Психоаналитические интерпретации политики
Политика как способ замещения собственной неполноценности (Г. Лассуэл)
Основоположником политического психоанализа считается американский политолог Т. Лассуэл (1902 — 1978). В анализе политики и власти он использовал фрейдистский подход, в соответствии с которым политическая реальность описывалась в терминах индивидуального бессознательного. Суть его теории политического психоанализа состояла в том, чтобы выявить, какие психологические черты формируют то или иное отношение к политике и какие черты востребованы самой политикой. Иначе говоря, следовало доказать, что именно психологический механизм личности является важнейшим фактором формирования ее отношения к политике. Г. Лассуэл ввел в научный оборот понятие «властная личность», побуждающим мотивом поведения которой является стремление преодолеть чувство собственной неполноценности путем приобретения власти. Власть, политика интерпретируются как сфера сублимации (замещения) конфликта между подавленным либидо (сексуальным влечением) и требованиями моральных норм. В качестве реальных субъектов политического процесса Г. Лассуэл рассматривал лидеров, поведение которых он описывал с помощью метода психобиографий. Это позволило ему выявить связь определенных типов личности с соответствующими политическими ролями: агитатора, администратора, теоретика. По мению Г. Лассуэла, существенную роль в процессе властвования играют ценности. «Кто, что, когда и как получает таков коренной вопрос при анализе политических действий и политического процесса», отмечал Г. Лассуэл. К числу важнейших ценностей он относил силу, уважение, честность, благополучие, привязанность, богатство, просвещение, мастерство.
Проблема власти в широком смысле выступает в психоанализе как проблема господства бессознательного над человеческим сознанием и поведением. Так, известный американский политолог психоаналитик К. Хорни (1885 — 1952) считала главной движущей силой политической деятельности состояние страха, порождаемое в человеке враждебной социальной средой. Суть политической деятельности составляет, по мнению К. Хорни, стремление человека избежать ситуаций, внушающих страх. Исследователь выделяет «четыре великих невроза нашего времени»: «невроз привязанности» (жажда любви и одобрения любой ценой), «невроз власти» (погоня за престижем и обладанием), «невроз покорности» (склонность К конформизму) и «невроз изоляции» «бегство» от общества, стремление «спрятаться» от социальной жизни).
Дата добавления: 2015-10-26 ; просмотров: 716 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Психопатологическая типология Г. Лассуэлла
Согласно данной типологии, в зависимости от функции, которую выполняет или стремится выполнять тот или иной политический тип, различаются такие типы как «агитатор», «администратор» и «теоретик», а также их различные комбинации. Г. Лассуэлл рассматривал направление движения бессознательных факторов в критических ситуациях развития карьеры каждого из этих типов, а также их роль в становлении определенных политических типов.
Так, основная функция «агитаторов»[95] — распространение своей агитации и общение с гражданами. Они ценят риторику, вербальные формулы, жесты и частое, ритуализированное повторение принципов. Они живут ради того, чтобы быть замеченными, чтобы Провоцировать и унижать оппонентов, а чисто администраторские функции вызывают у них фрустрацию, Это недисциплинированные и часто сварливые политики с ярко выраженным энтузиазмом, которые возбуждают публику призывами, многократными заклинаниями и, подчас, даже бранью. Для них имеет ценность эмоциональный отклик аудитории.
С психоаналитической точки зрения, считал Г. Лассуэлл, такие «агитаторы» являются выраженными нарциссами (хотя их нарциссизм примитивен), их либидо оборачивается на собственное Я и Я-подобные объекты, что ведет к появлению гомосексуальных наклонностей, которые проецируются на абстрактные объекты. В прошлом это — образцовые дети, застенчиво подавлявшие негативные эмоции. Однако такой «репрессированный садизм», не находя выхода в близком окружении, переносился на общество. Жажда самовыражения в устной либо письменной форме (отсюда одна из классификаций «агитаторов»: «ораторы» — «плагиаторы») представляет собой способ удовлетворения внутренних эмоциональных потребностей. Так, «ораторы» обычно отличаются подавлением негативных эмоций и частым плутовством в детстве.
«Администраторы», в отличие от «агитаторов», проектируют свои аффекты на менее отдаленные и абстрактные объекты и фокусируют внимание на манипуляции определенной группой, демонстрируя беспристрастный безличностный интерес к задачам организации. Им чужды абстракции, так как они не нуждались в них ранее, для разрешения своих эмоциональных проблем. Их нельзя назвать безаффектными, они просто более хладнокровны и аффективно сбалансированы.
Г. Лассуэлл выделял два подтипа «администраторов». Первый подтип характеризуется выраженной энергией и воображением, что внешне приближает его к агитаторам. Однако в центре его внимания находятся определенные индивиды, они переносят свои аффекты на менее общие объекты и не стремятся «вывести из себя» большое количество граждан. Они привязаны к своему окружению и пытаются координировать его действия. Неспособность к достижению абстрактных объектов является следствием чрезмерной занятости конкретными индивидами в кругу семьи и трудностями в определении там роли своего «Я». Второй подтип представляет собой чрезмерно щепетильного и «совестливого» лидера, чья любовь к рутине и деталям, страсть к точности, одновременно, сохраняют целостность и развивают отчуждение окружения. «Администраторы» этого типа не имели серьезных потрясений в ходе развития личности, не имели сверх-репрессированных эмоций, так как либо сублимировали их, либо выражали их в кругу семьи. Их щепетильность — не что иное, как попытка продемонстрировать свою силу.
«Теоретиков» (экспертов и идеологов) привлекают отдаленные и высоко рационализированные цели. В отличие от «агитатора», избирающего для атаки близкие цели, «теоретики» стремятся к абстракции и грандиозности. Рассмотрение различных идей часто является для «теоретиков» самоцелью, что несколько отдаляет их от ведомых. «Теоретику» абстракции необходимы для разрешения собственных эмоциональных проблем. В отличие от «администраторов», теоретики страдают при отсутствии аффектов, так как пережили много фрустраций в процессе своего развития. Интеллектуализация — ответ теоретиков на собственные когда-то нерешенные эмоциональные проблемы.
