- Получение хлора в лаборатории и изучение его свойств
- Презентация к уроку
- способы получения Cl2
- Лабораторные способы получения неорганических веществ
- Получение углекислого газа в лаборатории
- Получение угарного газа в лаборатории
- Получение сероводорода в лаборатории
- Получение аммиака в лаборатории
- Получение азотной кислоты в лаборатории
- Получение ортофосфорной кислоты в лаборатории
- Получение кремния в лаборатории
- Получение кислорода в лаборатории
- Получение водорода в лаборатории
- Получение хлора в лаборатории
- Получение хлороводорода в лаборатории
- Добавить комментарий Отменить ответ
Получение хлора в лаборатории и изучение его свойств
Презентация к уроку
Тип урока: комбинированный, с практической работой (урок рассчитан на 2 часа в профильной группе)
Цель урока: продолжить формирование знаний о неметаллах на примере хлора. Закрепить знания о окислительно-восстановительных реакциях на примере изучения свойств хлора. Подготовиться к выполнению задания № 37 ЕГЭ.
Задачи урока
Оборудование и реактивы:
- Прибор для проведения химических реакций (АПХР), состоящий из двугорлой круглодонной колбы; насадок; капельной воронки; стеклянных пробок; мерный цилиндр
- Оксид марганца(IV); концентрированная соляная кислота; раствор бромида натрия; раствор иодида калия; концентрированная серная кислота; раствор фенолфталеина; раствор щелочи; раствор сульфита натрия.
1. Актуализация знаний.
Сравните электронное строение атомов и ионов фтора и хлора. Задание выполняется двумя учениками у доски. Остальные ученики выполняют задание в тетради по вариантам.
Задание в парах: Сравните электронное строение атома и иона химического элемента.
- 1 ученик: фтора
- 2 ученик: хлора
Осуществите взаимопроверку. Два ученика в это время работают за закрытой доской и осле окончания работы результаты проверяют.
Почему у атома фтора проявляется только отрицательная степень окисления?
Объясните существование разных степеней окисления у хлора, исходя из их электронного строения. Составьте электронные формулы для атома хлора в разных степенях окисления.
Два ученика, используя интернет –источники подготавливают ответы на вопросы: ссылки: http://znaesh-kak.com/
Выступление учеников по вопросам:
1) Кем и при каких обстоятельствах открыт хлор?
2. Интересная информация о хлоре: 1) использование хлора в первой мировой войне; 2) отбеливающие свойства хлора;
2. Усвоение новых знаний.
2. 1. Получение хлора в лаборатории и изучение его химических свойств.
Вопрос: Какие будут предложения по получению хлора в лаборатории?
Возможный ответ: Электролизом растворов хлоридов щелочных металлов или раствора соляной кислоты.
Составляем схемы протекающих процессов у доски. Оцениваем целесообразность и возможность применения электролиза в лаборатории. Далее рассуждаем на тему, каким образом можно окислить хлорид-ион, не используя в качестве окислителя электрический ток? Чаще всего ученики называют несколько окислителей: бихромат калия, перманганат калия, диоксид марганца, и правильно предлагают окислить хлорид- ион в соляной кислоте до хлора.
Работа с презентацией.
Ученики получают задание: Изучите материалы презентации. Соберите прибор для получения хлора в лабораторных условиях по фото-инструкции, если исходными веществами являются концентрированная соляная кислота и оксид марганца (IV) (кристаллический). Используем прибор АПХР (прибор для проведения химических реакций). Вспоминаем, что хлор ядовит, следовательно, опыт будем проводить под тягой!
Посмотрите внимательно материалы презентации (Слайды № 1-10) и ответьте на вопросы в таблице № 1.
Вопросы | Ответы | Почему? |
1. Где получать? | Под тягой | Ядовит |
2. Из чего? | НCl(конц) + МnO2 | Марганце, в степени окисления +4 окисляет хлорид-ион до свободного хлора. |
3. Что увидим? | выделение желто-зеленого газа | Хлор-зеленый. |
4. Как собираем? | Вытеснением воздуха из реакционной колбы, одновременно пропуская в реагирующие вещества; | Он тяжелее воздуха, заполняет объем колбы и поднимается по насадкам. |
5. Какой прибор используем? | АПХР | Жидкость удобно приливать к твердому веществу. |
6. Какие вещества наливаем в насадки? | 1) концентрированную серную кислоты |
2) раствор бромида натрия;
3) раствор иодида калия + раствор крахмального клейстера;
4) раствор гидроксида натрия с фенолфталеином
Изучение химических свойств хлора.
