- Как образуются глаголы
- Ход урока
- I. Оргмомент.
- II. Актуализация знаний.
- III. Постановка учебной задачи. Учащиеся сами ставят перед собой цель урока.
- IV. Найдите глаголы, которые соответствует схеме: прис. + корень + суф. + окон.
- V. Образуйте и запишите глаголы по образцам:
- VI. Упражнение “Веер”.
- VII. Проблемная ситуация. На доске записаны слова:
- VIII. Словарный диктант: Выпишите глаголы (словосочетания) в три столбика.
- IX. Самостоятельная работа.
- X. Подведение итогов.
- XI. Домашнее задание.
- Образование глаголов от разных частей речи
- Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»
- Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)
- Суффикс — словообразовательная морфема
- Суффиксальный способ образования существительных
- Суффиксальный способ образования прилагательных
- Суффиксальный способ образования глаголов
- Суффиксальный способ образования наречий
- Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Как образуются глаголы
Цель урока: знать способы образования глагола; научиться образовывать глаголы тремя способами; различать раздельное написание глаголов с частицей НЕ и слитное написание глаголов с приставкой НЕДО-.
Ход урока
I. Оргмомент.
Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Геннадиевна. Я работаю в школе №26. А с вами я познакомлюсь в ходе урока. Я сегодня проведу у вас урок. И хочу, чтобы он запомнился вам так же, как и мне. А что мы обычно помним долгое время? Что-то приятное, какие-то хорошие события. Значит, нам нужно постараться, чтобы этот урок стал приятным событием в нашей жизни. Мы с вами на эти сорок минут должны стать партнерами (по ходу речи глаголы “звать”, “работать”, “постараться”, “стать”, “запомнить”, “познакомиться”, “пожелать” выносим на доску). Давайте пожелаем друг другу успеха в освоении новых знаний.
II. Актуализация знаний.
Вопрос: А какими частями речи являются слова, вынесенные на доску? Что обозначают эти слова? (действие) А какая часть речи обозначает действие? (глагол). И как нам повезло, что тема урока перекликается с тем, что мы должны сделать на уроке.
Задание: Теперь постарайтесь разбить глаголы на две группы (с приставками и без).
Вопрос: По какому принципу вы разделили слова на группы?
Учить, читать и верить в чудо
Поесть, поспать, помыть посуду –
Всё помогает сделать он,
Наш уважаемый глагол.
Так что же мы должны узнать?
Как нам глагол образовать?
Приставки стоит нам позвать?
А суффиксы на помощь взять?
III. Постановка учебной задачи. Учащиеся сами ставят перед собой цель урока.
(Цель: узнать, какими способами образовываются глаголы).
IV. Найдите глаголы, которые соответствует схеме: прис. + корень + суф. + окон.
позвонить
признать
купаться
посинеть
Вопрос: “От каких слов образованы данные глаголы? При помощи каких морфем (частей слова) образуются глаголы?”
V. Образуйте и запишите глаголы по образцам:
За + дремать => задремать;
При + лететь =
Пере + читать =
Горе + ева(ть) = горевать;
Свет + и (ть) =
Синий + е (ть) =
Вопрос: Посмотрите внимательно, есть какая-либо закономерность в образовании глаголов при помощи приставок и при помощи суффиксов?
Обратите внимание, от слов какой части речи образованы данные глаголы приставочным способом и суффиксальным способом?
VI. Упражнение “Веер”.
Детям предлагается выбрать карточки с определенной приставкой и придумать с этой приставкой три глагола. Постараться определить лексическое значение каждой приставки.
Приставки: ПОД-, ВЫ-, ДО-, ПРИ-, ПЕРЕ-, С-.
VII. Проблемная ситуация. На доске записаны слова:
Не доесть
Не достать
Не слышать
Не понимать
Не сыпать
Не говорить
Недоедать
Недоставать
Недослышать
Недопонимать
Недосыпать
Недоговаривать
Вопрос: Какой возникает вопрос? (В чем противоречие? Какие есть догадки?)
Ответ: Почему глаголы в правом столбике пишутся слитно?
Вопрос: А какое правило вы изучали до этого?
Ответ: Правописание НЕ с глаголами.
Вопрос: Как пишутся глаголы с НЕ?
Вопрос: А почему глаголы в правом столбике пишутся слитно?
Ответ: Значит, есть какое-то правило.
Вопрос: Как вы думаете, что объединяет все глаголы в правом столбике.
Ответ: Все глаголы начинаются с НЕДО-.
