- Социальные взаимодействия, их классификация и типы. Понятие социальных отношений
- Классификации социальных взаимодействий
- Типы социальных взаимодействий
- Взаимодействие личности и социальной среды
- Социальные отношения
- Социальная помощь и защита: методы выявления нуждающихся и организация помощи и защиты социальных групп
- 5. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения.
- Сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и т.д.) в нестационарных формах развивается в сложных условиях. В первую очередь, в связи с её недостаточным финансированием. Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты населения на местах все в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.
- По прежнему работа различных структур социальной службы финансируется в большей степени государством, не смотря на возросшее участие в процессе финансирования муниципальных образований. На уровне субъектов РФ деятельностью отделов социальной защиты населения осуществляется Комитетами социальной защиты населения субъектов, которым принадлежит контролирующая и регламентирующая функция посредством претворения в жизнь государственной социальной политики. Комитеты осуществляют надзор за различными государственными учреждениями социальной сферы, расположенными на территории субъектов, а также совместно с органами местного самоуправления занимаются разработкой содержания и методов работы социальных служб. На Комитеты возложены также обязанности участия в формировании государственной политики городского строительства и общественного планирования по созданию благоприятной для различных категорий граждан ( лиц с ограниченными возможностями и ветеранов) инфраструктуры, а также сотрудничества с местными органами самоуправления в вопросах условий и охраны труда.
- Органы управления социальной защиты регионов не только определяют политику в сфере социальной защиты на подведомственной территории, но и участвуют на паритетных началах в разработке и финансировании целевых программ на территориях. Основной целью совершенствования организационной работы с льготными категориями является обеспечение адресной и дифференцированной поддержки социально-незащищенных слоев населения; сохранение гарантированного уровня социальных услуг, развитие сети соц. защиты на территории округа, укрепление ее материально-технической базы.
Социальные взаимодействия, их классификация и типы. Понятие социальных отношений
Социальное взаимодействие представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, в которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Существует специальный термин, принятый в социологии, который обозначает социальное взаимодействие, — интеракция.
Не все, что мы делаем при взаимодействии с другими людьми, можно отнести к социальному взаимодействию. Например, если автомобиль сбил прохожего, то это дорожно-транспортное происшествие. Оно становится социальным взаимодействием тогда, когда водитель и пешеход, разбирая происшествие, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. В данном случае «водитель» и «пешеход» — социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя свои роли, водитель и пешеход выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения ( в данном случае — правила дорожного движения).
Классификации социальных взаимодействий
Социальные взаимодействия классифицируют по разным основаниям. Социолог Питирим Сорокин делил социальные взаимодействия следующим образом:
- по количеству субъектов взаимодействия: взаимодействия двух индивидов, взаимодействие одного индивида со многими, взаимодействие многих индивидов со многими;
- по продолжительности: кратковременные и долговременные взаимодействия;
- по характеру: односторонние и многосторонние взаимодействия;
- по организованности: организованные и неорганизованные взаимодействия;
- по сознательности: стихийные и сознательные взаимодействия;
- по «материи» обмена: интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые взаимодействия.
Так же социальные взаимодействия могут быть непосредственными ( складываются в ходе межличностного общения) и опосредованными (в результате совместного участия людей в сложных системах).
Типы социальных взаимодействий
Существуют два основных типа социального взаимодействия:
Сотрудничество строится на основе взаимопомощи и предполагает наличие общих целей и интересов. Основной формой сотрудничества является кооперация. При кооперации происходит обмен интеллектуальными, материальными, управленческими и другими видами услуг.
Соперничество – тип социального взаимодействия, которые предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или подчинить соперника.
Соперничество бывает двух видов:
- конкуренция ( субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга);
- конфликт (прямое столкновение противоборствующих сторон).
Социология не дает конкретных оценочных суждений касательно типов социального взаимодействия. Так, конфликт рассматривается некоторыми социологами как источник развития социальных взаимодействий.<< spravochnik_article.html >>
Взаимодействие личности и социальной среды
Социальные взаимодействия представляют собой отношения между социальными группами. В процессе жизнедеятельности люди не находятся в одном и том же положении, они перемещаются в определенных направлениях и с различной скоростью в общественном пространстве, преследуя определенные цели в жизни. Люди за определенное время могут как подняться по социальной лестнице, так и спуститься вниз. Поднимаясь по социальной лестнице, человек добивается успехов на рабочем месте и в обществе, раскрывает для себя новые ценности. При изучении общества и его социальной структуры, главное место отводится человеку. Человек – это главный элемент социальной структуры, без которого в обществе невозможны ни социальные отношения,ни социальные взаимодействия. Таким образом, человек выступает в обществе как объект и субъект социальных отношений.
Взаимоотношения личности и социальной среды можно представить в виде формулы: поиск (личности) — предложения (общества) – выбор (личность выбирает из предложенного обществом).
У социального взаимодействия существует субъективная и объективная сторона.
К объективной стороне относятся связи, которые не зависят от отдельных личностей и носят опосредованный и контролирующий характер их взаимодействия.
Сознательное отношение людей друг к другу, основанное на взаимном ожидании определенного поведения, представляет собой субъективную сторону. К субъективной стороне можно отнести межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют непосредственные связи между людьми, складывающиеся в определенных условиях.