Согласно Г. Лассуэллу, на политическое развитие оказывает влияние характер политика. Он выделял два основных типа:[96] «принудительный» и «драматизирующий», а также подтип — «беспристрастный». Для индивида с «принудительным» характером свойственны жесткие отношения, однообразие, монотонность самопрезентации, десубъективизация ситуации, отрицание новизны и другие качества «бюрократа»-администратора. «Драматизирующий» характер, с его склонностями к самолюбованию, провокациям, флирту и т. п. (в ход идут любые средства для завоевания других) представляет собой полную противоположность «принудительному» характеру и является основой для развития «агитатора» как политического типа. Индивиды с «беспристрастным» характером, отличающиеся отсутствием ярких эмоциональных состояний, могут превратиться, по Г. Лассуэллу, как в прекрасных судей, дипломатов и т. д., так и, к сожалению, в отъявленных негодяев.
Источник
Психоаналитические интерпретации политики
Политика как способ замещения собственной неполноценности (Г. Лассуэл)
Основоположником политического психоанализа считается американский политолог Т. Лассуэл (1902 — 1978). В анализе политики и власти он использовал фрейдистский подход, в соответствии с которым политическая реальность описывалась в терминах индивидуального бессознательного. Суть его теории политического психоанализа состояла в том, чтобы выявить, какие психологические черты формируют то или иное отношение к политике и какие черты востребованы самой политикой. Иначе говоря, следовало доказать, что именно психологический механизм личности является важнейшим фактором формирования ее отношения к политике. Г. Лассуэл ввел в научный оборот понятие «властная личность», побуждающим мотивом поведения которой является стремление преодолеть чувство собственной неполноценности путем приобретения власти. Власть, политика интерпретируются как сфера сублимации (замещения) конфликта между подавленным либидо (сексуальным влечением) и требованиями моральных норм. В качестве реальных субъектов политического процесса Г. Лассуэл рассматривал лидеров, поведение которых он описывал с помощью метода психобиографий. Это позволило ему выявить связь определенных типов личности с соответствующими политическими ролями: агитатора, администратора, теоретика. По мению Г. Лассуэла, существенную роль в процессе властвования играют ценности. «Кто, что, когда и как получает таков коренной вопрос при анализе политических действий и политического процесса», отмечал Г. Лассуэл. К числу важнейших ценностей он относил силу, уважение, честность, благополучие, привязанность, богатство, просвещение, мастерство.
Проблема власти в широком смысле выступает в психоанализе как проблема господства бессознательного над человеческим сознанием и поведением. Так, известный американский политолог психоаналитик К. Хорни (1885 — 1952) считала главной движущей силой политической деятельности состояние страха, порождаемое в человеке враждебной социальной средой. Суть политической деятельности составляет, по мнению К. Хорни, стремление человека избежать ситуаций, внушающих страх. Исследователь выделяет «четыре великих невроза нашего времени»: «невроз привязанности» (жажда любви и одобрения любой ценой), «невроз власти» (погоня за престижем и обладанием), «невроз покорности» (склонность К конформизму) и «невроз изоляции» «бегство» от общества, стремление «спрятаться» от социальной жизни).
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Источник
Политика как способ замещения собственной неполноценности г лассуэлл
Если у Вас есть хорошие книги и учебники в электронном виде, которыми Вы хотите поделиться со всеми — присылайте их в Библиотеку Научной Литературы [email protected] .
Произведения | 4 911 |
Биографии | 2 004 |
Библиографии | 10 251 |
Словари | 161 |
Словарные статьи | 1 244 714 |
Автор | Лассуэлл Г.Д. | |
Название | Психопатология и политика | |
Год издания | 2005 | |
Раздел | Книги | |
Рейтинг | 0.33 из 10.00 | |
Zip архив | скачать (3 136 Кб) | |
|
К читателю
Г Лассуэлл (1902-1978) — один из самых известных специалистов в области американской политической науки Его книга «Психопатология и политика» (1930) стала заметным событием в научной жизни Само название работы носило провоцирующий характер и вызывало (и продолжает вызывать) большой интерес у читателей Людей всегда интересовали политические деятели, свойства их характера и специфика политического поведения Отсюда естественное стремление проникнуть во «внутренний мир» политиков, понять особенности становления их личности, объяснить побудительные мотивы действий Каждый человек — загадка, политик, особенно выдающийся политический деятель, — загадка вдвойне Политика — особая сфера деятельности, она требует от действующих в ней лиц соответствующих способностей Политикам, хотя и в разной степени, присущи честолюбие, жажда власти, стремление быть на виду, умение навязывать окружающим свои взгляды и волю, проницательность Вместе с тем в политике нередки проявления цинизма, аморализма и т п
Работа Г Лассуэлла написана в психоаналитическом ключе Он стремился выявить бессознательные побуждения и мотивы политической деятельности личности Чтобы изучить человека, надо не просто исследовать отдельные факты его биографии и черты характера, необходимо понять его «жизненный план», «стратегию жизни» Отдельные поступки человека, черты характера, всякого рода невротические отклонения — все это трансформации единого внутреннего «ядра» личности
Была ли подготовлена публика в 1930 г к восприятию психоаналитического труда, акцентировавшего внимание при изучении личности на интимных сторонах человеческой жизни 1 ? К тому времени психоанализ уже получил в США довольно широкое распространение И тем не менее некоторые рассуждения автора в «Психопатологии и политике» казались неожиданными, шокирующими и даже не очень нужными. Между тем интерес к потайной, обычно не предающейся огласке жизни человека имел прямое отношение к объективному изучению взаимоотношений личности и общества, к исследованию связей между психическими процессами и политической деятельностью людей.
Г.Лассуэлл так оценивал роль психоанализа в исследовании политических феноменов: «Психоанализ — всеобъемлющая теория развития человеческой личности и охватывает как «больных», так и «здоровых». Психоанализ — это и выдающийся метод наблюдения, в котором соединяются «свободные ассоциации» и «толкование». С помощью этих средств психоанализ способен раскрыть направленность и силу «бессознательных» факторов и расположить критические ситуации, в которых они формируются, по линии развития индивидуума. Психоанализ внес в политическую науку, как и во все науки о человеке, метод исследования бессознательного основания личности и ситуаций».
