Помогать помочь способ образования

Поиск ответа

Всего найдено: 8

Вопрос № 290978

Добрый день! Разъясните, пожалуйста, каким способом образовано слово «бесснежный» (приставочным или приставочно-суффиксальным). Поскольку мнения коллег разошлись, то могли бы Вы подробнее ответить на данный вопрос, чтобы обе стороны в итоге смогли прийти к консенсусу. Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Некоторые специалисты по словообразованию считают, что слова типа бесснежный (ср., например: бессемейный, бессильный, бессердечный, безынтересный) мотивированы однокоренными существительными. Бесснежный – это лишенный снега, способ образования – приставочно-суффиксальный . Отразилась эта точка зрения в «Толковом словообразовательном словаре русского языка» И. А. Ширшова (М., 2004).

Согласно другому научному подходу такие слова обладают двойной мотивацией: они образуются и от существительных (приставочно-суффиксальным способом) и от бесприставочных прилагательных (приставочным способом): бесснежный от снежный, как безынтересный и синонимичное прилагательное неинтересный от интересный. Этот подход реализован, например, в словаре-справочнике А. Н. Тихонова и Т. Л. Беркович «Все трудности русского словообразования» (М., 2010).

Помогите, пожалуйста, разобраться, какое их слов (переделка, ненарядный, непролазный, подоконник) образовано приставочно-суффиксальным способом. Мне самой кажется, что: 1) пределка от «передел-а-ть» — усекается глагольный суффикс -а- и к основе добавляется суффикс -к- (суффиксальный способ); 2) ненарядный от «нарядный» — добавляется приставка не- (приставочный способ); 3) непролазный от «пролазный»? (но такого слова нет, как мне кажется) и тут 2 приставки, если не ошибаюсь не-, про-. 4) подоконник — от «окно» с помощью суффикса -ник- и приставки под- ( приставочно-суффиксальный способ). Буду благодарна за помощь! С уважением, Сычёва Елена

Ответ справочной службы русского языка

В пунктах 1, 2, 4 Вы абсолютно правы. Слово непролазный образуется приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки не- и суффикса -н-. Таким образом, из перечисленных слов приставочно-суффиксальным способом образуются слова непролазный и подоконник.

Способ образования слова «прозвучало» приставочный или приставочно-суффиксальный ? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Каким способом образовано слово «придорожный»? В словообразовательном словаре указан приставочно-суффиксальный способ образования, по Егораевой Г.Т.- приставочный способ (готовимся к сдаче ЕГЭ по её сборнику заданий). Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное придорожный образовано приставочно-суффиксальным способом от существительного дорога (см. § 736 академической «Русской грамматики»). Придорожный – находящийся возле дороги, т. е. мотивирующее слово – дорога.

Здравствуйте, ответьте на вопрос: что это за конфиксальный способ образования слов?

Ответ справочной службы русского языка

Это приставочно-постфиксальный или приставочно-суффиксальный способ, например: раз-бежать-ся .

Какой способ образования у слова «уныло» (приставочный? приставочно-суффиксальный . )

Ответ справочной службы русского языка

Если Вы имеете в виду наречие «уныло», то оно образовано от прилагательного «унылый» суффиксальным способом.

Добрый день!
Помогите, пожалуйста. определить способ образования слова «выяснений».
Я полагаю, что приставочно-суффиксальный . Есть мнение, что — суффиксальный.
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Существительное выяснение образовано суффиксальным способом: от глагола выяснить с помощью суффикса -ениj-

способ словообразования слов: перегородка и перекрёсток? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный . )

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, обратитесь к учебнику Е. И. Литневской на нашем портале (раздел «Класс») для выполнения этого задания.

Источник

Как разобрать по составу слово «помощь»?

Чтобы разо­брать по соста­ву сло­во «помощь», вна­ча­ле опре­де­лим, какой частью речи оно явля­ет­ся. У каж­дой части речи в рус­ском язы­ке, как извест­но, име­ет­ся свой набор мини­маль­ных зна­чи­мых частей, поэто­му мор­фем­ный раз­бор начи­на­ем имен­но с этого.