К механизму социального взаимодействия относятся:
- индивиды, совершающие различные действия;
- происходящие изменения во внешнем мире, которые вызваны данными действиями;
- влияние данных изменений на других людей;
- обратная реакция на происходящие изменения.
Социальные отношения
Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
В свою очередь социальные отношения представляют собой устойчивую систему взаимодействий, которая предполагает наличие взаимных обязательств со стороны партнеров.
Существуют основные характеристики социальных отношений:
- продолжительность;
- систематичность;
- самовозобновляемость.
Социальные отношения имеют широкий диапазон своих ценностных ориентаций и отличаются своим многообразием связей.На основе социальных отношений возникают различные социальные общности людей.
Социальные отношения включают в себя различные системы и подсистемы. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др.
Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?
Источник
Социальная помощь и защита: методы выявления нуждающихся и организация помощи и защиты социальных групп
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Новоспасский технологический техникум»
на тему «Социальная помощь и защита: методы выявления нуждающихся и организация помощи и защиты социальных групп»
Автор: социальный педагог
Понятие и принципы социальной защиты…………………………………………5-6
Социальная работа, как общественный феномен…………………………………6-8
Сущность социальной помощи населению……………………………………….8-11
Категории граждан, нуждающиеся в социальной защите, их выявление и регистр ………………………………………………………………………………………..11-24
Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения…..25-27
Основные формы и методы оказания адресной социальной помощи……….27-32
Проблемы оказания адресной социальной помощи…………………………….32-35
Проблемы социальной защиты населения в РФ и пути их решения…………35-37
Список использованной литературы………………………………………………40
Объект исследования: технология работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Предмет: технология работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Цель: изучить технологию работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
1. Изучить особенности технологий социальной работы с семьями
2. На основе анализа литературы определить теоретическое содержание понятий семей нуждающихся в помощи.
3. Изучить специфику работы с семьями, нуждающимися в помощи.
Таким образом, мы предполагаем, что социальный педагог с семьями «группы риска» работает по следующим направлениям: социальный патронаж, социальная реабилитация, профилактическая работа социальная помощь.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
В современном обществе школа тесно взаимодействует с семьёй, особое внимание школа уделяет семьям социального риска.
Реформирование политической и экономической системы общества повлияло на уровень жизни самой семьи, на возможность выполнения ею своих функций, на её жизнеспособность в целом. Семья, являясь основным институтом развития и социализации ребёнка, испытывает на себе воздействие как развитых, так и негативных процессов происходящих в обществе.
В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Семья призвана обеспечивать ребёнку базисное чувство защищённости, становится его путеводителем в освоении внешнего мира и правил взаимодействия с ним.
В настоящее время увеличилось количество семей, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей, находится под угрозой. Это семьи социального риска, которые нуждаются в особой социальной помощи, в большом внимании государства, педагогов, так как данные семьи не в состоянии справиться с проблемами.
Посредником между государством, общественными организациями и законодательными органами выступает социальный педагог.
Без помощи социального педагога современная семья может обойтись далеко не всегда. Его социальные услуги ориентированы на создание лучших условий жизнедеятельности семьи, возможности саморазвития, защиту её прав и интересов.
Семья является первым источником социализации, развития личности ребёнка. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре, начиная с её элементарных продуктов. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведения.
Конфликтные отношения внутри семьи, отсутствие любви, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний – являются стимулятором детской агрессивности.
Семья является индикатором социально-экономического, социально-политического, социально-культурного и иного развития страны в целом, бытовых, идеологических, социально-психологических, ценностно-нормативных и иных условий, которые из этих предпосылок вытекают.
Работая с семьями «группы риска» социальный педагог оказывает им различного рода помощь.
Практическая значимость изучения специфики социальной работы с семьями группы риска определяется запросами современного общества.
На основании выше изложенного нами были определены: объект, предмет, цель и задачи исследования.
Итак, проблема специфики социальной работы с семьями «группы риска», является актуальной для современного общества.
Понятие и принципы социальной защиты
Данные взяты из Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (28 декабря 2013 г.).
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона и устанавливает следующие предметы регулирования в социальной защите населения:
-правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
-полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
— права и обязанности получателей социальных услуг;
— права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
— социальное обслуживание граждан (далее — социальное обслуживание) — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
— социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
— получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
— поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
— стандарт социальной услуги — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
— профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, — система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Статья 4 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (28 декабря 2013 г.). Принципы социального обслуживания:
1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:
— равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
— адресность предоставления социальных услуг;
— приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
— сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
2.Социальная работа как общественный феномен
Социальная работа – одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение корректной или реабилитационной работы с лицами асоциального поведения. Границы социальной работы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретных пространственно – временных координатах, поскольку на профессиональном уровне социальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальной политикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своего исторического развития. Социальной работе свойственна преемственность, которая обусловлена тем, что социальные и гуманитарные и практические подходы к их разрешению возникают параллельно с развитием, как самого общества, так и отдельных личностей, его составляющих.
Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни.
Объекты социальной защиты
Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации:
граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;
инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
вынужденные беженцы и переселенцы;
дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
дети с девиантным поведением;
граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
лица без определенного места жительства.
Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества . Они включают социальную помощь и социальную поддержку.
Социальная помощь — периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 г. под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума. Оказывая материальную (финансовую) помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи (наличие жилья, автомобиля, гаража, холодильника и других предметов жизнеобеспечения). В каждом случае требуется конкретный, или адресный, как сейчас говорят, подход к решению вопросов оказания социальной помощи.
