Понятие формы государственного устройства способы территориальной организации государства

Понятие и виды форм государственного устройства

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

Основными видами форм государственного устройства являются:

Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.

Признаки унитарного государства следующие:

— единство и однородность территории;

— отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государства в государстве);

— деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

— административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

— наличие только одной общегосударственной конституции;

— наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

— парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

— органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

— единое гражданство для всей страны;

— единая денежная система;

— общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.

Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением.

Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д.

Помимо унитарных государств в «чистом виде» встречаются их особые разновидности:

— унитарные государства с автономиями;

Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц.

Автономии могут быть:

— административными (построены сугубо на началах самоуправления);

— политическими (имеющими пусть небольшие, но признаки государства).

Примерами административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трёх уровней) в рамках унитарного Китая (КНР).

Примером политической автономии может служить палестинская автономия в рамках Израиля.

Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством.

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности.

Можно выделить следующие признаки федерации:

— территорию федерации составляют территории её субъектов;

— субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

— в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;

— высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам — федеральному президенту (в президентской республике), правительству, парламенту, судам;

— наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;

— парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.

Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах.

Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальных федераций можно привести: Союзную республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).

Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями.

Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация.

Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны:

— слабый уровень интеграции составляющих её частей;

— наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;

— отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;

— право свободного выхода из конфедерации.

Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства.

Примером конфедерации являются:

— США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году);

— Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию);

— ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 году по инициативе Г.А.Насера (президента Египта) как первый шаг к общеарабскому объединению (распалась через 3 года, в 1961 году);

— Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри её территории Гамбии; существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.

Структурно-функциональный анализ государственного устройства позволяет выделить в нем ряд элементов таких как: территориальная (национально-территориальная) организация государства, которая показывает, из каких частей состоит территория государства и как они подразделяются; форма взаимоотношений государства в целом с его составными частями, причем в мире не существует государств с абсолютно одинаковой формой взаимоотношений федерации и составных частей, но в целом эта форма указывает на форму государственного устройства; принципы, т.е. основные идеи, начала, положенные в основу государственного устройства той или иной страны.

Источник

Понятие формы государственного устройства способы территориальной организации государства

Формы государственного территориального устройства

Понятие формы государств

Формы государственного устройства

М. Монтень

Унитарное государство

Признаки унитарного государства

Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

Наличие единой конституции;

Единая система органов государственной власти;

Единая финансовая система;

Единая система законодательства.

Федерация

Признаки федерации

Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)

Конфедерация

Признаки конфедерации

Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

Источник

Тема 6 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  1. Понятие и форма территориально-государственного устройства: мировой опыт.
  2. Российский федерализм: исторический аспект.
  3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
  4. Предметы ведения Российской Федерации.

§ 1. Понятие и форма территориально-государственного устройства: мировой опыт

Форма государственного устройства — это способ территориальной организации государства, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями.

Читайте также:  Лучший способ раздеть девушку

На форму территориального устройства оказывают влияние условия образования государства, его исторические традиции и национальный состав, наличие противоречий между центром и регионами и др. В конечном счете, форма территориального устройства отражает степень централизации или, напротив, децентрализации государственных функций, распределение компетенции между центром и регионами.

В развитых демократиях Запада выбор формы территориального устройства, как правило, не связан с национальным составом населения, поэтому как унитарные, так и федеративные государства могут быть и однонациональные, и многонациональные.

Общей тенденцией, однако, остается растущая децентрализация государственных функций и расширение прав местных территориальных сообществ.

Существуют два вида форм государственного устройства: унитарное и федеративное.

Это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой–либо политической самостоятельностью.

Составными частями унитарного государства являются административно-территориальные единицы.

Унитарная форма государственного устройства является преобладающей. В настоящее время в мире около 180 унитарных государств. К их числу относятся: Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

Основные черты унитарного государства:

  • единая для всей страны конституция и правовая система;
  • единое гражданство;
  • единая система высших органов государственной власти;
  • единая судебная система;
  • правовой статус административно-территориальных единиц определяется центральной властью;
  • центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль за деятельностью органов государственной власти на местах.

В зависимости от основания классификации выделяются следующие виды унитарных государств.

По способу организации публичной власти в центре и на местах:

  • централизованные;
  • относительно децентрализованные;
  • децентрализованные.

По характеру взаимоотношений центральных и местных органов власти:

  • политическая автономия;
  • административная автономия;
  • специальная административная автономия.

Централизованное унитарное государство — это государство с жестким управлением «сверху».