Слово «помощь» обо­зна­ча­ет пред­мет­ность и отве­ча­ет на вопрос что? Значит, это само­сто­я­тель­ная часть речи имя суще­стви­тель­ное, кото­рое может менять свою грам­ма­ти­че­скую форму:

Сравнив падеж­ные фор­мы, в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа у это­го суще­стви­тель­но­го отме­тим нали­чие нуле­во­го окон­ча­ния .

Основа сов­па­да­ет со всем сло­вом без окон­ча­ния — помощь-.

Далее воз­ни­ка­ет вопрос: есть в нём при­став­ка? Чтобы выяс­нить это, обра­тим­ся к словообразованию:

мочь → по мочь → по мог а ть → по мощь.

Да, есть в мор­фем­ном соста­ве это­го сло­ва при­став­ка. Она доста­лась это­му суще­стви­тель­но­му от про­из­во­дя­ще­го глагола.

Корнем явля­ет­ся мор­фе­ма -мощь, в чем убе­дим­ся, подо­брав род­ствен­ные слова:

В резуль­та­те запи­шем школь­ный вари­ант мор­фем­но­го разбора:

по мощь — приставка/корень/окончание.

Для любо­зна­тель­ных отме­тим, исти­ны ради, что в соста­ве это­го суще­стви­тель­но­го име­ет­ся еще одна мор­фе­ма — нуле­вой суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го оно обра­зо­ва­но от гла­го­ла «помо­гать». От него при сло­во­об­ра­зо­ва­нии отсе­че­ны гла­голь­ный сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс -а- и окончание:

Читайте также:  Способы чтобы полюбить себя

В резуль­та­те тако­го твор­че­ства появи­лось новое сло­во, при­чём про­изо­шла сме­на части речи, что про­ис­хо­дит при суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния. За счет чего оно обра­зо­ва­но ? С помо­щью нуле­во­го суффикса.

Тогда схе­ма мор­фем­но­го соста­ва иссле­ду­е­мо­го сло­ва такова:

по мощь 0 приставка/корень/суффикс/окончание.

В ито­ге в соста­ве ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва вме­сто двух види­мых мор­фем за счет нали­чия морфем- «неви­ди­мок» их име­ет­ся ров­но в два раза боль­ше — четыре.

Источник

Разборы слова помогать

Разбор по составу слова помогать

Дополнительные варианты разбора

Схожие по составу слова

Морфологический разбор слова помогать

  1. глагол (инфинитив): несовершенный вид, непереходный

Фонетический разбор слова помогать

Разбор по буквам:

  • п: [п]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
  • о: [а]:гласный
  • м: [м]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
  • о: [а]:гласный
  • г: [г]:согласный, парный звонкий, парный твёрдый
  • а: [а]:гласный
  • т: [т’]:согласный, парный глухой, парный мягкий
  • ь: —
  • —:

Значение слова помогать

помог а ть, помогаю, помогаешь. несовер. к помочь.

Предложения со словом помогать

  • Если обычному помощнику важно быть профессиональным и соответствовать критериям, ему часто хочется помогать ради самой помощи, то у Ангелов все обстоит по-другому.
  • Но ежели сии наши труды, понесенные убытки и приложенные радения всуе будут и настоящую кампанию только добыванием Висмара препроводить, а десанту в Шканию учинить не хотят, то б его королевское величество не надеялся, чтоб мы в предбудущей год в состоянии были ему войсками нашими или иным чем вспомогать и вновь такие превеликие иждивения понесть, умалчивая, что между тем времена отмениться могут таким образом, что уже тогда и поздно будет оный десант предвосприять».
  • Анжела дала нам всем задание получить платежи от клиентов, подменять друг друга, обновлять нашу CRM-систему и финансовую базу данных, а также помогать руководителю HR-службы.
  • Любящий вас человек должен помогать вам во всем (как и вы ему), не только планировать совместную деятельность, поэтапно ведущую к экономически успешной и счастливой во всех отношениях семейной жизни, но и немедленно начинать и постоянно продолжать осуществлять эти планы, вызывая к действию вашу взаимность.