3.Сущность социальной помощи населению.
Государственная социальная помощь
Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе РФ «О государственной социальной помощи» [1]. Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью. Третий путь — создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.
В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года точного и конкретного понятия данного вида помощи не существовало на законодательном уровне. Данное обстоятельство делало возможным произвольное определение государственной социальной помощи, что являлось значительным препятствием в её получении определённым группам лиц. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1992 года №121 право на получение помощи предоставлялось особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев (детей и нетрудоспособных членов семьи), другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума. Контингент получателей помощи, её виды, формы и размер определялись органами социальной защиты населения в соответствии с установленными социальными нормативами и условиями .
В настоящее время категории малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан должны определяться из действительного критерия нуждаемости данных групп населения. Само понятие нуждаемости можно определить как, такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, по независящим от них причинам. В этом случае семья (одиноко проживающий гражданин) признаётся малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Одной из характерных черт данной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России.
Главное же, что характеризует сегодняшнее социально-экономическое положение, — подавляющее большинство населения попало в зону риска. Бедным может стать любой человек любая семья. Речь идёт не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товарах, но и о других показателях .
Следующей чертой государственной социальной помощи является то, что она предоставляется в виде денежных выплат и натуральной помощи. Денежные выплаты предоставляются малоимущим гражданам в виде социальных пособий, субсидий и компенсаций. Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Под субсидией понимается целевое назначение оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Под компенсацией возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством, кроме денежных выплат Закон предусматривает возможность её оказания в натуральной форме.
Отличительной чертой государственной социальной помощи является её временный характер. В соответствии со ст.6 Закона “О государственной социальной помощи” она может оказываться единовременно или на период не менее трёх месяцев. Кроме того, статья 10 Закона говорит об основаниях прекращения государственной социальной помощи, что указывает на её временный характер.
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное финансовых и материальных ресурсов. Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё материальное благополучие.
Для достижения всех этих целей, прежде всего, потребуется:
— восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
— обеспечить справедливое распределение на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения,
— введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём проверки соответствия разметов декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведённым ими расходам;
— стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;
— обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
— усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи;
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» целями оказания данной помощи являются :
— поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
— адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым. Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Прежде всего, необходимо выделить то, что государство не в состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь.
4. Категории граждан, нуждающихся в социальной защите, их выявление и регистр
Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:
-первая группа — трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;
-вторая группа — нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;
-третья группа — граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети- инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;
-четвертая группа — лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;
-пятая группа — иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Выявление лица, нуждающегося в социальной защите осуществляется в виде является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Статья 29 Глава 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании.
1.Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляется путем:
-обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий;
-анализа данных государственной статистической отчетности, проведения при необходимости выборочных социологических опросов.
2. Мероприятия по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляются в том числе в рамках региональных программ социального обслуживания, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Регистр получателей социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг.
Регистр получателей социальных услуг содержит следующую информацию о получателе социальных услуг:
— регистрационный номер учетной записи;
— фамилия, имя, отчество;
— адрес (место жительства), контактный телефон;
— страховой номер индивидуального лицевого счета;
— серия, номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи этих документов и наименование выдавшего их органа;
— дата обращения с просьбой о предоставлении социальных услуг;
— дата оформления и номер индивидуальной программы;
— наименование поставщика или наименования поставщиков социальных услуг, реализующих индивидуальную программу;
-перечень социальных услуг, предоставленных и предоставляемых получателю социальных услуг в соответствии с заключенным договором о предоставлении социальных услуг с указанием тарифов, стоимости социальных услуг для получателя социальных услуг, источников финансирования, периодичности и результатов их предоставления;
-иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.
Основные виды социальных услуг:
Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы (далее — клиенты):
в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);
в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
Социальные услуги предоставляют клиентам в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, указанными в предисловии, в следующих формах:
2.Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении.
3. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.
4.. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.
5. Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.
6. Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.
7. Оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам — брить бороду и усы.
8. Оказание помощи в написании и прочтении писем.
9. Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.
10. Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
11. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.
12. Содействие в приготовлении пищи.
13. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.
4.1.13. Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.
14. Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.
15. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
16. Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.
17. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.
18. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.
19. Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.
20. Создание условий отправления религиозных обрядов.
21. Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений социального обслуживания.
22. Содействие в направлении в стационарные учреждения.
4.2 Социально-медицинские услуги
23. Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.
24. Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
25. Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание).
26. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
27.. Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
28. Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.
29. Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений социального обслуживания диспансеризации.
30. Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).
31. Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.
32. Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.
33. Организация квалифицированного медицинского консультирования.
34. Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.
35. Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.
36. Организация медико-социального обследования.
37. Оказание первой доврачебной помощи.
38. Проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.).
39. Оказание помощи в выполнении физических упражнений.
40. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
41. Организация лечебно-трудовой деятельности.
42. Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и др.).
43. Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.
44. Организация экстренной медико-психологической помощи.
45.. Формирование и организация работы «групп здоровья» по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан.
46 . Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.
47. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
48. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.
49. Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.
50. Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.
51. Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.
52. Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
53. Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления).
54. Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.
55. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля.
56. Услуги по слухопротезированию.
57. Социально-психологическое и психологическое консультирование.
58. Психологическая диагностика и обследование личности.
59. Психологическая коррекция.
60. Социально-психологический патронаж.
61. Психологические тренинги.
62. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
63. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.
