Политический режим как способ функционирования властного порядка

Реферат Политический режим, как способ функционирования властного порядка

Код роботи: 4368

Вид роботи: Реферат

Предмет: Политология (Політологія)

Тема: Политический режим, как способ функционирования властного порядка

Кількість сторінок: 17

Дата виконання: 2014

Мова написання: російська

Ціна: 150 грн

1. Понятия и типы политических режимов

2. Способы функционирования политики и методы управления

Актуальность данной темы обусловлена теоретической и практической значимостью поставленных вопросов, связанных с определением понятия политического режима, типов политических режимов и с проблемами становления демократического политического режима. Данные вопросы требуют серьезной теоретической разработки и осмысления.

Форма государства, являясь сложным общественным явлением, определяет, какими методами осуществляется государственная власть, как государство устроено и организовано, какова территориальная организация государственной власти. От того, какой будет форма государства, в значительной степени зависит будущее того или иного государства в целом, а соответственно всего общества и каждого человека в отдельности. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет и весьма существенный политический аспект. В современных условиях особенно важно, с помощью каких приемов и методов государство стремится снять социальное напряжение, разрешить те или иные конфликты в обществе, а это зависит от типа государственного (политического) режима.

Целью исследования данной работы является характеристика политического режима.

Объектом исследования работы являются различные типы политических режимов.

Предмет исследования – это политический режим как совокупность методов и приемов осуществления политической власти.

Для того, чтоб реализовать данные цели необходимо решить следующие задачи работы:

1) определить понятие и сущность политического режима;

2) дать классификацию политических режимов.

Структура работы обусловлена целью и задачами выбранной темы и включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы.

Важнейшим элементом формы государства является политический режим. Политический режим — это система методов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Политический режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

В науке существует множество классификаций политических режимов. Однако наиболее общая классификация политических режимов следует классификации политических систем: режимы демократические, авторитарные и тоталитарные.

Тоталитарный режим имеет несколько вариантов (фашистский, тоталитарный социализм, военный и др.), коренным образом отличающихся друг от друга (например, фашистский режим и режим тоталитарного социализма по ряду показателей антиподы). Вместе с тем есть и некоторые общие признаки. В условиях тоталитарного режима одним из главных методов является насаждение определенных институтов «сверху», безоговорочная поддержка «своих» структур без учета естественных процессов развития общества, принуждение, а то и прямое насилие. И то и другое нередко бывает прикрыто демагогическими заявлениями о благе народа, о создании самого лучшего, передового строя.

В нашей стране в ХХ в. Довольно длительное время (на протяжении 70 лет) господствовали тоталитарный и авторитарный политический режимы.

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г . // Российская газета. — 10.12.1998.

Читайте также:  Лазерный способ резки металла

2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г . Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2004. — №12.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г .) (с изменениями от 21 сентября 1970 г ., 20 декабря 1971 г ., 1 января, 6 ноября 1990 г ., 11 мая 1994 г.). ETS №005 // Собрание законодательства РФ. — 2008. — №31. — Ст. 3835.

4. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г . (с поправками от 30 декабря 2008 г .) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

5. Аристотель. Политика. — М.: Мысль, 2003. — Т. 4. – 456 с.

6. Большой юридический словарь: [Электронный ресурс] // http://slovari.yandex.ru. – 34 с.

7. Витченко А. М. Теоретические проблемы исследования государственной власти. 2-е изд.: Саратов: СГУ, 2008. – 378 с.

8. Вятр Е. Типология политических режимов: Лекции по политологии: Таллин, 2007. — Т. 1. – 321 с.

9. Грудцына Л. Ю. Правовое обеспечение гарантий социально-экономической независимости общественных движений, фондов и учреждений: Административное и муниципальное право. — 2009. — №1. — С.23-28.

10. Ефимов Н. Н. Ответы на вызовы XXI века: Полис. — 2010. — №1. — С. 167-175.

11. Кордонский С. В. «В реальности» и «на самом деле»: [Электронный ресурс]. http:www.ms.ru/politics. — С. 1-4.

12. Крыштановская О. В. Форматы российской власти: Полис. — 2010. — №1. — С. 27-31.

13. Кузьмин Э. Л. Природа государственного суверенитета: / Э. Л. Кузьмин // Евразийский юридический журнал. — 2009. — №10. — С.34-39.

14. Курцев А. В московском метро совершены теракты: [Электронный ресурс] // http://www.rb.ru/topstory/incidents/2010/03/29/091035.html. — С. 1-3.

15. Лубнин Д. А. Разновидности политического режима: [Электронный ресурс] / Д. А. Лубнин // http://mno.ucoz.ru/publ/raznovidnosti_politichesko-go_rezhima/1-1-0-4. — С.1-5.

16. Малинова О. Ю. Символическая политика и конструирование макро-политической идентичности в постсоветской России: О. Ю. Малинова // Полис. — 2010. — №2. — С. 90-96.

17. Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм: конституционализм в сравнительной перспективе: / А. Н. Медушевский. — М.: БЕК, 1997. – 611 с.

18. Минниахметов Р. Г. Право и социальные нормативы общества: под ред. д.ю.н., проф. Ф. М. Раянова. — М.: Статут, 2006. – 345 с.

19. Миронов О. О. Государственно-правовой режим. В кн.: Теория государства и права. Курс лекций: / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 3-е изд. — М.: Юристъ, 2007. — С. 93-99.

20. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации: / под общ. ред. проф. Ю. А. Дмитриева. — М.: Эксмо, 2009. – 789 с.

21. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. 3-е изд. — М.: Проспект, 2008. – 567 с.

Источник

Политический режим как властный порядок. Типология политических режимов.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и формосуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Читайте также:  Укажите правильный способ оформления реквизита адресат

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую,политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Словосочетание «политический режим» появилось в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140 — 160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

Современные подходы к определению понятия

В современной науке сложились две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая — с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим.

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

· режим слияния властей — абсолютная монархия;

· режим разделения властей — президентская республика;

· режим сотрудничества властей — парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур.

К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами .

Социологический подход

В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют тем, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер:

Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения. — Цыганков А. П.

Читайте также:  Способ применения перинева 4 миллиграмма

В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

Признаки демократического режима:

· наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;

· выборность органов государственной власти;

· существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

· господство беззакония и террора;

· отсутствие политического плюрализма;

· отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

· выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

· разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

· гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

· равноправие — все имеют равные гражданские и политические

· права и свободы, а также гарантии их зашиты;

· плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

· согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Оцените статью
Разные способы