Проводим лабораторный опыт в группах в вытяжном шкафу и записываем наблюдения и заполняем таблицу № 2. Для проведения работы ученики делятся на 3 группы. Пока одна группа получает вещество в вытяжном шкафу, другие ученики работает самостоятельно, заполняя в рабочем листе, таблицу № 2.
Таблица 2. Уравнения химических реакций, проходящих при получении хлора
Название опыта | Уравнения химических реакций | Наблюдения |
Получение хлора. | MnO2+4HCl —> MnCl2+Cl2^+2H2O | Выделение желто-зеленого газа. |
Замещение брома в бромиде. | 2 NaBr + Cl2 —>2 NaCl + Br2 | Образование бурого раствора бромной воды. |
Замещение йода в иодиде. | 2 NaI + Cl2 —> 2 NaCl + I2 | Образование желтого раствора йодной воды. |
Диспропорционирование хлора в щелочной среде | Сl2 + KOH(хол) —>KCl + KClO | Раствор фенолфталеина обесцвечивается. |
Нейтрализация брома и йода сульфитом натрия | Na2SO3 + Br2 + 2NaOH —> 2 NaBr + Na2SO4 + H2O |
Na2SO3 + I2 + 2NaOH —> 2 NaI + Na2SO4 + H2O
2.2. Самостоятельная работа.
- Предложите другие способы получения хлора в лаборатории.
- Какие вещества еще можно окислять хлором. Составьте УХР.
Запишите их в рабочий лист.
Поменяйтесь рабочими листами и ответьте на вопросы друг друга (работа в парах).
Составьте уравнения предложенных химических реакции и расставьте коэффициенты методом окислительно-восстановительного баланса.
Осуществите взаимопроверку, используя слайды № 11,12.
3. Закрепление знаний. Подведение итогов урока.
Решение качественной задачи. (ЕГЭ № 37) Составьте уравнения описанных реакций.
1 вариант К кристаллическому перманганату калия добавили концентрированную соляную кислоту. Полученный газ пропустили над медью. Образовавшееся вещество растворили в воде и добавили раствор гидроксида натрия. Полученный осадок прокалили при этом образовалось вещество черного цвета.
2 вариант Оксид марганца (lV) прореагировал при нагревании с концентрированной соляной кислотой. Выделившийся газ пропустили через горячий раствор гидроксида калия. Полученный раствор разделили на две части. К одной части раствора добавили раствор нитрата серебра, в результате чего выпал белый осадок. К другой части раствора прилили раствор йодида натрия, образовалось темно-бурое вещество. Составьте уравнения четырёх описанных реакций.
Обязательно проводится проверка фронтально. Решение на доске записывается учителем.
1. Приведите оценку своих достижений на уроке:
А) работал, получил результат, результатом доволен;
Б) работал, но мог работать лучше;
В) старался, но было трудно, много не понял;
2. Оцените свое эмоциональное состояние:
А) комфортное; б) некомфортное;
3. Считаете ли вы, что урок был наглядным: а) да; б) нет
4. Считаете ли вы, что материал трудно воспринимается, т.к. опыты с получением хлора вы проводили самостоятельно?
Сдайте свои рабочие листы на проверку учителю.
Д/З: параграф 34 стр. 276 № 1-7 учебник для 11 кл. “Общая химия” О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.Н.Соловьев, Ф.Н.Маскаев
- Приложение 1
- Приложение 2
Источник
способы получения Cl2
ромышленные методы
Первоначально промышленный способ получения хлора основывался на методе Шееле, то есть реакции пиролюзита с соляной кислотой:
MnO2 + 4HCl —> MnCl2 + Cl2 + 2H2O
В 1867 году Диконом был разработан метод получения хлора каталитическим окислением хлороводорода кислородом воздуха. Процесс Дикона в настоящее время используется при рекуперации хлора из хлороводорода, являющегося побочным продуктом при промышленном хлорировании органических соединений.
