Политический режим как способ осуществления политической власти
—>ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ. —>
—>
« Ноябрь 2021 »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
—>
—> —> —> —> —> —> —> —>
—> —>Друзья сайта —>
—> —>
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
—>
—> —> —>
—>
—> —>Вход на сайт —>
—>
Войти через uID
Тема Политический режим как метод осуществления государственной власти.
1. Сущность политического режима.
2. Тоталитарный режим.
3. Авторитарный режим.
4. Демократический режим.
Сущность политического режима
Политический режим – система способов и методов осуществления государственной власти, взаимодействие общества и органов политической власти. Среди типологий политических режимов наиболее распространенной является та, которая заключается в противопоставлении демократии различным недемократическим режимам.
Тоталитарный режим
Термин «тоталитаризм» происходит от лат. totalis – целый, полный, всеобщий. Впервые его употребили итальянские политики Амендола и Гобетти в качестве критики режима Б.Муссолини в Италии. Под тоталитарным режимом подразумевается политический режим, который стремится к полному контролю над всеми сферами общественной жизни, включая частную жизнь граждан.
Характеристика тоталитарного режима .
Власть принадлежит одной массовой партии. Данная партия поглощает государство; все важные посты в государстве занимают лишь члены партии.
Партия организована недемократическим способом, чрезвычайно централизована и строится вокруг харизматического лидера.
Запрет на существование любых других партий, отсутствие легальной оппозиции.
Доминирующая роль официальной идеологии; преследование инакомыслящих, в том числе и пассивных инакомыслящих. «Кто не с нами, тот против нас!»
Монополия на средства массовой информации.
Централизованная система управления экономикой.
Всеобщий террористический полицейский контроль. Сохранение и упрочение режима невозможно без насилия.
8. Вмешательство государства в частную жизнь граждан.
Примеры: фашистский режим Муссолини в Италии (1922-1943)
нацистский режим А. Гитлера в Германии (1933-1945)
правление Сталина в СССР (1927-1953)
Авторитарный режим
Термин «авторитаризм» происходит от термина авторитет, но при этом упор делается на негативные стороны данного явления. Под авторитарным режимом подразумевает политический режим, который характеризуется сосредоточением власти в руках одного человека, группы лиц либо в органе власти, тогда как большая часть населения отделена от власти.
Характеристика авторитарного режима .
Неограниченная власть одного человека (диктатора или монарха) либо группы людей (политической партии, военной хунты).
Деятельность органов политической власти строится на методах командования и открытого диктата. В политической жизни отсутствует метод компромисса.
Запрет и подавление любой деятельности угрожающей существованию режима. При этом политическая апатия не преследуется, а поощряется. Политический режим нейтрально относится к деятельности не угрожающей ее существованию. «Кто не против нас, тот с нами!»
Органы исполнительной власти наделены широкими законодательными полномочиями.
Ограничение политических и личных прав и свобод граждан, а также юридических гарантий их применения.
Ограничение либо отсутствие принципа гласности.
7. Возможность существования легальной оппозиции, но при этом политический режим сохраняет за собой право запрета оппозиции в случае ее выступления против политического курса.
Примеры: режим А. Пиночета в Чили (1973-1990)
режим Саддама Хусейна в Ираке (1979-2003)
ЮАР в период апартеида (1961-199?).
Демократический режим
Термин «демократия» возник в Древней Греции и переводится с древнегреческого (demos – народ, cratos – власть) как «народовластие». Одно из лучших определений демократии дал А. Линкольн: «Демократия – это управление народа народом и для народа».
Характерные черты демократического режима .
Признание верховной власти народа. Демократия означает юридическое признание того факта, что народ выступает официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве, что он избирает своих представителей в органы власти, а при необходимости их сменяет. Народ также имеет право непосредственного участия в разработке и принятии законов посредством референдумов, а также некоторых народных инициатив.
Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица осуществляющие верховную власть избираются на строго определенный срок.
Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при осуществлении данных решений в жизни.
Равенство граждан на участие в управлении государством. Данный признак предполагает равенство избирательных прав, свободу создания гражданами политических партий и объединений, право на получение и распространение информации.
Плюрализм в политической жизни: многообразие политических идей и партий, большой диапазон политического выбора, наличие политической оппозиции, деятельность которой проходит легально.
Гласность принятия решений органами политической власти и свободный доступ всех граждан к социально значимой информации.
Сочетание государственного управления с самоуправлением.
8. Право органов исполнительной власти издавать лишь подзаконные акты, а не законы.
Демократия является наиболее стабильным политическим режимом, который обладает высокой приспособляемостью к условиям политической жизни в любом государстве.
Источник
Политический режим как способ осуществления политической власти
Название работы: Политический режим как способ осуществления власти
Предметная область: Политология и государственное регулирование
Описание: Политический режим как способ осуществления власти Политический режим совокупность методов технических приемов осуществления государственной власти. Выделяют следующие элементы или аспекты политического режима: Способы формирования органов государственной власти.
Дата добавления: 2015-06-12
Размер файла: 48.5 KB
Работу скачали: 10 чел.
Тема 6. Политический режим
1.Политический режим как способ осуществления власти
Политический режим совокупность методов, технических приемов осуществления государственной власти.
Выделяют следующие элементы (или аспекты) политического режима :
Способы формирования органов государственной власти. Способы формирования органов государственной власти и управления могут быть разными — выборы или назначения, широкое обсуждение кандидатур либо единоличное распоряжение какого-либо лица (диктатора).
Реализация принципа разделения властей , существование системы сдержек и противовесов. Для того, чтобы предотвратить возникновение абсолютной власти, различные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) не должны соединяться в руках одного органа, а должны быть разграничены. Анализ политического режима позволяет выявить единство и разделение власти, функции и полномочия законодательной, исполнительной, судебной властей и их иерархию.
Распределение власти между различными социальными силами, проблема участия различных социальных групп в осуществлении власти, степень представленности и учета разнообразных интересов. Анализ политического режима позволяет ответить на вопрос, кто и почему обладает наибольшей «долей» власти в данном обществе. Государственная власть в целом и различные ее ветви могут быть монополизированы какой-либо одной или несколькими социальными группами.
Система методов осуществления политической власти. В практике политического властвования и управления существует многообразие методов: политические и неполитические, экономические и внеэкономические, духовно-идеологические, принудительные методы и методы саморегуляции людей, основанной на добровольном ценностном подчинении власти, методы либерализма, сдерживания, пресечения, подавления субъектов политики, компромисса, взаимного согласования позиций, прямого и косвенного насилия и т. д.
Политическая плюралистичность или монистичность общества, тип партийной системы (одно-, многопартийная), статус политических партий, их взаимоотношения с государством, существование и статус политической оппозиции и ее взаимоотношения с государственной властью.
Политический плюрализм — состояние соперничества множества относительно независимых, автономных социальных групп и их организаций в борьбе за власть либо влияние на власть, отсутствие единого и общепризнанного центра власти.
Политический монизм характеризуется монополией какой-либо одной группы или организации на власть, созданием юридических и фактических преимуществ одной группе в осуществлении власти.
Политический и юридический статус и роль в обществе силовых структур государства, то есть определяются функции армии, полиции (милиции), судов и органов безопасности в обществе и их направленность. Оценивается правовые или неправовые основы деятельности этих органов, наделение их несвойственными функциями (борьбы с инакомыслием, оппозицией и т. д.).
Политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе. При анализе политического режима необходимо выяснить степень свободы средств массовой информации, их взаимоотношения с государственными органами и правящими группами (в чьих руках находится печать), наличие свободных негосударственных печатных органов, подцензурность печати, радио, телевидения, средств массовых коммуникаций.
Система прав и свобод личности , степень и гарантии их реализации. Исследуя режим, необходимо выяснить следующие аспекты: происходит ли ограничение, урезывание прав личности, есть ли нарушения прав человека в стране и каковы масштабы этих нарушений, гарантированы ли права человека, какие права обладают приоритетом — права государства или права личности, осуществляется ли защита прав и свобод личности.
2. Типология политических режимов
Наиболее распространенной типологией политических режимов является выделение тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Критерием данной классификации является степень демократичности режима.
« Тоталитарный» (от лат. — целостный, охватывающий все в целом) политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и общества в целом . Тоталитаризм как тип политического режима возник в ХХ веке.
По характеру различают:
тоталитаризм фашистского типа (Италия, Германия);
коммунистического типа (СССР, Китай, Куба, КНДР и др.)
Впервые в западной политологии определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в книге «Тоталитарная диктатура и автократия». Они выделили 6 н аиболее характерных признаков тоталитаризма:
Однопартийная система , возглавляемая харизматическим лидером («отец нации», «великий вождь», «спаситель народа»).
Официальное господство одной идеологии . Преследование инакомыслящих.
Монополия государства на средства массовой информации («четвертую власть»).
Монополия государства на все средства вооруженной борьбы .
Постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство внутренней политики.
Жестко централизованная система управления экономикой (АКС).
Авторитарный режим — политический режим, установленный и навязанный такой формой политической власти, которая концентрирована в руках одного человека или в одной ее органе и снижает роль других (прежде всего представительных) ее институтов; не допускается политическая оппозиция, но сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.
Автократизм , концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы.
Недооценка (порой игнорирование) принципа разделения властей .
Наличие у государства лишь ключевых , решающих рычагов регулирования общественной жизни.
Отсутствие огромного репрессивного аппарата.
Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций.
Разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством.
Присутствие некоторых элементов демократии ( выборы ).
СМИ более свободны, но может существовать цензура , как социальный государственный институт.
Типичная форма поведения граждан конформизм , политическое отчуждение.
Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху , а не конкурентной электоральной борьбой.
В отличие от тоталитарного при авторитарном режиме существует определенная свобода поведения человека, государство так жестко не регламентирует частную жизнь граждан.
При авторитарном режиме диктатор может быть смещен в результате борьбы за власть политической элиты, при тоталитаризме диктатор не зависит от социальных групп и правящей элиты.
При авторитаризме нет единой идеологии, она основана на размытой концепции национального интереса. Тоталитарный же режим требует активности каждого члена общества (поддержка идеологии, демонстрация любви к вождю и ненависти к врагам режима, не терпит пассивности и равнодушия).
Демократический политический режим способ функционирования политической системы, организация общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:
Органы государственной власти формируются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Высокая степень развитости гражданского общества ; оно контролирует государство, всю политическую систему.
В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство правовое.
Многопартийность , наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции.
Легальная оппозиция имеет все политические права и свободы. Она неотъемлемый элемент политического процесса.
Средства массовой информации свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.
Силовые структуры (армия, полиция, спецслужбы) обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они — вне политики. Функцию правопорядка выполняют полиция и суды, а не армия и спецслужбы.
9.Граждане имеют большой объем прав и свобод , не только провозглашаемых, но и гарантированных законами и всей социальной системой.
10. Идеологический плюрализм , отсутствие какой-либо официальной идеологии.