64.Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.
65. Социально-педагогические услуги
66. Социально-педагогическое консультирование.
67. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности.
68. Педагогическая коррекция.
69. Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.
70. Содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; создание условий для получения школьного образования по специальным программам; создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования.
71. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.
72. Социально-педагогический патронаж.
73. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.
74. Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование.
75. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
76. Содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов.
77. Обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.).
78. Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков.
79. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции.
80. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.
81. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях.
82. Организация обучения детей и подростков, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, по школьной программе.
83. Организация обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха, их родителей и других заинтересованных лиц языку жестов.
84. Услуги по переводу на язык жестов.
85. Социально-экономические услуги
86. Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
87. Оказание материальной помощи.
88. Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций.
89. Обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.
90. Содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками.
91. Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.
92. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего матер. положения.
93. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.
94. Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан.
95. Помощь в оформлении документов.
96. Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
97. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.
98. Обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов.
99. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.
100. Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.
101. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами.
102. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания.
103. Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав.
104. Содействие в получении страхового медицинского полиса.
105. Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.)
106. Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
107. Оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение.
108. Получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат.
109. Оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
110. Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью.
.Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих её практику. Среди других спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь.
Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации .
В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиентом социальной службы. Однако чаще всего под понятием «клиент» понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.
В качестве клиентов могут выступать любая отдельная личность, группа, семья, социальные структуры, организации, общины (например, секта) или население какой-либо территории полностью или частично. Как правило, это — клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него возможности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обладать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.
Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникальная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойственные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жизни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индивидуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.
Для обозначения общих проблем, объединяющих обратившихся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно отнести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, людей с различными формами зависимостей.
В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с которыми им предоставляются социальные услуги.
В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изменениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем.
Рассмотрение клиента социальной службы в качестве объекта познания со стороны социального работника предполагает специально организованное отражение в сознании специалиста ключевых характеристик жизненной ситуации индивида и его особенностей, оказывающих существенное влияние на процесс помогающего взаимодействия.
Осуществляя познавательную деятельность, специалист руководствуется рядом общих требований. Во-первых, познание клиента строится на основе теоретико-методологической концепции социальной работы, которой следует профессионал. Избранная концепция дает ответы на вопросы о причинах возникновения трудной жизненной ситуации, способах социальной защиты и помощи, определяет ключевые стороны изучения индивидов, семей, сообществ, испытывающих проблемы в процессе социального функционирования.
Во-вторых, социальный работник избирает адекватные методы диагностики. Диагностика, используемая в практической социальной работе, отличается от диагностики научного исследования своей главной функцией. В первом случае методы изучения призваны осветить параметры жизненной ситуации клиента, в то время как научное исследование направлено на определение существенных взаимосвязей между воздействием субъекта социальной работы и позитивной динамикой преодоления клиентом возникших проблем. В практике социальной работы, так же как и в научных исследованиях, используются опросные методы, наблюдение, изучение документов.
В-третьих, обобщение полученных данных нацелено на уточнение источника страданий клиента. При этом последовательно проверяется заявляемая индивидом проблема и ставится социальный диагноз. В социальном диагнозе очерчивается круг утраченных, сохранных и потенциальных внутренних ресурсов. Утраченными ресурсами следует считать те свойства, которые не могут быть достаточно быстро восстановлены. Сохранные ресурсы имеют существенное значение, так как опора на них позволит компенсировать частично утраченные. В качестве потенциальных ресурсов выступают те, которые могут быть развиты при соотносимых затратах клиента и социального работника.
Для оценки возможностей привлечения внешних официальных ресурсов социальный работник изучает нормативные документы (законы, постановления, положения и т.д.). Затем квалифицируется вид трудной жизненной ситуации, определяются объемы помощи и процедуры оформления статуса клиента. Существенным для социального работника является возможность использования ресурсов неофициальных – семьи, родственников, соседства, частных лиц.
Отдельное направление познания социальным работником клиента – это изучение особенностей индивида как участника помогающего взаимодействия. В этом смысле интерес представляет типология, включающая три группы клиентов: «агрессоры», «вежливые», «немые». Первые реализуют «атакующий» стиль (требуют, угрожают, активно проявляют недовольство), вторые осуществляют «благодарящую» манеру общения, третьи ведут себя сдержанно.
5. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения.
Сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и т.д.) в нестационарных формах развивается в сложных условиях. В первую очередь, в связи с её недостаточным финансированием. Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты населения на местах все в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.
По прежнему работа различных структур социальной службы финансируется в большей степени государством, не смотря на возросшее участие в процессе финансирования муниципальных образований. На уровне субъектов РФ деятельностью отделов социальной защиты населения осуществляется Комитетами социальной защиты населения субъектов, которым принадлежит контролирующая и регламентирующая функция посредством претворения в жизнь государственной социальной политики. Комитеты осуществляют надзор за различными государственными учреждениями социальной сферы, расположенными на территории субъектов, а также совместно с органами местного самоуправления занимаются разработкой содержания и методов работы социальных служб. На Комитеты возложены также обязанности участия в формировании государственной политики городского строительства и общественного планирования по созданию благоприятной для различных категорий граждан ( лиц с ограниченными возможностями и ветеранов) инфраструктуры, а также сотрудничества с местными органами самоуправления в вопросах условий и охраны труда.
