Политика как способ коллективного существования человека

Введение в политическую теорию

В учебном пособии отражены основные этапы становления и развития политической теории, излагаются различные теоретико-методологические подходы к политике и политической системе общества, раскрываются наиболее важные концепции власти и властных отношений. Показываются функции государства как института политической системы. Рассматриваются проблемы становления политических партий, партийных систем и другие аспекты политической науки. Для студентов учреждений высшего образования.

Оглавление

  • Предисловие
  • Тема 1. Политическая теория как сфера научного знания
  • Тема 2. Идейные истоки политической науки
  • Тема 3. Методы политических исследований
  • Тема 4. Политика как общественное явление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в политическую теорию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Политика как общественное явление

4.1. Политический уровень общественных отношений

Термин «политика» происходит от греческого слова «polis» (город, государство). В научный оборот его ввел Аристотель, который видел в политике высшее проявление человеческой социальности. Аристотель считал, что человек — животное политическое, т. е. социальное, наделенное разумом. Политика — цивилизованная форма общности, которая служит достижению общего блага и счастливой жизни. Такой формой Аристотель считал античный полис.

Политика возникает на определенном этапе развития общества, когда разлагаются основы первобытного строя, усложняется социальная структура, возникает экономическое неравенство. Если порядок в первобытном племени (распределение пищи и других ресурсов, выполнение обязанностей и т. д.) обеспечивался посредством обычаев, традиций, табу, то по мере накопления благ эти механизмы оказались недостаточными. Появились новые механизмы властных отношений, институт частной собственности. Необходимо было согласовывать интересы различных групп, управлять сложно организованным сообществом. Так появляются государство и право как особые институты для организации управления обществом. Политика в античности понималась как искусство управления полисом (городом, государством), т. е. множеством людей, живущих совместно и имеющих различные интересы.

В массовом сознании политика обычно ассоциируется с управлением каким-либо процессом. Можно говорить о различных видах политики: политике в области образования, занятости населения, здравоохранения, градостроительства, сельского хозяйства и т. д. В любой сфере общественной жизни необходимо ставить цели, определять средства их достижения, соизмерять затраты и результаты, регулировать несовпадающие интересы групп и личностей, обеспечивать целостность общества.

Политика служит удовлетворению не личных, а общезначимых и групповых интересов. Удовлетворение этих интересов невозможно без власти государства. В связи с этим стал формироваться особый слой управляющих, чиновников, которые начали профессионально заниматься регулированием общественных отношений. Таким образом, политика формировалась как особая система связей, система публичной власти, механизм перераспределения ресурсов общества, чтобы сохранять согласие и целостность общества. Благодаря политике общество смогло разрушительные конфликты, борьбу за выживание ввести в правовое, цивилизованное русло, в конкурентную борьбу по правилам. Политика представляет собой гибкий механизм согласования интересов различных социальных групп внутри государства, а также игроков на международной арене (внешняя политика государств).

Итак, сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими. Поэтому важнейшим в политике становится овладение главным институтом в механизме социального господства — государством. М. Вебер определял политику как стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Политика — явление динамическое. Это процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. В политическом процессе определяются цели политики, принимаются решения, происходит мобилизация ресурсов и организация масс для достижения поставленных целей, регулируется политическая деятельность, осуществляются контроль и анализ полученных результатов, определяются новые цели политики.

Таким образом, политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном сообществе.

4.2. Многообразие подходов к определению политики

Политика — одно из многозначных и широко употребляемых слов во всех языках мира. Слово «политика» наполнено многообразными смыслами в зависимости от контекста употребления, от аудитории, личности человека, использующего данное понятие. В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность, например политика фирмы, политика руководителя какой-либо организации, даже политика жены по отношению к мужу. Кто-то в ответ на вопрос о сути политики скажет, что это «грязное дело», кто-то — «искусство возможного», кто-то — «искусство нахождения баланса интересов». Разброс обыденных представлений о политике объясняется сложностью, многогранностью, богатством проявлений политики в социуме. В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из нескольких подходов: социологического, субстанциального и системного.

Группа социологических определений политики основана на характеристике политики через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру. Среди социологических определений можно выделить несколько вариантов:

1) экономические определения политики наиболее ярко представлены в марксизме: политика — концентрированное выражение экономики. Политика как специфическая сфера общественной жизни утрачивает свою самостоятельность;

2) правовые определения политики основаны на понимании политики как производной от права. Яркий пример правового определения политики — теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо). Теория общественного договора трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека. В современной литературе существуют и противоположные трактовки: право — это порождение политики, важнейшее средство ее реализации, создания и закрепления стабильного общественного порядка;

3) нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства — справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла еще в древности. Платон создал модель идеального государства. Аристотель писал, что справедливость имеет место только в политической жизни, политика является высшей формой жизнедеятельности людей;

4) культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей. Качество политики зависит от культурных составляющих — менталитета, ценностных ориентаций, норм, воплощающихся в моделях поведения.

