- Теория аномии Э. Дюркгейма
- Что такое аномия?
- Социальные нормы и аномия
- Причины аномии
- 34. Э. Дюркгейм и р. Мертон о социальной аномии
- Понятие аномии
- Теория аномии Эмиля Дюркгейма
- Готовые работы на аналогичную тему
- Теория аномии Роберта Мертон
- Теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Теория стигматизации И. Гофмана.
Теория аномии Э. Дюркгейма
Всё чаще говорят о том, насколько жестокими стали подростки, что участились нападения и хулиганство, а окружающие никак не реагируют на это. Пожилые люди неоднократно повторяют то, что молодежь очень сильно испортилась и не имеет никаких ценностей. Феномен аномии, который предполагает разрушение не только нравственных, но и моральных ценностей человека, появился в 1893 году. Касается он всего общества, но в первую очередь в группу риска входят именно подростки.
Что такое аномия?
Аномия подразумевает беззаконие. Понятие было введено французским ученым Э. Дюркгеймом. Спустя некоторое время его развил и дополнил социолог Мертон. Социальная аномия представляет собой определенное состояние общества, во время которого происходит разрушение социальных норм, наблюдается неопределенность, а также нестабильность поступков людей, противоречие тем целям, которые устанавливает общество.
С точки зрения психологии, аномия — это психологическое состояние человека, при котором присутствует полная или частичная деморализация ценностей. Индивид начинает терять установленную с обществом связь, ощущает себя отчужденным и ненужным, не видит в жизни совершенно никакого смысла. Мир не может понять этого человека, а он не понимает окружающих. Аномия достаточно часто провоцирует развитие депрессивного состояния, становится причиной суицида или девиантного поведения.
Социальные нормы и аномия
Социальные нормы — это именно то, что может в некоторой степени контролировать поведение людей. К их числу можно отнести официальное законодательство, а также негласные правила, определенное поведение, которое будет одобряться обществом. Нормы представляют собой четкие шаблоны, которые являются подсказкой, что необходимо говорить, как себя вести в той или иной ситуации. Каждый индивид должен выполнять установленные социальные нормы, чтобы сделать свое существование в социуме максимально комфортным.
Аномия в обществе представлена отрицанием, полным или частичным игнорированием установленных норм поведения. Это становится причиной того, что постепенно общество начинает разрушаться. Чем дольше будет сохраняться аномия, тем больше усилий придется приложить, чтобы восстановить потерянную структуру. Старые связи и традиции начинают разрушаться, но при этом не появляются новые. Люди в результате становятся полностью асоциальными и начинают страдать от десоциализации. Они обращают внимание исключительно на свою личную жизнь и на первое место в любой ситуации ставят собственные интересы.
Причины аномии
Аномия начинает развиваться в результате очень резкого изменения идеалов, морали и ценностей, этических норм, присутствующих в обществе. Источником подобных изменений может стать не только социальная, но еще и политическая деятельность государства. Часть людей не успевает принять новые ценности, поэтому им кажется, что общество их отвергает. Стоит отметить, что новые ценности при этом воспринимаются в качестве угрозы. Многие люди считают, что они способны принести пользу только отдельным членам общества.
Также причиной развития аномии может выступать критика тех ценностей, которые присутствовали ранее. Могут измениться установленные границы между понятиями зла и добра. Это приведет к тому, что человек не сможет самостоятельно отделять плохое от хорошего.
В обществе очень важно понимать поведение людей, вычислять их замыслы. Курс Викиум «Профайлинг» научит распознавать невербальные признаки, выявлять скрытые намерения и прогнозировать действия людей в разных ситуациях.
Источник
34. Э. Дюркгейм и р. Мертон о социальной аномии
АНОМИЯ (букв. – безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо «естественные» ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.
В дальнейшем понятие аномии было расширено американским социологом Р.Мертоном, который связал проблему аномии с несоответствием между определяемыми культурой целями и доступностью институциализированных средств их достижения. При ограниченности возможностей достижения широко распространенных и постоянно подчеркиваемых целей ( в США – богатства) с помощью доступных средств индивид использует иные средства достижения цели, даже если эти средства незаконны. В рамках определенных социальных групп такие средства могут считаться нормальными. Мертон выделил пять возможных вариантов индивидуальной адаптации в обществе, где имеется разрыв между определенными культурными нормами и одобряемыми средствами их достижения, доступными отдельным индивидам или целым социальным группам: 1. конформизм – подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения; 2. инновация – использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей 3. ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей; 4. ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. 5. восстание (бунт) – стремление изменить систему ( т.е. отказ как от принятых целей, так и от средств их достижения и выдвижение новых).
