- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.7. Участие граждан в политической жизни.
- 5.7. Участие граждан в политической жизни.
- ПЛАН.
- Факторы, влияющие на политическое участие.
- Виды политического участия.
- Формы непосредственного политического участия:
- Умения, необходимые для политических действий.
- Дополнительная информация.
- Формы политического участия по количеству участвующих:
- Виды политического участия.
- По степени вовлечённости в политический процесс:
- По отношению к закону:
- По масштабу:
- По мотивам:
- По методам деятельности:
- 5.7 Участие граждан в политической жизни
- Политический процесс. Политическое участие
- теория по обществознанию 👨👩👧👦 политика
- Политический процесс – это…
- Политическое участие – это…
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.7. Участие граждан в политической жизни.
5.7. Участие граждан в политической жизни.
ПЛАН.
- Политическое участие. Понятие.
- Факторы, влияющие на политическое участие.
- Виды политического участия (опосредованное и непосредственное).
- Формы непосредственного политического участия.
- Умения, необходимые для политических действий.
- Дополнительная информация.
Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.
Факторы, влияющие на политическое участие.
- Определённые свойства гражданина (пол, возраст, образование, профессия, религиозные взгляды, местожительства и т.д.)
- Личностные характеристики (уровень интеллекта, духовности и т.д.)
- Политический режим, средства, предоставляемые гражданам для защиты их прав и интересов.
- Уровень социально-экономического и материального развития общества.
- Характер политических традиций.
- Конкретная политическая ситуация.
Виды политического участия.
- Опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и т.д.)
- Непосредственное (прямое) – воздействие граждан на власть без посредников, напрямую.
Формы непосредственного политического участия:
- обращения и письма граждан к власти;
- встречи с политическими деятелями;
- участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений;
- участие граждан в выборах и референдумах;
- участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т.д.
Умения, необходимые для политических действий.
- Умение ясно и убедительно излагать свои взгляды другим людям;
- Умение выслушивать и понимать другие точки зрения;
- Умение разбираться в сути спора;
- Умение защищать свои убеждения;
- Умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать, систематизировать её и верно оценивать;
- Организаторские умения, способности правильно распределять поручения, проверять их исполнение.
Дополнительная информация.
Формы политического участия по количеству участвующих:
- индивидуальные
- групповые
- массовые
Виды политического участия.
По степени вовлечённости в политический процесс:
- случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;
- участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;
- профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.
По отношению к закону:
- легальное (выборы, референдумы, демонстрации, митинги)
- нелегальное (революция, мятеж, терроризм, экстремистские действия)
По масштабу:
- местное
- региональное
- национальное
По мотивам:
- автономное (решаются местные вопросы)
- мобилизационное (решаются общенародные вопросы)
По методам деятельности:
- конвенциональное (согласованное, соответствующее нормам, традициям)
- неконвенциональное (нарушающее закон)
Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Абсентеизм – это и форма пассивного протеста, сознательное байкотирование избирателями выборов
Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
5.7 Участие граждан в политической жизни
Политическое участие — совокупность действий, посредством которых рядовые члены (граждане, группы людей, общественные организации и т.п.) любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности, на политику государства. В демократических странах возможности политического участия шире. В недемократических странах эти возможности часто ограничиваются и подавляются.
Можно выделить формы (уровни) политического участия:
- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. Пример — недовольство граждан страны в связи с отказом государства повысить пенсии;
- деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня, референдумах и т.д. Эта форма политического участия предполагает лишь периодическое проявление активности — в дни выборов;
- участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др. В данном случае граждане регулярно принимают участие в деятельности политических партий, движений;
- выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации;
- профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. Эта форма политического участия касается профессиональных политиков.
