Особенности обучения ползанию и лазанью в разных возрастных группах
Содержимое публикации
Особенности обучения ползанию и лазанию в разных возрастных группах
Автор: Масьярова Людмила Викторовна
инструктор по физической культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – Детский сад № 56»
Г.Глазов, Удмуртская Республика
Ползание и лазание.
По исследованиям психологов дети, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков, неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений; имеющихдислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма),пропустили стадию ползания.
— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).
Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.
На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью),
Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно для понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует предпосылки для освоения грамматики родного языка.
Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.
Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть компенсированы в будущем.
Ползание даёт возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки.
Ползание и лазание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших.
Основы ползания закладываются с раннего возраста.
С Первой младшей группы ( дети 2-3 лет) ребёнка учат ползать на четвереньках по прямой ; по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, по гимнастической скамейке.
Во 2 младшей и средней добавляется ползание змейкой между предметами, ползание по скамейке на высоких четвереньках; на животе, подтягиваясь руками, по-пластунски. Высота скамейки увеличивается.
Следует обращать внимание на характер движения малыша: движение рук и ног должно быть переменным. (не одновременно руки или ноги). Желательно перекрёстное движение. При ползании по скамейке следить за хватом рук за края. Научить подниматься и спускать со скамейки.
Подниматься детей на скамейку можно научить разными способами (но лучше одним, а остальные разучивать со средней группы):
Спереди — подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено (ступню);
С боку — встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено;
Из положения сидя -сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади.
Слезть со скамейки можно разными способами:
Опустить ноги сбоку на пол, отпустить руки, выпрямиться.
Подняться на скамейке, выпрямиться и сойти со скамейки вперед, вправо, влево или спрыгнуть с нее;
Сползти со скамейки, опираясь руками о пол.
В старших группах ползание совершенствуются и усложняются.
При ползании на животе, подтягивать тело можно и одной рукой.
Используется ползание на спине нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно сделать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной. Сначала можно помогать скольжению, отталкиваясь двумя ногами или поочередно, а затем держать ноги прямыми.
Можно добавить ползание на полу из положения сидя, упор сзади. Рационально использовать одноимённый и разноимённый способ ползания.
С 1мл.группы используется подлезание под воротца, веревку на четвереньках(высота 40-30 см), со 2 мл. – 50см, прямо не касаясь пола. пролезание в обруч.
со средней группы — подлезание боком
Прямо,не касаясь руками пола — При подлезании под веревку головой вперед сначала ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, передвигает одну ногу, потом другую.
Боком— При подлезании правым (левым) боком – встать к препятствию боком — сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.
Пролезание в обруч выполняется разными способами:
ребенок держит обруч в руках горизонтально, пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в исходное положение;
обруч поднимается прямыми руками над головой, затем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой.
Пролезание проводится также в вертикально поставленные обручи (сначала голова, рука и нога, потом вторая рука и нога), в пролеты между рейками лестницы, поставленной на ребро (из одного окошечка в другое).
С 1 мл.группы учат перелезаниючерез бревно. гимнастическую скамейку
из положения лёжа — Для перелезания через бревно, нужно, держась руками лечь вдоль предмета на живот и, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем — руки или одну ногу и руку, а потом вторую ногу и руку.
Из положения стоя – обхватить края скамейки, перенести по очереди ноги на другую сторону, отпустить руками скамейку.
Во 1 и 2 мл. группах учат Лазанию по лесенке-стремянке вверх -вниз , гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом. Упражнения в лазании начинаются тогда, когда дети уверенно умеют ползать как по полу, так и по скамейке.
В средней добавляется перелезание с одного пролета на другой вправо и влево приставным шагом.
Со старшей группы лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м)с использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног.
С подготовительной группы — перелезание с пролета на пролет по диагонали.
В младшем дошкольном возрасте дети влезают на стенку удобным для них способом.Задача: преодоление страха высоты, правильный хват за перекладину, поочерёдное передвижение рук и ног. В начале обучения лучше использовать поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при крайней важности тут же исправляет. Далее выполняется следующее действие.
Воспитатель, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы).
Руки ставятся на уровне глаз ребёнка.(не выше головы, не ниже груди)
При влезании руки слегка согнуты, раздвинуты примерно на уровне плеч, туловище не прижимается к лестнице и не откланяется на уровень прямых рук.
