Понять каким способом будет приобретен

Содержание
  1. 10 методов, позволяющих принять правильное решение
  2. Как люди принимают решения
  3. Метод 1. «Квадрат Декарта»
  4. Метод 2. «Совет»
  5. Метод 3. «Расширение рамок»
  6. Метод 4. «Исчезновение вариантов»
  7. Метод 5. «Стакан воды»
  8. Метод 6. «Отсрочка»
  9. Метод 7. «Владейте информацией»
  10. Метод 8. «Отбросьте эмоции»
  11. Метод 9. «Следование жизненным приоритетам»
  12. Метод 10. «Интуиция»
  13. Как потребитель принимает решение о покупке
  14. Классическая модель принятия решения
  15. Осознание проблемы
  16. Поиск информации
  17. 1. Рекомендации знакомых
  18. 2. Общедоступные источники
  19. 3. Коммерческие источники
  20. 4. Эмпирический опыт
  21. Оценка вариантов
  22. Решение о покупке
  23. Воронка CDJ от McKinsey
  24. Этап 1. Появление потребности
  25. Этап 2. Потребитель изучает информацию
  26. Этап 3. Окончательное решение и сделка
  27. Этап 4. Использование товара и возвращение покупателя
  28. Нейромаркетинг
  29. Психологические уловки
  30. Правило взаимного обмена
  31. Правило «Отказ, а потом отступление»
  32. Ограничение покупателя
  33. Вкратце о том, как покупатели принимают решение о покупке

10 методов, позволяющих принять правильное решение

Вся жизнь человека состоит из череды принимаемых решений – больших и маленьких. От некоторых из них зависит вся дальнейшая жизнь. Многие люди испытывают трудности, когда сталкиваются с необходимостью сделать выбор. Давайте разберемся, как сделать процесс принятия решений наиболее эффективным, и какими методами можно при этом пользоваться.

Как люди принимают решения

Каждый день жизнь ставит нас перед выбором, подкидывая разнообразные задачи. Что приготовить на завтрак? Какой костюм надеть на работу? Какой телефон купить? Куда поехать отдыхать во время отпуска? Соглашаться ли на предложение руки и сердца или подождать? Уволиться с работы или остаться? Есть решения, которые ни на что особо не влияют, а есть те, что кардинально меняют жизнь.

Все люди по-разному ведут себя, когда принимают решения. Есть категория людей, которых называют «пофигистами». Они никогда не мучаются выбором, потому что отдают предпочтение первому попавшемуся или наиболее простому варианту. Они надевают ту одежду, которую первой достанут из шкафа, идут на свидание с тем, кто первый пригласит, устраиваются на ту работу, на которую легче всего устроиться и т. д. Эти люди считают, что жизнь сама все расставит по местам, поэтому не стоит напрягаться.

Другая категория людей во время принятия важных решений руководствуется интуицией. Эти личности всегда прислушиваются к своему внутреннему голосу и не сомневаются в правильности принятых решений. Однако таких людей не очень много.

Большую часть людей составляют индивиды, испытывающие трудности во время выбора. Они мучаются, сомневаются, взвешивают каждый вариант, но все равно не могут принять окончательного решения. А когда решение принято, продолжают сомневаться в его правильности. Если вы относитесь к категории таких людей и не знаете, как принять решение, если сомневаешься, то вам будет полезно изучить несколько методов, облегчающих процесс выбора.

Метод 1. «Квадрат Декарта»

Суть метода состоит в том, чтобы рассмотреть стоящую перед вами проблему с четырех разных сторон. Для этого нужно задать себе 4 вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре части в виде квадрата. В каждую часть впишите один из вопросов:

  1. Что хорошего я получу, если исполню задуманное?
  2. Что хорошего я получу, если откажусь от исполнения задуманного?
  3. Что плохого я получу, если исполню задуманное?
  4. Что плохого я получу, если откажусь от исполнения задуманного?