Можно выделить основные способы политического участия:
- митинг — собрание граждан в заранее оговоренном месте с политическими лозунгами, плакатами и т.д.;
- пикетирование — собрание граждан у зданий органов государственной власти с политическими требованиями. Особо выделяется одиночное пикетирование;
- шествие — передвижение граждан по заранее определённому маршруту с политическими лозунгами и т.п. В целях обеспечения безопасности о шествиях, митингах, пикетированиях (за исключением одиночных) их организационный комитет должен уведомить местные органы власти;
- обращение граждан в органы государственной власти. На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение 30 дней;
- участие в голосовании. Это прямой способ политического участия, при котором жители непосредственно определяют судьбу своей страны. 1
В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных и государственных дел. Крайней формой политической пассивности выступает абсентеизм — проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс. 2
Источник
Политический процесс. Политическое участие
теория по обществознанию 👨👩👧👦 политика
Политический процесс – это…
… деятельность социальных групп, организаций или отдельных лиц, направленная на достижение политических целей.
Политический процесс проходит в четыре основные стадии:
- Формулирование проблемы, то есть представление интересов или выдвижение требований властным структурам.
- Принятие политического решение или формирование порядка действий для достижения цели или решения сформулированной проблемы.
- Реализация политического решения, то есть действия в соответствии с принятым ранее порядком действий.
- Получение результатов политической деятельности и их оценка (может быть как положительной – когда цель достигнута, так и отрицательной – когда цель не достигнута).
Политические процессы подразделяются на несколько типов:
По объекту политического воздействия выделяют:
- Внутриполитические процессы, когда действия политических сил направлено на изменение политической ситуации внутри страны.
- Внешнеполитические процессы, когда действия политических сил одной страны направлены на изменение политической ситуации в международных отношениях или в другой стране.
Политические процессы влияют на ход исторического развития, и характер этого влияния может быть разным. В зависимости от типа влияния выделяют:
- Эволюционный политический процесс, при котором… — проблемы решаются постепенно, по мере их появления; — механизмы принятия решений четко сформированы, устойчивы; — элита и электорат действуют совместно; — власть легитимна; — в обществе господствуют единые социокультурные ценности; — присутствует легальная политическая оппозиция; — наличие развитого гражданского общества, самоуправление и самоорганизации гражданами политической жизни страны.
- Революционный политический процесс, при котором…
— происходит быстрое, качественное изменение власти (пример – революция 1917 года, когда власть царя заменилась властью временного правительства, а затем — коммунистов);
— при смене власти могут быть использованы и мирные, и насильственные средства; — предпочтения электората уступают место стихийным, массовым политическим движениям; — ответственность политических лидеров многократно возрастает;
— появляется конфликт между старой и новой элитами.
Политическое участие – это…
… участие членов общества/государства в политическом процессе, способность граждан влиять на принятие политических решений в государстве, выборность представителей институтов власти.
Существуют разные формы участия граждан в политической деятельности страны:
- Представительное или опосредованное участие предполагает, что воздействие широких масс на политику осуществляется через выборных представителей. Например, выбирая президента – представителя страны на международной арене, граждане государства опосредованно участвуют в политической деятельности.
- Прямое или непосредственное участие предполагает, что воздействие на политику осуществляется без посредников. Например, принимая участие в референдуме, посвященном изменению Конституции, граждане непосредственно влияют на формирование законодательства своего государства.
Способы политического участия:
Таблица. Формы политического участия
- Активная реакция на действия органов власти (в XXI веке с появлением интернета и развитием СМИ эта форма становится все более действенной).
- Участие в деятельности политических партий и движений.
- Участие в пикировках, митингах и других массовых политических акциях.
- Письменные обращения к власти и личные встречи с руководством страны.
- Участие в выборах представителей властных структур.
- Политическое лидерство.
Для того, чтобы политическое участие индивида не было хаотичным, ему важно определить свою позицию в социально-политическом пространстве и грамотно оценивать собственные качества и возможности как субъекта политического процесса.
Не все граждане страны принимают активное участие в ее политической деятельности. Существует и форма деятельности, противоположная политическому участию:
Абсентеизм – форма аполитичности, при которой граждане страны уклоняются от совершения любых политических действий (участия в выборах и референдумах), пассивная форма политического протеста.
