- Понятие физическая нагрузка основные способы ее регулирования во время занятий физической культурой
- Понятие «физическая нагрузка». Основные способы ее регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой
- Физическая культура. 5 класс
- Физическая нагрузка, способы регулирования в процессе занятий физическими упражнениями
- нагрузка.doc
- Оглавление
- Введение
- 1.Физическая нагрузка и ее компоненты
- 2. Технология планирования и учета нагрузки в процессе спортивной тренировки
Понятие физическая нагрузка основные способы ее регулирования во время занятий физической культурой
1. Понятие «физическая нагрузка». Основные способы ее регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой.
2. Основные требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию во время занятий на открытых площадках.
3. Опишите технику передачи волейбольного мяча двумя руками сверху и объясните последовательность самостоятельного освоения этого технического действия.
1. Понятие «физическая нагрузка». Основные способы ее регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой.
Физическая нагрузка (тренировочная нагрузка) — это степень воздействия физических упражнений на организм человека.
Физическая нагрузка включает объёмом, интенсивность и характер отдыха между упражнениями.
Объём нагрузки — это количество упражнений за одну тренировку. Он выражается в мерах времени, длины, веса, в количестве упражнений и т. д.
Интенсивность — это характер выполнения упражнений. Средняя интенсивность (бег в медленном темпе), высокая интенсивность (бег по пересечённой местности), максимальная интенсивность (бег с предельной скоростью). Между объёмом и интенсивностью связь обратно пропорциональная, чем больше объем, тем меньше интенсивность, и наоборот.
Характер отдыха влияет на физическую нагрузку, является определяющим звеном в развитии физических качеств. В спортивной тренировке различают:
Пассивный отдых (до полного восстановления ЧСС). Используют для развития быстроты.
Активный отдых (частичное восстановление пульса). Используют для развития специальной выносливости.
Высокие результаты развития физических качеств зависят от правильного выбора и строгого соблюдения объёма, интенсивности и характера отдыха тренировочной нагрузки. При неправильном сочетании компонентов физической нагрузки наблюдается снижение работоспособности, перетренированность, функциональные изменения.
Физическую нагрузку определяют по частоте сердечных сокращений во время занятий:
100-130 уд./мин — небольшая нагрузка;
130-150 уд./мин — средняя нагрузка;
150-170 уд./мин — высокая нагрузка;
170-200 уд./мин — предельная нагрузка.
Интенсивность и объём физических нагрузок во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом должны соответствовать возрасту и физическому состоянию обучающихся. Чрезмерная нагрузка во время занятий выражается в неестественном покраснении или побледнении кожных покровов, выделении обильного пота, нарушении координации движений. Контролируют физическую нагрузку подсчётом пульса. Если по истечении трёх минут пульс успевает прийти в норму, значит организм находится в нормальном состоянии. Нагрузка в пределах 140-170 уд./мин считается оптимальной.
2. Основные требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию во время занятий на открытых площадках.
Требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию диктуются видом физических упражнений. Эксплуатационно-технические характеристики спортивного инвентаря, оборудования и мест занятий физической культурой и спортом на открытых площадках должны обеспечивать безопасность и удобство, способствовать максимальному укреплению здоровья и нормальному физическому развитию занимающихся физическими упражнениями.
Футбольные ворота, баскетбольные щиты, гимнастические снаряды (бревно, брусья, перекладины и др.), преграды на полосе препятствий, метательные снаряды не должны иметь в сочленениях и узлах прогибов, люфтов, качаний, а детали крепления (зацепы, крючки, винты, заклёпки и гайки) должны обеспечивать надёжность соединений. При размещении оборудования в местах занятий и проведении соревнований необходимо обеспечивать безопасную зону вокруг него.
3. Опишите технику передачи волейбольного мяча двумя руками сверху
Передача мяча двумя руками сверху представляет собой один из основных технических приёмов в волейболе. Этим способом можно точно передать мяч. Не овладев верхней передачей, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в волейболе.
Обязательным условием правильного выполнения передачи является своевременный выход к мячу и принятия стойки готовности. Ноги, согнутые в коленях на ширине плеч, левая нога впереди (для правшей), туловище слегка наклонено вперёд, спина прямая. Руки перед собой, согнуты в локтях. При передаче мяча руки выносятся вверх над лицом, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно охватывают мяч, образуя своеобразную воронку «ковш» (момент приёма). Основная нагрузка при передаче мяча падает преимущественно на первые фаланги указательных, средних и больших пальцев. В момент передачи ноги, туловище и руки выпрямляются, мячу придаётся нужное направление.
Высокая положение точки соприкосновения с мячом даёт возможность послать мяч во всех направлениях: вперёд, назад, над собой.
