ДОКЛАД «Формы организации познавательной деятельности учащихся »
статья на тему
Рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов среднего профессионального образования в рамках обмена опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_poz.deyat_.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ Профессиональный лицей № 4
« Формы организации познавательной деятельности учащихся »
Цамалаидзе Ирина Викторовна,
Рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов среднего профессионального образования в рамках обмена опытом.
В системе средств оптимизации обучение большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы учащихся. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея формирований познавательной деятельности учащихся является одной из самых значимых. Наличие познавательной деятельности у учащихся способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал, цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей — субъектом деятельности.
В этом случае познавательная деятельность ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения.
Необходимо отметить, что наличие у учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые в большой степени определяются деятельностью учителя, его педагогическим мастерством.
Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала, максимальная активизация, умелое использование самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика, высокая требовательность и доброжелательность издавна характеризовались как педагогический талант.
Главная функция учителя — это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.
Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Не все новое, что встречается человеку в окружающей жизни, становится предметом его интереса. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением или занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.
Можно предположить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от них к прочному знанию и научному поиску.
На первой стадии — удивления и любопытства — у учащихся возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффективного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории, от необычного применения явления и т.д. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. Но учитель не должен пренебрегать этой первой возможностью вызвать ростки интереса к учению.
Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока — оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке.
По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.
Любознательность является более совершенной ступенью познавательной направленности личности ученика. Здесь на первый план выступает установка на познание.
Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомится с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Учителю следует так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.
Одной из форм организации познавательной деятельности учащихся является проблемная постановка темы урока. Исходным моментом для возбуждения мыслительной деятельности, является осознание проблемного вопроса, осознание необходимости разрешить какое-то познавательное затруднение, противоречие.
Стремление разрешить учебно — познавательное противоречие — это важнейший стимул в учебной деятельности учащихся, движущая сила учебного процесса Проблемная постановка темы урока — это основа познавательной активности учащихся. Тот или иной вопрос становится познавательной проблемой лишь при следующих условиях. Во — первых, необходимо, чтобы этот вопрос содержал б себе познавательную трудность. Ответ на проблемный вопрос всегда обусловлен рядом мыслительных операций (сравнение, обобщение, систематизация и т.д.)
Во — вторых, познавательный вопрос должен быть связан с эмоциями, с переживаниями учащихся (чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений, навыков и т.п.). С другой стороны. Проблемный вопрос может быть активизирующим лишь в том случае, если у учащихся имеются необходимые знания (умения и навыки) для достижения цели.
Усвоение новых знаний основано на применении ранее усвоенного. Итак, познавательная трудность, эмоциональная привлекательность и возможность самостоятельной деятельности учащихся — вот характерные черты учебно — познавательной проблемы.
Возникновение познавательного интереса учащихся зависит от того, представлена ли тема урока в виде преподавательской проблемы или просто названа учителем. В первом случае учащиеся сами участвуют в познавательном поиске. Возникает удобная ситуация для познавательной самостоятельной работы учащихся. При этом они часто остаются пассивными слушателями – усвоение протекает вяло.
Практика показывает, что познавательная активность и самостоятельность учащихся в основном обеспечиваются лишь в том случае, если учащиеся решают проблемные задачи на протяжен всего урока.
При организации познавательной деятельности учащихся необходимо последовательно осуществлять принцип индивидуализации в обучении. А именно, предусматривать трудности учебного материала для отдельных учащихся, подбирать рациональные виды работ для сильных и слабых учащихся, проводить дифференцированную работу. Тот или иной учебный вопрос является сложной проблемой для одного и сложным заданием для другого. Правильная организация учебного процесса требует, чтобы каждый ученик всегда был занят разрешением посильной для него задачи. Только при этом условии можно поддерживать интерес к учению у всех учащихся. Поэтому перед учителем всегда стоит сложная дидактическая задача. В теме урока он должен увидеть не только общую учебно — познавательную проблему, но и определить, какими путями эта проблема может быть разрешена различными учащимися.
В заключении хочется отметить, что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.