Начнем с определения; помним, что писать его само не нужно. Далее логично упомянуть формы политического участия – этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия. Теперь можно сказать о типах классификации политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне…
Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.
Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить еще один пункт – политический абсентеизм (противоположность политического участия).
Возможный «трехбалльный» план выглядит таким образом:
1) Понятие политического участия.
2) Формы политического участия:
- участие в выборах;
- голосование на референдумах;
- участие в деятельности местного самоуправления;
- членство в политических партиях.
3) Участие граждан в деятельности местного самоуправления:
- участие в выборах в органы местного самоуправления;
- участие в публичных слушаниях;
- обращение в органы местного самоуправления.
4) Важность политического участия граждан.
5) Политический абсентеизм.
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Для начала нужно вспомнить определение политической партии. Это организованная группа единомышленников, которые стремятся достичь каких-либо политических целей и представляет интересы граждан в органах власти и местного самоуправления. Можно написать и по-другому, например: организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Возможны и другие варианты – главное, чтобы было указано, что партия имеет направленность на непосредственное участие во власти и распоряжение ей (иначе это не партия, а группа давления), поддержка какой-либо части населения, а также – общая идеология (которая составляет программу партии).
Критериев выделения типа партии есть достаточно много. Давайте составим несколько предложений, каждое из которых удовлетворяет условию задания. В ответе можно написать не один критерий, а несколько.
- Критерием выделения типов партии является идеологическая ориентация. (По этому критерию партии бывают консервативные, либеральные, коммунистические)
- Критерием выделения типов партии является отношение к социальным преобразованиям. (Радикальные и реформистские, прогрессивные и реакционные)
- Критерием выделения типов партии является их отношение к власти. (Правящие и оппозиционные партии)
- Критерием выделения типов партии является организационное строение. (Массовые и кадровые)
Теперь нам нужно написать о кадровых партиях. Мы знаем, что в них, в отличии от массовых, участвуют профессиональные политики – такие партии немногочисленны и активно ведут свою деятельность только во время проведения избирательных кампаний. В них отсутствует фиксированное членство; цель их деятельности – победа выдвинутого ими кандидата на выборах (а не захват власти, как у массовых партий). Источником их существования являются не членские взносы, а средства спонсоров.
Давайте составим варианты предложений.
- Кадровые партии обычно немногочисленны и существуют за счет спонсорских средств, а, поскольку их целью является победа выдвигаемого ими кандидата на выборах, они активизируют свою деятельность в период проведения избирательной кампании.
- Кадровые партии, как правило, немногочисленны по составу, в них участвуют в основном профессиональные политики, а фиксированное членство в таких партиях отсутствует.
- Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.
Один из возможных вариантов ответа выглядит так:
Политическая партия — организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Критериями выделения типов партии могут быть: их отношение к власти, их идеологическая направленность, их организационное строение. Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.
Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.
Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.
На первый вопрос ответ дать совсем несложно – он дан в самом начале текста: социально-экономические изменения … сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Получается: становление институтов гражданского общества относится к трансформации гражданского самосознания, что следует из определения гражданского общества: системы общественных институтов, отношений, которые являются самостоятельными и не зависят от государства, занимаются созданием условий для реализации потребностей людей. То есть люди сами создают эти общественные организации и институты, что само по себе возможно только при изменении гражданского самосознания.
Автор отмечает, что параллельно с этим процессом происходит демократизация политических отношений. Главное – не написать в ответе «социально-экономические изменения», ведь это является как бы обобщением происходящих процессов трансформации гражданского самосознания и демократизации политических отношений.
Переходим ко второму вопросу. Профсоюзы писать нельзя, так как они уже указаны в тексте. Вспомним структуру гражданского общества, разделив его институты по потребностям, удовлетворяемым ими.