Г.Лассуэлл четко сформулировал основные достижения психоанализа, созданного З.Фрейдом и получившего дальнейшее развитие в трудах других известных психоаналитиков — А.Адлера, К.Г.Юнга, Ш.Ференци и др.* Он показал, что для успешного исследования политического поведения необходимо выделять наиболее значимые этапы становления человека, раскрыть их роль в формировании его характера и побудительных мотивов последующей деятельности. Большое внимание было уделено описанию метода свободных ассоциаций, который позволяет понять и, если надо, преодолеть рационализацию — сознательное оправдание людьми своего поведения.
Одно из центральных мест в работе «Психопатология и политика» занимает концепция политического человека ( homo poli — ticus ). Формула, раскрывающая это понятие, учитывает три критерия’ частные мотивы человека в том виде, как они сложились еще в раннем возрасте и в семье; перемещение частных мотивов от семейных объектов к общественным; рационализация переноса в терминах общественных интересов. Позднее, в работе «Власть и личность» (1948) и других трудах Г.Лассуэлл внес уточнения в развиваемую им последовательность. Он обосновал положение, что политические личности чаще всего стремятся компенсировать возникающие в раннем детстве бессознательное чувство неполноценности, низкую самооценку. Детство только на первый взгляд кажется безоблачным. Властолюбивые устремления, считал Г.Лассуэлл, рационализируются политической личностью, но очень часто эта погоня за властью — лишь одна из распространенных попыток человека убежать от самого себя.
Политики, как и все люди, отличаются друг от друга, среди них нет единого психологического типа. Г.Лассуэлл выделяет три типа политических лидеров: это агитаторы, администраторы и теоретики Агитаторы стремятся к власти, используя свое красноречие или способности письменного обращения к большим аудиториям, администраторы мастерски координируют политические действия, а теоретики дают идеологические обоснования и оправдания политических действий. Но возможны и «комбинированные» типы политиков, одинаково успешно проявляющих себя в каждой из сфер политической деятельности.
Психоаналитический подход в исследовании различных политических феноменов получил дальнейшее развитие в других произведениях Г.Д.Лассуэлла. Сейчас мало кто отрицает важность проведения психологических и психоаналитических исследований политического лидерства Психоанализ вошел в арсенал широко распространенных методов исследования политических феноменов и играет немаловажную роль в изучении проблем личности в политике
- Подробнее см Самсоноеа Т.Н. К истории становления политического психоанализа // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология 2001 № 2.
Переиздание опубликованной в 1930 г классической работы Гарольда Дуайта Лассуэлла «Психопатология и политика» является знаменательным событием интеллектуальной жизни Подобно многим другим значительным произведениям в области обществознания, подготовленным в 1920-1930-е гг в стенах Чикагского университета, эта работа намного опередила свое время Сама жизнь в двух отношениях подводила к написанию «Психопатологии и политики» Во-первых, начиная с 1930 г, многие последующие годы были насыщены политическими событиями и явлениями, которые невозможно полноценно изучить, не следуя примеру Лассуэлла по использованию современной клинической психологии Примеры варьируют от движения немецкого национал-социализма, который вряд ли проявился в то время, когда Лассуэлл писал свою работу, до вынужденной отставки в 1974 г такой таинственной, подверженной эмоциям личности, как президент Ричард М Никсон Циркулировавшие в последний период пребывания Никсона у власти распространенные сравнения Белого дома с бункером Гитлера и проводившиеся параллели между саморазрушительной природой обоих лидеров и отсутствием контактов с реальной действительностью были полемическим упрощением Но эти сравнения не были абсолютно беспочвенными Во-вторых, как ученые, так и не слишком профессионально подготовленные политические обозреватели все больше внимали призыву Лассуэлла к изучению и анализу общественного значения «внутреннего» мира политических деятелей.
- Читателям, знакомым только с изданием 1960 г ( Viking Press ), не известно (кроме заключений из текстуальных ссылок на них), что в оригинале эта книга содержала библиографическое и методологическое приложения, которые включены в данное издание Читатели, знакомые только с первой публикацией 1930 г и с изданием 1950 г, найдут в этом варианте «Послесловие», написанное Лассуэллом для издания 1960 г
Для обсуждения вопроса о том, как политическая наука встраивается в более широкую модель новаторства в области обществознания, предпринятого в этот период в Чикагском университете, см написанную Барри Д Карлом биографию Чарльза Э Мерриама — интеллектуального наставника Лассуэлла и многих других политологов Чикагского университета, которые работали на возглавляемом Мерриамом факультете Charles E Merriam and the Study of Politics ( Chicago University of Chicago Press , 1974)
Чтобы стать классикой, книга не только должна быть новаторской в своей области, но и продолжать оказывать влияние Уже само название «Психопатология и политика» привлекало внимание читателей и вызывало непосредственный отклик в восприятии, по крайней мере, некоторых элементов политического поведения, а именно, явлений, рассмотренных выше, которые кажутся непонятными, если принимать во внимание лишь окружающий их контекст и рассматривать политическую психологию как рациональное действие Используя широко известную классификацию книг, предложенную сэром Фрэнсисом Бэконом, эта книга попадает в третий и высший разряд изданий «немногих, которые надо прожевать и переварить» Даже тех читателей, которые обычно рассматривают книгу как нечто, что следует просто «попробовать» или быстро проглотить, также вдохновят яркая манера изложения и многочисленные смелые, убедительные размышления Лассуэлла о политике и психике Например
«Политическая наука без биографии есть форма набивания чучел
Политический человек переносит личные мотивы на общественные объекты, рационализируя первые с точки зрения общественного интереса
Политические движения черпают свою жизнеспособное гь за счет перемещения частных эмоций на общественные объекты
Политические кризисы осложняются сопутствующим им усилением Первозданных порывов
Политические символы призваны, прежде всего, выполнять роль ми- Шеней для перемещенных эмоций в силу неопределенности их использования, в соответствии с индивидуальным опытом и в силу их широкого рас- ^Пространения
Политические методы принуждения, увещевания и обсуждения предполагают, что роль политики заключается в разрешении конфликтов, когда йи происходят Идеал превентивной политики состоит в преодолении кон- ШКта путем снижения уровня напряженности в обществе с помощью Ьфекшвных методов, к которым, в первую очередь, относится обсужде- ie ».
Безусловно, набор привлекательных цитат автоматически не придает книге непреходящую ценность Но если следовать бэко- новской идее медленного усвоения, то вся значимость этой книги как целостного, глубоко проникающего, оригинального исследования становится особенно очевидной Такому прочтению «Психопатологии и политики» будет очень способствовать понимание основных характеристик, которые Лассуэлл ввел в оборот в довольно прерывистой манере — так, что торопливый читатель может пропустить их, сконцентрировавшись вместо них на том, что может быть всего лишь пророческим утверждением или схематическим исследованием клинического случая, которое опирается на психосексуальные начала политической ориентации и поведения Читатель обнаружит, что, несмотря на свое название, книга, в действительности, лишь отчасти посвящена поведению «душевно неуравновешенных людей» В силу причин, о которых я кратко скажу ниже, клинические материалы скорее изложены как с целью ознакомить читателя с психодинамической концепцией личности, так и обеспечить его поучительным, но иллюстративным объектом возможного исследовательского изучения Очень важно также понять, что в основе этой книги — гипотетическое аналитическое изложение, умышленно доведенное до крайностей В последних главах Лассуэлл откровенно признается» эмпирическое зерно формулировок и иллюстративные примеры, данные в предыдущих главах, незначительны, однако и концептуальные средства, и исследовательские процедуры движения от гипотезы к надежному эмпирическому знанию доступны В этом заключается суть предупреждения Лассуэлла, содержащегося в последнем параграфе его введения «Первая часть книги излагается в довольно догматической манере», которая «призвана затемнять в высшей степени неудовлетворительную природу» клинической психологии того времени «Последние главы ( XI и XII ) посвящены критическому и конструктивному обсуждению этих вопросов и призваны в полной мере раскрыть временный, хотя, по сути, и важный характер всего исследования»
Указывая на подразделы книги, Лассуэлл предлагает более подробное вычленение основных проблем в последнем параграфе главы I Первые три главы, так же, как части главы V , «представляют собой изложение психопатологических положений в историческом развитии» В главе IV Лассуэлл рассматривает «существующий критерий» выделения «политических типов» Первая часть этого исследования позволяет провести существенное различие между общепринятым и специальным пониманием термина politics , которое Лассуэлл постоянно использует в своих работах Это определение ускользает от некоторых его читателей, приводя к последующей путанице относительно таких распространенных, употребляемых Лассуэллом терминов, как politics и political man На заключительных страницах главы V Лассуэлл резюмирует свои замечания относительно психологической типологии В соответствии с разработанной классификацией Лассуэлл предлагает «избранный материал по жизнеописанию» (главы с VI по IX ), обсуждает «значение исследования личности для общей политической теории» (глава X и части главы XIII ) и «критикует существующие методы исследования» (упомянутые выше «недогматические» главы XI и XII )
Прослеживая главу за главой, наряду с некоторым обращением к последующим работам Лассуэлла, а также к работам тех, кто опирался на разграничения и утверждения, сделанные Лассуэллом в 1930 г., разрешите мне кратко охарактеризовать некоторые аналитические использования, переходы и взаимосвязи, которые отличают эту книгу и показывают, почему она остается важным ориентиром в исследовании личности и политики.
В главах I и И Лассуэлл объясняет, почему первый термин в названии его книги не ограничивается его обращением к психопатологическим политическим участникам, а скорее означает методологию исследования как нормального, так и анормального использования того, что можно назвать анализом крайнего случая. Он доказывает, что примеры симптоматологии, которые ведут к психиатрическому лечению, включают в себя проявления в явно преувеличенных и, следовательно, более отчетливо наблюдаемых формах тенденций развития личности, которые широко распространены среди здорового населения Симптомы самозащиты личности и структуры характера нормальных людей приглушены и Ютому не столь явные по сравнению с резко очерченными психологическими портретами, созданными с помощью «клинической карикатуры» явной патологии. Каждый может использовать данные контрольной группы «нормальных» людей, которые были вовлечены в политику и подвергались психотерапии с дидактической целью в соответствии с их собственной профессиональной подготовкой или из познавательного интереса, распространяя таким образом свои выводы на все население
Лассуэлл также утверждает, что психиатрические архивы представляют собой доступные богатейшие современные источники всеохватывающих историй жизни и психодинамических данных людей. Эти записи содержат многочисленные наблюдения различных диагностиков, имевших доступ к клиническим материалам, а также другие наблюдения, связанные с поведением пациента до и в ходе лечения. Более того, психиатрические архивы содержат в высшей степени личные данные, относящиеся к психологическому функционированию, что обычно находится вне поля зрения традиционных биографов. Кроме того, медицинская процедура предъявляет определенные требования к клиницисту — требования, которые делают его наблюдения и методы концептуализации особенно ценными для политолога Клиницист должен рассматривать своего пациента в целостности, анализируя, каким образом соотносятся в функционирующих индивидуумах черты личности, которые академические психологи часто изучают изолированно. Клиницист должен постоянно принимать решения, основанные на предположениях, например, решения о госпитализации или выписке пациента или о том, какой вид терапии провести. Так, клинические методы, независимо от их методологического несовершенства, подходят, видимо, для дисциплины, представители которой пытаются объяснить и предсказать поведение людей в реальных ситуациях, а именно, в различных сферах политики.
Главы II и III содержат упрощенные выводы из работ Фрейда и других клиницистов, чьи интересы простирались в других направлениях, в отличие от Фрейда Хотя Лассуэлл часто отмечает, что не верит глубоко в какую-либо теорию личности, он в то же время подчеркивает две новации Фрейда — определенные ключевые аспекты психоаналитической теории умственной деятельности и вид психоаналитической клинической процедуры, которые, по его мнению, являются фундаментальными новациями в исследовании человечества.
Интересующие Лассуэлла аспекты умственной деятельности, рассматриваемые психоанализом, основаны на утверждении, что существенная, хотя и изменчивая, часть воспоминаний человека обременена (обычно в начале жизни) не воспринимаемыми чувствами побочными значениями Поэтому эти значения, чувства и импульсы оторваны от сознательного восприятия за счет психодинамической энергии, подобно тому, как мускул под влиянием сильного напряжения испытывает спазм и сильно сжимается с целью самосохранения. Но подобно тому, как мускульные спазмы имеют побочные эффекты, такие, как боль или физические дисфункции, то же происходит и с подавлением чувств Подавленные мысли, оставаясь неосознанными, поглощают физическую энергию. Поскольку они подавляются, неосознанные импульсы продолжают сохранять свою динамическую нагрузку и ищут выход. Отвергая непосредственное выражение, они получают косвенное выражение в широком спектре явлений, включая клинические симптомы, ошибочные действия (такие, как обхмолвки и случайности), мечты и, что особенно важно с точки зрения политического анализа, рационализации Рационализации являются осознанными мотивами поведения людей, которые неведомы им (помимо кратких мгновений или после психотерапии либо других сознательно осуществляемых действий), что является скорее выходом неосознанных потребностей, чем результатом мотивов, осознанно вос- I принимаемых человеком. Лассуэлл иллюстрирует рационализацию И предваряет обсуждение свободной ассоциации как противоядие JL от рационализации, иллюстрируя это (с. 20) на примере исследо- |вавшегося субъекта, который, подчиняясь гипнотическому указа- Цнию, придумывает ложную причину (обоснование) действия, ко-Горое он только что совершил, а затем постепенно осознает, что у того действия совершенно другие, неосознанные причины
Когда «возвращение подавляемой» мысли происходит ус- №шно в результате психотерапии, а не в результате одного из мно- )численных, замаскированных выходов, описанных ранее, обыч- это является результатом клинической процедуры, которую ;суэлл рассматривает как вторую важную новацию Фрейда, а именно, метод свободных ассоциаций Лассуэлл считает этот опыт настолько важным, что призывает к его глубокому изучению, особенно людьми, находящимися на ответственных постах и способными свести на нет распространение иррационального «осуществления» социального и политического поведения
Психоаналитики продолжают полагаться на одобряющих их пациентов, чтобы научиться использовать свободные ассоциации — процедуру непосредственного движения от мысли к мысли, одновременно описывая словами ход мыслительного процесса, независимо от того, насколько маловероятен порядок возникающих ассоциаций С помощью свободной ассоциации пациент может исследовать предсознательную пограничную линию между осознанными мотивациями и подавленной, неосознанной одержимостью, постепенно восстанавливая исходные подавленные воспоминания и достигая катарсиса, вырываясь из плена своего психологического прошлого
Психодинамический подход и процедура свободной ассоциации являются основными компонентами вклада Фрейда, на которые Лассуэлл опирается в своем исследовании личности и политики В написанном в 1960 г «Послесловии» он разъяснял, что в 1930 г знал не только о различных взглядах психоаналитиков того времени, но и о новациях (подобно психологии личности), которые только намечались Его цель заключалась в том, чтобы привлечь внимание читателей к подходу, а не провозглашать догму Действительно, в главе V , где Лассуэлл суммирует несогласие Юнга и Адлера с Фрейдом, он рассматривает разногласия не как ересь, а как конструктивное дополнение к существующей ортодоксальной психоаналитической теории и в равной степени как необходимость систематического эмпирического исследования, к которому он призывает в главах XI и XII
- Академические психологи скептически относятся к психоаналитической теории и терапии, но литература, посвященная как компонентам психоанализа, так и эмпирической проверке, постепенно увеличивается С того времени, когда писал Лассуэлл, больше внимания в современном психоанализе уделялось медленному усвоению, или адаптации к устоявшимся структурам, чем вспышкам озарения, вызванным свободной ассоциацией как прямым, непосредственным источником ослабления симптома
Как я уже говорил, глава IV «Критерии политических типов» представляет особую важность для читателя, который жаждет полностью понять эту книгу Она четко разделена на две части обсуждение критериев идентификации явлений, которые можно назвать политическими, и обсуждение критериев создания психологических типологий После внимательного изучения первой части станет ясно, почему так много критиков Лассуэлла не воспринимают некоторые его высказывания о природе политической мотивации и политических процессов в целом Лассуэлл вводит (с 42- 45) «функциональное» определение термина «политическое», отличая его от «институционального» (или, как он писал в некоторых своих поздних работах, «общепринятого») определения Каждое определение создает свой критерий определения политиков Так как определение Лассуэлла функционально, а обычно используется институциональное определение, население, к которому обращается Лассуэлл, говоря о «политическом человеке», несравнимо, по крайней мере, с группой делегатов на Американский съезд по выдвижению президента, часть которых, несомненно, принадлежит к описанным Лассуэллом политическим типам, а часть — .нет*
Лассуэлловское определение функциональной политики и портиков не только исключает многих людей, которых в повсе- 1евной жизни можно отнести к политическим или правительственным акторам, но которые в действительности выполняют механические задачи или вовлечены в деятельность, которая носит возрастающий рядовой или статусный характер. Его определение включает также некоторых людей, которых можно иначе охарактеризовать «институционально» из-за их сообщества — это, например, банкиры, юристы или священники Специальный критерий определения действующих в обществе политиков (политических людей) и их подтипов, временно введеный Лассуэллом в «Психопатологии и политике», — участие в защите и расширении «взаимных действий» и в «урегулировании конфликтов» . В своих более поздних работах Лассуэлл подчеркивает использование власти в смысле ответственности или осознания ответственности за принятие таких социальных решений, которые осуществляются с помощью санкций.
- В поздних работах, таких, как «Власть и личность» ( New York Norton & Co , 1948), Лассуэлл утверждал, чго «низкая самооценка» 1Яется возможной причиной потребности во власти Попытка Поля Сни- )Мана, предпринятая в его ценном исследовании «Личность и демокра- |0Ская политика» ( Berkeley University of California Press , 1975), прове- гипотезу Лассуэлла, используя группу делегатов на партийный съезд в 1956 г, является иллюстрацией, не подходящей для сравнения J 1 IM , упомянутой в тексте Снидерману известно специализированное |еиис Лассуэлла, но он утверждает, что в лассуэлловской формулиров- !)0венно высказана гипотеза, что институциональные политики склон- 1ИЗК0Й самооценке Я не нашел в работах Лассуэлла ничего для под- |вН№1 точки зрения Снидермана
Результатом этой кажущейся семантической нечеткости становится аналитическая четкость. Особенно четко научная цель использования такого определения изложена Лассуэллом в первой главе его книги «Власть и личность» (1948). Политики, определяемые как функциональные, могут обладать определенными общими психологическими свойствами, хотя это и надо установить эмпирически. Множество искателей места, временно находящихся на постах, и обладателей синекуры, т. е. те, кого называют политиками в силу их институционального положения, олицетворяют набор социальных ролей, весьма различных для того, чтобы ожидать, что они обладают психологическими свойствами, отличающими их от других групп населения .
- Во многих своих работах Лассуэлл последовательно определял политик>’ функционально, за исключением, когда он четко указывает, что использует инстш> циональное определение. Это относится как к содержанию всей его политической теории, так и к его формулировкам «личное ib и политика» Для более полного ознакомления с библиографией Лассуэлла конца 60-х п. см. сборник статей, посвященных ею творчеств), под ред Арнольда А.Рогоу: Politics , Personality , and Social Science in the Twentieth Ccnlur > ¦ Essays in Honor of Harold D Lassweil ( Chicago University of Chi cago Press , 1969). P 407-46.
Спустя годы Браунинг и Джекоб эмпирически показали, чш в го иремя, как институциональные политики не различались психологически в своей мотивации , функциональные политики различались См ¦ Rufus P.Browning and Herbert Jacob, Power Motivation and the Political Personality // Public Opinion Quarterly 28 (1964j P 75-90, и резульгат следую щей работы Браунинга в . Fred I. Greens tern, Personality and Politics- Problems of Evidence, inference, and Conceptualization, rev. ed (New York’ W W.Norton&Co , 1975). P . 131-33 Для знакомства с другим эмпирическим исследованием, проведенным на основе «Пснхопаюлоши и политики», см. оригинатьный свод наблюдений за пациентами психиатрической клиники: Brent M . Rutherford , Psychopathology . Decision-Makmg, and Political involvement // Journal of Conflict Resolution 10 (1966) P 387-407 Обе статьи перепечатаны с аналитическими введениями в Fred !.Greemtem and Michael her пег , eds., A Source Book for the Study of Personality and Politics (Atlantic Highlands, NJ Humanities Press. 1971). Дополнительная работа , нацеленная на эмпирическую проверю ,’ гипотезы Лассуэлла . включает Fred I. Greenstein, Private Disorder and the Public Order. A Proposal for Collaboration between Psychoanalysts and Political Scientists // Psychoanalytic Quarterly 37 (1968) P 26l -81, переизданный в F.Greenstein and M.I.erner, A Source Book and Larry R Baas and Steven R.Brown, Generating Rules for Intensive Anal) sis 1 The Study of Transformations //Psychiatry 36 (1973) P 172- 83 Для изучения современного состояния дискуссии по типологизации , предложенной в « Психопатологии и политике », см . A F.Davies, Politics as Work ( Melbourne . Melbourne Politics Monograph, 1973)
На известных заключительных страницах главы V «Психопатологии и политики 1 » Лассуэлл описывает родовой политический тип — политического человека, переносящего опыт личной жизни, ведущий к подавлению внутренних импульсов, которые затем смещаются на общественную сцену и рационализируются на основе его концепции общественного интереса Часто цитировавшееся его определение этого процесса p > d > r = р — буквы, означающие « private » («частное»), « displacement » («смещение»), « rationalisa tion » («рационализация») и « political man » («политический человек»), и скобки, означающие изменение. Этот пассаж лучше понять как продолжение второй части главы IV , где Лассуэлл излагает трехступенчатый процесс формирования типов. На первой ступени определяются «внутренние» выявленные характеристики (например, «политический человек» определяется в силу его стремления к обладанию властью) На второй ступени определяются соотносимые с этой основной характеристикой человека понятия во взрослом его состоянии. Наконец, на третьей ступени изучается история жизни, начиная с детства и до зрелости, раскрываются обстоятельства, которые формируют психологический характер личности; они образуют «эволюционные очертания».
В этой части главы IV Лассуэлл выделяет также классы людей в рамках основной категории политического человека, т. е. агитаторов, которые стремятся к власти с помощью ораторского искусства или своих трудов, предназначенных для больших масс людей; администраторов, которые координируют политическую деятельность; и теоретиков, которые разрабатывают теоретические обоснования и оправдания политики. Люди могут олицетворять собой чистые варианты одного из типов или смесь типологических качеств; в каждом случае в каждом подтипе политического человека содержится внутренняя определяющая характеристика, и он открыт для исследования в типичных для него соотношениях («корреляционная» классификация Лассуэлла) и в предшествующей жизни (развивающийся краткий биографический очерк)
В работе «Власть и личность» (1948) и в последующих трудах Лассуэлл выдвинул эволюционную и корреляционную гипотезы относительно определяющих детерминант последовательности р> d > r >= Р. Он утверждал, что политические люди являются обычно людьми, стремящимися к компенсации в силу подсознательного чувства ущемленного собственного достоинства, порожденного прошлым опытом, где награды и санкции перемешаны таким образом, что хотя человек и не утратил в результате этих санкций эмоциональность, он остался в состоянии неуверенности и проявляет ее в стремлении получить власть, что ведет его к оправданию своих властных устремлений, обосновывая их усилиями приумножить общественное благосостояние. В этой работе Лассуэлл пошел дальше в формулировке идеи, которая кратко изложена
Для дальнейшего обсуждения классификация политических типов см. работу Лассуэлла « A Note on ‘ Types ‘ of Political Personality . Nuclear, Co-Relational, Developmental» // Journal of Social Issues 24 (July, 1968). P 83-91, переизданную с пояснительным введением в F.Greenstien and M.Lerner, A Source Book и последних двух параграфах главы VIII «Психопатологии и поли- 1ики». концепция структуры характера, в котором потребности во нласти подчинены полному спектру целей и в котором есть готовность поделиться властью, т. е. демократический характер.