Обратить внимание на лишние сгибания и разгибания рук,«хват»локтем. На последовательность движений рук и ног. Не правильно: руки поднялись несколько раз, а потом ноги поднимаются чуть ли не до рук. Нельзя пропускать рейки.
Самый простой способ лазания — приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: «Подойдите к гимнастической стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки. » Надо помочь каждому малышу увидеть эту рейку. Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед. Вторую ногу поставьте рядышком. Теперь возьмитесь руками за реечку повыше. Переставьте ноги. «Поднимаем Ручки – поднимаем ножки».
Дети должны упражняться в лазании обязательно со страховкой воспитателя (стоит сзади) и с матами на полу.
Со средней группы дети начинают осваиватьпеременный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: «Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а второй — за следующую повыше. » При спуске: «Надо начинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше. » На этом уровне обучения, как правило, в каждый момент опираются на три точки — две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.
По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям — одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы. Легче осваивается одноимённый.
Перед лазанием проводим имитационные движения, подводящие упражнения.
Одноимённый – Медведь. Разноимённый — Паук.В случае если освоение разноименного способа подходит ползание по-пластунски — движения похожие.
При лазании обращаем внимание на одновременную постановку руки и ноги. «Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки. Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу. Я буду подсказывать: «Левые. правые. Начали!»
Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется приставным шагом влево и вправо на одном уровне на высоте 1-2 рейки снизу – для средних (младших); 3-4 для старших.
Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали выполняется снизу вверх и сверху вниз.
Таким образом, использование упражнения в равновесии, ползание, лазание с раннего возраста, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни ребёнка в саду и дома, будет способствовать не только моторному развитию ребёнка, но и развитию когнитивной сферы, Ведь моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.
Источник
Физкультурное занятие по закреплению ползания на скамейке
Нина матрина
Физкультурное занятие по закреплению ползания на скамейке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19
физкультурного занятия
«Путешествие в сказку»
Выполнил: воспитатель Матрина Н. В.
Цель: Закрепление навыков ползанья на животе по скамье, кувырка вперед, перепрыгивания из обруча в обруч.
— Совершенствовать навыки основных видов движений: умение ползать на животе по скамье, выполнять кувырок через голову, перепрыгивать из обруча в обруч, приучать детей к контролю и самоконтролю.
— Продолжать формировать навык ориентировки в пространстве, используя разные варианты двигательных действий детей.
— Формировать правильную осанку, культуру движений, пантомимические способности.
— Развивать у детей силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость, координационные способности.
— Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умение согласовывать движения с музыкой.
— Воспитывать желание у ребенка обращать внимание на самого себя, на свой организм и тело. Способствовать созданию устойчивого, жизнерадостного, активного настроения.
Оборудование. Гимнастическая скамейка, обручи, мат.
Ход занятия.
Дети входят в зал в колону по одному. Строятся в шеренгу.
Педагог. Здравствуйте, ребята!
Вам физкульт ура, ура!
Мы – здоровая семья.
Утро – глазки открывай
И кроссовки обувай.
Шагом, бегом и прыжками
В детский сад собрались с вами,
С физкультурой мы друзья,
Вам гип-гип, ура, ура!
Педагог. Сегодня я вам предлагаю необычное занятие, путешествие в сказку «Колобок», она вам знакома. А героев сказки кто может назвать (дети называют героев сказки, Молодцы! Так вот нам телеграмму прислал сам Колобок. Послушайте, что в ней. (читает телеграмму)
«Всем привет от колобка, развеселого дружка!
Нынче сам хотел прийти, но опять сейчас в пути!
Физкультурой увлекаюсь, плаваньем я занимаюсь,
Чтоб здоровым быть как я, и пластичным — как змея.
Очень ловким — как мартышка,
И девчонкам и мальчишкам нужно спортом заниматься!
В благодарность, вам, друзья!
Колобковая семья приготовит угощенье
Всем гостям на удивленье.
А сейчас всем в путь пора, до встречи в сказке…. детвора»!
Педагог. Ну, что ребята согласны на путешествие. Вот здорово! А сейчас проверим мышцы наших ног и рук, какие они? (ответы детей). Правильно они мягкие, слабые, предлагаю начать тренировку, Готовы, тогда в путь!
Построение в шеренгу.