Административно-территориальные единицы управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные органы, как правило, отсутствуют (Малави, Нигер, Судан, Чад).

Административно-территориальные единицы управляются чиновниками:

  • либо назначенными «сверху»;
  • либо из числа кандидатур, предложенных местными органами власти (Индонезия).

Областное звено административно-территориального устройства не имеет выборных представительных органов, а административное управление осуществляется назначенными правительством чиновниками (начальники областей в Болгарии, воеводы в Польше).

Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чиновниками существуют избранные населением муниципальные органы. При этом права выборных органов существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления.

Примером такого государства является Франция. В регионе это префект, назначаемый из центра, в департаменте — префект департамента. Муниципальные органы, избранные населением, — мэры в коммунах, генеральные советы в департаментах и региональные советы в регионах.

Децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в административно-территориальных единицах нет назначенных правительством администраторов, а местное самоуправление осуществляют выборные органы местных административных единиц. Например: советы графств в Англии.

Контроль деятельности местных органов власти осуществляется:

  • через бюджетное и финансово-кредитное регулирование;
  • через разграничение полномочий между центральной властью и властью территориальных сообществ.

Политическая автономия предполагает наличие особого юридического статуса части территории государства, закрепленного в специальном законодательном акте, а также право издания законов по вопросам местного значения.

Органы административной автономии не обладают правом издания местных законов, однако их права в управленческой сфере несколько шире, чем в обычных административных единицах. Кроме того, органы административной автономии могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус данной формы автономии.

Автономия представляет собой форму децентрализации государственных функций с учетом географических, исторических, а нередко и национальных особенностей той или иной территории.

Политическая автономия имеет место в ряде унитарных государств Европы, Азии и Африки.

В Европе это, например, Великобритания, Италия, Испания, Португалия, Дания, Финляндия.

Великобритания. Так, в её составе политической автономией обладает Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер), которые пользуются ограниченной автономией.

За Шотландией согласно Акту об унии 1707 г. сохранена привилегия иметь собственную правовую и судебную систему, собственную церковь. В обеих палатах британского Парламента за Шотландией резервируются места.

Согласно Акту об управлении Ирландией 1920 г. Северной Ирландии предоставлены права полуавтономной территории, которая юридически представляет собой интегральную часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

С 1997 г. в Великобритании осуществляется деволюция — постепенная выборочная передача общегосударственных полномочий региональным органам. Политика деволюции закреплена в актах о Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии, принятых британским Парламентом в 1998—1999 гг. Так, в Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе работают местные законодательные органы (ассамблеи) и правительства.

Италия. Существует областная политическая автономия (20 областей). Италию еще называют регионалистическим государством. Здесь отражается традиционный уклад жизни отдельных регионов (Сицилия, Сардиния), национальный состав территорий (Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия).

Испания. В настоящее время страна поделена на 17 автономных сообществ. Ее тоже называют регионалистическим государством.

Конституция страны 1978 г. провозгласила право на создание автономий по национально-территориальному принципу. В Испании 13 «исторических» территориальных областей и 4 «национальные провинции» (Андалусия, Галисия, Каталония, Страна Басков). Национальные провинции наделены большими правами.

С учетом географического и национального фактора политической автономией обладают: в Португалии — Азорские острова и Мадейра; в Дании — Фарерские острова (с 1948 г.), Гренландия (с 1979 г.); в Финляндии — Аландские острова (с 1921 г.).

На азиатском континенте следует выделить Мьянму.

С учетом национального состава здесь предусмотрена автономия для таких этносов, как шаны и карены.

В Африке, к примеру в ЮАР, существуют автономные образования по племенному территориальному принципу, обладающие внутренним самоуправлением (бантустан Транскей).

Возможность образования политической автономии предусматривается, как правило, в конституции и находит детальное регулирование либо в отдельном общегосударственном законе (Дания, Финляндия), либо в особом статуте (законе), который разрабатывается законодательным органом автономной единицы и принимается парламентом страны (Италия, Испания). В каждом автономном образовании имеется свой законодательный орган (например, лигтинг на Фарерских островах, ландстинг в Гренландии, ассамблея в Каталонии и т. п.) и свой исполнительный орган (например, джунты в автономных областях Италии). Последний имеет двойное подчинение: местному представительному органу и центральному правительству. Иногда центральная власть может иметь в автономном образовании своего представителя (губернатора — в Гренландии и на Аландских островах), однако он обладает в основном контрольными функциями.

Административная автономия предполагает возможность учета специфики национального состава населения.

