Вопрос. Политика как социальное явление: понятие, функции, виды, свойства, критерии эффективности взаимодействие с экономикой.
Политология.
Понятие:
· Политика— это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;
· Политика — это форма соучастия и взаимодействия властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;
· Политика — это область не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.
· Социальная политика — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.
Функции:
· Рационализаторская функция. Политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или разрешает.
· Управленческая и регулятивная функции. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
· Гуманитарная. Выражается в гарантиях прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
· Функция политической социализации. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.
· Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.
· Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика разрабатывает проекты будущего, определяет социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы.
Виды:
По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:
· Экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;
· Социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;
· Национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;
· Культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;
· Государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;
По уровням:
· Местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);
· Региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);
· Общегосударственная— регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;
· Международная— регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;
· Мировая (глобальный уровень)— регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;
По объему:
· Стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;
· Тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;
По функциям государства (по области распространения):
· Внутренняя политика— регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;
· Внешняя политика— регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене;
Свойства:
· Инклюзивность — способность безграничного проникновения в другие сферы общества или соединения с другими регуляторами человеческих отношений;
· Функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых;
· Функциональность, то есть, способность служить обществу.
· Сущностная легитимность, как деятельности, направленной на благо общества и поэтому обществом поддерживаемое и созданное.
Критерии эффективности социальной политики:
· Социально-демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, миграция, численность семей и т.п.)
· Социально-трудовые (состояние трудовых ресурсов, динамика занятости и безработицы, условия и оценка труда и т.п.)
· Уровень и качество жизни населения (динамика реальных денежных доходов, потребления товаров, денежных сбережений, социальных пособий и т.п.).
· Жилищное обеспечение населения (характеристика жилищного фонда по метражу, благоустройству, принадлежности и потребности в улучшении).
· Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, характеристика причин смертности, инвалидности, медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).
· Народное образование, культура, информационные услуги (динамика количества обучающихся, характеристика инфраструктуры и кадрового потенциала).
· Экономическая и социальная безопасность (затраты на обеспечение экологической безопасности и борьбу с преступностью, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).
· Социально-психологическое самочувствие населения (социальная удовлетворенность, ущемленность, тревожность, конфликтность).
Взаимодействие социальной политики с экономикой:
· Социальная политика государства является одним из элементов его экономической деятельности. Она направлена на регулирование социально-экономических условий жизни общества, на поддержание отношений между различными социальными группами, слоями населения и внутри них, на обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни малообеспеченных членов общества, создания системы социальных гарантий. В основе социальной политики государства лежит принцип субсидиарности, который предполагает, что социальная поддержка должна оказываться, главным образом, тем членам общества, которые действительно в этом нуждаются.
· Социальная политика государства является органическим элементом системы мер государственного регулирования экономики в целом, обеспечивающих нормальное общественное воспроизводство — денежно-кредитной, фискальной, антиинфляционной политики, мер по поддержанию макроравновесия и т.д., обеспечивая функцию перераспределения доходов, осуществляя поддержку социально незащищенных слоев населения и поддерживая социальный мир.
· Современная экономика не может эффективно функционировать, если она не служит прямо или косвенно своему естественному назначению — удовлетворять потребности человека, росту уровня жизни населения и национальному благосостоянию. Социальная ориентация становится абсолютно необходимой при принятии стратегических решений о направлениях развития экономики. Тем самым социальная политика государства органически включается в систему государственного регулирования экономики. В соответствии с изменением общеэкономической ситуации в стране, появлением новых социальных проблем и решение старых цели, объекты и методы социальной политики могут меняться. Конкретные цели, формы и методы реализации социальной политики государства предопределены характером экономической системы страны.
Источник
Политика как социальное явление. Структура и функции политики.
Политика как социальное явление. Структура и функции политики.
Политика — это форма взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, связанная прямо или косвенно с проявлениями власти и деятельностью властвования, которая предполагает управление различными процессами общественной жизни с помощью средств политической власти и политико-властных структур.
Политика связана с организационно-управленческой деятельностью в обществе. Т.е. ее содержание связано с управлением делами общества с помощью средств политической власти.
Управление обществом — это целенаправленное воздействие на общественную систему в целом или ее отдельные звенья на основе закономерностей ее развития.
Политическое управление или руководство — это выработка стратегических научно обоснованных решений, затрагивающих интересы общества и больших социальных групп в различных сферах жизни общества.
Субъекты политики делятся на 2 группы: первичные и вторичные. Первичные субъекты политики (социальные субъекты) — это объективно возникающие общности людей со своими объективными интересами (социальные общности (классы и др.), социально-демографические (молодежь, женщины и др.), этническая (нации и др.), территориальные общности, профессиональные группы, возрастные группы и т.д.).
Вторичные субъекты политики (институциональные субъекты) — это созданные для политической деятельности структуры (государство, партии, общественные организации и движения). Она создается первичными субъектами и определяется ими в своих основных параметрах.
Объекты политики — все сферы и стороны жизни общества, воздействие на которые со стороны политики определяется законом (семейные отношения и т.д.).