Органы управления социальной защиты регионов не только определяют политику в сфере социальной защиты на подведомственной территории, но и участвуют на паритетных началах в разработке и финансировании целевых программ на территориях. Основной целью совершенствования организационной работы с льготными категориями является обеспечение адресной и дифференцированной поддержки социально-незащищенных слоев населения; сохранение гарантированного уровня социальных услуг, развитие сети соц. защиты на территории округа, укрепление ее материально-технической базы.
Для достижения этих целей целесообразно на льготные категории составить социальные паспорта, в которых содержатся сведения о составе семьи, наличии документов о праве на льготы, полученной помощи, а самое главное их нуждаемость в конкретных ее видах.
Социальный паспорт, поможет повысить эффективность адресной помощи. Социальный паспорт будет базой данных, куда будут вноситься сведения о тех, кому должна быть предоставлена помощь.
Информация о товарах и услугах (от холодильника до операции), в которых нуждается пенсионер, будет получаться с помощью соседей и знакомых
Окончательное решение о выдаче социальной помощи после анализа достоверности информации будет принимать комиссия, в которую войдут представители Пенсионного фонда, депутаты органов местного самоуправления, общественные организации социальной защиты.
Социальный паспорт – документ, содержащий совокупность сведений о человеке, определяющих его общественный, имущественный и правовой статус. Социальный паспорт будет представлять собой пластиковую карту, дающую доступ к информации о здоровье человека, социальных льготах, образовании, профессии и другой социально значимой персональной информации.
В социальном паспорте будет зафиксирована информация о конкретном человеке, что позволит получать точную информацию о всех полагающихся ему льготах и пособиях, а также о факте их целевого использования.
Социальный паспорт включает социально-значимые сведения о человеке, определяющие его общественный, имущественный и правовой статусы. Создание социального паспорта позволит эффективно решать задачи адресного взаимодействия с основными категориями социально незащищенных граждан.
В дальнейшем необходима разработка и реализация мультиагентной системы адресного взаимодействия населения и органов исполнительной власти в социальной сфере, когда к электронной системе паспортов будут подключены базы данных департамента социальной защиты населения.. Кроме того, в этих учреждениях могут быть установлены интернет — киоски для организации свободного доступа населения к системе адресного взаимодействия. Использование такой системы обеспечит прозрачность управления и адресность предоставления услуг гражданам в социальной сфере, повышение открытости, доступности и достоверности информации по социальным льготам и выплатам, интеграцию в едином месте для граждан информации о законах в области социальной сферы, регионального и муниципального уровней, сокращение времени и упрощение механизма оформления документов, подтверждающих право на получение социальной льготы.
Социальный паспорт избавит граждан от необходимости многократного посещения различных организаций социальной сферы, будет способствовать эффективному обмену социальной информацией в регионе между госорганами, повысит доступность получения информации о проходящих мероприятиях, событиях, проектах в области культуры.
Защита детей – одна из самых главных задач на уровне муниципального управления. Одной из форм семейной реабилитации ребенка может стать открытие при территориальных центрах социальной защиты населения семейной воспитательной группы (СВГ), задача которой формирование навыков жизни в семье. Дать представление о семейных ролях, традициях, нравственных и культурных ценностях, обязанностях членов семьи по отношению друг к другу, ответственности. СВГ дает возможность ребенку в теплой семейной обстановке пережить то время, пока идет работа с его биологической семьей, а в случае не возможности возврата , он получает шанс остаться в замещающей семье, а не детском доме.
6.Основные формы и методы оказания адресной социальной помощи
Суть процесса обеспечения адресности — это направление социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается, и исключение тех, кто нуждающимся не является. В этой работе существуют три основных этапа:
1) выделение целевой группы;
2) развитие методов обеспечения адресности для идентификации и направления ресурсов на нужды целевой группы;
3) создание административной структуры для реализации методологии обеспечения адресности.
Целевой группой в программах социальной помощи являются бедные. Преимущество адресной формы социальной поддержки заключается в том, что в условиях ограниченного социального бюджета она наиболее эффективным образом обеспечивает предоставление помощи именно тем, кто в ней реально нуждается .
Методы обеспечения адресности, или механизмы адресности, предусматривают наличие в программе социальной поддержки определенных процедур для определения права на участие в программе, то есть выделения тех людей, которым будет направляться социальная помощь. Когда заявитель обращается в органы социальной защиты, получение помощи непосредственно зависит от методологии обеспечения адресности. Важную роль играют также такие факторы, как продуманность стратегии распространения информации, чтобы бедные смогли узнать о возможностях получения помощи, доступность местных органов социальной защиты и наличие должного контроля за исполнением программы на местном уровне. Тем не менее, именно от методологии обеспечения адресности в первую очередь зависит эффективное распределение социальной помощи в денежном или другом виде.
Методы обеспечения адресности для своего воплощения требуют тщательного сбора, оценки и проверки достоверности информации о претендентах на социальную помощь. Подобная информация может группироваться по трем основным направлениям :
1. Социальные и демографические характеристики. Могут включать в себя сведения о числе и возрасте детей в семье, инвалидности, беременности, семейном положении, наличии престарелых членов семьи, месте проживания, месте работы и т. д.
2. Доход. Обычно учитывается заработная плата на основном и других рабочих местах, самозанятость, трансферты от государства в денежной или иной форме (пенсия, детские пособия) и неофициальный доход.