Подумайте и впишите в каждый квадрат ответ на вопрос. Перечислив все плюсы и минусы от реализации задуманного и от отказа от реализации, вы сможете понять, какое решение вам лучше принять.

Метод 2. «Совет»

Если не знаете, как поступить в той или иной ситуации и перестать сомневаться, расскажите о проблеме двум самым близким людям и спросите у них совета. Народная мудрость гласит, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который защищает и направляет на правильный путь. Ангел-хранитель дает подсказки через интуицию. Если же у человека плохо развита интуиция, то ангел может передать подсказку через близкого человека. Отсюда и вытекает рекомендация спросить совета у двух самых близких людей.

Метод 3. «Расширение рамок»

Проблема большинства людей состоит в том, что они загоняют себя в узкие рамки и не видят альтернатив. Они склонны зацикливаться на вариантах «Да» и «Нет», не осознавая, что существуют и другие варианты выбора. Допустим, вы хотите взять в кредит автомобиль. Вы видите только два варианта выбора – взять авто в кредит или продолжать ездить на общественном транспорте.

Расширив рамки выбора, вы увидите альтернативные варианты. Например: можно найти машину подешевле и купить ее уже не в кредит; можно отказаться от кредита и начать копить деньги на покупку машины; можно снять жилье поближе к работе и не ездить на общественном транспорте; можно вообще сменить работу, устроившись в другую компанию, расположенную близко к вашему дому; можно договориться с кем-нибудь из коллег, чтобы он подвозил вас на работу на своей машине за определенное вознаграждение. Как видите, вариантов может быть множество, главное, увидеть их.

Метод 4. «Исчезновение вариантов»

Представьте, что вариант, который вам больше всего нравится, недоступен. Например, компания, в которую вы хотите устроиться на работу, перестала существовать. Подумайте, что делать в этом случае. Размышляя в этом ключе, вы обнаружите другие, не менее интересные варианты относительно новой работы, которые вы раньше не видели, потому что зациклились на одном.

Метод 5. «Стакан воды»

Автором этой методики является американский парапсихолог Хосе Сильва – основатель «Метода Сильва», автор книг по нетрадиционной психологии. Он предлагает следующее: вечером перед сном налейте в стакан чистой, некипяченой воды. Возьмите стакан двумя руками, закройте глаза, сосредоточьтесь на волнующей вас проблеме и четко сформулируйте вопрос, требующий принятия решения. Затем, не торопясь, отпейте половину стакана, мысленно повторяя примерно такую фразу: «Это все, что мне нужно, чтобы принять правильное решение».

Стакан с оставшейся водой поставьте возле своей кровати и ложитесь спать. Утром после пробуждения первым делом допейте воду и поблагодарите свое подсознание за правильное решение. Решение может прийти сразу же после пробуждения или в течение дня. Люди, опробовавшие эту методику, утверждают, что она работает.

Метод 6. «Отсрочка»

Если вы никак не можете сделать выбор и принять решение, дайте себе отсрочку. Когда вы возбуждены, а мозг перегружен информацией, сделать правильный выбор очень трудно. Вспомните, как часто в спешке вы принимали неправильное решение, а потом жалели об этом? Чтобы этого не произошло, возьмите паузу, успокойтесь, еще раз тщательно проанализируйте сильные и слабые стороны вашего выбора. В жизни не так много ситуаций, требующих мгновенного принятия решения, поэтому не бойтесь отложить его на некоторое время.

Читайте также:  Как солить помидоры быстрым способом

Метод 7. «Владейте информацией»

Прежде чем сделать выбор, постарайтесь узнать как можно больше информации о варианте, которому собираетесь отдать предпочтение. Если речь идет о покупке какого-либо товара, почитайте в интернете отзывы о нем. Принимая решение о смене работы, узнайте все о должности, которую вам предстоит занять, и о людях, которые работали там до вас. Если есть возможность, разыщите этих людей, чтобы получить информацию из первых рук. Вы же понимаете, что работодатель может не рассказать вам обо всех трудностях, которые вас ждут, а человек, уже работавший раньше в этой компании, вряд ли станет утаивать такую информацию.