В концепции Мертона аномия рассматривается не только как источник социальных проблем, но и как источник социальных изменений.
Э. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии — общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. «Старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.
Американский социолог Роберт Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. При этом только определенные факторы, например, хорошее образование и высокооплачиваемая работа, получили одобрение в качестве средств к достижению успеха. Никакой проблемы не было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха в жизни. Но беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы. Если же они интернализовали цели, заключающиеся в материальном успехе (а это относится не ко всем индивидам), сильные ограничения могут толкнуть их к нонконформизму и совершению нетрадиционных поступков, так как они не в состоянии достичь общепризнанных целей законными средствами. Они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.
Использование теории аномии. Некоторые социологи применили теорию аномии при изучении проблемы подростковой преступности. Так, А. Коэн предположил следующее: мальчиков, принадлежащих к низшим слоям общества, влечет к бандитским группировкам тот факт, что их постоянно оценивают по меркам среднего класса и они обнаруживают, что проигрывают в своей школьной среде, где ценятся хорошее владение речью, опрятный внешний вид и способность заслуживать похвалы. В ответ на эти требования мальчики «сбиваются» в подростковые группировки, где в почете «крутые», «наглые парни», «нарушители спокойствия»,- стандарты, позволяющие подросткам из низших классов достигать успеха. Согласно исследованиям Делберта С. Эллиота, юные хулиганы, бросившие школу, реже совершают правонарушения, чем те, которые продолжают ее посещать. Очевидно, уход из ненавистной школы представляет для этих ребят временное решение тех проблем, с которыми они сталкивались в школьной среде, где к ним подходили с завышенными мерками.
Оценка теории аномии. Теория аномии Мертона акцентирует внимание на тех процессах установления признанных культурных целей и средств, посредством которых общество инициирует девиантное поведение. В частности, с помощью этой теории можно раскрыть суть и причины преступлений, связанных с деньгами, совершенных на почве наживы и алчности, преступлений в среде «белых воротничков» и корпоративных преступлений, преступлений «поджигателей войны» и преступлений представителей властных структур и тех, кто стремится к власти. Однако критики теории Мертона указывают, во-первых, что он упускает из виду процессы социального взаимодействия, посредством которых люди формируют свои представления о мире и планируют свои поступки. Мертон описывает нарушителей социальных норм как индивидуалистов — людей преимущественно самодостаточных, вырабатывающих для себя решения по выходу из стрессовых ситуаций без учета поступков окружающих. Во-вторых, не всякое девиантное поведение можно объяснить разрывом между целями и средствами. Мертон рисует картину американского общества, в котором, по его мнению, существует консенсус между базовыми ценностями и целями. Но его критики утверждают, что американскому обществу с множеством субкультур свойствен плюрализм. Жизнь американского общества дает множество примеров, когда девиантное поведение индивида можно объяснить неприемлемостью для него некоторых норм, носящих превалирующий характер в большинстве групп населения. Так, индейцы нарушают законы охоты и рыбалки; представители некоторых этнических меньшинств заключают общие браки; выходцы из южных сельских местностей увлекаются петушиными боями; некоторые группы населения изготавливают самогон; подростки употребляют наркотики.
Источник
Понятие аномии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Есть разные ситуации, когда нарушается равновесие в нормативной системе культуры. Одна из таких форм называется аномией (в переводе с французского ‘беззаконие’). Есть несколько определений этого понятия. Наиболее полно суть этого явления отражено в следующем определении.
Под аномией понимается такое состояние общества, которое отличается разрушением системы культурных ценностей, что обусловлено общественным кризисом, распадом его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.
В такое время в обществе большая часть его членов намеренно не исполняет принятые нормы, хотя и прекрасно знает их.
Аномией, ее причинами и последствиями занимались многие ученые, наиболее интересные теории высказаны Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном.
Теория аномии Эмиля Дюркгейма
В своем труде «Самоубийство» Эмиль Дюркгейм в 1897 году ввел понятие аномии. В этой работе под «аномией» ученый понимал, прежде всего, противоречие, возникающее между солидарностью органической и механической. Нормы, одной личности или сообщества, которые созданы под влиянием естественного развития социума как структуры и /или становления личности, ученый считает органической солидарностью. Механическая солидарность формируется инерционными нормами, порожденными индустриализованным обществом.