3. Имущество. Оценка имущества обычно включает в себя учет принадлежащих заявителю или домохозяйству объектов недвижимости, автомобилей, сберегательных счетов, земельных участков и другого имущества, отражающего уровень благосостояния домохозяйства.
Различные методы обеспечения адресности предусматривают сбор различной информации о претендентах на социальную помощь, а также разные способы определения уровня нуждаемости на основе этой информации. Выделяют три основных типа механизмов обеспечения адресности :
1. Категориальная оценка. Данная форма обеспечения адресности является обычно самой простой и предусматривает оценку только социальных и демографических характеристик человека или домохозяйства для определения права на участие в программе. Так как многие характеристики домохозяйств определяются сравнительно просто, категориальная оценка используется чаще всего тогда, когда административные трудности применения других методов слишком велики. Она может применяться в случае, когда существует явная корреляционная зависимость уровня бедности от определенных характеристик домохозяйств.
Категориальная оценка «граждане, заслуживающие помощи» используется в практике предоставления помощи определенным профессиональным группам (например, работникам судебной системы или правоохранительных органов), заслуженным гражданам (Герои Труда и ветераны Великой Отечественной войны), а также пострадавшим (например, жертвам Чернобыльской катастрофы). Хотя этот метод только в незначительной степени направлен на помощь малоимущим, он часто применяется в России для распределения большого числа социальных благ, главным образом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, льготного проезда в общественном транспорте или льгот по оплате других услуг, предоставляемых государством.
Категориальная оценка «социально уязвимые слои населения» используется в практике предоставления помощи определенным категориям домохозяйств или отдельным лицам, которые считаются наиболее уязвимыми в социальном плане или характеризуются показателями, в высокой степени коррелирующимися с полученными в результате опросов данными для бедных домохозяйств. В России, например, различные льготы предоставляются таким социально уязвимым слоям населения, как многодетные семьи, одинокие престарелые люди или инвалиды. Соответствие подобным категориям зачастую определяется очень легко и не требует тщательной проверки .
2. Оценка нуждаемости прямыми методами. Его суть заключается в подсчете экономических «ресурсов» человека или домохозяйства. Обычно оценивается общий уровень дохода домохозяйства (уровень дохода и имущество). Так как часто бывает довольно трудно оценить реальный доход домохозяйства, этот метод требует тщательной проверки предоставляемых сведений. Метод используется при предоставлении жилищных субсидий. Существует три варианта оценки:
а) Оценка уровня доходов. Обычно учитывается общий доход и число членов семьи. Доход на одного члена семьи сравнивается с пороговым значением нуждаемости (чертой бедности). Помощь предоставляется тем, чей доход ниже порогового значения, а те, чьи доходы оказались выше, помощь не получают. При этом для оценки нуждаемости не обязательно подсчитывать все доходы.
б) Оценка уровня доходов в сочетании с принадлежностью к определенной категории. Как явствует из названия, эта форма проверки нуждаемости является сочетанием оценки доходов и оценки принадлежности к социально уязвимой категории (категориальный «фильтр»). Нуждающимися признаются люди, принадлежащие к определенной категории, например многодетные семьи, доходы которых находятся ниже определенного уровня.
в) Оценка доходов и имущества. В дополнение к оценке уровня доходов при проверке нуждаемости используется также оценка принадлежащего домохозяйству имущества. Существует три основных формы оценки имущества: «фильтр», «пороговое значение» и метод вмененного дохода от имущества. Метод «фильтра» ограничивает число получателей помощи только теми, кто не владеет определенной категорией имущества, например вторым жильем. Метод «порогового значения» накладывает ограничения на стоимость имущества, принадлежащего претендентам на получение помощи, — нуждающееся домохозяйство может владеть различным имуществом, однако его стоимость не должна превышать определенное «пороговое значение». Метод вмененного дохода от имущества предусматривает определение стоимости некоторых видов имущества домохозяйства и прибавление величины всей или части этой стоимости к размеру доходов данного домохозяйства.
3. Оценка нуждаемости косвенными методами . Оценка нуждаемости косвенными методами основывается на сборе информации о тех социальных и демографических характеристиках, доходе и имуществе претендентов на получение помощи, которые считаются наилучшими индикаторами бедности на основе анализа корреляционных зависимостей. В отличие от вышеупомянутого метода оценка доходов здесь не является основным компонентом. Различным индикаторам придаются разные «веса». Исходя из этого для каждого домохозяйства подсчитывается совокупный рейтинг, по которому и определяют, нуждается ли данное домохозяйство в помощи.
Для достоверной оценки нуждаемости косвенными методами проводится специальное исследование экономического и социального положения домохозяйств, определяющее вес каждого индикатора. Этот метод оценки обычно используется тогда, когда официальный доход не может служить надежным индикатором уровня бедности, а другие характеристики (место жительства, пол членов семьи, размер семьи) показывают высокий уровень корреляции с бедностью, особенно с бедностью, длящейся длительное время.
Оказание адресной социальной помощи осуществляется по заявительному принципу в следующих формах :
— денежные выплаты (материальная помощь, оказываемая с целью приобретения заявителем жизненно необходимых товаров и услуг, ремонт бытового газового оборудования, сантехники и т.п.);
— натуральная помощь (представляет собой выдачу на руки заявителю продуктов питания, предметов первой необходимости, топлива, талонов на горячее питание, банные услуги, лекарственные препараты, бесплатный проездной билет в муниципальном транспорте);
— социальные услуги (медицинские, психологические, юридические, информационные);
— реабилитационные услуги (в т.ч. зубопротезирование и слухопротезирование);
— погашение задолженности, освобождение от оплаты жилищно-коммунальных услуг и техническое обслуживание газового оборудования.