Чем важнее решение вы принимаете, тем более ответственным должен быть ваш подход к поиску нужной информации. Так вы убережете себя от обмана и подготовитесь к возможным трудностям.

Метод 8. «Отбросьте эмоции»

Эмоции очень мешают в принятии правильного решения, потому что они искажают видение ситуации. Эмоционально возбужденный человек не способен здраво мыслить. Поэтому возьмите себе за правило: никогда не принимайте решения, находясь на пике эмоций. Гнев, страх, злость, а также бурная радость, эйфория – плохие советчики в принятии решений.

Если вас одолевают эмоции, не делайте никакого выбора. Дайте себе время остыть, а затем трезвым взглядом взгляните на ситуацию. Так вы убережете себя от необдуманных поступков и их последствий.

Как избавиться от эмоций?

Даже когда вы понимаете, что эмоции мешают вам сделать правильный выбор, вы не всегда можете избавиться от них. Чтобы облегчить этот процесс, воспользуйтесь несложными способами.

10/10/10

Это способ позволяет вам отбросить сиюминутные импульсы и посмотреть на ситуацию в долгосрочной перспективе. Суть метода состоит в том, чтобы перед принятием решения задать себе три вопроса:

  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 минут?
  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 месяцев?
  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 лет?

Допустим, вы хотите взять в кредит дорогую машину. Вы оформляете кредит и садитесь за руль новенького авто. Что вы подумаете через 10 минут после покупки? Наверняка будете находиться в эйфории, радуясь своему приобретению. Но уже через 10 месяцев радость поутихнет, и вы почувствуете всю тяжесть кредитного бремени, столкнетесь с необходимостью ограничивать себя во многих вещах. А через 10 лет, когда вы, наконец, расплатитесь с долгами, увидите, что ваша машина постарела и требует ремонта, а может она вам уже так надоела, что хочется ее продать.

Способ 10/10/10 можно применять в любой ситуации. Он отлично помогает усмирить эмоции и взглянуть на отдаленные последствия вашего выбора, чтобы не жалеть потом о содеянном.

Побудьте в темноте

Хороший способ усмирить эмоции – просто побыть в темноте. Психологи доказали, что полумрак или полная темнота успокаивает человека, помогают привести мысли в порядок. Обратите внимание, что в ювелирных магазинах всегда яркое освещение. Вы думаете, это сделано для того, чтобы золото и драгоценные камни лучше играли и переливались в лучах света? Не только для этого. Специалисты по маркетингу знают, что яркий свет чаще заставляет человека делать импульсивные покупки.

Если вам нужно успокоить эмоции, чтобы принять верное решение, посидите некоторое время в полутемной или темной комнате, обдумайте еще раз последствия вашего выбора.

Дышите глубоко

Еще один простой, но действенный метод, помогающий в борьбе с эмоциями – глубокое дыхание. Сделайте 10 медленных и глубоких вдохов и выдохов, а затем еще раз спросите себя: «Правильно ли я поступаю?».

Подумайте, что бы вы посоветовали другу

Чтобы убавить эмоции и охладить пыл, полезно взглянуть на ситуацию со стороны. Представьте, что перед необходимостью принятия решения стоите не вы, а ваш друг. Что бы вы посоветовали ему сделать в этой ситуации?

Многие люди замечают за собой такую особенность: они дают своим знакомым дельные и рациональные советы, но сами, попадая в похожие ситуации, ведут себя крайне глупо. Так происходит потому, что взглянув на проблему со стороны, мы видим только самое существенное. А когда сами оказываемся внутри проблемы, то всплывает множество всяких мелочей, которым мы придаем слишком большое значение.

Умение абстрагироваться и смотреть на ситуацию непредвзято дает весомое преимущество при необходимости сделать правильный выбор.