В зависимости от траектории полёта мяча верхняя передача выполняется в средней или низкой стойке.
Источник
Понятие «физическая нагрузка». Основные способы ее регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой
Физическая нагрузка – это степень воздействия физических упражнений на организм человека. Высокие результаты занятий зависят от правильного выбора и строгого соблюдения объема и интенсивности тренировочной нагрузки.
Объем нагрузки – это количество физической нагрузки за одну тренировку. Он выражается в мерах времени, длины, веса, в количестве упражнений.
Интенсивность – это объем нагрузки, выполненный в единицу времени.
Интенсивность и объем физических нагрузок во время самостоятельных занятий должны соответствовать возрасту и физическому состоянию обучающихся. Нагрузка чрезмерная может привести к перетренированности. Перетренированность или переутомление выражается в неестественном покраснении или побледнении кожных покровов, выделении обильного пота, появления отдышки, нарушении координации движений, потери интереса к занятиям. Чтобы подобного не случилось необходимо следить чтобы нагрузка соответствовала функциональному состоянию организма, которое определяется по пульсу.
Порядок определения пульса:
a. в положении сидя отдохнуть 3-5 минут
b. число сердечных сокращений подсчитать за 1 минуту
c. величину пульса оценить:
i. 50-60 уд./мин – отличная
ii. 61-75 уд./мин – хорошая
iii. 75-90 уд./мин – удовлетворительная.
Если по истечении трех минут пульс успевает прийти в норму и количество ударов в минуту перед каждым упражнением примерно одинаково, значит организм находится в нормальном состоянии. В противном случае надо увеличить время отдыха или снизить интенсивность и объем физической нагрузки. Оптимальность интенсивности физической нагрузки и объема можно определить по частоте сердечных сокращений во время занятий:
· 100-130 уд./мин – небольшая нагрузка
· 130-150 уд./мин – нагрузка средней эффективности
Источник
Физическая культура. 5 класс
Конспект урока
Физическая культура, 5 класс
Урок № 14. Физическая нагрузка и особенности ее дозирования
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Характеристика понятия: «Физическая нагрузка».
2. Регулирование физической нагрузкой, используя разные способы ее дозирования.
Глоссарий по теме:
Физическая нагрузка – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся.
Объем нагрузки – это количество физической нагрузки за одну тренировку, неделю, месяц, выраженное в мерах времени, веса, длины, в количестве выполненных упражнений.
Интенсивность физической нагрузки – это время, затраченное на выполнение конкретного объема работы.
Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности.
Дозирование нагрузки – это изменение ее объема и интенсивности.
ЧСС – частота сердечных сокращений.
ЧД – частота дыхания.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Физическая культура. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019.
1. Физическая культура.5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / (М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова); под ред. М.Я. Виленского. — 2-е изд.- М.: Просвещение, 2018.
2. Физическая культура.5-7 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений / (Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов); — М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Следует понимать, что растущий организм школьника будет нормально развиваться только благодаря достаточной двигательной активности, благодаря физической нагрузке.
Результаты занятий физическими упражнениями напрямую зависят от правильно подобранной нагрузки, от ее объема и интенсивности.
Внутренняя сторона физической нагрузки характеризуется реакцией основных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, кровеносной) на проделанную работу. Одним из основных показателей реакции организма на нагрузку является пульс, или частота сердечных сокращений (ЧСС).
В определении интенсивности физических нагрузок по пульсу используют три показателя: пороговая, пиковая и средняя ЧСС.
Величина нагрузки зависит от скорости и продолжительности физической работы. Чем больше нагрузка, тем больше частота дыхания и сердцебиения, потребление кислорода и расходование энергии. На основе этой зависимости на занятиях физической культурой можно регулировать физическую нагрузку, изменяя ее воздействие на организм. Регулирование нагрузки называется дозированием. Оно происходит за счет изменения количественных и качественных показателей в выполнении физических упражнений.
При занятиях физическими упражнениями рекомендуют к использованию несколько вариантов дозирования физической нагрузки:
— изменение количества упражнений на занятии.
— изменение количества повторений одного и того же упражнения.
— изменение скорости выполнения упражнения.
— изменение продолжительности выполнения упражнений.
— изменение величины дополнительных отягощений на мышцы.
— изменение продолжительности интервалов отдыха между упражнениями.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Выберите тип интерактивного теста:
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор;
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка;
3.Установление соответствий между элементами двух множеств;
5. Добавление подписей к изображениям;
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
III группа – не менее 50%
4. Ребус – соответствие;
8. Сортировка элементов по категориям;
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
11. Выделение цветом;
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
14. Лента времени
Информация о тестовом вопросе:
Текст задания: Назовите виды физических упражнений. Выберите все правильные ответы.
