Политический режим это способ функционирования политической системы общества

§ 2. Политический режим как способ функционирования политической системы

Дальнейшее рассмотрение политических систем объективно подводит нас к пониманию необходимости определения понятия, позволяющего классифицировать их по функционально-деятельностному показателю. Таким понятием является политический режим.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране ,отражающий уровень политической свободы и отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Установление того или иного политического режима в конкретной стране зависит от ряда факторов. Основными из них являются:

1. Уровень развития и интенсивность общественно-политических процессов.

2. Структурированность правящей элиты.

3. Состояние отношений между элитой, бюрократией (чиновничьим аппаратом) и гражданами.

4. Развитость общественно-политических традиций, господствующие в обществе политическое сознание и поведение.

Политический режим призван обеспечить:

1. Стабильность политической власти.

2. Управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений.

3. Достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты 1( См.: Альбом схем по политологии. Краснодар. Законодательная инициатива. 1995г. С.80.). .

Какие политические режимы существуют в современном мире? Условно можно выделить три основных.

1. Тоталитарный режим (от позднелатинского слова « tjtal » целостность, полнота) порожден специфическими условиями XX столетия. В политический лексикон данное понятие было введено Б. Муссолини в 1925 году для характеристики своего движения. Несколько позже (в конце 20-х годов) английская газета «Таймс» использовала данный термин для характеристики политического строя в СССР. К середине XX столетия относится и период наиболее активного формирования теории тоталитаризма. Основные ее положения изложены в работах Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 г.) и X. Арендта «Истоки тоталитаризма» (1951 г.), а также К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и ав­тократия» (1956 г.).

Итак, что же представляет собой тоталитарный режим?

Главной его отличительной особенностью является всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной жизни коллектив­ным целям и официальной идеологии. Девиз « запрещено всё, кроме того, что прикажут », — наиболее точно характеризует сущность этого режима.

По мнению отдельных — авторов 1( См.: Хайек Ф. Дорога к рабству.// Новый мир.1991г. №7-8.). первоисточники тоталитаризма следует искать в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, но оставляющей места для индивидуальной свободы. Эти доли достигаются посредством создания жестко централизованной системы экономического и социального планировании. Ее функционирование, в свою очередь, возможно лишь в условиях абсолютной власти и массовой поддержки, что обеспечивается с помощью гипертрофированного роста институтов власти, социального контроля и систематической обработки населения, насаждения единой идеологической веры, а также подавления всякого инакомыслия. Единая сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан, ибо это угрожает всему целому. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства.

Перечисленное выше в большей или меньшей степени присуще всем государствам, в которых имели место тоталитарные режимы. Вместе с тем, существуют и отличия, позволяющие условно разделить их на три группы:

Коммунистический тоталитаризм представляет собой исторически первую и классическую форму тоталитаризма. Началом его формирования принято считать 1918 год, когда были заложены основы военно-коммунистической системы в нашей стране, достигшей своего совершенства в период «сталинизма».

Фашизм. Был установлен в Италии в 1922 году и имел целью возрождение величия Римской империи путем твердой государственной власти. Однако, распространить свой контроль на все сферы жизни общества он так и не сумел. Не только в экономической, но даже и в политической жизни итальянский фашизм был несколько ограничен влиянием в обществе короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви.

Национал социализм. Как политический режим утвердился в Германии в 1933 году. Возникнув позже коммунистического тоталитаризма и фашизма он позаимствовал у них все основные черты, характеризующие данный режим, трансформировав их с учетом своей специфики. По аналогии с фашизмом была провозглашена цель — достижение мирового господства арийской paсы. Революционные и социалистические лозунги, формы организации государства и партии и даже обращение — «товарищ» были взяты из опыта советского коммунизма. Однако сменив социальную ориентацию с рабочего класса на германскую нацию в целом они определили тем самым направление своей агрессивности — не против собственных граждан, а против других народов 1(См.: Основы политологии. Москва.: МГУ. 1992г. С. 199.). .

2. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим. От первого его отличает значительно большая степень свободы, предоставляемой гражданам. От. второго — не ограниченный законами характер власти.

Сущность авторитаризма можно определить как неограниченную власть субъекта, которая не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества в других сферах жизни и деятельности. Основным принципом его функционирования является: « разрешено всё, кроме политики ».

От тоталитарного режима авторитаризм отличает следующее:

— наличие четко разработанной единой идеологии не является обязательным;

— отсутствует всеобъемлющий государственный контроль за неполитическими сферами общественной жизни;

— государство допускает самостоятельность и даже инициативу в экономической и социальной сферах, не вмешивается в частную жизнь граждан;

Читайте также:  Способы переоценки основного фонда

— сила по отношению к населению собственной страны используется в самых крайних случаях.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что вопросы обеспечения собственной безопасности занимают приоритетное место в деятельности авторитарной власти. В случае возникновения и тем более проявления недовольства действиями властей незамедлительно следует существенное ограничение прав и свобод граждан, ужесточение политического курса, если необходимо, то и применение силы.

Подводя итог рассмотрению авторитаризма следует отметить, что данный режим является одним из самых распространенных в историй человечества и может проявляться в различных формах (монархия, республика, военная хунта и т. д.). В современных условиях наиболее часто встречается в регионах хронической политической нестабильности (Африка, Азия и Латинская Америка) и выполняет роль переходного этапа на пути к тоталитаризму (пример — режим Ф. Кастро на Кубе) или демократии (Чили, Южная Корея, Таиланд).

3. Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Необходимо признать, что идеального демократического режима не существует ни в одном из государств мира. Однако, анализ политической жизни тех стран, которые наиболее приблизились к идеалу позволяет сформулировать рад общих, объединяющих черт:

1. Признание народа источником власти и предоставление ему права формировать представительные органы путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании.

2. Реализация на практике принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, наличие системы «сдержек и противовесов» в отношениях между ними.

3. Реальная многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих и рамках Конституции.

4. Принятие политических решений большинством населения при уважении интересов и прав меньшинства.

Основным принципом функционирования демократического режима является: « разрешено всё, кроме того, что запрещено ». Однако мало провозгласить тот или иной режим демократическим. Известно, что даже гитлеровская Германия в своей пропаганде именовала III Рейх демократическим правовым государством. Нужны механизмы, гарантирующие функционирование системы в демократическом режиме. Таковыми являются:

1. Создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.

2. Ликвидация привилегий, связанных с обладанием властью.

3. Наличие возможностей своевременного и полного политического информирования граждан.

4. Гарантированное право каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Завершая анализ разновидностей политических режимов следует отметить, что в отдельных изданиях делается попытка разделить демократический режим на либеральный и собственно демократический. Первый в таком случае выступает переходной формой от авторитаризма к демократии. Представляется, что данная точка зрения вполне обоснована, но требует углубленного изучения.

Вопросы для повторения и контроля:

Из каких подсистем состоит общество и какое место в структуре общества занимает политическая система?

Раскройте сущность и структуру политической системы общества.

Что представляет собой политическая организация и из каких компонентов она состоит?

В чём сущность политического режима, от каких факторов зависит его установление и что он призван обеспечить?

Какие политические режимы вы знаете?

Проведите сравнительный анализ тоталитарного и авторитарного политических режимов.

В чём особенности демократического политического режима?

Панарин А. С. Политология. Москва.: Проспект. 2001г. ( Раздел №3. Политические системы современности. С.70.).

Политология. Под редакцией Марченко М. Н. Москва.: Зеркало. 2000г. ( Лекция №14. Политическая система общества. С.264.).

Политология. Практикум по курсу. Под редакцией Василика М. А. Москва.: Гардарики. 2000г. ( Тема №7. Политическая система общества. С.91.).

Источник

Политический режим как способ функционирования политической системы

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen – управление). Политический режим – это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Понятие политического режима получило распространение в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

Понятие политического режима и его основные характеристики

Политический режим – это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим определяется следующими признаками:

− степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

− соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

− гарантированностью прав и свобод личности;

− характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе;

− степенью реализации политической власти непосредственно народом;

− положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

− местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

− соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;

− характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

− типом политического поведения;

− характером политического лидерства;

− учетом интересов меньшинства при принятии политических решений;

− доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

Читайте также:  Способы для поддержания микроклимата

− степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

− принципами взаимоотношения общества и власти;

− политическим и юридическим положением и ролью в обществе «силовых» структур государства

(армии, полиции, органов государственной безопасности);

− мерой политического плюрализма, многопартийности;

− существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответствен- ности должностных лиц, включая самых высших.

Источник

Условия функционирования демократического режима

Политический режим как способ организации и функционирования власти

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen- управление). Политический режим — это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Понятие политического режима получило распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

Политический режим определяется следующими признаками:

степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;

характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;

положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

типом политического поведения; характером политического лидерства;

учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;

политическим и юридическим положением и ролью в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);

мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Политический и государственный режимы

Различаются понятия «политический режим » и «государственный режим». Если политический режим в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то государственный — есть среда и условия существования политической жизни общества, иными словами — является политическим климатом данного общества.

Понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

Политический резким обеспечивает:

стабильность политической власти;

— управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

— достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется.

= уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией;

= развитостью общественно-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием и поведением; доминирующим в обществе типом легитимности.

Условия функционирования демократического режима

Понятие «демократия «(от греч. demos — народ и kratos — власть) означает народовластие, власть народа.

Демократический режим — это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосований;

наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Условия функционирования демократического режима.

наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;

наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против Действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

Авторитарный режим

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.

Читайте также:  Решение задач ответы алгебраическим способом

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;

монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности
властям;

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

рекрутирование (формирование) политической элитыпутем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.

Сохраняются авторитарные режимы с помощью аппарата принуждения и насилия – армии. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни. В таких условиях рядовые граждане вынуждены платить налоги, повиноваться законам без личного участия в их обсуждении. Слабые стороны авторитаризма – полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращать политические авантюры или произвол, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Существующие в авторитарных государствах демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим; исключается деятельность других политических партий и организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии. Представительные органы на всех уровнях превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура, межличностные отношения, т.е. в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

Достоинство авторитарного режима – высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, авторитаризм был желаемым режимом в ряде стран после Второй мировой войны, на фоне существовавших в мире острых экономических и социальных противоречий.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

За последние годы очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к свободе и ответственности, уважению закона и прав человека, демократия действительно дает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Источник

Оцените статью
Разные способы