Метод 9. «Следование жизненным приоритетам»

У каждого человека есть свои жизненные ценности, правила и приоритеты, которые влияют на его выбор. Всегда придерживайтесь этих ценностей, и вы не прогадаете. Например, вам предлагают на выбор две должности: одна из них престижная и высокооплачиваемая, но требует большой отдачи от вас; вторая менее престижная и не с такой высокой зарплатой, зато вам не нужно работать сверхурочно и у вас остается много свободного времени. Какую выбрать?

Чтобы принимать решения без сомнений и стресса, руководствуйтесь своими жизненными приоритетами. Если у вас на первом месте стоит семья, то выбирайте должность, которая не так престижна и оплачиваема, зато не будет красть ваше личное время, которое вы сможете уделять близким людям. Если же вы мечтаете построить карьеру, отдайте предпочтение престижной и высокооплачиваемой должности, которая поможет вам продвинуться по карьерной лестнице.

Метод 10. «Интуиция»

Интуиция – прекрасный инструмент, которым далеко не все умеют пользоваться. Она может подсказать вам выход в случае, когда рациональные методы не принесли желаемого результата. А зачастую бывает и так: вы делаете выбор на основе логики и рациональности, и этот выбор кажется вам самым правильным, а внутренний голос упорно протестует против него. Может, стоит прислушаться к нему?

Развивайте интуицию, и она станет отличным помощником в разных ситуациях, однако не переоценивайте ее роль и не забывайте о разуме и логике.

Оказавшись в ситуации выбора, воспользуйтесь каким-либо из перечисленных методов, а лучше примените сразу несколько. Со временем вы поймете, какой способ подходит вам больше всего, и сможете использовать его в самых разных жизненных ситуациях. Научившись принимать решения, вы существенно повысите качество своей жизни.

Источник

Как потребитель принимает решение о покупке

Есть несколько моделей поведения, в рамках которых человек проходит определенные этапы перед совершением покупки. На каждый из этих этапов бизнес может влиять с помощью несложных приемов.

Читайте также:  Креативный способ сделать предложение девушке

Поведение потребителя перед покупкой можно уложить в структурированную поэтапную модель — в маркетинге она называется воронкой продаж. Объяснить, как она работает, можно так: перед сделкой мы сначала знакомимся с товаром, изучаем его свойства и затем решаем, соответствует ли стоимость его ценности для нас.

С каждым шагом часть покупателей выходит из воронки: одни не заинтересовываются товаром, других не устраивают его свойства. Чтобы наращивать продажи, бизнесу нужно влиять на этапы: анализировать ситуацию, разбираться, почему потребители не доходят до покупки, и исправлять проблемы.

В этой статье остановимся на известных в маркетинге моделях потребительского поведения и психологических приемах, которые помогают влиять на покупателей.

Классическая модель принятия решения

Экономист Элайас Сент-Эльмо Льюис разработал эту универсальную модель принятия решений еще в конце 19 века. Есть основные этапы, которые проходит любой человек перед сделкой.

Осознание проблемы

На этом этапе потребитель чувствует разницу между тем, в чем он нуждается, и тем, что у него есть.

Потребности могут быть разными. Психолог Абрахам Маслоу предлагает иерархию потребностей, которая состоит из семи категорий:

  • базовые физиологические потребности (удовлетворение чувства голода, сон и т.д.);
  • потребность в безопасности;
  • потребность в чувстве принадлежности и любви;
  • потребность в уважении или почитании;
  • познавательные потребности;
  • эстетические потребности;
  • потребности в самоактуализации.

Маслоу утверждал, что каждая из потребностей возникает только после того, как удовлетворена предыдущая: пока человек хочет есть или пить, он не будет думать о познании или эстетике.

Задача бизнеса — знать эти потребности и предлагать соответствующие продукты. Автор сборника «Маркетинг. Курс лекций» Леонид Басовский утверждает, что бизнес может вызывать потребности — использовать для этого внешние раздражители. Например, вид и аромат свежеиспеченного хлеба возбуждает чувство голода. А реклама интересных курсов стимулирует познавательные потребности.