Возможно предоставление одновременно нескольких видов адресной помощи с расчетом их стоимости в денежном выражении.
Социальная диагностика — дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, людей, условий и их взаимосвязи, необходимое как нормальная основа для дифференцированной помощи (М. Сипорин).
Этапы аналитической части:
— анализ социального фона;
— постановка социального диагноза.
Сбор информации — получение информации, необходимой и достаточной для проведения анализа и постановки диагноза.
Основные методы сбора информации:
Опрос. Почти всегда скрытый и, по большей части, устный. Заполнение письменных анкет практикуется в макросоциальной работе, при оценке эффективности социальной работы и иногда в других направлениях социальной работы для анализа социального фона. Сведения извлекаются из беседы на общие или развлекательные темы. Выясняется:
— взгляд индивида или группы на существо проблемы, историю её возникновения;
-эмоциональное восприятие проблемы, степень стресса, вызываемого наличием проблематики;
-что предпринималось для изменения ситуации;
-какие реальные возможности имеются у объекта для преодоления затруднения.
Обследование социально-бытовых условий и социального статуса объекта. Это – открытое действие, поэтому оно совершается не лично специалистом, а комиссией в состав которого могут входить психолог, юрист, социальный работник из соответствующей социальной службы, врач-терапевт, при необходимости – психиатр. Используют формуляры – акты обследования.
Наблюдение поведенческих особенностей, их регистрация по компонентам социального поведения и возрастным типам; социальных ролей и характера их исполнения. Желательно скрытое наблюдение с регистрацией информации по памяти или стандартизированное наблюдение с использованием предварительно заготовленных формуляров.
7. Проблемы оказания адресной социальной помощи
Несмотря на многочисленные попытки внедрения принципа адресности социальной помощи на региональном и муниципальном уровне, степень адресности социальных выплат в целом по Российской Федерации не на много повысилась. Не существует универсального решения проблем обеспечения адресности. Однако качество оценки нуждаемости может быть значительно выше, если принять во внимание несколько ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, преимущественную ориентацию на те или иные слои населения (бедных относительно длительное время или бедных в текущий момент) и анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению своих доходов. Большинство этих моментов может быть учтено при оптимальном выборе соответствующих методов обеспечения адресности.
Точность и достоверность определения получателей помощи. Важнейшим параметром при оценке любой методологии обеспечения адресности является то, насколько точно она идентифицирует получателей поддержки, то есть насколько эффективно определяет бедных и небедных. В идеальной адресной программе вся помощь будет распределена исключительно внутри целевой группы, и при этом максимальную помощь получат самые бедные представители целевой группы. Однако идеального адресного механизма не существует. Часто определить бедных бывает сложно, и индикаторы, используемые в рамках той или иной методологии обеспечения адресности, не отражают реальные характеристики малоимущих. Более того, ограничения, накладываемые как условие получения помощи, часто подталкивают людей к предоставлению заниженных данных о доходах своих домохозяйств или заведомо ложной информации в надежде попасть в категорию нуждающихся. Проверка достоверности подобной информации часто сопряжена с определенными административными трудностями и является слишком дорогостоящей. В результате при определении получателей социальной поддержки возникают два вида ошибок :
1. Ошибки включения предоставление социальных благ лицам или домохозяйствам, не входящим в целевую группу. Обычно это называется «утечкой средств».
2. Ошибки исключения неполучение социальных выплат лицами или домохозяйствами, входящими в целевую группу. Иными словами «недостаточное покрытие».
Ошибки включения и исключения могут быть оценены как с точки зрения состава получателей помощи, так и с точки зрения расходов: сколько получателей помощи в рамках программы не являются бедными в процентном выражении? сколько процентов бедных получают помощь по программе? сколько процентов израсходованных средств попало к бедным, а сколько к не бедным?
Так как при осуществлении неадресной социальной поддержки имеет место большой процент «утечки средств», внедрение адресных методов распределения социальных благ обычно воспринимается как способ борьбы именно с ошибками включения.
Эффективность административных расходов. При оценке методологии обеспечения адресности необходимо принять во внимание размер административных расходов, связанных с идентификацией целевых групп, включая расходы на персонал, компьютерное обеспечение и другие необходимые административные ресурсы. Здесь снова при определении наилучшей методики обеспечения адресности необходимо подвести баланс всех ее достоинств и недостатков. Адресная социальная поддержка, как правило, требует более значительных административных ресурсов, чем неадресные социальные выплаты, причем, чем более сложной является методология обеспечения адресности, тем выше административные расходы.
Однако при этом необходимо отметить, что административные расходы составляют лишь незначительную часть общих расходов на социальные программы. Увеличение административных расходов может привести к уменьшению общих расходов в том случае, если приведет к увеличению адресности. При этом за счет уменьшения ошибок включения могут быть уменьшены общие расходы на программу.