ходьба по кругу
Педагог. (Ходьба по кругу)
По дорожке все шагаем, и здоровье укрепляем, осанку сохраняем
Упражнение «Петушок» с высоким подниманием колена, руки в стороны.
…Вот идет петушок, гордо поднял гребешок.
Упражнение «Курочка» на носках, руки на пояс
… Вышла курочка гулять свежей травки пощипать.
Упражнение «Уточка» ходьба на внешней стороне стопы, руки за спину.
…Уточка в вразвалочку идет, своих деточек ведет.
Упражнение «Гусь» ходьба в приседе, руки на коленях
… А наш гусь не отстает и за уткой вслед идет
Гусачок, гусачок тоненькие ножки веди деток по дорожке
Упражнение «Собачка» ходьба на четвереньках
… А теперь собачка с нами по дороге зашагала
Упражнение «Крокодил» (прямые руки упор впереди, туловище параллельно полу, ноги прямые волочатся по полу.)
Крокодил плывет в реке с ним я буду на равне.
Упражнение «Лягушка» прыжки с продвижением вперед.
… В болоте живут лягушки, они мне как подружки.
Упражнение «Олень» ходьба по кругу, руки прямые подняты вверх.
…Вот олень красавец стройный, благородный и спокойный
(Бег на выносливость, с остановкой).
….А теперь бегом по кругу догоняем мы друг друга
(Остановка по сигналу. Вдох, выдох.)
Ребята! На нашем пути мы повстречали очаровательных женщин, это наши воспитатели, поприветствуйте их. (дети здороваются, машут руками)
Педагог. Бегом марш.
(Остановка по сигналу. Вдох, выдох.)
Ребята! С нами отправилась в путешествие медицинская сестра Роза Александровна, поприветствуйте её. (Пожелания хорошего настроения медсестре детей)
Педагог. Бегом марш.
(Остановка по сигналу. Вдох, выдох.)
Педагог. Ребята! посмотрите в окошко! Вместе с нами отправилось в путешествие солнышко, и оно радуется, глядя на вас, какие вы здоровые, стройные, выносливые, поприветствуйте солнышко («Здравствуй солнышко».)
Педагог. шагом марш.
… Шагом марш не неспеша, как погода хороша.
Ребята! как настроение, не устали? Молодцы! Продолжаем путешествие.
— ходьба с круговыми движениями рук на восстановление дыхания.
— построение в круг
— Улыбнуться друг другу.
Ребята, проверьте ваши мышцы ног, они напряжены, они получили нагрузку, но и не только они, работает весь наш организм, наше тело разогрелось, предлагаю продолжить наше путешествие.
упражнения для глаз (10 раз).
И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища
— на 1 – зажмуриться
— на 2 — открыть глаза
Упражнения для шейного позвонка (10 раз):
и. п. (то же, руки на поясе) — наклоны головы вправо, влево
3. «Выгляни в окошко» (6 раз).
и. п. (то же, руки вверх «кольцо»)
— на 1 — голова вперед
2. Упражнения для рук и плечевого пояса
1. Упражнение «Удивление» (10 раз)
И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища
— на 1 – поднять плечи вверх, поворот вправо.
— на 2 – плечи опустить, поворот туловища влево.
2. «Покажи ладошки» (10 раз)
и. п. — ноги на ширине плеч, руки перед грудью, полукругом в «замок».
— на 1 — руки прямые, кисти повернуты тыльной стороной
И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе
— наклоны вправо, влево
И. п. – ноги вместе, руки на поясе
— на 1 – присесть, коснуться кончиками пальцев пола,
— на 2 — встать выпрямить руки и ноги,
— на 3 — присесть, коснуться кончиками пальцев пола,
4. Упражнения из положения, сидя и лежа.
и. п. – сед, ноги в стороны, прямые
— поочередные наклоны к правой, левой ноге
и. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ладонями низ
— круговые движения ногами
и. п. – лежа на спине, руки за голову.
— поочередное поднимание ног, параллельно полу (или скрестно)
и. п. – сед по-турецки, руки на полу ладонями вниз
— на 1 – наклониться, коснуться лбом пола
5. Прыжки (10 раз)
И. п. – ноги вмести, руки на пояс.
6. Упражнение на дыхание «пчелка»
И. п. – стоя, левая рука на груди, правая на животе.
— на 1 – вдох через нос
— на 2 – выдох через рот со звуком ж-ж-ж.