Чтобы влиять на этот этап, выявите раздражители, которые чаще других вызывают потребность в вашем продукте. И используйте их в рекламе и маркетинге.

Ранее мы писали о том, как связать продукты с внутренними триггерами и воздействовать на покупателей без агрессивной и дорогостоящей рекламы.

Поиск информации

Это следующий этап, который наступает в зависимости от силы раздражителя и вызванной им проблемы. Если реакция сильная, то на этом этапе вся воронка и закончится — человек просто купит товар, как это бывает в случае удовлетворения желания поесть и попить.

Если же мы говорим про решение проблем более высокого уровня, потребитель начинает изучать информацию. Есть несколько основных источников, откуда он ее берет.

1. Рекомендации знакомых

В книге Карла Сьюэлла «Клиенты на всю жизнь» маркетологи рекомендуют делать ставку на сарафанное радио. Советы родственников, друзей и знакомых — один из ключевых триггеров для выбора конкретного бренда.

Один из способов мотивировать клиентов рекомендовать продукт знакомым — запустить реферальную программу.

2. Общедоступные источники

В основном это информация из СМИ и блогов. Доверия к такому источнику информации у потребителей меньше, чем к прямым рекомендациям.

3. Коммерческие источники

К ним относятся реклама, консультации продавцов, изучение информации в промоматериалах. Коммерческим источникам потребитель доверяет еще меньше.

4. Эмпирический опыт

Это изучение товара с помощью демодоступа, тест-драйва. Когда в магазине мы вертим товар в руках или на рынке пытаемся понять, свежие ли ягоды нам продают, все это попытка использовать эмпирический опыт в качестве источника информации.

Постарайтесь сделать так, чтобы потенциальный покупатель, узнавая информацию о вашем продукте, мог использовать все источники информации.

Чтобы определить, какими источниками в основном пользуются потенциальные клиенты, изучите тех, кто уже купил. Спросите, где они впервые услышали о вашем товаре или бренде. Составьте список всех источников и выясните, какой из них для потребителей приоритетнее. На основе полученных результатов оптимизируйте маркетинговый бюджет.

Оценка вариантов

После сбора информации потребитель начинает оценивать варианты — какому бренду отдать предпочтение, а какой меньше подходит для решения его проблемы. Как именно происходит процесс оценки, зависит от товара, особенностей психологии и характера покупателя и других факторов. Какого-то универсального алгоритма для воздействия на клиента на этапе оценки нет, но существует несколько гипотез.

Получите конкретный план действий, который увеличит эффективность продаж

Леонид Басовский в курсе для маркетологов напоминает, что клиент рассматривает любой товар как набор свойств. Что это за свойства, зависит от товара и человека. Важно не путать свойства и характеристики. Например, если мы говорим о мониторах, то характеристикой будет разрешение и развертка, а свойством — «показываем фильмы в идеальном качестве», «заменяет кинотеатр» и «отличный дизайн, который вписывается в современный интерьер».

Клиент склонен придавать разную значимость разным свойствам. Выясните с помощью опросов клиентов, какие именно свойства сподвигли их к выбору вашего бренда. И акцентируйте внимание клиента на них — например, с помощью рекламных сообщений.

Решение о покупке

Если клиент остановился именно на вашем бренде, это еще не значит, что он принял решение о покупке. Он только сформировал намерение и выбрал что-то конкретное.

От передачи денег на кассе или подписи на договоре клиента могут оттолкнуть советы других людей, неуверенность в правильности решения, сомнения в ценности продукта. Если клиенты отказываются от сделки в основном на этом этапе, нужно разбираться — проблема может быть в самом продукте, в маркетинге, в невозможности клиента заплатить нужную цену.

Выясните, что не так.

  • Изучите данные в интернет-магазине. Заполненные, но неоплаченные «корзины» на сайте могут свидетельствовать о проблеме в стадии «решения о покупке».
  • В офлайн-магазинах изучите поведение покупателей с помощью камер. Как часто они берут товар с полки и ставят его обратно? Такое поведение тоже сигнализирует о проблеме.
  • Для анализа сложных сделок опрашивайте клиентов и продавцов, а затем сравнивайте данные. Например, если обе стороны постоянно говорят о слишком высокой цене, нужно или снижать стоимость, или донести ценность предложения до клиента.

Воронка CDJ от McKinsey

Классическая модель воронки продаж до сих пор вызывает много споров. Современные маркетологи и экономисты часто говорят, что она слишком теоретическая. Поэтому ее пытаются усовершенствовать.

Популярной альтернативной моделью стала Consumer Decision Journey от компании McKinsey. Ее суть в том, что потребитель проходит этапы принятия решения не последовательно, а в хаотичном порядке.

Этап 1. Появление потребности

Потенциальный покупатель изучает информацию и выделяет несколько брендов. Обычно это те, кто уже известен покупателю, он пользовался их продуктами или где-то слышал о них. Хорошо, если в момент осознания потребности клиенту попадается на глаза ваша реклама.

Читайте также:  Координатный способ описания кинематики материальной точки

Чем больше рекламных каналов задействует ваша компания, тем лучше.

Этап 2. Потребитель изучает информацию

На этом этапе он целенаправленно ищет подходящие ему продукты, изучает бренды. Список возможного выбора корректируется, даже если он хорошо знает какую-то компанию, негативные отзывы могут оттолкнуть его от конкретного бренда.

Контролируйте информацию, которую может найти о вас покупатель. Основной канал поиска сейчас — интернет. Поэтому работайте с отзывами о компании и ее продуктах, мотивируйте довольных покупателей оставлять позитивные отклики на разных сайтах.

Этап 3. Окончательное решение и сделка

Клиент определился с брендом и платит. На этом этапе важно не мешать ему.

Если у вас интернет-магазин, проверьте, чтобы в нем работали все платежные решения. Не заставляйте клиента разбираться, как именно оформить сделку — все должно быть просто и понятно.

В офлайн-продажах важно контролировать работу людей, сопровождающих сделку. Например, от сделки может оттолкнуть навязывание дополнительных товаров, долгое ожидание счета на оплату или отсутствие сдачи в кассе.

Этап 4. Использование товара и возвращение покупателя

На этом этапе потребитель формирует свое мнение о бренде.

  • Если опыт положительный, то при необходимости он вспомнит о вашем продукте в следующий раз и сразу перейдет на этап покупки.
  • Если опыт отрицательный, он вернется на этап изучения информации, но ваш бренд уже будет вычеркнут из списка.

Вернуть доверие потребителя тяжело. Лучше стараться, чтобы купленный продукт удовлетворял ожидания клиента.

Нейромаркетинг

Фил Барден в книге «Взлом маркетинга» напоминает о двух системах мышления клиента, принимающего решение о покупке.

  • Пилот — это мышление медленное и рациональное. В этом состоянии мы контролируем эмоции, оцениваем характеристики продукта.
  • Автопилот — импульсивное и быстрое мышление. Такую систему мы контролировать не можем. Маркетологи предпочитают ориентироваться именно на автопилот.

Один из способов мотивировать покупателя на сделку с помощью автопилота — дать ему возможность сродниться с брендом. Потенциальный клиент должен часто видеть упоминания о вашем продукте, получать о нем информацию постоянно и из разных источников.

Точек касаний, то есть ситуаций, когда клиент встречается с брендом, должно быть как можно больше. Разные маркетологи говорят о минимум семи соприкосновениях, другие источники предлагают делать 23 контакта. Барден уверен: главное — как можно больше. Но для полноты эффекта можно и нужно применять и другие приемы.