В конкретных исследованиях личностей агитаторов, админи- с граторов и теоретиков (случаи А, В, С. D etc .) в главах с V по IX цПсихопатологии и политики», в действительности, не выявлено демократических характеров. И, по моему мнению, Лассуэлл никогда не проводил исследование или биографическое описание человека, которого он считал соответствующим этому понятию. Тем не менее, в поздних работах, прежде всего, в большом исследовании на эту тему он анализировал качества и гипотетические биографические очерки таких людей . Он, однако, замечал, что даже в группе институциональных политических лидеров, для которых власть представляет скорее внутреннюю, чем инструментальную ценность, вынужденное стремление к власти должно иметь весьма умеренную, а не чрезмерно высокую психическую ценность. Иначе может возникнуть тип человека, который просто не в состоянии > чествовать в согласованных действиях, необходимых для достижения и сохранения высоких позиций, по крайней мере, в сложных индустриальных обществах’.
В главе X «Психопатологии и политики» обсуждение индивидуальной и типологической политической психологии доходит до широкого изложения обширной соци©политической теории, содержащей как предписывающие, так и описательные компоненты.
- 1 Lasswetl Harold I). The Democratic Character//The Political Writings ofHaroldD.Lasswell(Glencoe.Ill: The Free Press, 1951) P 465-524.
Lasswelt Harold D. The Selective Effect of Personality on Political Par ticipation, in Richard Christie and Maria Jahoda, eds.. Studies m the Scope and Method of «The Authoritarian Personality» (Glencoe, III ¦ The Free Press, 1954) P 224. В этом эссе Лассуэлл вновь поясняем что ищет стечение об стоятельств, при котором демократические характеры возглавляю i инсти- 1)ционалыю определяемый политический процесс. Так, выражаясь в функциональных терминах- лидеры не могли бы оставаться политически ми людьми Как он формулирует (р 210) эту мысль, ссылаясь ыа стремле ние детей доминировать над своим окружением, «все люди рождаются по литиками, и некоторые не выходят из этого состояния» г
Данную Лассуэллом в главе X формулировку можно с успехом рассматривать как: анализ применения к политическим системам ситуации, при которой значительная часть институциональных политических лидеров и их последователей склонна вытеснять неосознанный аффект и обосновывать вытесненный аффект на основе общественного интереса При таком состоянии дел следует, чго нормальные процессы политического обмена могут чаще перерастать в разрушительный конфликт, чем переходить в процессы разрешения конфликтов и целостного решения социальной проблемы Погигическая арена — наиболее подходящее место для смещения личной психической травмы, поскольку и наблюдаемость пубшчного политического дискурса и конфликта, и символы, используемые в политическом конфликте, смутны и поэтомл подобно другим неопределенным стимулам, таким, как чернильные кляксы, используемые в проективных тестах, с успехом служат объектами, на которые смещается неосознанный аффект Лассуэлл заключает, что в той же степени, в какой осуществляется такая психодинамическая политика рационализации, обычные процессы соперничества, связанные с демократическим дискурсом и конфликтом, могут, вероятно, вьивать результат, прямо противоположный ожидаемом> Для решения общих проблем больше необходима не политика разрешения конфликта, а своего рода коллективная психотерапия путем всеохватывающего исследования условий жизни людей Высококвалифицированные специалисты по управлению ( policy scientists ), чьи междисциплинарная подготовка и психоаналитическое самопознание дают им возможность скорее объяснять, а не рационатизировать, необходимы в качестве советников к которым могут обратиться граждане за советом в вопросах политики С таким внутренним пониманием граждане смогут преодолеть конфликты осознав их основные составляющие Вполне очевидна была бы параллель между этим методом решения проблемы на политическом уровне общества и методикой свободных. ассоциаций, используемой людьми для решения своих личных ипемм.
Таким образом, постоянное подчеркивание Лаесушчоч важности подхода « poke > science » к политическому исследованию является предгш- сьшающич в гой же мере как и описывающим 18
Видимо, по аналогии с шатоновским фитософом-правителем 1 (ассу элл создает образ очень компетентного, междисциплинарно- ю обществоведа-ученого — советника в вопросах политики Но Чассуэлл явно предостерегает от технократии, управляемой такими социальными терапевтами Он, скорее, предвидит такое же отношение на социальном уровне, как то, что происходит, в принципе, в психоаналитическом отношении между пациентом и терапевтом Терапевт не доминирует над пациентом, но является орудием для достижения пациентом самовыражения
В павах XI и XII , где Ласс\элл переходит от > к критическому и конструктивному обсуждению, он у поминает недоказанный и часто автоматически самоутверждающийся статус предположений, взятых из различных школ психодинамической психологии и психотерапии того времени Далее он выдвигает исследовательскую процедура проверки и классификации связанных изменений, происходящих в ходе психоаналитической терапии (В «Приложении В» дается набросок интервью, который може! быть использован в ходе такого исследования) В работах опубликованных позднее в ls )30-\ it , Лассуэлл указывая на исследование которое он провел, например, следуя этой схеме, графические данные были соотнесены с содержанием психиатрического интервью 1 Как он объясняет в сноске 19 в эссе «Размышлениям (« Afiei — thoughts ») в 1960 г он накопил массу таких данных, но записи были случайно уничтожены а в последующие годы другие интересы и обязательства не позволяли ему вернуться к исследовательской попытке, рекомендованной в двух последних i 1авах книги
- 1 Сч , например lasswel! Harold D Certain Prognostic Chdn? оыния психоаналитика («Я всегда анали->ирова i одного или др\х политиков на протяжении их профессиональной жюни») См также ею интервью с поли гол огами Дэвидом Кемпом и Грэхемом Литглом в л Melbourne Journal of Poli tics ». 4 (1971) P 41-54.
Заключительная глава «Государство как: многообразие событий» содержит окончательную лассуэлловскую редакцию макротеории, в которой формулируется эмпирическая теория и даются концептуальные пояснения, основанные на различных периодических проявлениях, касающихся соотношения индивидуального поведения и социального процесса. В виде заключения он излагает краткое резюме всей книги.
