Политический режим как способ реализации государственной власти
Название работы: Политический режим как способ осуществления власти
Предметная область: Политология и государственное регулирование
Описание: Политический режим как способ осуществления власти Политический режим совокупность методов технических приемов осуществления государственной власти. Выделяют следующие элементы или аспекты политического режима: Способы формирования органов государственной власти.
Дата добавления: 2015-06-12
Размер файла: 48.5 KB
Работу скачали: 10 чел.
Тема 6. Политический режим
1.Политический режим как способ осуществления власти
Политический режим совокупность методов, технических приемов осуществления государственной власти.
Выделяют следующие элементы (или аспекты) политического режима :
- Способы формирования органов государственной власти. Способы формирования органов государственной власти и управления могут быть разными — выборы или назначения, широкое обсуждение кандидатур либо единоличное распоряжение какого-либо лица (диктатора).
- Реализация принципа разделения властей , существование системы сдержек и противовесов. Для того, чтобы предотвратить возникновение абсолютной власти, различные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) не должны соединяться в руках одного органа, а должны быть разграничены. Анализ политического режима позволяет выявить единство и разделение власти, функции и полномочия законодательной, исполнительной, судебной властей и их иерархию.
- Распределение власти между различными социальными силами, проблема участия различных социальных групп в осуществлении власти, степень представленности и учета разнообразных интересов. Анализ политического режима позволяет ответить на вопрос, кто и почему обладает наибольшей «долей» власти в данном обществе. Государственная власть в целом и различные ее ветви могут быть монополизированы какой-либо одной или несколькими социальными группами.
- Система методов осуществления политической власти. В практике политического властвования и управления существует многообразие методов: политические и неполитические, экономические и внеэкономические, духовно-идеологические, принудительные методы и методы саморегуляции людей, основанной на добровольном ценностном подчинении власти, методы либерализма, сдерживания, пресечения, подавления субъектов политики, компромисса, взаимного согласования позиций, прямого и косвенного насилия и т. д.
- Политическая плюралистичность или монистичность общества, тип партийной системы (одно-, многопартийная), статус политических партий, их взаимоотношения с государством, существование и статус политической оппозиции и ее взаимоотношения с государственной властью.
Политический плюрализм — состояние соперничества множества относительно независимых, автономных социальных групп и их организаций в борьбе за власть либо влияние на власть, отсутствие единого и общепризнанного центра власти.
Политический монизм характеризуется монополией какой-либо одной группы или организации на власть, созданием юридических и фактических преимуществ одной группе в осуществлении власти.
- Политический и юридический статус и роль в обществе силовых структур государства, то есть определяются функции армии, полиции (милиции), судов и органов безопасности в обществе и их направленность. Оценивается правовые или неправовые основы деятельности этих органов, наделение их несвойственными функциями (борьбы с инакомыслием, оппозицией и т. д.).
Политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе. При анализе политического режима необходимо выяснить степень свободы средств массовой информации, их взаимоотношения с государственными органами и правящими группами (в чьих руках находится печать), наличие свободных негосударственных печатных органов, подцензурность печати, радио, телевидения, средств массовых коммуникаций.
Система прав и свобод личности , степень и гарантии их реализации. Исследуя режим, необходимо выяснить следующие аспекты: происходит ли ограничение, урезывание прав личности, есть ли нарушения прав человека в стране и каковы масштабы этих нарушений, гарантированы ли права человека, какие права обладают приоритетом — права государства или права личности, осуществляется ли защита прав и свобод личности.
2. Типология политических режимов
Наиболее распространенной типологией политических режимов является выделение тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Критерием данной классификации является степень демократичности режима.
« Тоталитарный» (от лат. — целостный, охватывающий все в целом) политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и общества в целом . Тоталитаризм как тип политического режима возник в ХХ веке.
По характеру различают:
- тоталитаризм фашистского типа (Италия, Германия);
- коммунистического типа (СССР, Китай, Куба, КНДР и др.)
Впервые в западной политологии определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в книге «Тоталитарная диктатура и автократия». Они выделили 6 н аиболее характерных признаков тоталитаризма:
- Однопартийная система , возглавляемая харизматическим лидером («отец нации», «великий вождь», «спаситель народа»).
- Официальное господство одной идеологии . Преследование инакомыслящих.
- Монополия государства на средства массовой информации («четвертую власть»).
- Монополия государства на все средства вооруженной борьбы .
- Постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство внутренней политики.
- Жестко централизованная система управления экономикой (АКС).
Авторитарный режим — политический режим, установленный и навязанный такой формой политической власти, которая концентрирована в руках одного человека или в одной ее органе и снижает роль других (прежде всего представительных) ее институтов; не допускается политическая оппозиция, но сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.
- Автократизм , концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы.
- Недооценка (порой игнорирование) принципа разделения властей .
- Наличие у государства лишь ключевых , решающих рычагов регулирования общественной жизни.
- Отсутствие огромного репрессивного аппарата.
- Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций.
- Разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством.
- Присутствие некоторых элементов демократии ( выборы ).
