Политическое участие граждан способы

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.7. Участие граждан в политической жизни.

5.7. Участие граждан в политической жизни.

ПЛАН.

  • Политическое участие. Понятие.
  • Факторы, влияющие на политическое участие.
  • Виды политического участия (опосредованное и непосредственное).
  • Формы непосредственного политического участия.
  • Умения, необходимые для политических действий.
  • Дополнительная информация.

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Факторы, влияющие на политическое участие.

  • Определённые свойства гражданина (пол, возраст, образование, профессия, религиозные взгляды, местожительства и т.д.)
  • Личностные характеристики (уровень интеллекта, духовности и т.д.)
  • Политический режим, средства, предоставляемые гражданам для защиты их прав и интересов.
  • Уровень социально-экономического и материального развития общества.
  • Характер политических традиций.
  • Конкретная политическая ситуация.

Виды политического участия.

  • Опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и т.д.)
  • Непосредственное (прямое) – воздействие граждан на власть без посредников, напрямую.

Формы непосредственного политического участия:

  • обращения и письма граждан к власти;
  • встречи с политическими деятелями;
  • участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений;
  • участие граждан в выборах и референдумах;
  • участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т.д.

Умения, необходимые для политических действий.

  • Умение ясно и убедительно излагать свои взгляды другим людям;
  • Умение выслушивать и понимать другие точки зрения;
  • Умение разбираться в сути спора;
  • Умение защищать свои убеждения;
  • Умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать, систематизировать её и верно оценивать;
  • Организаторские умения, способности правильно распределять поручения, проверять их исполнение.

Дополнительная информация.

Формы политического участия по количеству участвующих:

  • индивидуальные
  • групповые
  • массовые

Виды политического участия.

По степени вовлечённости в политический процесс:

  • случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;
  • участие «по совместительству» – человек участву­ет в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;
  • профессиональное участие – человек делает полити­ческую деятельность своей профессией.

По отношению к закону:

  • легальное (выборы, референдумы, демонстрации, митинги)
  • нелегальное (революция, мятеж, терроризм, экстремистские действия)

По масштабу:

  • местное
  • региональное
  • национальное

По мотивам:

  • автономное (решаются местные вопросы)
  • мобилизационное (решаются общенародные вопросы)

По методам деятельности:

  • конвенциональное (согласованное, соответствующее нормам, традициям)
  • неконвенциональное (нарушающее закон)

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Абсентеизм – это и форма пассивного протеста, сознательное байкотирование избирателями выборов

Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

5.7 Участие граждан в политической жизни

Политическое участие — совокупность действий, посредством которых рядовые члены (граждане, группы людей, общественные организации и т.п.) любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности, на политику государства. В демократических странах возможности политического участия шире. В недемократических странах эти возможности часто ограничиваются и подавляются.

Можно выделить формы (уровни) политического участия:

  • реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. Пример — недовольство граждан страны в связи с отказом государства повысить пенсии;
  • деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня, референдумах и т.д. Эта форма политического участия предполагает лишь периодическое проявление активности — в дни выборов;
  • участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др. В данном случае граждане регулярно принимают участие в деятельности политических партий, движений;
  • выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации;
  • профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. Эта форма политического участия касается профессиональных политиков.

Можно выделить основные способы политического участия:

  • митинг — собрание граждан в заранее оговоренном месте с политическими лозунгами, плакатами и т.д.;
  • пикетирование — собрание граждан у зданий органов государственной власти с политическими требованиями. Особо выделяется одиночное пикетирование;
  • шествие — передвижение граждан по заранее определённому маршруту с политическими лозунгами и т.п. В целях обеспечения безопасности о шествиях, митингах, пикетированиях (за исключением одиночных) их организационный комитет должен уведомить местные органы власти;
  • обращение граждан в органы государственной власти. На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение 30 дней;
  • участие в голосовании. Это прямой способ политического участия, при котором жители непосредственно определяют судьбу своей страны. 1

В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных и государственных дел. Крайней формой политической пассивности выступает абсентеизм — проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс. 2

Читайте также:  100 способов завязывать платок

Источник

Политический процесс. Политическое участие

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 политика

Политический процесс – это…

… деятельность социальных групп, организаций или отдельных лиц, направленная на достижение политических целей.

Политический процесс проходит в четыре основные стадии:

  1. Формулирование проблемы, то есть представление интересов или выдвижение требований властным структурам.
  2. Принятие политического решение или формирование порядка действий для достижения цели или решения сформулированной проблемы.
  3. Реализация политического решения, то есть действия в соответствии с принятым ранее порядком действий.
  4. Получение результатов политической деятельности и их оценка (может быть как положительной – когда цель достигнута, так и отрицательной – когда цель не достигнута).

Политические процессы подразделяются на несколько типов:

По объекту политического воздействия выделяют:

  • Внутриполитические процессы, когда действия политических сил направлено на изменение политической ситуации внутри страны.
  • Внешнеполитические процессы, когда действия политических сил одной страны направлены на изменение политической ситуации в международных отношениях или в другой стране.