По мнению самого Э. Дюркгейма, аномия развивается в результате эволюции капиталистического общества, потому что именно в это время традиционные нормы уже потеряли свою значимость, а новые, буржуазные, еще не были в достаточной степени сформированы и не имели влияния на общество. При этом ученый не считал, что в сформировавшемся индустриальном обществе совсем нет норм, просто в обществе появилось такое количество подсистем культурных норм, что порой человеку сложно в них ориентироваться.
Готовые работы на аналогичную тему
В переломные периоды люди перестают понимать, что общество ждет от них, и затрудняются согласовывать свои поступки и действующие нормы. Прежние нормы уже не подходят, а новые, зарождающиеся, еще не подходят для того, чтобы служить моделями поведения. Количество случаев девиации обычно резко возрастает в такие периоды.
Э. Дюркгейм считает, что девиантное поведение необходимо для общества, потому что оно выполняет две функции: а) адаптивную функцию: через ввод в общество новых идей и проблем девиантность служит причиной обновления и реализацию изменений; б) девиантность помогает сохранить границы между «хорошими» и «плохими» моделями поведения в обществе: реакция на отклоняющееся поведение может укрепить групповую солидарность и прояснить социальные нормы.
Теория аномии Роберта Мертон
Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия аномии Дюркгейма, предложил стройное учение, по которому она являлась итогом конфликта культурных норм, т.е. конфликтом между официально провозглашенными целями и доступными законными средствами их достижения.
Ученый обращает внимание на то, что аномия возникает тогда, когда члены общества не могут достичь законным путем целей, которые были провозглашены социумом в качестве нравственного закона.
Принципы официально провозглашаемые социализмом – равенство и моральная заинтересованность в труде, капитализм провозглашал цели индивидуальной наживы и материального успеха. А когда большему числу членов социума законные способы достижения этих целей недоступны, тогда они используют незаконные.
Выводы, к которым пришел ученый следующие:
- аномия – это недоступность удовлетворения необходимого приемлемыми для социума способами;
- цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им;
- влияние принятых в социуме правил уменьшается практически до нуля;
- приспособление к аномии может происходить при помощи конформизма (принятие целей и средств), инновации, реформизма (принятие целей, устранение средств), ретритизма (неприятие ни целей, ни средств); мятежа (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами).
Источник
Теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Теория стигматизации И. Гофмана.
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:
-расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;
-низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;
-частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.
Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.
Теория аномии Р. Мертона.
По стопам Э.Дюркгейма пошел и известный социолог Р.Мертон, который так же посвятил некоторые свои работы изучению и дополнению, уже существующей, теории «аномии». Он считал, что основной причиной возникновения девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью средств для достижения этих целей. Мертон выделяет два особо важных элемента социальной структуры. Первый элемент – это намерения и интересы, которые определяются культурой данного общества. Они являются «законными» целями — приемлемыми для данного общества и одобряемыми ими. Второй элемент регулирует средства достижения этих целей. «Моя главная гипотеза, — утверждает он, — как раз в том и заключается, что отклоняющееся поведение с социологической точки зрения может быть рассмотрено как симптом рассогласования между культурно предписанными стремлениями и социально структурированными средствами их реализации». Основываясь на своей гипотезе Роберт Мертон рассматривает 5 типов приспособления людей к заданным целям: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.
С точки зрения Гоффмана, люди с проявленными (легко видимыми) недостатками сталкиваются с проблемами взаимодействия в обществе. Имея проявленный недостаток (стигму), человек заранее ожидает негативных реакций других членов общества. С другой стороны, люди с латентными стигмами часто пытаются так строить ситуации взаимодействия, чтобы другие не узнали, о свойственных им недостатках.
32 Социальный контроль: сущность, механизмы и виды. Развитие новых форм и методов социального контроля в постиндустриальном обществе. Социальный контроль в системе образования.
Социальный контроль – система методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества.
В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, последний подразделяется на формальный и неформальный. Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества — государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный контроль — это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения — первичной группы.
Социальный контроль над человеком может осуществляться путем группового общественного давления на него, принуждения, а также через социализацию.
Социальный контроль через групповое давление осуществляется путем осуждения отдельных членов группы, поведение, внешний вид или мировоззрение которых не соответствуют установленным в данной группе стандартам. В зависимости от степени нарушения отдельными индивидуумами общеустановленных в данной группе норм, групповое давление осуществляется в разной степени: от простых замечаний до изгнания из группы. Групповое давление осуществляется по-разному еще и в зависимости от характеристик и статуса индивидуума, но которого осуществляется давление, а также от характеристик группы.