Структура политики, выделение ее структурных составляющих может осуществляться по разным основаниям. Например, по субъекту: президентская, парламентская, правительственная политика; по способам осуществления: репрессивная и нерепрессивная и т.д. Оптимальным представляется различать структурные составляющие по объектам, т.е. по сферам жизни общества, на которые направлена политика. И в этом случае структура политики включает в себя: экономическую, социальную, национальную политику, политику в сфере управления и властных отношений, политику в духовной сфере.
1) выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;
2) рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
3) распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;
4) управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;
5) интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
6) социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества.
7) Политика — теснейшим образом взаимосвязана с другими сферами и сторонами жизни общества, которые влияют на нее и в свою очередь зависят от нее. Определяющим является влияние на политику со стороны экономики и социальной сферы.
Таким образом, следует отметить, что политика является важной составной частью всей общественной системы, основные параметры которой взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга
Политология как наука. Предмет, методы и функции политики
Политология — наука, которая имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного явления:
1) выявление на макро и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений;
2) определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития,
3) выработка объективных критериев социального измерения политики.
Объектом политологии является политика, политическая сфера жизни общества. Существуют три уровня изучения политики.
1) Политическая теория, изучающая наиболее общие закономерности становления, развития и смены политических систем; понятия и категории.
2) Рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни.
3) Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.
К исследованию политики, однако, имеют отношение не только политология, но и другие области гуманитарного знания: философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая наука и другие науки.
Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.
4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.
5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.
Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.
Методы политологии
1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.
2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.
3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).
4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».
5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.
6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.
7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.
8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).
Полномочия Президента РФ
1. Является главой государства.
2. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
3. Определяет основные направления внутренней политики и внешнеполитический курс страны.
4. Принимает необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.
5. Обеспечивает слаженное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.
6. Представляет интересы Российской Федерации на внешнеполитической арене. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Полномочия Правительства РФ
1. Разрабатывает проект федерального бюджета, обеспечивает его исполнение.
2. Обеспечивает проведение единой государственной политики страны в области науки, образования, социального обеспечения, экологии и т. д.
3. Обеспечивает проведение единой финансовой и денежной политики.
4. Управляет федеральной собственностью.
5. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан РФ.
6. Принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализует внешнюю политику страны.
Судебная власть на федеральном уровне представлена в Российской Федерации Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ.
Идеологический компонент
Политические знания — Знания людей о политике; о политической системе; о различных политических идеологиях; об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе.
Политические ценности — Этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность (например, законность, порядок, стабильность системы; социальная справедливость)
Политические убеждения — Представления людей о том, какой должна быть политическая система (идеологические предпочтения):
· демократия прямая или представительная, основанная на частной собственности;
· тоталитарная система, основанная на идее национального превосходства
Эмоционально-психологический компонент. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания – эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки определяют форму участия человека в политическом процессе.
Политика как социальное явление. Структура и функции политики.
Политика — это форма взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, связанная прямо или косвенно с проявлениями власти и деятельностью властвования, которая предполагает управление различными процессами общественной жизни с помощью средств политической власти и политико-властных структур.
Политика связана с организационно-управленческой деятельностью в обществе. Т.е. ее содержание связано с управлением делами общества с помощью средств политической власти.
Управление обществом — это целенаправленное воздействие на общественную систему в целом или ее отдельные звенья на основе закономерностей ее развития.
Политическое управление или руководство — это выработка стратегических научно обоснованных решений, затрагивающих интересы общества и больших социальных групп в различных сферах жизни общества.
Субъекты политики делятся на 2 группы: первичные и вторичные. Первичные субъекты политики (социальные субъекты) — это объективно возникающие общности людей со своими объективными интересами (социальные общности (классы и др.), социально-демографические (молодежь, женщины и др.), этническая (нации и др.), территориальные общности, профессиональные группы, возрастные группы и т.д.).
Вторичные субъекты политики (институциональные субъекты) — это созданные для политической деятельности структуры (государство, партии, общественные организации и движения). Она создается первичными субъектами и определяется ими в своих основных параметрах.
Объекты политики — все сферы и стороны жизни общества, воздействие на которые со стороны политики определяется законом (семейные отношения и т.д.).
Структура политики, выделение ее структурных составляющих может осуществляться по разным основаниям. Например, по субъекту: президентская, парламентская, правительственная политика; по способам осуществления: репрессивная и нерепрессивная и т.д. Оптимальным представляется различать структурные составляющие по объектам, т.е. по сферам жизни общества, на которые направлена политика. И в этом случае структура политики включает в себя: экономическую, социальную, национальную политику, политику в сфере управления и властных отношений, политику в духовной сфере.
1) выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;
2) рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
3) распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;
4) управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;
5) интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
6) социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества.
7) Политика — теснейшим образом взаимосвязана с другими сферами и сторонами жизни общества, которые влияют на нее и в свою очередь зависят от нее. Определяющим является влияние на политику со стороны экономики и социальной сферы.
Таким образом, следует отметить, что политика является важной составной частью всей общественной системы, основные параметры которой взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга
Источник