Источник
Организация познавательной деятельности учащихся.
учебно-методический материал
Требования к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация познавательной деятельности учащихся. | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
4. Требования к уроку.
Дидактические требования к современному уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
- Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
- Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
- Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
- Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
- Особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся :
- Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
- Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
- Закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
- отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
- возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся :
- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
- дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку :
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
- соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока :
- урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
- учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Технологические требования к уроку.
- Достаточно организованное и материальное обеспечение:
- к началу урока уч-ся должны быть на своих местах и готовы к уроку;
- кабинет в полном порядке;
- учебные материалы и технические средства на лицо;
- классный журнал, классная. доска, мел — наготове;
- Оптимальный психологический режим урока. (Создание такой психологической атмосферы, при которой лучше всего протекает учебная работа: хорошее рабочее настроение учителя, его благожелательное отношение и т.д.)
- Оптимальный темп работы на уроке (коллективная работа со всем классом, самостоятельная работа по индивидуальным заданиям, где ученик работает со свойственным ему оптимальным темпом.)
- Систематическая последовательность и преемственность учебных операций.
- Завершенность операций (Отработав часть учебного материала, завершай его соответствующим обобщением, выводом.)
- Экономия времени на уроке (предельная плотность, насыщенность полезной работы.)
- Непрерывный контроль и самоконтроль:
- наблюдение за работой уч-ся и на этой основе самоконтроль, т.е. оценка собственной работы учителя;
- развивать навыки самоконтроля у уч-ся: как получается и почему не получается.
- Восстановление делового равновесия при его нарушении (переключение внимания отвлекшихся ребят, поднять их настроение, вызвать деловой азарт, снять утомление, разрешить возникшие проблемы).
- Закрепление и отработка знаний и умений. (Каждый урок прибавляет старым знаниям).
- Непрерывное совершенствование учебного процесса. (Пусть каждый последующий урок будет хоть чем-то лучше предыдущего, обобщает свой опыт).
Критерии эффективности урока
Повышение эффективности обучения – дело нелегкое и требует определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне под силу каждому учителю.
Проблемы эффективности урока
Методисты, изучающие данную тему, выявляют разные проблемы.
У Ботвинникова А. Д . это такие проблемы, как:
1. Однообразие используемых методов на уроке.
2. Нерациональное использование времени на уроке.
3. Редкое применение элементов проблемного обучения.
4. Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов.
Вышнепольский И. С . выделяет следующие проблемы:
1. Однообразие применяемости методов.
2. Проблема активизации познавательной деятельности студентов на уроках.
3. Проблема профессионализма педагогов.
4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.
Профессор Розов С. В . выделяет следующие проблемы:
1. Недооценка теории, однообразие применяемых методов.
2. Нерациональное использование времени на уроке.
3. Формализм в подборе упражнений и заданий.
4. Неполное обеспечение студентов индивидуальными заданиями.
5. Перегрузка студентов.
Каково же решение данных проблем? Каковы пути повышения эффективности уроков?
- Конкретность поставленной цели и задач. Цель: умение поставить и добиться ее на практике. Цель – результат. Умение педагога четко и однозначно определить образовательную цель урока.
Педагог всегда для себя ставит цель урока и младшему школьнику эта цель может не сообщаться, но педагог должен создать условия, при которых ребёнок сам формирует и осознает цель урока. Содержание цели зависит от многих факторов: содержания учебного материала, уровня профессионального мастерства педагога, типа урока, методов и форм работы, уровня возможностей младших школьников, заинтересованности педагога и школьника. Большую роль играют: интуиция, личность и мастерство педагога, стиль общения, знание индивидуальных особенностей младших школьников, владение им ситуации на уроке.
- Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий. Выбор разнообразных методов преподавания.
Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, педагог подбирает соответствующие элементам этого содержания методы обучения , стремясь сочетать в разумных соотношениях продуктивную и творческую деятельность обучающихся при максимально плотном использовании времени урока.
- Использование элементов проблемного обучения.
В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ребёнка. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности.
Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку проработаны, продуманы педагогом. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет обучающимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность их обучения.
- Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках.
Это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления детей имеет: проблемное обучение, самостоятельная работа . Для примера можно привести следующие виды самостоятельной работы:
- усвоение учебного материала на основе работы с учебником;
- поиск в новом материале ответов на вопросы, сформулированные педагогом;
- чтение параграфа и выделение в нем основных положений, составление плана прочитанного;
- работа с иллюстративным материалом учебника;
- элементы занимательности на уроке.
Занимательность можно использовать на любом этапе урока, это зависит от поставленной педагогом цели. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Поэтому полезно предусмотреть смену видов учебной деятельности обучающихся путем введения пятиминутных заданий на разгадывание кроссвордов, ребусов; проведение различных интеллектуальных, математических лото, игр и т.д.
- Более рациональное использование времени. Например, проводить уплотненный или фронтальный опрос.
Уплотненный опрос — это сочетание различных форм повторения, закрепления и проверки знаний. Его задача – активизировать всю группу в процессе соответствующего элемента урока.
При уплотненном опросе для ответа вызывается насколько учеников. Часть из них работает на доске, подготавливая ответы на вопросы, а, часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.
Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь учеников, систематически выявлять теоретические знания практически всех обучающихся, ликвидировать пробелы в их знаниях, пропустивших предыдущий урок или не подготовленных к занятиям.
Задания рассчитаны на очень быстрое, но полностью самостоятельное их выполнение. Беглый просмотр ученических работ непосредственно на уроке позволяет педагогу не только активизировать процесс обучения, но и оперативно управлять им на основе полученной информации.
- Применение наглядных пособий.
Применение наглядности повышает интерес младших школьников к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении.
Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления детей об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.
Однако нельзя переоценивать и недооценивать другие принципы обучения. При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь ребёнка от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не суметь отделить главное от второстепенного. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного материала.
Методика применения наглядных пособий зависит от того, на какой стадии изучения материала они применяются. Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу.
Вообще, в практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий:
- демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую;
- демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально;
- после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала;
- использовав пособие на уроке, полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним обучающимся.
- Использование диафильмов и кинофильмов.
Учебные кинофильмы и диафильмы облегчают восприятие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.
- Перегрузка обучающегося. Индивидуальная работа.
Перегрузка возникает вследствие разных причин. Например, на уроке используется однообразный тип выполнения задания, учащиеся долгое время занимаются одним видом деятельности.
- Пример и авторитет преподавателя. Личность педагога.
Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и принципиальность, педагогический такт – вот те черты преподавателя, который будет пользоваться большим уважением обучащихся.
- Речь преподавателя. Темп речи. Стиль общения . Эмоциональная подача материала.
Она должна быть грамматически правильной, краткой, ясной и логичной, способствовать не только лучшему восприятию учебного материала, но и служить образцом для ребёнка. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов, неправильных ударений, нужно избегать вульгарности, следить за своей дикцией, с тем, чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем детям.
Речь преподавателя должна быть неторопливой, простой, доходчивой и эмоциональной, с паузами после особенно важных или сложных для усвоения формулировок. При таком темпе речи преподавателя дети не только слушают, но и успевают размышлять, думать.
С особым вниманием надо относиться к употреблению терминов и трудных для понимания ребёнка слов, их нужно произносить отчетливо, а при необходимости и записать на доске.
- Создание хорошего психологического климата. Эмоциональная атмосфера. Заинтересованность педагога и ребёнка.
- Педагогический такт. Полная занятость на уроке. Высокая требовательность педагога. Повышение педагогического мастерства педагога. Учет индивидуальных особенностей в уровне развития способностей школьника.
Полная занятость на уроке – решающее условие хорошей дисциплины обучающихся. Высокая требовательность – непременный элемент взаимоотношений, без которого не может быть уважения к преподавателю.
Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять состояние студента, найти к нему индивидуальный подход, способность добиться целей обучения, не травмируя его психику — важнейшее требование к преподавателю. Обязателен учет возрастных особенностей внимания студентов.
Чуткость, выдержанность, самообладание никогда не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость.
Источник