а) общеразвивающие упражнения
б) занятия на брусьях
в) игра на компьютере
г) игра в хоккей
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Правильный вариант: А, Б, Г, Д
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Выберите тип интерактивного теста:
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор;
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка;
3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
5. Добавление подписей к изображениям;
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
III группа – не менее 50%
4. Ребус – соответствие;
8. Сортировка элементов по категориям;
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
11. Выделение цветом;
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
14. Лента времени
Информация о тестовом вопросе:
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических _________ на организм занимающихся.
Выберите правильный элемент.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических усилий на организм занимающихся.
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических сил на организм занимающихся.
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических возможностей на организм занимающихся.
Источник
Физическая нагрузка, способы регулирования в процессе занятий физическими упражнениями
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:56, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является рассмотрение компонентов физической нагрузки, а также способов ее планирования и регулирования при занятиях физической культуры и спортом.
Объектом исследования является нагрузка в процессе занятий физической культурой и спортом и ее компоненты.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 5
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ 9
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ 19
ВЫВОДЫ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Прикрепленные файлы: 1 файл
нагрузка.doc
Физическая нагрузка, способы регулирования в процессе занятий физическими упражнениями
Оглавление
Введение
Настоящая работа посвящена рассмотрению вопросов, касающихся регулирования физической нагрузки. Данный вопрос является одним из ключевых в теории и практике спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.
Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью регулирования нагрузки.
Сложность вопроса о нагрузке определяется уже и сложностью ее классификации.
Так, в физической культуре нагрузки подразделяются по направленности на основные двигательные качества — на выносливость, на силу, на быстроту, на гибкость, на ловкость.
В спорте дифференцированность нагрузок по направленности на качества более детальная. Так, выделяются нагрузки, направленные на максимальную силу, на скоростную (взрывную) силу, на силовую выносливость (динамическую или статическую), на быстроту и ее компоненты (на скорость реакции, на быстроту одиночного движения, на частоту движений), на скоростную выносливость, на ловкость (координацию), на гибкость, на максимальную скорость, на спринтерскую выносливость, на критическую анаэробную гликолитическую скорость, на скоростную выносливость, на критическую аэробную скорость, на стайерскую выносливость. В спорте дифференцируется направленность на общую и специальную физическую подготовленность.
Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, могут нанести вред здоровью.
Что же касается спорта высших достижений, целью которого являются высокие результаты физической подготовленности, именно правильное построение физической нагрузки в различные периоды тренировки служит залогом приобретения спортсменом тренированности, достижения максимального эффекта от тренировки и достижения спортивной формы к моменту основных соревнований.
Также правильное регулирование нагрузки позволяет спортсменамизбегать перетренированности и травм.
Целью данной работы является рассмотрение компонентов физической нагрузки, а также способов ее планирования и регулирования при занятиях физической культуры и спортом.
Объектом исследования является нагрузка в процессе занятий физической культурой и спортом и ее компоненты.
Предметом исследования являются приемы регулирования физической нагрузки.
1.Физическая нагрузка и ее компоненты
Понятие физическая нагрузка характеризует преимущественно величину запросов, предъявляемым к организму упражнениием, то, насколько они велики и посильны для выполняющего упражнение. Нагрузка – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.
При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (Курамшин Ю.Ф., 2007): 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.
Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности. Объем нагрузки относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения.
Понятие интенсивность упражнения относится к силе воздействия упражнения на организм. Интенсивность характеризуется в циклических упражнениях скоростью движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают необходимое для организма количество кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.
При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.
Интенсивность упражнения выше критической получила название надкритической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга (Курамшин Ю.Ф., 2007).
В физиологии выделено четыре основных зоны интенсивности физических нагрузок (Уилмор Дж.Х. Костил Д.Л., 2001), каждой из которых соответствует определенный уровень биоэнергетических процессов и диапазон частоты сердечных сокращений (ЧСС):
1. Физическая нагрузка малой интенсивности с ЧСС менее 75% от ее максимального значения (ЧСС макс.);
2. Физическая нагрузка поддерживающего характера с ЧСС от 75 до 85% от ЧСС макс., осуществляемая в аэробном режиме энергообеспечения;
3. Физическая нагрузка развивающего характера с ЧСС от 85 до 95% от ЧСС макс. и переходным аэробно- анаэробным режимом энергообеспечения;
4. Физическая нагрузка субмаксимальной и максимальной интенсивности с ЧСС более 95% от ЧСС макс. и анаэробным режимом энергообеспечения.
Однако представление о тренировочном процессе не ограничивается только «слепым» контролем ЧСС, важно представлять, какие взаимоотношения имеются между характером сердечной деятельности и другими реакциями организма на регулярную физическую нагрузку.
По тесту Конкони, в основе которого лежат результаты исследовательских работ, показавших закономерность изменения концентрации лактата в крови и ЧСС при ступенчатом увеличении интенсивности физической нагрузки, выделяются и. следующие зоны интенсивности тренировочных нагрузок в зависимости от концентрации лактата в крови И ЧСС
1-я зона – восстановительная нагрузка: концентрация лактата меньше 2 ммоль/л при ЧСС 110-140 .
2-я зона – экстенсивная длительная нагрузка: концентрация лактата около 2 ммоль/л при ЧСС 140-160.
3-я зона – интенсивная длительная нагрузка: концентрация лактата 3-4 ммоль/л при ЧСС 160-180
4-я зона — экстенсивная повторная нагрузка: концентрация лактата между 4 и 6 ммоль/л при ЧСС свыше 180
5-я зона — интенсивная повторная нагрузка: концентрация лактата между 6 и 12 ммоль / л при ЧСС свыше 180 (Попцов В., 1998)
Продолжительность упражнения имеет обратную относительно интенсивности его выполнения зависимость. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20-25 с до 4-5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения.
Число повторений упражнений определяет степень воздействия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо их интенсивность резко снижается.
Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать и зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, который в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным (Курамшин Ю.Ф., 2007).
При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать четыре типа интервалов.
1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, Это дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.
2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного недовосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов.
3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнен иями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.
4.Суперкомпенсаторный интервал, соразменрный по продолжительности с временем, достаточным для наступления суперкомпенсаци, то есть сверхвосстановления.
Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.
При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной (Курцевич, Т.Ю., 2003).
В физиологии рассматриваются следующие общие принципы дозирования физической нагрузки.
Специфичность — необходимость выбора определенного комплекса физических упражнений, направленных на развитие и укрепление групп мышц, которые более всего задействованы при определенном типе мышечной деятельности.
Физическая нагрузка должна быть достаточной по интенсивности и продолжительности, чтобы обеспечивать рост или поддержание оптимального уровня тренированности организма.
Регулярность физических нагрузок. Тренировочные занятия должны быть регулярными.
Прогрессия. Постепенное увеличение интенсивности, продолжительности и/или частоты тренировочных занятий — необходимое условие для оптимального повышения уровня тренированности организма (Уилмор Дж.Х. Костил Д.Л., 2001).
2. Технология планирования и учета нагрузки в процессе спортивной тренировки
Технология планирования нагрузки сводится к нескольким аспектам. Основными из них являются:
- планирование взаимосвязи работы и отдыха;
- планирование меры воздействия физических упражнений;
- планирование чередования нагрузок разной направленности во времени.
Правила чередования работы и отдыха следующие.
1. Максимальный эффект взаимосвязи работы и отдыха достигается, если новая нагрузка приходится на максимум суперкомпенсационного явления.
2. Эффект достигается в какой-то степени от оптимального, если новая нагрузка приходится на интервал времени от момента прихода состояния организма к «исходному» и до наступления максимума суперкомпенсации.
3. Состояние организма стабилизируется на каком-то уровне или он снижается, если новая нагрузка приходится на интервал времени от максимума суперкомпенсации и до наступления момента прихода состояния организма в повторное «исходное».
Принципы планирования меры воздействия физических упражнений на организм следующие (Кизько А.П., 2001):
1. Принцип эквивалентности действия нагрузок разной направленности. При составлении плана возникает необходимость идентифицировать действие нагрузок разной направленности. Среди многообразия качественных показателей меры воздействия (предельная, до отказа, максимальная и др.) особое место занимает критерий «максимальный объём развивающей нагрузки» (Анохин П.К., 1975).
Количественную сторону принципа эквивалентности отражают закономерные взаимосвязи показателей (внешние и внутренние) нагрузок разной направленности.
2. Принцип последовательной реализации развивающих нагрузок. С позиции принципа волнового развития, основополагающей закономерностью которого является закон суперкомпенсации Вейгерта, следует, что любое физическое воздействие на организм обладает развивающим эффектом. При этом эффект развития (величина суперкомпенсационных явлений) достигает максимальных значений в момент реализации критерия «максимальный объём развивающей нагрузки». В процессе функциональной подготовки спортсменов отмеченные выше закономерности являются основой планирования максимально развивающих, или оптимальных, с точки зрения цели этой подготовки физических воздействий. Если не стоит задача достижения оптимального результата функциональной подготовки, то логично говорить о какой-то степени развития по отношению к оптимальному уровню.
Источник