Потребности в участии в управлении жизни общества | Потребности в продолжении рода, общении, духовные и физические потребности | Жизненно важные потребности в еде, жилье, одежде – получение средств для их удовлетворения |
---|---|---|
Политические партии, лоббистские организации (комитеты, советы), экологические организации, ассоциации избирателей, органы самоуправления, ассоциации потребителей | Семья, церковь, творческие союзы, научные и культурные учреждения, спортивные секции | Профсоюзы, производственные организации |
В качестве примеров можно привести любые из них.
Один из вариантов ответа выглядит таким образом:
Процесс – демократизация общественных отношений.
Институты гражданского общества:
- семья;
- церковь;
- ассоциация потребителей.
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.
Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.
Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.
Определение гражданского общества автор дает сразу в третьем предложении, там же указывая, чьи действия оно корректирует. Можно переписать данные им характеристики дословно. Ответ выглядит так:
- Гражданское общество – система негосударственных организаций, ассоциаций, учреждений, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления.
- Гражданское общество корректирует действия государства (проводимую государством политику) и предпринимателей (процесс принятия ими решений в направлении повышения социальной активности).
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Пропорциональная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам; в зависимости от количества полученных голосов между партиями распределяются места в парламенте, при этом для получения мест вообще необходимо набрать определенный минимальный процент голосов – пройти так называемый избирательный барьер. Первое утверждение верно, второе тоже – оба они иллюстрируют пропорциональную систему и характерны только для нее. А вот третье неверно – голосование в несколько туров проходит и по мажоритарной системе. Четвертое также неверно – голосование проходит только по партийным спискам. Пятое тоже неправильно – это черта мажоритарной системы. Последнее верно.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Полная экономическая свобода – позиция либеральной партии, а не консервативной: первое положение не подходит. Зато второе верно: поддержка традиционных общественных ценностей – отличительная черта консервативной идеологии. Третье также подходит, семья – одна из незыблемых ценностей в идеологии консерваторов. Четвертое утверждение не имеет отношения к позициям консервативной партии, так же как и пятое, которое относится скорее к социал-демократической идеологии.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO1402s Установите соответствие между типами политической культуры и присущими им признаками: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.
РИЗНАКИ | ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
А) Высокая политическая активность граждан Б) Пассивное выполнение требований власти В) Очень низкий объем знаний о политической ситуации Г) Отсутствие интереса к политической жизни общества Д) Ответственное и компетентное отношение к выборам |
А | Б | В | Г | Д |
Для подданнической политической культуры характерно слабое участие людей в функционировании политической системы: как правило, они только подчиняются требованиям власти, мало что знают о политической ситуации и не интересуются ей – эти признаки указаны под буквами Б, В, Г. Активистская политическая культура характеризуется прямо противоположной ситуацией: активным участием граждан в политической жизни, большим объемом знаний о ней, проявлением интереса.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Наличие прав и свобод, гражданское общество – черты демократического государства. То, что правительство ответственно перед главой государства, говорит о том, что У – президентская республика; если бы правительство было ответственно перед парламентом, она была бы парламентской. То, что субъекты обладают относительной самостоятельностью, свидетельствует о том, что У – федеративное государство.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO0101s Запишите слово, пропущенное в таблице (строчными буквами, например: одиночная).
Тип избирательной системы | Характеристика |
… | Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов, полученных каждой партией; для представления в парламенте партия должна преодолеть минимальный процентный барьер. |
Мажоритарная | Для избрания в парламент партия должна набрать большинство голосов избирателей. |
Смешанная | Комбинирование двух предыдущих типов. |
Как видим, задание связано с избирательными системами, которые обуславливают порядок определения результатов голосования. 2 из них– мажоритарная и смешанная — уже указаны в таблице. Мы помним, что всего выделяется 3 типа избирательных систем: уже названные мажоритарная и смешанная, а также — пропорциональная. Таким образом, если вы знаете, какие существуют типы избирательных систем, или же если вы помните, в чем заключается особенность пропорциональной системы, выполнить задание вам будет совсем нетрудно.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Источник