Цитаты со словом помогать

  • Хорошо ли помогать ближнему? Нет, если он требует помощи, словно имеет на нее полное право или помочь ему – ваш моральный долг. Да, если таково ваше собственное устремление, основанное на том, что вы испытываете эгоистическое удовлетворение, осознавая ценность просящего и его борьбы.
    Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи»
  • Несчастий сам изведав, тем, кто в нужде, я научился помогать.
    Джеймс Джойс, «Улисс»
  • Это прекрасно — помогать, это единственное, что действительно имеет цену и приносит награду.
    Стефан Цвейг, «Нетерпение сердца»
  • Маленькие и слабые должны помогать друг другу, чтобы не быть одинокими. Чтобы стать сильнее.
    Владислав Крапивин, «Дети синего фламинго»
  • Люди, которые сброшены на дно, разумеется, должны помогать друг другу.
    Эрих Мария Ремарк, «Возлюби ближнего своего»

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»

Источник

Урок русского языка Способы словообразования 5 класс

Содержимое разработки

Урок русского языка 5 класс

Тема «Способы словообразования»

Цели: 1) знать основные способы словообразования;

2) уметь определять способ образования слова по алгоритму;

3) определять значения словообразовательных морфем.

А. Работа со словарными словами (запись на доске и в тетрадях с объяснением).

Пространство, фонтан, памятник, монумент, панорама.

Б. Определить структуру предложения, построить схему.

Блеснул на востоке луч солнца, и природа оживилась.

В. Повторяем орфографию. Игра «Третий лишний»

1) бе…жалостный, бе…хитростный, бе…словесный

2) пр…задуматься, пр…украсить, пр…кратить

3) пром…кашка, подск…чить, р…стущий

-Знания каких разделов науки о языке нам необходимы, чтобы правильно написать данные слова? (фонетика, морфемика, словообразование)

-Что изучает морфемика?

-Что изучает словообразование?

2. Закрепление изученного теоретического материала

-Сегодня мы продолжаем работать по теме «Способы словообразования». Для чего нам необходимы знания по данной теме? Какие цели для себя определим?

-Какие способы образования слов нам уже известны?

-Мы знаем, что словообразовательные морфемы—кирпичики, с помощью которых строится слово. Какую роль они еще выполняют? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Задание1. Докажите, что все слова образованы суффиксальным способом

Мячик, родненький, облачко, громадина, решение, избушка, жесткость, сапожище.

-Сгруппируйте выделенные суффиксы в зависимости от значения. Какие группы суффиксов вы можете назвать?

-А теперь обратимся к суффиксам, помогающим в образовании слов со значением «лицо по профессии, роду деятельности». Вспомните эти суффиксы и образуйте от данных ниже слов новые слова, запишите.

Журнал, печь (пироги), испытать, дирижировать, плясать, продавать, море, помощь.

Читайте также:  Как называется способ задания функции с помощью формулы

Задание 3. Устная пятиминутка. Реши лингвистические задачки.

1.Найди второе слагаемое

2. Определите значение разности

-Из книг к нам приходят герои: Белоснежка, Златовласка, Черномор, Чародей и др. Знаете ли вы этих героев? Как образованы эти имена? Этот способ образования будет необходим при выполнении следующего задания.

Задание 4. Игра «Собери слова»

— О каких двух гласных нельзя забывать при образовании сложных слов?

-Сложные слова существовали в русском языке издавна. Встречаются они и в народных приметах. Убедимся в этом, выполнив следующее задание.

Задание 5. Определи, какие названия месяцев соответствуют данным словам?

Златолист, хлебосол, снегогон, зимобор, листопад, вьюговей.

3. Обобщение Тест «Проверь себя»

1.Какое слово образовано приставочным способом?

А) настольный, б) вездеход в) проехать г) подготовка

2. Укажите, от какого слова образовано слово СВАРКА (=соединение)

А) варить б) варка в) сварить г) сварщик

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) бездумный б) причудливый в) никогда 4) проходить

4. Какое слово соответствует строению : приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание?

А) нелегко б) объединиться в) бессердечный г) взлетающий

5. В каком ряду все слова образованы одним способом?

Источник

Конспект -урок Открытый урок в 5 классе по теме «Как образуются слова в русском языке».

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

Открытый урок в 5 классе по теме

«Как образуются слова в русском языке».

Подготовила: Гайфутдинова С.В.,

учитель русского языка и литературы

формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;

познакомить с механизмом образования новых слов с помощью морфем;

добиваться осмысления процессов образования новых слов.

закрепить изученное о способах образования новых слов;

уметь образовывать слова с помощью разных морфем;

научиться определять способ образования данного слова;

уметь образовывать слова по данной словообразовательной модели;

уметь выделять в слове словообразующую морфему.

воспитание интереса к русскому языку;

развитие внимания, памяти, логического мышления, навыков самостоятельного выполнения знаний

Место урока в теме: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2015

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.

1. Организационный момент.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.

2. Психологический настрой к уроку. (Слайд)

Всем, всем — добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

3. Повторение изученного.

Что изучает лексика?

Сколько лексических значений может иметь слово?

В каком словаре мы можем узнать лексическое значение слова?

Что значит прямое лексическое значение слова? А переносное? Какие тропы вы знаете?

Что такое фразеологизмы?

Назовите способы обогащения словарного запаса языка. Какие сочетания характерны для старославянизмов? (неполногласные ра, ла, ре, ле). А для исконно русских? (полногласные оро, оло, ере, ело).

Сегодня мы будем говорить об одном из способов обогащения словарного запаса языка – словообразовании.

4. Запись темы урока. Постановка целей и задач урока. Объяснение нового материала.

Итак, словообразование. Словообразование – один из важнейших разделов лингвистики. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Как вы думаете, что он изучает? (образование слов)

-Прочитаем слова Максима Горького, которые являются эпиграфом нашего урока: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

-Как вы понимаете эти слова? (образуются новые слова)

-А как они образуются? Может быть, ответить на этот вопрос нам поможет стихотворение?

Послушайте стихотворение «Как растут слова».

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он просто словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

С ним садовник идёт…

Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).

Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)

Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы) (Слайд)

Читайте также:  Способы нанесения гальванического покрытия

-Сколько же слов у нас выросло из одного?

-А как это произошло?

-Вспомним все морфемы, какие вы знаете.

Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. (Слайд)

1. Изменяемая часть слова. (окончание) 2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (корень)3. Часть слова без окончания.(основа) 4. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.(приставка) 5. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.(суффикс)

Как из кирпичей строится дом, нам вроде бы понятно. А как строится слово?

-Сегодня мы узнаем о трёх самых основных способах словообразования.

Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 280 на стр. 100.

(слайды способы образования слов)

Слайд : сказ- рассказ. Как образовалось новое слово? (при помощи приставки). Значит, способ приставочный. Выделим словообразующую морфему.

Слайд : сад –садик. Как образовалось новое слово?(при помощи суффикса). Значит, способ суффиксальный. Выделим словообразующую морфему.

Слайд : Сад, водить- садовод. Как образовалось новое слово? (сложением корней). Способ- сложение. О- соединительная гласная.

Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс)

Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник)

Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)

Чтобы безошибочно определять способы образования слов, ученику поможет « Словообразовательный словарь современного русского языка » . Автор Александр Николаевич Тихонов. (Слайд )

Выполнение упр. 281.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Выполнение упр. 282 (обращение к словарику значения морфем с.310)

Слово учителя: (Игра «Сыщики») Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.

У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» — приставка (рассказчик)

У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «восстание» — приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)

А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:

1. Корень мой находится в цене,

В окраске найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом — по мне на уроки пойдете. (Расписание)

Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)

Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало.

Давайте поиграем в игру «Верите ли вы…».

1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?

2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?

3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?

4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?

5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?

6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?

7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?

8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?

— Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)

— Почему мы не смогли ответить на него?

(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке, не подходит).

— Что же мы должны сделать? (Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: §36 (с.100-101, с.103 – выучить. ), упр.284, 285

Источник

Оцените статью
Разные способы