Политические процессы влияют на ход исторического развития, и характер этого влияния может быть разным. В зависимости от типа влияния выделяют:

  • Эволюционный политический процесс, при котором… — проблемы решаются постепенно, по мере их появления; — механизмы принятия решений четко сформированы, устойчивы; — элита и электорат действуют совместно; — власть легитимна; — в обществе господствуют единые социокультурные ценности; — присутствует легальная политическая оппозиция; — наличие развитого гражданского общества, самоуправление и самоорганизации гражданами политической жизни страны.
  • Революционный политический процесс, при котором…

— происходит быстрое, качественное изменение власти (пример – революция 1917 года, когда власть царя заменилась властью временного правительства, а затем — коммунистов);

— при смене власти могут быть использованы и мирные, и насильственные средства; — предпочтения электората уступают место стихийным, массовым политическим движениям; — ответственность политических лидеров многократно возрастает;

— появляется конфликт между старой и новой элитами.

Политическое участие – это…

… участие членов общества/государства в политическом процессе, способность граждан влиять на принятие политических решений в государстве, выборность представителей институтов власти.

Существуют разные формы участия граждан в политической деятельности страны:

  1. Представительное или опосредованное участие предполагает, что воздействие широких масс на политику осуществляется через выборных представителей. Например, выбирая президента – представителя страны на международной арене, граждане государства опосредованно участвуют в политической деятельности.
  2. Прямое или непосредственное участие предполагает, что воздействие на политику осуществляется без посредников. Например, принимая участие в референдуме, посвященном изменению Конституции, граждане непосредственно влияют на формирование законодательства своего государства.

Способы политического участия:

Таблица. Формы политического участия

  • Активная реакция на действия органов власти (в XXI веке с появлением интернета и развитием СМИ эта форма становится все более действенной).
  • Участие в деятельности политических партий и движений.
  • Участие в пикировках, митингах и других массовых политических акциях.
  • Письменные обращения к власти и личные встречи с руководством страны.
  • Участие в выборах представителей властных структур.
  • Политическое лидерство.

Для того, чтобы политическое участие индивида не было хаотичным, ему важно определить свою позицию в социально-политическом пространстве и грамотно оценивать собственные качества и возможности как субъекта политического процесса.

Не все граждане страны принимают активное участие в ее политической деятельности. Существует и форма деятельности, противоположная политическому участию:

Абсентеизм – форма аполитичности, при которой граждане страны уклоняются от совершения любых политических действий (участия в выборах и референдумах), пассивная форма политического протеста.

Начнем с определения; помним, что писать его само не нужно. Далее логично упомянуть формы политического участия – этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия. Теперь можно сказать о типах классификации политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне…

Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.

Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить еще один пункт – политический абсентеизм (противоположность политического участия).

Возможный «трехбалльный» план выглядит таким образом:

1) Понятие политического участия.

2) Формы политического участия:

  • участие в выборах;
  • голосование на референдумах;
  • участие в деятельности местного самоуправления;
  • членство в политических партиях.

3) Участие граждан в деятельности местного самоуправления:

  • участие в выборах в органы местного самоуправления;
  • участие в публичных слушаниях;
  • обращение в органы местного самоуправления.

4) Важность политического участия граждан.

5) Политический абсентеизм.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Для начала нужно вспомнить определение политической партии. Это организованная группа единомышленников, которые стремятся достичь каких-либо политических целей и представляет интересы граждан в органах власти и местного самоуправления. Можно написать и по-другому, например: организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Возможны и другие варианты – главное, чтобы было указано, что партия имеет направленность на непосредственное участие во власти и распоряжение ей (иначе это не партия, а группа давления), поддержка какой-либо части населения, а также – общая идеология (которая составляет программу партии).

Критериев выделения типа партии есть достаточно много. Давайте составим несколько предложений, каждое из которых удовлетворяет условию задания. В ответе можно написать не один критерий, а несколько.

  • Критерием выделения типов партии является идеологическая ориентация. (По этому критерию партии бывают консервативные, либеральные, коммунистические)
  • Критерием выделения типов партии является отношение к социальным преобразованиям. (Радикальные и реформистские, прогрессивные и реакционные)
  • Критерием выделения типов партии является их отношение к власти. (Правящие и оппозиционные партии)
  • Критерием выделения типов партии является организационное строение. (Массовые и кадровые)
Читайте также:  Способ приготовление запеченная курица

Теперь нам нужно написать о кадровых партиях. Мы знаем, что в них, в отличии от массовых, участвуют профессиональные политики – такие партии немногочисленны и активно ведут свою деятельность только во время проведения избирательных кампаний. В них отсутствует фиксированное членство; цель их деятельности – победа выдвинутого ими кандидата на выборах (а не захват власти, как у массовых партий). Источником их существования являются не членские взносы, а средства спонсоров.

Давайте составим варианты предложений.

  1. Кадровые партии обычно немногочисленны и существуют за счет спонсорских средств, а, поскольку их целью является победа выдвигаемого ими кандидата на выборах, они активизируют свою деятельность в период проведения избирательной кампании.
  2. Кадровые партии, как правило, немногочисленны по составу, в них участвуют в основном профессиональные политики, а фиксированное членство в таких партиях отсутствует.
  3. Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.