- СМИ более свободны, но может существовать цензура , как социальный государственный институт.
- Типичная форма поведения граждан конформизм , политическое отчуждение.
- Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху , а не конкурентной электоральной борьбой.
В отличие от тоталитарного при авторитарном режиме существует определенная свобода поведения человека, государство так жестко не регламентирует частную жизнь граждан.
При авторитарном режиме диктатор может быть смещен в результате борьбы за власть политической элиты, при тоталитаризме диктатор не зависит от социальных групп и правящей элиты.
При авторитаризме нет единой идеологии, она основана на размытой концепции национального интереса. Тоталитарный же режим требует активности каждого члена общества (поддержка идеологии, демонстрация любви к вождю и ненависти к врагам режима, не терпит пассивности и равнодушия).
Демократический политический режим способ функционирования политической системы, организация общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:
- Органы государственной власти формируются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
- Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Высокая степень развитости гражданского общества ; оно контролирует государство, всю политическую систему.
- В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство правовое.
- Многопартийность , наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции.
- Легальная оппозиция имеет все политические права и свободы. Она неотъемлемый элемент политического процесса.
- Средства массовой информации свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.
- Силовые структуры (армия, полиция, спецслужбы) обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они — вне политики. Функцию правопорядка выполняют полиция и суды, а не армия и спецслужбы.
9.Граждане имеют большой объем прав и свобод , не только провозглашаемых, но и гарантированных законами и всей социальной системой.
10. Идеологический плюрализм , отсутствие какой-либо официальной идеологии.
Источник
Политический режим как способ осуществления государственной власти. Классификация и хар-ка политических режимов.
Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.
Существуют следующие виды политического режима:1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.
Признаки авторитарного политического режима:1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;5) доминирование противоправных решений.
Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.
Признаки демократического политического режима:1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);3) полное подчинение государства праву;4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.
Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.
65 Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущ-ность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Функция государства:
— главное направление его деятельности
— носят систематический, постоянный характер
— в них выражается сущность и социальное назначение государства
— выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом
— реализуются в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, харак-терными для государственной власти методами
— носят объективный характер.
2 Классификация функций государства: по причинам (источникам) возникновения:
а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);
б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).
по направленности:
внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество
внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.
функции делят на основные и неосновные.Деление на основные и неосновные функции достаточно сомнительно. Неосновные функции — мелкое или частное направление деятельности в рамках той или иной основной функции.
временные и постоянные.Постоянные функции осуществляются государством систематически, на всех этапах его развития (например, экономические, социальные, оборонные функции). Временные функции обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества.
в зависимости от степени участия обществав осуществления функций государства они подразделяются на: общесоциальные — это функции, в осуществление которых принимают участие как государство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции); специальные — это функции, которые осуществляются только государством
3 Формы осуществления функций государства делят на правовые и организационные.Среди правовых форм выделяют правотворческую форму,правоприменительную и правоохранительнуюформы осуществления функций государства.
Организационные формыосуществления функций носят вспомогательный характер,они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).
Выделяют методы осуществления функций государства — способы воздействия на поведение людей: убеждение, принуждение, поощрение.
Можно выделить: централизованный метод,децентрализованный метод, рекомендательный метод.
Функции государства
Функции государства классифицируются:
· по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
· по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
· по значению: на основные и дополнительные,
· по видимости: на явные и латентные,
· по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
1. Законодательная деятельность — это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями.
При этом в рамках федеративных государств правом принимать и издавать федеральное законодательство может быть наделен только федеральный орган законодательной (представительной) власти.
2. Исполнительная деятельность — это оперативная повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) государственных функций в различных сферах общественной жизни — развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.
3. Судебная деятельность — это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны.
4. Контрольно-надзорная деятельность — это деятельность всех разновидностей органов государственного надзора и контроля за законностью на территории страны. Особое место в данной группе занимает система прокурорского надзора.
Внешние функции государства:
· Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
· Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
· Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
· Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
· деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.
67 Понятия «государственный аппарат» и «государственный механизм». Обусловленность структуры государственного аппарата функциями государства. Государственный орган, государственная организация, государственное учреждение. Должностное лицо, государственный служащий. Государственная служба.
Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.
Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:
— Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
— Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.
— Высокий профессионализм и компетентность.
В структуре государственного аппарата выделяется четыре уровня:
Государственные органы — есть властные полномочия.
Государственные учреждения — нет властных полномочий.
Государственные служащие могут быть отнесены к государственным служащим органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры. Служащие органов исполнительной власти, в свою очередь, делятся на служащих административно-политической, социально-культурной сфер, сферы экономики. В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на должностных лиц, представителей административной власти, функциональных работников, вспомогательный персонал.
Должностные лица – это государственные служащие, совершающие в пределах своих полномочий действия, а также обладающие правом приема и увольнения с работы и руководство подчиненными им государственными служащими.
Государственный орган — составная часть (элемент) государственного аппарата, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Государственная организация — организация, созданная для осуществления государством своих функций.( мин-ство финансов, налогов, туризма и т.д.)
Источник