Группа субстанциальных (сущностных) определений ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики. Для этой группы характерны следующие определения:

1) силовые, или директивные <властные),определения, согласно которым политика — это действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование. Сущность власти определяется через механизмы социального господства, как считали Н. Макиавелли, М. Вебер, К. Маркс;

2) институциональные определения основаны на сведении политики к деятельности государства. Политика «материализуется» в таких институтах, как государство, политические партии, общественные организации. Так, В.И. Ленин (1870–1924) утверждал, что политика — это участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности;

Читайте также:  Способы крепления стекол автомобиля

3) конфликтно-консенсусные определения показывают, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей. Социум не монолитен, он имеет сложную структуру М. Дюверже отмечал, что политическая теория колеблется между двумя драматически противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной интерпретацией политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой интерпритацией политика представляет собой попытку осуществить правление порядка и справедливости, обеспечить интеграцию всех граждан в сообщество.

Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р. Дарендорф). С их точки зрения, политика — это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов, борьба за власть, навязывание воли господствующего класса. Консенсусное направление получило обоснование в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии (А. Бентли, Г. Ласки (1818–1883), Р. Даль). Политика — это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;

4) антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика — это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К. Шмидт (1888–1988) рассматривал политику как отношения друзей — врагов.

Группа системных определений рассматривает политику не как застывшее, законченное явление, а как постоянно возобновляющийся процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политическая система включает следующие функции: обеспечение целостности общества; определение стратегических целей общественного развития; выработку механизма по коллективному достижению стратегических целей; распределение и перераспределение ценностей и ресурсов. Политика — это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс. Основные теоретики системного подхода — Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд.

Таким образом, политика — это:

• управление делами государства, определение форм и задач его деятельности;

• регулирование отношений между неоднородными социальными группами, которые возникают на основе различия экономических и политических интересов;

• деятельность больших масс людей (классов) по поводу борьбы за власть, ее завоевание и использование;

• деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти;

• социальная деятельность, осуществляемая большими социальными общностями, организациями и их объединениями, а также отдельными личностями-лидерами, направленная на сохранение или изменение существующего в государственно-организованном обществе (мировом сообществе) порядка распределения власти и собственности.

Политика — это сложное общественное явление. Для анализа политики можно применить три ее измерения.

Формальное измерение политики — это политические институты, деятельность которых закрепляется правовыми нормами и политическими традициями. Это институциональные рамки политической деятельности и поведения людей. Данное измерение политики изучает политическую организацию общества, государство и другие политические институты, организационные и правовые нормы, придающие политике устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержательное измерение политики — это политический курс, который связан с конкретными общественными интересами, ценностными ориентациями, с технологиями принятия политических решений. Содержательное измерение политики связано с деятельностью государства и социальных групп по решению значимых социальных проблем (например, экономическая политика, политика в области образования, здравоохранения и т. д.).

Процессуальное измерение политики отражает конкретные политические процессы, которые имеют волевые, интеллектуальные, социально-психологические формы. Политический процесс зачастую сравнивают с борьбой за власть.

Итак, политику можно рассматривать как сферу общественной жизни; как один из видов социальной активности (политическая деятельность) или как тип социальных отношений; как науку, т. е. политологию; как искусство завоевания власти, ее удержания, искусство нахождения баланса интересов, управления государством и т. д.

Политика — это сфера деятельности и поведения лиц, связанных с властью, организацией, управлением в рамках государственно-организованных сообществ. Именно в сфере политики идут процессы координации действий ради достижения согласованных целей.

Источник

Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I. ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА?

Политология, как следует уже из самого названия, — это наука о политике. Поэтому наличие правильных и ясных представлений о политике — первейшее условие глубокого осознания предмета политологии, ее особенностей и содержания.

§ 1. Понятие политики

Многообразие определений политики

«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело».

Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.

Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Группа социологических трактовок политики. Экономические дефиниции

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.

Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).

Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики. Обычно они гипертрофируют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, и прежде всего более чем 70-летнее существование командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главенствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

Читайте также:  Назовите способы защиты авторских прав

Стратификационные и правовые дефиниции политики

Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефиниции. Они трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп — за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие). Если марксистские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и развитие, и в частности она представлена в плюралистических концепциях демократии, трактующих политику в современном демократическом государстве как соперничество разнообразных заинтересованных групп, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.

В истории политической мысли, в том числе и среди современных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики. Они считают политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики — ее контрактивистские («общественного договора») теории, представленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д.

В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент создания стабильного политического порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности.

В политологии до сих пор остается спорным вопрос «связано ли право лишь исключительно с существованием государства или ему органично присущи некоторые черты (и особенно принцип справедливости), которые вытекают из догосударственного права и предшествуют государственному праву» .

Этические определения

Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. В целом же нормативные понятия политики — важное направление ее социологической трактовки. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью — служение этому общему благу, нормами — конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.

Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древности. Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотношениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. «Справедливость, — писал он, — имеет место только в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве» .

Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпосылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил.

Слабость данного подхода проявляется также в большом расхождении понимания политики как деятельности по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации. Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются политическими. Многие люди совершают общественно полезные, благородные поступки, движимые нравственными или религиозными мотивами.

Несмотря на отмеченные недостатки — нормативный подход, отражая важный аспект политики, имеет полное право на существование. В нем выражается стремление людей, общества окультурить, гуманизировать и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок.

Группа субстанциальных определений политики. Власть как политическая субстанция

Вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики — субстанциальные определения. Они ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики. Самая распространенная из них — это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» .

Некоторые из сторонников «властного» подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использование. Так, один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515 г . характеризовал политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций» .

Институциональные и антропологические трактовки политики

«Властные» определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество. Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций. Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт — государство. Политика предстает в этом случае как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» .

Некоторые из институциональных дефиниций политики отмечают возросшую роль в ней негосударственных институтов и прежде всего партий. Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социалистическом государстве, определял политику как «исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах» .

Если «властные» и институциональные трактовки политики видят ее основу во власти и ее носителях-организациях, то антропологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения, политика — форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека. Обоснование антропологического понимания политики дал еще Аристотель. Он считал, что человек — существо политическое, поскольку он — существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обретение счастья возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония.

Читайте также:  Способ совершения краж криминалистика

Современные антропологические концепции политики разделяют не все идеи Аристотеля, однако, как и он, считают политику органически присущей человеческому роду, укорененной в коллективной природе человека, его индивидуальной свободе, в общественном разделении труда и вытекающем из этого сложном и противоречивом взаимодействии индивидов.

Конфликтно-консенсусные определения

Антропологические трактовки политики значительно обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. «Политическая теория, — пишет известный французский политолог Морис Дюверже, — колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество» .

Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политических субъектов фактора в демократическом государстве, где предотвращение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких основополагающих ценностей, как свобода личности, права человека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства. Как отмечает известный американский политолог С. Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гармонии невозможны политические институты .

Политика как отношения «друзей» — «врагов»

Специфическую интерпретацию и развитие конфликтно-консенсусные трактовки политики получили у видного немецкого политолога Карла Шмитта. Нередко его концепцию политики рассматривают как самостоятельное, оригинальное направление в понимании «политического». Согласно К. Шмитту, политика не имеет собственной основы, субстрата. «»Политическое» способно черпать свою силу из различных областей общественной жизни, из религиозных, экономических, нравственных и других противоречий. Оно характеризует не какую-то собственную, специфическую сферу жизнедеятельности, но только степень интенсивности объединения (ассоциации) или разъединения (диссоциации) людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или культурном смысле), экономическими или другими и в различные времена вызывают различные соединения или разъединения» .

Политическое качество возникает в результате «уплотнения» общественных противоречий, их осознания как отношений «друзей» — «врагов». Враг — это кто-то «чужой», представляющий угрозу данному субъекту или его интересам, друг же — это союзник, помощник в достижении целей.

К. Шмитт придает отношениям «друг» — «враг» конституирующее, создающее политику значение, оставляя в тени объективные основы политической дифференциации людей. На наш взгляд, его концепция хорошо объясняет субъективное переживание политики, ее эмоциональную мотивацию. Однако отношения «друзья» — «враги» — это лишь один из важнейших аспектов политики, далеко не охватывающий всего ее содержания.

Группа научно сконструированных трактовок политики. Деятельностные, телеологические и системные определения

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

Она применяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Как писал патриарх американской социологии Т. Парсонс, политика представляет собой совокупность «способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих целей» .

В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов «вырастают» до общегосударственных.

Телеологические определения политики, как это видно из характеристики, данной Парсонсом, широко используются в рамках системного анализа общества. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Политическая система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных потребностей, важнейшая из которых интеграция общества.

Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Lernfeld Politik: Eine Handreichung zur Aaus- und Weiterbildung. Bonn, 1992. S. 111.

Аристотель. Политика. М., 1865. С. 11. См . также: Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М ., 1983. С. 380.

Вебер М. Избранные произведения/ Пер. с нем. М., 1990. С. 646.

Цит . по : Innenpolitik und politische Theorie. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1976. S. 27.

Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 340.

Цит . по : Innenpolitik und politische Theorie. S. 27.

Duverger M. The Idea of Politics. Indianapolis, 1966. P. 186.

См.: Комоцкая В. Д., Тихомирова Е. Б. Поколение 50-х в американской политологии: С.Ф. Хантингтон//Социально-политические науки. 1991. № 9. С. 59.

Schmitt K. Der Begriff des Politischen. Berlin, 1963. S. 38.

Parsons T. Politics and Social Structure: On the Concept of Political Power. New York, 1969. P. 355.

Источник

Оцените статью
Разные способы