Бедные относительно длительное время и бедные в текущий момент. В общем случае целевой группой при предоставлении социальной помощи являются бедные. Однако существует много различных способов определения бедности. От того, как в каждом конкретном случае будет определяться само понятие «бедность», зависит выбор методологии обеспечения адресности; в противном случае выбранная методология может в большей степени фокусироваться на одних группах бедных в ущерб другим. Особенно явно зависимость обеспечения адресности от выбранной методологии проявляется в преимущественной ориентации либо на бедных относительно длительное время, либо на бедных в данный момент. Методы, основанные на оценке социальных и демографических характеристик, а также имущественного положения, склонны больше ориентироваться на бедных относительно длительное время, так как эти индикаторы более стабильны. Методы, которые основываются на оценке доходов, используются при анализе положения бедных в текущий момент времени .
Мотивация. При выборе любой методологии обеспечения адресности необходимо принимать во внимание возможность различных негативных эффектов. Эти эффекты могут быть связаны со снижением мотивации к поиску работы, укреплением стимулов к тому, чтобы длительное время находиться на социальном обеспечении, формально изменить свой семейное статус или место жительства с целью получения большей социальной помощи. К примеру, определение целевых групп нуждающихся исходя из места проживания стимулирует переезд в тот район, где предоставляется больше видов социальной помощи или ее размер выше. Если помощь зависит от состава семьи (например, предпочтение отдается неполным семьям), возникает соблазн формально изменить семейное положение и обеспечить, таким образом, дополнительные поступления. Оценка нуждаемости путем исчисления дохода домохозяйства побуждает получателей помощи скрывать свои заработки или затрачивать меньше усилий на поиски работы, чтобы не выпасть из категории нуждающихся.
Социально-экономические условия. Такие социально-экономические показатели, как масштаб «черной» и «серой» экономики, профиль бедности и другие факторы, в высокой степени коррелирующиеся с бедностью, могут оказаться полезными при оценке точности различных методов в определении круга получателей помощи, а также при оценке необходимых для реализации этих методов административных ресурсов. Например, существование крупных «черных» и «серых» секторов экономики, скорее всего, приведет к увеличению расходов по достоверному определению уровня реальных доходов .
Административные ресурсы, имеющиеся в данный момент. Учет существующих в стране административных ресурсов и управленческой инфраструктуры очень важен при оценке эффективности административных расходов. В регионах с низким уровнем развития инфраструктуры, дефицитом квалифицированного персонала и компьютерного обеспечения или отсутствием сетей для проверки информации о претендентах на помощь возможно применение только самых простых методов обеспечения адресности. Кроме того, наличие сложившихся программ социальной поддержки может способствовать выбору той методологии обеспечения адресности, которая в наименьшей степени отличается от уже существующей системы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в случае если экономический рост в ближайшие годы приобретет устойчивый характер, уровень финансирования социальной сферы может быть в короткие сроки восстановлен до максимального уровня. Решение накопившихся адресных социальных проблем предполагает проведение глубоких структурных преобразований в социальной сфере, которые обеспечили бы перераспределение социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения.
8. Проблемы социальной защиты населения в РФ и пути их решения.
Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию:
1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.
Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.
Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.
Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.
2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.
3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.
4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.
Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.
Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что методы обеспечения адресности для своего воплощения требуют тщательного сбора, оценки и проверки достоверности информации о претендентах на социальную помощь. Именно от методологии обеспечения адресности в первую очередь зависит эффективное распределение социальной помощи в денежном или другом виде. Виды и формы оказания адресной помощи определяются комплексными центрами социального обслуживания населения исходя из имеющихся материальных и денежных ресурсов с учетом нуждаемости граждан, их имущественного положения.
В результате можно сделать вывод о том, что решение накопившихся адресных социальных проблем предполагает проведение глубоких структурных преобразований в социальной сфере, которые обеспечили бы перераспределение социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения. Именно от методологии обеспечения адресности в первую очередь зависит эффективное распределение социальной помощи в различных формах, основными из которых является денежная и натуральная.
Итак, социальная помощь –это предоставление семьям с маленьким достатком, одиноким гражданам и другим категориям населения выплаты субсидий, социальных пособий, оказания услуг. Социальная помощь –это адресная деятельность. Признак адресности вытекает из того обстоятельства, что помощь является не практически безграничной совокупностью разнообразных социальных факторов, благоприятствующих осуществлению интересов того или иного человека, группы, способствующих преодолению проблем, которые возникают в их повседневной жизни, а профессиональной целенаправленной деятельностью, ориентированной на конкретного субъекта (субъектов) получения, конкретную проблемную жизненную ситуацию (конкретный тип проблемных жизненных ситуаций), реализацию конкретных интересов субъекта получения в проблемной жизненной ситуации. В то же время степень адресности может быть различной. Например, максимальная степень адресности присуща лечебной медицинской помощи или индивидуальной консультации психолога. Групповые методы психологической помощи уже предполагают меньшую степень адресности. Адресной является помощь социальным группам, когда субъекты получения различных видов социальной помощи (материальной и др.) определяются не персонально, а родовыми признаками, характеризующими их как социальную общность (малообеспеченные граждане, пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи, сироты и пр.). Подводя итог, можно предложить следующее определение социальной помощи как адресное, профессиональное, организованное содействие нуждающемуся субъекту в решении проблемной жизненной ситуации и в целях максимально полного удовлетворения его интересов.
Сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и т.д.) в нестационарных формах развивается в сложных условиях. В первую очередь, в связи с её недостаточным финансированием. Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты населения на местах все в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.
Социальная политика – это деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, на обеспечение их жизненных потребностей, оказания им необходимой социальной поддержки.
Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства.
Социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защиту личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту его маргинальных слоёв.
Источник