Один из возможных вариантов ответа выглядит так:

Политическая партия — организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Критериями выделения типов партии могут быть: их отношение к власти, их идеологическая направленность, их организационное строение. Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

На первый вопрос ответ дать совсем несложно – он дан в самом начале текста: социально-экономические изменения … сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Получается: становление институтов гражданского общества относится к трансформации гражданского самосознания, что следует из определения гражданского общества: системы общественных институтов, отношений, которые являются самостоятельными и не зависят от государства, занимаются созданием условий для реализации потребностей людей. То есть люди сами создают эти общественные организации и институты, что само по себе возможно только при изменении гражданского самосознания.

Автор отмечает, что параллельно с этим процессом происходит демократизация политических отношений. Главное – не написать в ответе «социально-экономические изменения», ведь это является как бы обобщением происходящих процессов трансформации гражданского самосознания и демократизации политических отношений.

Переходим ко второму вопросу. Профсоюзы писать нельзя, так как они уже указаны в тексте. Вспомним структуру гражданского общества, разделив его институты по потребностям, удовлетворяемым ими.

Потребности в участии в управлении жизни общества Потребности в продолжении рода, общении, духовные и физические потребности Жизненно важные потребности в еде, жилье, одежде – получение средств для их удовлетворения
Политические партии, лоббистские организации (комитеты, советы), экологические организации, ассоциации избирателей, органы самоуправления, ассоциации потребителей Семья, церковь, творческие союзы, научные и культурные учреждения, спортивные секции Профсоюзы, производственные организации

В качестве примеров можно привести любые из них.

Один из вариантов ответа выглядит таким образом:

Процесс – демократизация общественных отношений.

Институты гражданского общества:

  • семья;
  • церковь;
  • ассоциация потребителей.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

Определение гражданского общества автор дает сразу в третьем предложении, там же указывая, чьи действия оно корректирует. Можно переписать данные им характеристики дословно. Ответ выглядит так:

  1. Гражданское общество – система негосударственных организаций, ассоциаций, учреждений, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления.
  2. Гражданское общество корректирует действия государства (проводимую государством политику) и предпринимателей (процесс принятия ими решений в направлении повышения социальной активности).

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Пропорциональная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам; в зависимости от количества полученных голосов между партиями распределяются места в парламенте, при этом для получения мест вообще необходимо набрать определенный минимальный процент голосов – пройти так называемый избирательный барьер. Первое утверждение верно, второе тоже – оба они иллюстрируют пропорциональную систему и характерны только для нее. А вот третье неверно – голосование в несколько туров проходит и по мажоритарной системе. Четвертое также неверно – голосование проходит только по партийным спискам. Пятое тоже неправильно – это черта мажоритарной системы. Последнее верно.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Полная экономическая свобода – позиция либеральной партии, а не консервативной: первое положение не подходит. Зато второе верно: поддержка традиционных общественных ценностей – отличительная черта консервативной идеологии. Третье также подходит, семья – одна из незыблемых ценностей в идеологии консерваторов. Четвертое утверждение не имеет отношения к позициям консервативной партии, так же как и пятое, которое относится скорее к социал-демократической идеологии.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1402s Установите соответствие между типами политической культуры и присущими им признаками: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.

РИЗНАКИ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А) Высокая политическая активность граждан Б) Пассивное выполнение требований власти В) Очень низкий объем знаний о политической ситуации Г) Отсутствие интереса к политической жизни общества Д) Ответственное и компетентное отношение к выборам
А Б В Г Д

Для подданнической политической культуры характерно слабое участие людей в функционировании политической системы: как правило, они только подчиняются требованиям власти, мало что знают о политической ситуации и не интересуются ей – эти признаки указаны под буквами Б, В, Г. Активистская политическая культура характеризуется прямо противоположной ситуацией: активным участием граждан в политической жизни, большим объемом знаний о ней, проявлением интереса.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Наличие прав и свобод, гражданское общество – черты демократического государства. То, что правительство ответственно перед главой государства, говорит о том, что У – президентская республика; если бы правительство было ответственно перед парламентом, она была бы парламентской. То, что субъекты обладают относительной самостоятельностью, свидетельствует о том, что У – федеративное государство.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0101s Запишите слово, пропущенное в таблице (строчными буквами, например: одиночная).

Тип избирательной системы Характеристика
Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов, полученных каждой партией; для представления в парламенте партия должна преодолеть минимальный процентный барьер.
Мажоритарная Для избрания в парламент партия должна набрать большинство голосов избирателей.
Смешанная Комбинирование двух предыдущих типов.

Как видим, задание связано с избирательными системами, которые обуславливают порядок определения результатов голосования. 2 из них– мажоритарная и смешанная — уже указаны в таблице. Мы помним, что всего выделяется 3 типа избирательных систем: уже названные мажоритарная и смешанная, а также — пропорциональная. Таким образом, если вы знаете, какие существуют типы избирательных систем, или же если вы помните, в чем заключается особенность пропорциональной системы, выполнить задание вам будет совсем нетрудно.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Источник

Читайте также:  Дверь металлическая способы производство
Оцените статью
Разные способы