Вышесказанное предлагается как путеводитель, хотя и чересчур сконцентрированный, призванный подстегнуть читателей постичь суть теории Лассуэлла, носящей провоцирующий характер. Почему внимательное чтение этой книги и действия по ее применению важнее теперь, чем в 1930 г., сказано в последнем абзаце «Размышлений», написанных, когда уже пятнадцать лет существовала атомная эра. «По мере того, как усиливаются разногласия» между ценой «самообладания» человека и ценой его «обладания природой», само существование рода человеческого становится все более проблематичным «Мы можем жить, убивать и умирать . или мы можем жить и растить, и творить». Нет причины быть уверенным, что вторая альтернатива возобладает. Однако Лассуэлл своими идеями непоколебимо утверждал, что только путем глубокого социального знания, включающего в себя познание личности и политики, человечество может выжить, только так можно достичь «всемирного благосостояния человеческого достоинства».
Введение
Понимания политической жизни следует добиваться путем раздельного или интенсивного изучения коллективных процессов. В своей работе «Техника пропаганды в мировой войне» я предпринял анализ факторов, смягчающих коллективные отношения, путем изучения символов, к которым склонны миллионы людей, не обращая внимания на порядок, в котором эти символы входят в жизнь какого-либо конкретного человека. В этом введении к «Психопатологии и политике» я также касаюсь факторов, которые влияют на коллективные отношения, но исследовательский метод принципиально иной. Речь уже не идет об изучении символов, которые воздействуют на множество людей, теперь исходным является длительное, тщательное изучение историй характерных личностей. Используются процедуры и данные психопатологии с тем, чтобы они были под рукой, поскольку являются наиболее разработанными и стимулирующими достижениями, полученными к настоящему времени для изучения личности.
Мне доставляет удовольствие еще раз чистосердечно выразить ч> вство благодарности моему бывшему учителю и нынешнему’ руководителю Чарльзу Э.Мерриаму из Чикагского университета, который еще раньше понял важность психопатологии для политической науки, и кто сумел поощрить мои «набеги» в этой области, разумеется, не считая себя обязанным подтверждать мои результаты ни в целом, ни в деталях. С его помощью удалось получить средства для определенной работы с профессором Мэйо ш Гарвардского университета, чье осознание роли психопатологии для понимания социальной жизни приносит плоды в новых и важных исследованиях в специальноеги. Стипендия Исследовательского комитета по общественным наукам (1928-1929) позволила мне продолжить свои исследования за рубежом.
Условия сложились таким образом, что позволили мне вступать в контакты, иногда скоротечные, а иногда длительные, с людьми, которые представляли разные точки зрения в психопатологии. Многие из них благожелательно поделились со мной своими размышлениями и методами, и сейчас я благодарю за щедрость и терпение, с которыми они обращались с пытливым, но б некоторой степени неискушенным исследователем. Никто, знающий очертания границ в современной психологии, глубоко разделенные окопами и следами от снарядов соревнующихся школ, не может представить, что все люди, которых я должен назвать, не расходятся во взглядах, или что они спокойно отнесутся к результатам моих исследований- Называя их имена, я надеюсь тем самым не слишком их «раскрыть».
- Lasswell G.D Propaganda Technique m the World War. New York , 1927.
В список тех, чью помощь я получил, следует включить следующих; д-р Уильям Хиди, Judge Baker Foundation , Бостон, д-р Уильям А.Уайт, руководитель больницы Св. Елизаветы, Вашингтон, округ Колумбия: д-р Росс Чепмэн, руководитель больницы Шеппарда и Еноха Пратта, Таусон, Мэрилэнд; д-р Эл ДБонд, руководитель Пенсильванской государственной больницы, Филадельфия; д-р Мортимер Рейнор, руководитель Бдумингдейлской больницы, Уайт Плейнс, Нью-Йорк; д-р С. Макфай Кемпбелл, руководитель Бостонской психиатрической больницы, Бостон; д- р Гарри Стэк С&тливэн. ранее больница Шеппарда и Еноха Пратта; д-р Н.Д.С.Левис, больница Св. Елизаветы; д-р Сэмуэл В.Хэмилтон, Блумингдейлская больница; д-р Грегори Зилбург, Блумингдейлская больница, д-р Ф.Л.Уэллс, Бостонская психиатрическая больница, д-р Эдуард Хиршманн, Вена; д-р Пауль Фе- дерн, Вена; д-р Альфред Адлер, Вена, д-р Вильгельм Штекель, Вена; д-р Ш.Ференци, Будапешт; д-р Теодор Рейк, Берлин; д-р Франц Александер, Берлин (в настоящее время — Чикагский университет). Мои коллеги, д-р Стюард Б.Сниффен и профессор Леонард Д.Уайт сделали в процессе редактирования рукописи ценные замечания, часть которых я принял.
Разрешение свободно цитировать свои предыдущие публикации было получено от редакторов изданий; « American Political Science Review », « American Journal of Psychiatry -», « Journal of Ab normal and Social Psychology ». « International Journal of Ethics », a также от издательства Чикагского университета и Чикагской Ассоциации исследования ребенка и образования родителей.
Я хотел бы выразить особую благодарность тем, кто не был назван по имени, но чье сотрудничество, заключающееся в пред- южении себя для продолжительного изучения, принесло максимально возможную пользу.
Следовало бы подчеркнуть, что приводившиеся в действи- юльности случаи — только часть того материала, который я проанализировал или который был в моем распоряжении Использовалось столько историй, сколько было необходимо для цели изложения и для создания основы теоретического материала. Предпринимались шаги по преодолению неясности, порожденной чрезмерным использованием «историй маленького Уилли», за счет сокращения их числа и продолжительности.
Первая часть книги выполнена в довольно дидактической манере, и это, без сомнения, вело к прикрытию в высшей степени неудовлетворительного характера материалов и методов современной психопатологии. Последующие главы посвящены критическому и конструктивному обсуждению этих материалов и в полной мере выявляют весьма предварительный и все же потенциально важный характер всего исследования.
Источник