Административная автономия распространена не столь широко. Наибольшее число административных автономных образований (свыше сотни) имеется в Китае. Административная автономия не обладает правом принятия собственных законов, не имеет собственного парламента, хотя ее жители избирают местный представительный орган, обладающий правом принятия нормативных актов по несколько более широкому кругу вопросов, чем обычные административные единицы. Администрация и суды наряду с официальным языком государства могут использовать местный язык, на котором также может осуществляться преподавание в школе и вещание в средствах массовой информации.

В Китае, например, автономные образования вправе также самостоятельно вступать во внешнеэкономические отношения в соответствии с законами государства. Обычно административная автономия отражает специфику национального состава соответствующей административной единицы.

В Никарагуа предоставление административной автономии двум округам на Атлантическом побережье страны было связано с тем, что там проживали индейские англоговорящие племена.

Читайте также:  Лучший способ узнать человека прислушаться синтаксический разбор

В Молдове имеются два административных округа, где проживают гагаузы.

Административная автономия может создаваться в субъектах федеративных государств (например, в индийском штате Ассам предоставлена автономия тем районам, где проживают племена нага и мизо. Для этих автономных образований предусматриваются изъятия в пользу местных обычаев из федеральных и штатских законов по вопросам сельского и лесного хозяйства, рыболовства и т. п.).

В настоящее время четко обозначилась тенденция роста числа автономных образований в мире, ширится многообразие форм автономии. Это отражает процесс дальнейшей демократизации власти и ее сближения с населением.

Специальная административная автономия. Это особые территориально-административные единицы Китайской Народной Республики, пользующиеся высокой степенью автономии. Фактически эти территории самостоятельны в решении всех вопросов за исключением вопросов, касающихся обороны и внешней политики.

Идея специальных административных районов была предложена
в 1980-х гг. Дэн Сяопином в рамках принципа «одна страна — две системы». Это был компромиссный вариант возвращения в состав Китая бывших португальской и английской колоний с устоявшейся рыночной экономикой и демократической политической системой.

Этот статус закреплен в Основных Законах двух территориальных единиц, принятых Всекитайским собранием народных представителей после восстановления суверенитета КНР над Макао и Гонконгом.

Федеративное государство — это сложное государство, ее составными частями являются государственные образования — субъекты федерации. Они (субъекты) обладают определенной политической самостоятельностью.

Федеративное государственное устройство существует в 24 государствах мира. Наиболее известные из них: США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, Германия, Австрия, Швейцария, Индия, Федерация Малайзия, Нигерия, Танзания, Эфиопия, Австралийский Союз и др.

В 1993 г. бельгийский Парламент утвердил конституционную реформу государственного устройства страны, завершившую начатый в 70-е гг. процесс федерализации. Королевство Бельгия было преобразовано в федеративное государство, состоящее из трех регионов — Фландрии, Валлонии и Брюсселя и трех языковых общин — фламандской, французской и немецкой.

Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

Современные федеративные государства создавались по-разному.

Федерация на основе союза. Субъекты такой федерации имели: свою конституцию; свое гражданство; свои границы, которые без их согласия не могли быть изменены (США, ОАЭ, Швейцария).

Федерация на основе преобразования унитарного государства в федеративное (Бельгия, Российская империя).

Федерация, основанная изначально при создании государства на основе конституции. По сути это федерация, основанная на автономии. В ней субъекты не обладают суверенитетом, не имеют права сецессии (выхода из состава единого государства). В 1871 г. 25 германских независимых государств и вольных городов, в течение столетий ведших самостоятельную политическую жизнь, создали единую Германию как «вечную конфедерацию».

Специфический порядок возникновения федераций в ходе распада Британской империи. Это — Индия, Малайзия, Пакистан.

Принципы федеративного устройства государства (классические)

Отсутствие суверенитета у составных частей федерации. Между тем по этому вопросу существует три точки зрения.

Г. Еллинек, П. Лабанд, В. Уиллоуби и др. настаивали на том, что суверенитетом обладает только федерация в целом.

М. Зейдель, Д. Кальхаун считали, что, наоборот, суверенитет принадлежит только составным частям федерации.

А. Токвиль, Г. Вайц и др. делили суверенитет между федерацией и ее членами соответственно закрепленной в конституции доле государственной власти. В обоснование такого взгляда указывалось, что политико-правовой статус федерации и ее членов не может быть изменен никем из них в одностороннем порядке.

Единство системы органов государственной власти на всей территории федерации.

Равноправие субъектов федерации (симметричные — ФРГ, Бразилия; ассиметричные — Индия, Канада, РФ; различный правовой статус).

Территориальный подход к строительству федерации (есть и другие: национальный, национально-территориальный).

Законодательный, главным образом конституционный, способ разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.

Одним из наиболее сложных вопросов при федеративной форме государственного устройства является разграничение компетенции между союзом и его членами. Компетенция как совокупность законодательно зафиксированных полномочий в отношении определенных предметов ведения в зарубежных федеративных государствах может подразделяться на четыре основных вида: исключительная компетенция союза, исключительная компетенция субъекта федерации, совместная (конкурирующая) компетенция союза и его субъектов, остаточная компетенция.

Исключительная компетенция федерации

Означает, что только органы союза обладают властными полномочиями в отношении перечисленных в конституции предметов ведения. К ней относятся:

  • оборона страны;
  • руководство Вооруженных Сил;
  • внешние сношения;
  • денежное обращение;
  • сбор важнейших налогов и сборов;
  • организация федеральных государственных органов;
  • регулирование отношений федерации со своими субъектами.

Исключительная компетенция субъектов федерации

Указывает на те вопросы государственного управления, которые органы власти субъекта федерации вправе решать самостоятельно и под свою ответственность.

К числу таких вопросов относятся:

  • формирование и исполнение местного бюджета;
  • охрана общественного порядка;
  • руководство культурой, образованием;
  • организация местного самоуправления;
  • принятие законодательными органами субъектов федерации местных законов в рамках своей компетенции.

Например, если в США штаты вправе иметь собственные гражданские и уголовные законы, то в ФРГ, Австрии и Швейцарии действуют единые общефедеральные гражданский и уголовный кодексы.

Совместная (конкурирующая) компетенция федерации и субъектов

Она означает, что властные полномочия в отношении отнесенных к этой компетенции предметов ведения принадлежат и федеральным органам, и органам субъектов федерации.

Совместная компетенция предполагает:

  • издание союзом рамочного закона;
  • последующее детальное правовое регулирование со стороны субъекта.

Конкурирующая компетенция означает, что свои полномочия в сфере совместной компетенции субъект федерации осуществляет тогда и постольку, когда и поскольку союз не воспользовался своими правами в этой сфере.

Это компетенция по вопросам, не относящимся к первым трем видам компетенции и не нашедшая отражения в конституции.

Модели конституционного закрепления компетенции

Закрепление перечня вопросов исключительной компетенции только для федерации. Все остальное — остаточная компетенция субъектам (США, Мексика).

Детальная регламентация вопросов компетенции в двух уровнях (Канада, ФРГ).

Трехзвенная модель (Индия, Малайзия): союз, субъекты, совместная компетенция.

Австрийская модель (4 варианта).

Порядок организации власти в субъектах федерации

Форма правления в субъектах федерации в федеративных республиках:

  • в президентской республике (США) субъекты организованы по модели президентской республики;
  • в парламентарной республике (ФРГ) субъекты организованы по принципу парламентарной республики.

Форма правления в субъектах федерации в федеративных монархиях:

  • субъекты федерации имеют республиканскую форму правления (Канада, Бельгия, Австрия);
  • субъекты федерации являются монархиями, организация же центральной власти имеет республиканские признаки (Малайзия, ОАЭ).

Наличие собственных выборных законодательных органов:

  • однопалатные: Мексика, Венесуэла, Австрия, Швейцария, ФРГ (кроме Баварии), Канада (кроме Квебека);
  • двухпалатные: США (кроме Небраски), Австралия (кроме Квинсленда), Аргентина (из 24 субъектов в 10), Индия (из 25 штатов в 5);
  • однопалатные парламенты и нижние палаты парламента обычно избираются тем же способом, что и федеральные;
  • компетенция, внутренняя организация и процедура деятельности парламентов субъектов федерации в целом аналогична той, что имеет место в федеральных органах;
  • местные органы имеют собственные наименования: США, Индия — легислатуры, ФРГ — ландтаги, Швейцария — кантональные собрания.

Наличие собственных исполнительных органов:

  • в президентских республиках (США, Мексика и др.) исполнительный орган формируется внепарламентским путем, не несет ответственности перед парламентом. Губернаторы избираются населением;
  • в парламентарных федерациях (Австрия, Канада, ФРГ, Индия) исполнительный орган субъекта формируется парламентским путем и несет ответственность перед законодательным органом.
Читайте также:  Какие способы организации производства существуют

Система органов власти и управления регулируется:

  • федеральными конституциями (Индия — кроме двух штатов Джамму и Кашмир, Сикким);
  • конституциями субъектов федерации (США, Мексика, ФРГ, Аргентина, Швейцария).

§ 2. Российский федерализм: исторический аспект

На протяжении своей тысячелетней истории Россия существовала и развивалась как унитарное государство. После победы Октябрьской революции в 1917 г. она продолжала свое существование в этом качестве до января 1918 г., когда III Всероссийский Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов провозгласил ее федерацией, записав в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, что «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик». На этом же Съезде была принята резолюция «О федеральных учреждениях Российской Республики».

Федеративное устройство России было закреплено в Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. В ней была определена форма федерации — автономные областные союзы, т. е. Россия складывалась как федеративное государство с автономными образованиями.

В период с 1918 по 1922 гг. существовали следующие формы автономий: автономная республика, трудовая коммуна, автономная область. В дальнейшем (с 1923 по 1937 гг.) происходит развитие форм государственного устройства, появляется новая форма автономии — национальные округа. Конституция РСФСР, принятая 21 января 1937 г., закрепила следующие федеративные формы: 17 автономных республик, 6 автономных областей, национальные округа в составе республик. Конституция РСФСР 1978 г. закрепила в составе России 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов. Новый этап развития российского федерализма связан с конституционно-правовыми реформами 1989—1993 гг. и Конституцией Российской Федерации 1993 г. Конституция закрепляет состав Российской Федерации, дает перечень входящих в нее субъектов
(ст. 65), устанавливает статус Российской Федерации, определяет основы статуса субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации фиксирует и возможные способы изменения состава Российской Федерации, которые производятся на основании Федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 137), а также на изменение конституционно-правового статуса субъектов Федерации, которое производится в соответствии с федеральным конституционным законом по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта (ст. 66, ч. 5).

§ 3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Статус Российской Федерации определяется Конституцией, которая закрепляет следующие характерные черты Российской Федерации.

Российская Федерация является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. Она имеет свои Конституцию и систему федерального законодательства.

Россия обладает своей территорией, которая включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море; воздушное пространство над ними (ст. 67).

Высшая власть Российской Федерации распространяется на всю территорию, Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации является единым, на территории Российской Федерации ее граждане обладают всеми правами и свободами и исполняют равные обязанности, предусмотренные Конституцией (ст. 6).

На всей территории Российской Федерации действуют общие органы государственной власти: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, федеральные суды.

Функционирует единая федеральная система права, включающая в себя федеральное, региональное и муниципальное законодательство.

В Российской Федерации существуют единое экономическое пространство, федеральная государственная собственность, единая денежная и кредитная системы.

Государственным языком, согласно Конституции, является русский язык — средство межнационального общения народов Российской Федерации.

Российская Федерация как суверенное государство обладает неограниченным правом на международные отношения. Она может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Конституция устанавливает российскую государственную символику: Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. До настоящего времени такой закон не принят, а действуют соответствующие Положения, утвержденные указами Президента Российской Федерации.

Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы установлен Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г.

§ 4. Предметы ведения Российской Федерации

Предметы ведения Российской Федерации, определенные в ст. 71 Конституции, можно разделить на несколько сфер (областей).

1. В области государственного строительства к предметам ведения Российской Федерации относятся:

  • принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации;
  • федеральная государственная служба.

2. В области прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств в ведении Российской Федерации находятся:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав национальных меньшинств.

3. В области экономического и социально-культурного развития к ведению Российской Федерации относятся:

  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • определение основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

4. В области внешней политики и обороны ведению Российской Федерации подлежат:

  • внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  • внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

5. В области правового развития и правоохранительных органов в ведении Российской Федерации находятся:

  • судоустройство; прокуратура;
  • уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
  • амнистия и помилование;
  • гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
  • правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • федеральное коллизионное право.

6. В области метеорологии, статистики и учета к ведению Российской Федерации относятся:

  • метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
  • геодезия и картография;
  • наименования географических объектов;
  • официальный статистический и бухгалтерский учет.

7. Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации федеральные органы государственной власти не вправе передавать, делегировать осуществление части своих полномочий органам государственной власти субъектов Федерации. Это, по существу, исключительные полномочия, вопросы исключительного ведения Российской Федерации.

По предметам исключительного ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76).

Помимо положений ст. 71 в Конституции содержатся и другие прямые или косвенные указания на предметы ведения Российской Федерации. Это регулирование вопросов, связанных с запретом установления препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74), регламентация вопросов денежной эмиссии и денежного обращения, налоговой политики (ст. 75), участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях (ст. 79).

Источник

Оцените статью
Разные способы