Вопрос: Какое общее значение объединяют все глаголы, образованные с помощью приставки НЕДО– ?
Ответ: Общее значение приставки НЕДО– – это незавершенное, незаконченное действие, неполное действие.
Задание: придумайте, пожалуйста, предложение с глаголами, в которых будет упоминаться глагол с приставкой НЕДО-.
Вопрос: А как вы думаете, есть ли приставка, противоположная по значению приставке НЕДО– (приставка ПЕРЕ-).
Задание: придумайте, пожалуйста, предложения, используя глагол с приставкой ПЕРЕ-.
VIII. Словарный диктант: Выпишите глаголы (словосочетания) в три столбика.
Не торопиться с ответом, не бояться трудностей, не сидится дома, не терпится вскрыть посылку, не поднять тяжелый груз, не пойти на вокзал.
Недопонимал разговор, недоедал во время войны, недодать сдачу, недосыпать каждое утро, недоглядел за братом, недоставало терпения.
Невзлюбить человека, недолюбливать соседей, с утра недомогать, недоумевать по поводу отметок. (Читать словосочетания нужно вперемешку)
IX. Самостоятельная работа.
Упр. №533. (комментированное письмо).
X. Подведение итогов.
Вопрос: “Какую цель ставили на урок? Достигли ли мы её? Что нового узнали? Что было трудно? На что нужно обратить внимание?”
XI. Домашнее задание.
Образовать пять глаголов приставочным способом и пять глаголов суффиксальным способом. Составить словарный диктант из 10-15 глаголов.
Источник
Образование глаголов от разных частей речи
Образование глаголов от разных частей речи
от наречий иначе – переиначить, много – множить
от местоимений я – якать, ты – тыкать, свой – присвоить
от собирательных числительных двое – удвоить, трое – утроить
от междометий ох – охать, ой – ойкать
от звукоподражательных слов ух – ухать, ку-ка-ре-ку – кукарекать
от существительных беседа – беседовать, озорник – озорничать
от прилагательных синий – синеть, кислый – киснуть
от глагола писать – списать, моргать – моргнуть
Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.
Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и-, -ова-, -ева-, -ирова-, -изирова-, -нича-
Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса –ся.
Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Образование глаголов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола»
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»
Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов»
Автор: Кожевникова Надежда Николаевна
Место работы, должность: МОУ СОШ с. Смоленка, учитель начальных классов высшей кв..категории
Предмет: Русский язык
повторить основные способы образования глаголов;
закрепить полученные знания;
формировать умения образовывать глаголы различными способами.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования; (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Предметные: (языковая компетенция):
анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов;
определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.
Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.
Учебник Русский язык. 4 ,С.В. Иванов, М.И. Кузнецова; презентация
Используемое оборудование: компьютер, телевизор
Тип урока: урок изучения нового материала.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
1 . Организационный момент.(Слайды №1,2)
2. Актуализация.
Проверка домашнего задания — упр.4 стр.31 — 32
Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)
Какую роль играет глагол в тексте? (глаголы придают тексту движение, «оживляют » картину)
Чем являются в предложении? (чаще всего сказуемым, но может быть и другим членом предложения)
Какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными? (Постоянные: вид, спряжение; непостоянные: наклонение, время, лицо, число)
Не был на уроке, ненавидеть ложь, не мог уехать, росток не развивался, не извинился перед товарищем, капитан негодовал.
Задание. Объясните правописание записанных глаголов с не.
Синтаксическая разминка . Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы.
Один ученик работает у доски, подчеркивает глаголы
Еще земли печален вид,
И воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась
После работы проводится беседа.
Для чего служат глаголы? (оживляют картину весны)
3. Основная часть урока. Введение в новую тему.
Ответы на вопросы на стр.32: вспомним изученное
— Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).
Знакомство с таблицей «Основные способы словообразования» (Слайд №9)
Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно,
Лесник, речной, быстро, белить
Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить
— Работа с учебником: устное рассуждение — упражнение 1
— Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» выписать глаголы, образованные приставочным способом.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
— От каких частей речи они образованы? (завоет, заплачет, зашуршит, застучит— образованы от глаголов)
— Каково значение приставки за-? (начало действия)
— Обсудите с соседом по парте
4. Начало формирования умений.
Упр.2- в паре: определить, от каких частей речи, каким способом образованы глаголы.
Упр.3- письменно, самостоятельно.
— Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: треск, свист, звон, земля. плотно.
— Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем? (нет)
— Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)
Чтение теоретического материала
Способы образования глаголов
Источник
Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Источник