Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
Движением в философии называют любые изменения. Движение абсолютно и относительно. Его абсолютность означает, что материя находится в состоянии непрерывных изменений, а относительность движения заключается в том, что оно существует не само по себе, а как изменение конкретных материальных систем. Движение, будучи абсолютным не исключает элементов покоя, но покой – это частный случай, временное состояние вещей.
Попытку классифицировать формы движения материи предпринял Ф. Энгельс в конце XIX в. В своей работе «Диалектика природы» он выделил пять форм движения материи.
1. Механическая – перемещение макротел в пространстве.
2. Физическая – оптические, тепловые, магнитные, электрические явления и процессы.
3. Химическая – единичные и групповые взаимодействия молекул.
4. Биологическая – рост и развитие живых организмов.
5. Социальная – общественные явления и процессы.
Первые три формы движения материи Энгельс назвал низшими, две последние – высшими. Он установил два типа связей между высшими и низшими формами движения: генетическую и структурную.
Генетическая связь состоит в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших как их синтез.
Структурная связь заключается в том, что высшие формы движения материи обязательно включают в себя низшие, но к ним не сводятся и своей специфики не теряют.
Развитие науки в XX в. внесло некоторые поправки в эту классификацию. Механическая форма движения утратила самостоятельный статус и стала рассматриваться в качестве «фона» других форм движения. Физическая форма распалась на микро- и макроуровень физических процессов. Химическая форма теперь понимается как совокупность различных типов реакций. Биологическая форма выступает как иерархия процессов жизни на разных структурных уровнях ее организации: от доклеточных до уровня биосферы. Социальная форма движения выделяется как особый вид и уровень организации материи, требующий специальных методов и средств познания.
Источник
Движение как способ существования материи. Движение и покой.
Движение – способ существования материи.
Движение является способом существования материи, её атрибутом, то есть неотъемлемым свойством любого бытия. В философии движением считается всякое изменение. Ещё в древности рядом мыслителей была высказана идея о движении как черте всего сущего. Достаточно вспомнить знаменитое высказывание Гераклита: «Всё течёт, всё изменяется». Однако в античной традиции, напомним, существовала и противоположная тенденция, которая рассматривала движение как что-то ущербное, свойственное не столько бытию, сколько его противоположности. Так, иллюзорным и несовместимым с бытием считали движение представители элейской школы (Парменид, Зенон). Платон рассматривал всё подвижное, изменчивое как несовершенное, ущербное бытие. В философии, начиная с 18 в., утверждается представление о движении как неотъемлемом сущностном свойстве бытия. Это относится как к материалистическим, так и ко многим идеалистическим учениям. Французские материалисты 18 в. (П. Гольбах, Д. Дидро и др.) обосновали тезис о том, что движение не привносится в материю извне, а является изначально присущей материи характеристикой.
Открытия в естествознании 19 – 20 вв. подтвердили правоту представлений о движении как неотъемлемом свойстве материи. Следует согласиться с тезисом, что всё движется. Обычно мы противопоставляем движение и покой. Однако на самом деле состояния покоя не существует. С объектами, которые мы с обыденной точки зрения называем покоящимися, всё равно происходят некие изменения, может быть, незаметные нам. Покоем мы называем малую степень движения, которая именно в силу своей незначительности нами не замечается. Можно сказать, что движение абсолютно, а покой относителен. Покой является лишь моментом движения, в котором процессы изменения менее всего выражены.
Виды движения подразделяются по формам материальной организации бытия (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное).
1. Механическое движение (перемещение тела в пространстве) является самым простым видом движения. В обыденном языке мы движением называем именно механическое движение.
2. Физическое движение. К нему относятся более сложные процессы, относящиеся к сфере изучения физики, в частности, тепловые и электромагнитные процессы.
3. Химическое движение. К химическому движению причисляются всевозможные химические реакции, то есть превращения веществ (окисление, нейтрализация, образование щелочей и солей и т.д.).
4. Биологическое (органическое) движение. Примерами этого вида движения являются физиологические процессы (движение крови по организму, дыхательные движения, обмен веществ), эволюционные процессы (генетические мутации, появление новых животных и растительных видов, сопровождающееся вымиранием прежних видов), распространение растений, миграции животных и пр.
5. Социальное движение, включает в себя все процессы, связанные с изменениями в обществе. К социальному движению относится, например, совершенствование производительных сил, научные открытия и технические изобретения; реформы и революции, развитие религии и художественной культуры, войны и так далее.
Таким образом, материя не может существовать без движения, как и движение без материи. В.И.Ленин в работе материализм и эмпириокритицизм показал, что отрыв движения от материи, означает в конечном счете признание лишь движения мысли, ибо движение самого по себе, без своего носителя не существует. Попытка мыслить движение без материи, писал он, протаскивает мысль, оторванную от материи, а это и есть философский идеализм.
Источник
Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь
Существование любой материи возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так атом существует лишь потому, что происходит взаимодействие между ядром и электроном, живые организмы существуют благодаря взаимодействию составляющих их молекул, клеток; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми.
Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Изменение в ф. обозначается понятием движения . Д – любое изменение материей форм, свойств, внутреннее неотъемлемое свойство материи (ее атрибут). Понимание Д, как атрибута материи появляется уже в 17 в., но Д понимается как перемещение (механистический материализм) – механическое движение, которое вызывается внешней силой. Т.е. материя должна была быть приведена чем-либо или кем-либо в движение, и материалисты прибегали к идее Бога (Бог – часовщик, который запустил часы и умер). Т.е. Бог вводится как первотолчек (деизм). Если предположить, что где-то существует материя отдельно от энергии, то мир трактуется исходя из объективного идеализма; если же допустить существование движения без материи, что мир трактуется исходя из субъективного идеализма. После открытия дефекта массы, а также определении зависимости энергии от массы и скорости (E=m*c^2), получалось, что масса, которую считали мерой материи, переходит в энергию, т.е. материи нет, есть энергия. Это привело к появлению нового направления – энергетизм (Освальд).
Но с позиции ДМ, масса является лишь одним из свойств материи. Д. – способ существования материи, быть – значить быть в движении, изменении. В мире нет неизменных вещей, свойств и отношений. Д несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение материи есть самодвижение, в том смысле что тенденция к изменению состояния присущи самой реальности. Движение и абсолютно и относительно сразу. Абсолютно оно во всеобщности, в том, что оно не имеет ни начала, ни конца. Любое конкретное движение относительно. Д внутренне противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Любое изменение структурных элементов, свойств, отношений осуществляется при сохранении определенных моментов, а каждое сохранение происходит через Д. В потоке не прекращающегося движения присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся в сохранении состояния Д. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся причастно к какому-либо движению. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отчета. Покой – это не отсутствие движения, это сохранение определенного ритма движения. В соотношении покоя и движения, устойчивости и изменчивости, ведущим является движение, изменчивость. Это проявляется в том, что состояние покоя создается предыдущим движением и ликвидируется процессом движения.
Выделяют два основных типа движения:
1) Д, при сохранении устойчивости, качества предмета. Все предметы изменяются (Гераклит : «в одну и туже реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды»), но при этом может сохранятся, воспроизводиться некоторый набор признаков, который позволяет говорить о данном предмете, как определенном предмете, т.е. сохраняющем свое качество (качество – характеристика предмета, процесса, представляющего определенность данного предмета или явления со стороны его существенных свойств).
2) Д, связанное с переходом от одного качества к другому. Это м.б. и разрушение предмета, либо его усложнение. Процессы, связанные с преобразованием качества, которые развертывают потенциальные возможности характеризуются как развитие.
Первая классификация дана Энгельсом. Он выделил 5 форм:
1. Химическое – процессы взаимодействия веществ.
2. Физическое (тепловое) – хаотическое движение молекул
3. Механическое – перемещение тел в системе координат.
4. Биологическое – все процессы от возникновения мира включая развитие видов.
5. Социальное – все процессы от возникновения человека, включая весь исторический процесс.
Но Энгельс не знал микромира. Поэтому добавляется ещё один вид движения – Движение элементарных частиц, вследствие которого образуются атомы.
Классификация дается по принципу усложнения в строгой последовательности. Формы движения возникают друг на друге. Основные связи – структурная и генетическая. Заключается в том, что высшие формы Д включают в себя низшие. Высшие формы могут возникнуть только там и тогда, когда есть все низшие. Высшие формы состоят из низших, но объяснить высшие низшими невозможно. Высшие – это новая система, в которой появляются новые законы.
Источник
28. Понятие материи. Движение как способ существования материи
На пути своего формирования категория «материя» прошла несколько этапов.
1этап материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеса, воздух -у Анаксимена и т.д.)..
2 этап материя отождествляется с атомами, с комплексом их свойств. Она предстает как как нечто такое, что само по себе материально, но чувственно не воспринимаемо. С точки зрения Демокрита, материя — это совокупность бесконечного числа атомов — мельчайших неделимых частиц. Они отличаются друг от друга своими формами, величиной; положением и порядком. Все атомы непрерывно перемещаются в пространстве. Различный характер взаимодействия между атомами приводит к различному качественному «оформлению» существующих в мире вещей, их многообразию (это Атомистическая модель материи, она пользовалась авторитетом в науке вплоть до начала ХХ в)
3 этап связан с появлением механистического или метафизического материализма. С точки зрения Декарта, материя не имеет предела деления, она есть сама природа, «универсум» — гигантский механизм, в котором кругообразное движение различных по своей величине частиц материи осуществляется под влиянием божественного «первотолчка» по законам механики.
4 этап было установлено, что атом на самом деле не является мельчайшей неделимой частицей. Он делим, что подтверждалось открытием электрона. Кроме этого, физиками было открыто такое состояние материи, которое принципиальным образом отличалось от вещества.
Эта физическая реальность, названная полем, имела свойство вполне самостоятельно перемещаться, независимо от объекта, с которым связывалось существование этого поля.
А сейчас: Материя — это универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.
Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима и находится в постоянном движении. Она есть причина самой себя (Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Разумеется, что названные свойства не исчерпывают все-
го перечня атрибутов материи, который включает также сущность, количество и качество.
Важнейшим атрибутом материи является движение. Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Все в мире движется, все стремится к чему-то иному. Во вселенной – планеты, вокруг планет – спутники, потоки метеоритов. В движении органические системы – обмен веществ, обмен информацией, размножение.
Движение – это способ существования материи, а значит оно как и материя, вечно.Можно выделить четыре основные формы движения материи. Качественное своеобразие одной формы отличается от качественных характеристик другой. Нас этой основе есть принцип несводимости: высшие формы материи не могут быть в принципе объяснены с помощью закономерностей низших форм.
1 форма ФИЗИЧЕСКАЯ )простое механическое перемещение, движение элементарных частиц, молеклярное или тепловое движение, электромагнитные, оптические процессы)
2 форма ХИМИЧЕСКАЯ (неорганические химические реакции, приводящие к образованию органических веществ)
3 форма БИОЛОГИЧЕСКАЯ (различные биологические процессы, явления и состояния, обмен веществ. Размножение, наследственность, рост, подвижность, естественный отбор)
4 форма СОЦИАЛЬНАЯ (Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех проявлениях)
Вполне возможно, что в перспективы будут и другие формы движения. Есть гипотеза о существовании геологической, нформационной и космической …но это пока не подтверждено ни на теоретической, ни на эмпирическом уровне.
Источник