Социальный контроль через принуждение – социальный контроль, осуществляемый, путем установления системы законов и наказаний (например, в государственной системе); также посредством путем неформального группового контроля первичной группы.
Социальный контроль путем социализации – это когда люди контролируются, бессознательно выполняя свои привычные роли. Социализация это один из основных видов социального контроля, так как она формирует людские привычки, желания и обычаи.
Для постиндустриального общества характерно усиление социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению. Люди, используя социальные достижения, вынуждены защищаться от вторжения экономики и государства в свою личную жизнь.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» исходит их того, что государственная политика в сфере образования и правовое регулирование отношений в данной сфере должны быть основаны на определенных принципах. К ним относится и принцип демократического характера управления образованием, обеспечения прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» расширяет перечень негосударственных механизмов, направленных на повышение качества образования. Кроме общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации предусматривается возможность проведения независимой оценки качества образования.
33 Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи как социального института. Типы семейных структур.Основные тенденции развития семьи во второй половине XX – в начале XXI вв.
Семья – это малая группа людей, связанных брачными или кровнородственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.
Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи и накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.
-репродуктивная (биологическое продолжение рода)
-воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)
-хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)
-духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
-досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)
Типы семейных структур:
-по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);
-по составу (семья неполная, простая, сложная);
-по семейному стажу (молодая семья, пожилаясупружеская семья) и др.
Тенденции:наблюдается активный процесс эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений,рост разводов, широкое распространение получили семьи, альтернативные браку, автономия супругов и др.
34 Социальная общность: понятие, исторические формы, типология. Массы и толпа.
Социальная общность — это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).
Исторические общности людей: род, племя, народность и нация. Род — организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д.Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытнообщинному строю, является племя, которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Нация — это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Нации образуются из многих или нескольких народностей. Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен.
Типология социальных общностей:
1) по характеру общественного производства (производственный коллектив, социально-профессиональная группа);
2) по этнической принадлежности (народности, нации);
3) по естественным социально-демографическим факторам (пол, возраст, принадлежность к социальному слою, например, студенчество и т. д.);
4) по культурным особенностям (различные культурные объединения: театральные, кинематографические и т. д.) и др.
Толпа — это неорганизованное сборище людей, т.е.совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью.
Масса — это особым образом организованная толпа, у которой есть общий интерес, одним из которых является привязанность к лидеру, вождю.
Масса отличается от толпы опосредованным контактом.
35 Социальные группы: понятие, структура и типы. Малые группы и коллективы. Социальные организации.
Социальная группа– это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.
Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы, образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.
В социологии различают первичные и вторичные группы.
Первичные — такие группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями и сотрудничеством (семья, соседство).
Вторичные группы характеризуются отсутствием непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них обусловлены стремлением к определенным целям, в них главную роль играют не личностные качества людей, а их умение выполнять определенные функции.
Выделяют так же:
— условные группы, в которых объединены условно, в интересах научного анализа, люди, реально не взаимодействующие между собой, но представляющие определенную общность, обладающую сходством каких-либо признаков (половых, возрастных и т.п.). Например, белорусские студенты;
— лабораторные группы, в которых люди, не знающие друг друга и не взаимодействующие между собой, объединяются исследователем для проведения эксперимента;
— реальные группы, в которых люди объединены реальными отношениями и взаимодействиями (футбольная команда);
— квазигруппы, которые образуются из случайно оказавшихся вместе, не связанных реальными взаимодействиями людей (аудитория).
Важнейшее значение имеет дифференциация социальных групп на малые и большие.
Малая группа — это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы подразделяются на:
— формальные, в которых четко определены позиции и роли их членов, руководствующихся определенными групповыми нормами и ожиданиями (армейский взвод);
— неформальные — складывающиеся стихийно, характеризующихся отсутствием предписанных статусов, ролей, властных отношений (группа друзей, компания сверстников).
— референтные группы, в которые индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и на нормы, ценности, оценки, мнения которой ориентируются в своем поведении — подражание подростков поведению группы рокеров и т.п.
Большая группа — реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в общественную деятельность и соответствующую систему общественных отношений (коллектив вуза).
Социальная организация – это система отношений, объединяющих некоторое число индивидов (групп) для достижения определенных целей. В рамках социальной организации действуют соц. группы, она оформляет их в коллектив. А. И. Пригожин определяет коллектив как группу людей, совместно и координировано реализующую общую цель.
Источник