  • Используйте эффект «скидки». Указывайте сначала большую цену, а затем зачеркивайте ее и пишите число меньше. Например, обычная цена — 500 руб., а со скидкой — 300 руб.
  • Создайте искусственную ценность. Например, автомойка может выдать клиенту скидочный купон «10-я мойка бесплатно», где уже две отмечены как выполненные. Когда водитель решит помыть машину, у него в голове включится автопилот — он решит сэкономить и «заработать» бесплатную мойку.
  • Формируя концепцию бренда, не думайте только о привычном применении продукта. Барден приводит в качестве примера дезодорант Axe. Маркетологи не преподносят его как средство от неприятного запаха. В рекламе его позиционируют как средство для привлечения противоположного пола.

Психологические уловки

Роберт Чалдини в книге «Психология убеждения» описал несколько способов влияния на мотивацию покупателя.

Правило взаимного обмена

Когда мы оказываем человеку какую-то услугу, он чувствует себя обязанным. Более того, если мы сразу после услуги попросим что-то в ответ, а собеседник откажет, высока вероятность, что он почувствует себя неловко.

В массовом сегменте этот прием можно использовать, предлагая потенциальным покупателям провести бесплатный тест-драйв продукта. Но лучше всего он работает в личных продажах: вы решаете какую-то проблему покупателя, а затем предлагаете сделку.

В качестве примера можно привести эксперимент Ригана. Две группы людей попросили оценить картины, но это был лишь предлог. К одной группе во время оценки выходил специальный человек и предлагал бесплатную колу, ко второй нет. После оценки этот человек попросил участников сделать ему одолжение — купить лотерейные билеты, так как он хочет немного подзаработать. Те, кому досталась бесплатная кола, покупали в два раза больше билетов, чем те, кому напиток не предложили.

Используя эту психологическую уловку, важно не переусердствовать. Роберт Чалдини рассказывает, что таким приемом пользовались кришнаиты: дарили людям цветы и просили пожертвование. В основном такое откровенное манипулирование раздражало.

Правило «Отказ, а потом отступление»

Этот прием похож на взаимный обмен. Смысл в том, чтобы сначала предложить клиенту дорогой товар, а когда он откажется, показать более бюджетный аналог.

Чалдини рассказывает о бойскаутах, которые продавали так лотерейные билеты и печенье: сначала предлагали купоны за 5 долларов, а после отказа — лакомства за 1 доллар.

Смысл в том, что люди неуютно чувствуют себя, когда говорят «нет». Поэтому согласие на второе предложение, особенно о покупке чего-то недорого, становится условной моральной компенсацией.

Ограничение покупателя

Еще одна уловка, которую можно использовать для роста продаж — ограничение доступности товаров или услуг. Например, так работают акции: покупателя подстегивает то, что он может не успеть купить продукт со скидкой.

Используйте психологические приемы, чтобы нарастить продажи. Благодаря им велика вероятность того, что человек, осознав проблему, дойдет до стадии принятия решения.

Вкратце о том, как покупатели принимают решение о покупке

  • Поведение потребителя перед покупкой можно уложить в структурированную поэтапную модель.
  • В классической маркетинговой теории покупатель проходит четыре стадии: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов и решение о покупке.
  • Еще есть альтернативная, круговая модель. Она состоит из появления потребности, изучения информации, окончательного решения и возвращения покупателя. В отличие от классической модели, в эту воронку покупатель может прийти на любом этапе. От того, насколько он будет удовлетворен продуктом, зависит количество повторных обращений.
  • На каждом этапе продавец может влиять на поведение и мышление покупателя. Например, использовать нейромаркетинг — сделать так, чтобы решение покупатель принимал не осознанно, а как бы на автопилоте.
  • Еще можно включить в этапы потребительской воронки психологические уловки. Например, сначала давать что-то клиенту, а уже затем продавать. Или сначала предложить что-то дорогое, а затем, услышав отказ, попросить купить у вас что-то дешевле — возможно, потребитель согласится, чтобы компенсировать первое «нет».
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Оцените статью
Разные способы