4HCl + O2 —> 2H2O + 2Cl2
Сегодня хлор в промышленных масштабах получают вместе с гидроксидом натрия и водородом путём электролиза раствора поваренной соли:
2NaCl + 2H2О —> H2 + Cl2 + 2NaOH
Анод: 2Cl(-) — 2е (-) —> Cl2(0)
Катод: 2H2O + 2e(-) —> H2 + 2OH(-)
Так как параллельно электролизу хлорида натрия проходит процесс электролиз воды, то суммарное уравнение можно выразить следующим образом:
1,80 NaCl + 0,50 H2O —> 1,00 Cl2 + 1,10 NaOH + 0,03 H2
Лабораторные методы
В лабораториях для получения хлора обычно используют процессы, основанные на окислении хлороводорода сильными окислителями (например, оксидом марганца (IV), перманганатом калия, дихроматом калия) :
2KMnO4 + 16HCl —> 2KCl + 2MnCl2 + 5Cl2 +8H2O
K2Cr2O7 + 14HCl —> 3Cl2 + 2KCl + 2CrCl3 + 7H2O
3 моль хл
4H⁺Cl⁻+Mn⁺⁴O₂⁻²=Cl₂°+Mn⁺²Cl₂⁻¹+2H₂⁺O⁻²
1моль 22,4л
х = 22,4*3/1=67,2л
2Сl⁻-2e=Сl₂° 1 в-ль, ок-ние
Mn⁺⁴+2e=Mn⁺² 1 ок-ль, вос-ние
Неограниченные возможности для обучения без рекламы со Знаниями Плюс
Источник
Лабораторные способы получения неорганических веществ
Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений.
Лабораторные способы получения веществ отличаются от промышленных:
Лабораторные способы получения веществ | Промышленные способы получения веществ |
Реагенты могут быть редкими и дорогими | Реагенты распространенные в природе и дешевые |
Условия реакции мягкие, без высоких давлений и сильного нагревания | Условия реакции могут быть довольно жесткими, допустимы высокие давления и температуры |
Как правило, реагенты — жидкости или твердые вещества | Реагенты — газы или жидкости, реже твердые вещества |
Получение углекислого газа в лаборатории
Углекислый газ CO2 в лаборатории получают при помощи аппарата Киппа при взаимодействии соляной кислоты с мелом или мрамором:
Получение угарного газа в лаборатории
В лаборатории угарный газ проще всего получить, действуя концентрированной серной кислотой на муравьиную кислоту:
HCOOH → H2O + CO
Получение сероводорода в лаборатории
Сероводород в лаборатории легко получить действием разбавленной серной кислоты на сульфиды металлов, например, сульфид железа (II):
Эта реакция также проводится в аппарате Киппа.
Получение аммиака в лаборатории
Аммиак в лаборатории получают при нагревании смеси солей аммония с щелочами.
Например , при нагревании смеси хлорида аммония с гашеной известью:
Эти вещества тщательно перемешивают, помещают в колбу и нагревают.
Получение азотной кислоты в лаборатории
Азотную кислоту в лаборатории получают действием концентрированной серной кислоты на кристаллический нитрат натрия и калия при небольшом нагревании:
При этом менее летучая кислота вытесняет более летучую кислоту из соли.
При более сильном нагревании образуется сульфат натрия, но и образующаяся азотная кислота разлагается.
Получение ортофосфорной кислоты в лаборатории
При взаимодействии ортофосфата кальция с серной кислотой при нагревании образуется ортофосфорная кислота:
Получение кремния в лаборатории
В лаборатории кремний получают при взаимодействии смеси чистого песка с порошком магния:
2Mg + SiO2→ 3MgO + Si
Получение кислорода в лаборатории
Кислорода в лаборатории можно получить при разложении целого ряда неорганических веществ.
Чаще всего в лаборатории кислород получают разложением перманганата калия:
Выделяющийся кислород можно собрать вытеснением воздуха:
Также кислород можно собирать методом вытеснения воды:
Обнаружить кислород можно очень просто: тлеющая лучинка вспыхивает в атмосфере кислорода.
Кислород можно получить также разложением пероксида водорода:
Реакция катализируется оксидом марганца (IV) MnO2.
Разложение бертолетовой соли KClO3 — еще один способ получения кислорода в лаборатории:
2KClO3 → 2KCl + 3O2
Реакция также протекает в присутствии катализатора, оксида марганца (IV) MnO2.
Получение водорода в лаборатории
Водород в лаборатории можно получить различными методами.
Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:
При взаимодействии минеральных кислот (не сильных окислителей) с активными металлами и металлами средней активности также образуется водород.
Например , соляная кислота реагирует с цинком с образованием водорода:
Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2
Собирать водород можно методом вытеснения воздуха, так как водород — гораздо более легкий газ, чем воздух.
Также для собирания водорода подходит метод вытеснения воды, так как водород плохо растворим в воде:
Водород выделяется также при взаимодействии активных металлов (расположенных в ряду активности до магния) с водой.
Например , натрий активно реагирует с водой с образованием водорода:
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
Получение хлора в лаборатории
Стр. 162в лаборатории можно получить различными методами.
Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:
При взаимодействии минеральных кислот (не сильных окислителей) с активными металлами и металлами средней активности также образуется водород.
Получение хлороводорода в лаборатории
Стр. 162в лаборатории можно получить различными методами.
Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник