте также
1) весь мир в многообразии его форм
2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира
4) естественные условия существования человека
А2. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует этот факт?
1) экономической и духовной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) политической и духовной
А3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
А4. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество
2) противоборство
3) уход
4) уступка
А5 Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется
1) творчеством
2) образованием
3) социализацией
4) наукой
А6 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
В. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7 Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют
1) материальными потребностями
2) экономическими благами
3) прямыми налогами
факторами производства
А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную
деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) финансированием
3) производством
4) экономикой
А9. В странах с рыночной экономикой
1) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить
2) государство устанавливает размер заработной платы работникам
3) министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль
4) государственный комитет устанавливает цены на цемент и другие стройматериалы
А10 Верны ли следующие суждения о собственности?
А. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.
Б. В РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться
только в государственной или муниципальной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11 Связь элементов общества называют
1) социальным институтом
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальным неравенством
12. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) профессиональным ростом
2) единством взглядов
3) общими увлечениями
4) общностью быта
А1. Ученые-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм
2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира
4) естественные условия существования человека
А2. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует этот факт?
1) экономической и духовной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) политической и духовной
А3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
А4. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество
2) противоборство
3) уход
4) уступка
А5 Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется
1) творчеством
2) образованием
3) социализацией
4) наукой
А6 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
В. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7 Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют
1) материальными потребностями
2) экономическими благами
3) прямыми налогами
факторами производства
А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную
деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) финансированием
3) производством
4) экономикой
А9. В странах с рыночной экономикой
1) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить
2) государство устанавливает размер заработной платы работникам
3) министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль
4) государственный комитет устанавливает цены на цемент и другие стройматериалы
А10 Верны ли следующие суждения о собственности?
А. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.
Б. В РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться
только в государственной или муниципальной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11 Связь элементов общества называют
1) социальным институтом
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальным неравенством
12. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) профессиональным ростом
2) единством взглядов
3) общими увлечениями
4) общностью быта
2. Приведите классификацию конфликтов.
3. На примере любого конфликта выделите повод и причину. *4. Охарактеризуйте основные виды конфликтов в современной России. С какими процессами, идущими в обществе, они связаны?
*5. Каким способом разрешаются конфликты? Приведите примеры решения из своей практики. Какие из способов разрешения конфликтов кажутся вам наиболее предпочтительными? Почему?
*6. Что общего между следующими понятиями и чем они различаются: конфликт, драка, разборка, дуэль, ссора, диспут, война, битва?
*7. К каким видам конфликтов вы отнесете шахтерские забастовки, политические перевороты, акции гражданского неповиновения, ссору из-за границы садового участка между садоводами и председателем кооператива?
1. Культура- это понятие, принятое для обозначения специфически человеческого способа жизнедеятельности
2. Культура- это ступень развития и совершенствования самого человека
3. Культура- это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
4. Культура- это процесс организации и сохранения прошлого опыта
Источник
1..Характерной чертой только доиндустриального общества является:
1)большая роль науки в развитии производства;
2 ) деление общества на социальные группы;
3)ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики;
4)высокая социальная мобильность.
2. Характеристикой нации в отличие от племени является:
1)общность традиций
2)устойчивая государственность;
3)собственный язык;
4)общность территорий.
3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?
А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.
Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.
1)верно только А;
2)верно только Б;
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
1)способы протекания конфликтов;
2) способы разрешения конфликтов;
3)процесс социализации личности;
4)причины возникновения конфликтов.
5. К основным экономическим ресурсам относится:
1)рынок;
2)капитал;
3)обмен;
4)налоги.
6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:
1)отсутствием товарно-денежных отношений;
2)существованием свободной конкуренции товаропроизводителей;
3) уравнительным распределением продукции;
4)жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;
7)Для существования рыночной экономики необходимо:
1)отсутствие частной собственности на средства производства;
2)запрет конкуренции;
1. свобода выбора производителей в принятии решений;
2. всё вышеперечисленное.
8). Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
1)верно только А;
2)верно только Б;
3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
9). Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется:
1)конкуренция;
2) закон спроса и предложения;
3) олигополия;
4)монополия.
10). Личность в отличие от индивида:
1)является биосоциальным существом;
2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;
3)обладает определенными желаниями и стремлениями;
4)способна оказывать влияние на общество.
11) Ввоз товаров из-за границы:
1.Экспорт
2.Импорт
3.Дефицит
4. Оборот
12. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере:
1)тяжелой промышленности;
2)легкой промышленности;
3) сельского хозяйства;
4)обслуживания.
13.Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.
Б. Уровень квалификации работника влияет на размер за работной платы.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
14)В международном разделении труда Россия участвует, поставляя:
1.Высокотехнологические товары
2. Продукцию сельского хозяйств
3.Товары легкой промышленности
4. Энергетические ресурсы
15. Безработными считаются:
1) все неработающее население;
2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу;
3) неработающие и получающие пособие по безработице;
4) утратившие способность к труду.
16. Формой проявления естественной безработицы является:
1) фрикционная;
2) добровольная;
3) скрытая;
4) циклическая.
17. Потерявшие работу из-за кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:
1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной.
18. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство относятся к безработице:
1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной
19. Потерявшие работу вследствие изменения структуры экономики относятся к безработице:
1) циклической;
2) фрикционной;
3) сезонной;
4) верный ответ не введен.
20.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?
1. структурная;
2) сезонная;
3) фрикционная;
4) циклическая.
Источник
Виды социальных конфликтов
О чем эта статья:
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие социального конфликта
Понятие социального конфликта значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться вместе!
По-латински конфликт переводится как «столкновение». В социологии конфликт — это высшая стадия противоречий, которая возникает между людьми или социальными группами. Причиной могут быть противоположно направленные цели или интересы. Есть даже отдельная наука, которая изучает этот вопрос — конфликтология.
В рамках предмета обществознания социальный конфликт — это форма социального взаимодействия людей и групп.
Функции социальных конфликтов:
- информирование о социальной напряженности;
- стимуляция решения проблемы, социальных изменений;
- снятие социальной напряженности;
- создание стрессовых ситуаций;
- дезорганизация социальной жизни;
- разрушение социальной системы.
Возможные стадии конфликта:
Предконфликтная ситуация — стороны ощущают эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.
Конфликт — ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.
Разрешение конфликта — выяснение причин конфликта и их устранение.
Продолжим узнавать, что такое социальный конфликт, и перейдем к теме причин и структуры.
Типология конфликтов
Структура любого конфликта:
Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.
Объект конфликта: ценности и интересы.
Фундамент: этнические, экономические, политические.
Конфликтный вид: соперничество, конкуренция, конфронтация.
Последствия: конструктивные и деструктивные.
Субъекты конфликтной ситуации:
свидетели — люди, которые наблюдают за развитием конфликта со стороны;
подстрекатели — люди, которые подталкивают других к конфликту;
пособники — люди, которые помогают (осознанно или нет) развитию конфликта разными путями (советы, техническая или организационная помощь и пр.);
посредники — люди, которые стараются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Предмет конфликта — обладание тем или иным ресурсом
Причина конфликта — обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.
Повод для конфликта — событие, после которого появляется противоречие. Поводы бывают стихийные и преднамеренные.
Противоречие — несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.
Поговорим подробнее про причины, а после рассмотрим типы социальных конфликтов.
Причины социальных конфликтов
Самые распространенные причины конфликтов:
Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании.
Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание.
Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами.
Виды социальных конфликтов
Перечислим основные виды социальных конфликтов.
По количеству участников конфликта:
- внутриличностные (интересны психологам и психоаналитикам);
- межличностные (например, между друзьями);
- межгрупповые (например, конкуренция фирм).
По направленности конфликта:
- горизонтальные (между людьми одного уровня, например, менеджер против менеджера);
- вертикальные (работник против начальства);
- смешанные (и те, и другие).
По функции социального конфликта:
- деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
- конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
По длительности протекания:
По средствам разрешения:
- мирные или ненасильственные;
- вооруженные или насильственные.
По содержанию проблемы:
- экономические;
- политические;
- производственные;
- бытовые;
- духовно-нравственные и т. д.
По характеру развития:
- спонтанные (непреднамеренные);
- преднамеренные (заранее спланированные).
По объему:
- глобальные (II мировая война);
- локальные (Чеченская война);
- региональные (Израиль и Палестина);
- групповые (менеджеры против бухгалтеров);
- личные (бытовые, семейные).
Разрешение социальных конфликтов
Помочь разрешить и предотвратить социальный конфликт может социальная политика государства. Предотвратить все конфликты невозможно, зато можно предвидеть и предотвратить глобальные, локальные и региональные конфликты.
Способы решения социальных конфликтов:
- компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;
- переговоры — обмен мнениями обеих сторон;
- посредничество — использование третьей стороны;
- арбитраж (третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти;
- применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.
Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:
- определить причину конфликта;
- определить цели и интересы конфликтующих сторон;
- стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия;
- определить пути преодоления конфликта.
Три пути выхода из конфликта:
Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.
Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, при этом не принимают никаких активных действий.
Обновление — активный выход из конфликта через отказ от старого и развития нового.
Источник