(с наклоном головы вправо-влево).
Креативная гимнастика. (Творческая игра, направленная на развитие выдумки, творческой инициативы детей).
Педагог. Ребята, а давайте вспомним и покажем движениями, как бабка колобка пекла. (дети выполняют имитационные движения под текст)
Сначала нужно насыпать муки на стол
взяли кувшин, налили молоко
соль, сахар, яйцо, ваниль
замесили тесто и колобка слепили
в печь посадили
Игропластика. (выразить свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу.)
Педагог. Пока колобок в печи. Упражнения выполним для души.
— Лев – сед вывалив язык.
ползание по-пластунски по скамье
прыжки из обруча в обруч
кувырок через голову
построение в круг.
Педагог. Ребята, а теперь потрогайте мышцы ваших рук и ног. Они напряжены. А это значит, что вы получили нагрузку на весь организм и стали сильнее и здоровее.
Педагог. Пока мы занимались, наш колобок испекся. Колобка из печи достаем, до чего ж он хорош.
Психогимнастика (этюд «Горячий колобок»)
Педагог. Вот и попали мы в сказку «Колобка», а он приготовил для нас игру «мыльные пузыри», они дружат с небом, солнцем, ветерком. Ловите пузыри, прыгайте выше, вы должны их все поймать.
…Ты на небо посмотри
Там увидишь ты шары
Выше прыгай и хватай
Мяч здоровья получай!
(звучит музыка, дети должны допрыгнуть и сорвать мячи, которые подвешены к потолку на ниточки)
Педагог. Садитесь на ковер. Вы довольны? Вам понравилась игра? Устали? Но даже если кто-то и устал, то усталость приятная. Потрогайте свое тело, оно теплое и влажное. На лбу собрались капель трудового пота. Значит, вы занимались от души с любовью и стараньем. Какие упражнения вам запомнились? Какое упражнение было выполнять легче, а какое труднее? Кто из ребят лучше выполнял упражнение? Кто похвалит друга? А какое упражнение вы пожелаете выполнять нашим гостям? Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Но это еще не все. От бабушки и Колобка вам гостинец. За ваши сегодняшние успехи.
(корзина с гостинцами, письмо зачитывает)
Письмо от бабушки: «Испекла вам пирожки, не малы, не велики, мягкие, румяные, только с жара самого, угощайтесь малыши, угощаю от души, вам здоровья всем желаю, в сказку в гости приглашаю».
Бабушка и Колобок».
Педагог. Спасибо ребята за занятие, До свиданья, до новых встреч
«По деревне я пройду всех животных навещу». Занятие по закреплению знаний детей на тему «Домашние животные» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Интегрированное физкультурное занятие «Сундучок здоровья» Цель: Формирование у воспитанников понятия «здоровье» Задачи: • научить детей заботиться о своем здоровье; • развивать желание беречь свое.
Физкультурное занятие «Путешествие в страну здоровья» Конспект физкультурного занятия в средней группе воспитатель : Муркина О. В. Дата проведения: 15/03/2017 Место проведения: зал Время проведения:.
Физкультурное занятие (средняя группа) Физкультурное занятие (средняя группа) Цель: Задачи: -Развивать быстроту движений; — Упражнять в быстроте реакции. Ход занятия: 1часть.
Физкультурное занятие в подготовительной к школе группе Образовательная область: «Физическое развитие», «Социально — коммуникативное», «Познание» Направление: физическая культура Тема: «Воспитание.
Физкультурное занятие в средней группе ксана Рабец руководитель физического воспитания физкультурное занятие «Лесные приключения» в средней группе Задачи: Закреплять умение.
Физкультурное занятие в старшей группе «Мы космонавты» Задачи: 1. Учить в лазанье по гимнастической стенке с переходом на другой пролет. 2. упражнять в энергичном отталкивании в прыжках на двух.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе по закреплению представлений о свойствах воды Цель: формировать элементарную познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи: образовательные: — закреплять представления о свойствах.
Нетрадиционное физкультурное занятие «Моряки лихие» Основные задачи. Развивать фантазию, четкость и выразительность действий, быстроту реакции в различных двигательных заданиях. Оснащение.
Сюжетное физкультурное занятие «Птички» Сюжетное физкультурное занятие. «Птички».Программное содержание: • Формировать знания о зимующих птицах. Закрепить знания о характерных.
Источник