Политический процесс это способы

Обществознание. 11 класс. Политический процесс.

Обществознание. 11 класс.

Политический процесс.

Политический процесс – это совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

Политический процесс отражает технологию осуществления власти, принятия и воплощения в жизнь политических решений.

Структура политического процесса, то есть его элементы:
  • субъект;
  • объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
  • средства, методы, исполнители процесса;
  • ресурсы – это могут быть знания, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Субъекты политического процесса:
  • государство,
  • социальные, этнические, конфессиональные группы,
  • политические институты,
  • граждане как индивиды,
  • граждане как совокупность избирателей (электорат).

Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои интересы и требования посредством принимаемых государством управленческих решений.

Этапы принятия политических решений.

Подготовительный этап.

Содержание:

формирование круга проблем, которые необходимо решать политическим средствами.

Участники:

формальные и неформальные объединения политиков, экспертов, политические партии, государственные органы и должностные лица, СМИ.

Этап принятия решений.

Содержание:

  • формирование долгосрочных и краткосрочных декларативных и фактических целей политического развития;
  • разработка альтернативных вариантов действий для достижений необходимых результатов;
  • выбор оптимального политического решения проблем.

Участники:

должностные лица государства, политики, политические партии.

Этап реализации политических решений.

Содержание:

  • придание решениям правовой формы,
  • определение адреса, круга лиц и организаций, ответственных за исполнение,
  • осуществление административных мероприятий для воплощения в жизнь принятых решений.

Участники:

органы власти различного уровня, правоохранительные органы, социальные группы, политическая оппозиция.

Виды политических процессов.
  • базовые – проходят на общенациональном уровне, охватывает всё общество, население участвует в государственном управлении; это процессы, влияющие или ведущие к изменению системных свойств политической жизни (например, процесс формирования властных структур государственного уровня).
  • периферийные – проходят на региональном или местном уровне, это и формирование отдельных политических ассоциаций (партий, групп), развитие местного самоуправления; характеризуются менее существенными изменениями, не оказывающими существенного влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
  • открытые (явные) – протекают гласно, открыто; политические интересы граждан проявляются систематически в электоральных волеизъявлениях, программах партий и общественных движений;
  • закрытые политические процессы характеризуется полным произволом государственной власти, на население оказывается жесткое давление; граждане государства оказываются полностью отстраненными от управления государством.
  • теневые – характеризуются закрытостью, бесконтрольностью, базируются на официально не оформленных институтах и центрах власти, которые не были легитимизированы и признаны обществом.
  • внутриполитические – протекают в рамках одной страны;
  • внешнеполитические – развёртываются на международном уровне.
  • консенсусные – ориентированные на сотрудничество;
  • конфликтные – ориентированные на соперничество.
Читайте также:  Как накачать ноги домашним способом

По характеру участия масс:

  • демократические процессы – в них сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия;
  • недемократические – характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов.

По характеру протекания:

  • революционный процесс – развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней, характеризуется быстрым качественным изменением власти, использованием как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима;
  • эволюционный процесс — характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, легитимностью власти.

По общественной направленности:

  • инновационный политический процесс – направленный на внедрение новых политических институтов;
  • стабилизирующий – направленный на сохранение всего ценного в существующих структурах;
  • консервативный – направленный на сохранение всех старых институтов и форм взаимодействия;
  • реакционный – заинтересованный в восстановлении институтов прошлого.

Источник

Политический процесс

Содержание:

↑ Особенности политического процесса.

Взаимодействие субъектов политики (личность, группа, класс, государство) по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

Политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений.

Политический процесс – это деятельность общественных организаций, политических партий, социальных групп и индивидов, преследующих определенные политические цели.

Особенности политического процесса:

  • данный процесс, как правило, складывается из бесконечной суммы политически значимых действий, включенных в него участников – субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодежные, женские и другие организации, СМИ)
  • эти действия связаны с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества.
  • эти действия оказывают самые серьезное влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений.

↑ Структура политического процесса

1) Субъект политического процесса – это индивид или группа лиц, которые преследуют какие-либо политические цели.
Субъектами политического процесса также выступают: государство, политические элиты, классы, нации, мировое сообщество.

2) Участник политического процесса.
В отличие от субъекта участник политического процесса, как правило, не заинтересован в достижении политических целей, а зачастую случайно вовлечен в политические события (выборы, референдум).

2) Объект политического процесса — политическая проблема.

↑ Типы (виды) политических процессов

С позиции осуществления власти политические процессы делятся на

1) Демократические
2) Недемократические

1) Демократический тип характеризуется следующими основными принцами:

  • конституционность и легитимность политического процесса;
  • приоритет интересов большинства социальных групп населения;
  • правовая защита интересов социального меньшинства;
  • корректность взаимоотношений между правящей властью и оппозицией;
  • гражданский контроль деятельности органов государственной власти;
  • правовое обеспечение невозможности концентрации и централизации власти в обществе;
  • приоритетность прав человека и гражданина;
Читайте также:  Способ отличать лошадей бдо

2) Недемократический тип характеризуется следующими основными принципами:

  • тоталитарный политический режим;
  • верховенство интересов малой группы лиц;
  • отсутствие гражданского общества;
  • нарушение прав человека и гражданина.

    1) Внутриполитический процесс
    2) Внешнеполитический (международный процесс)

    С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений:

    1) Базовые (характеризуют изменения в различных областях политической жизни);
    2) Периферийные (выражают изменения в не столь значимых для общества областях);
    3) Явные (интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти);
    4) Скрытые (опираются на деятельность публично неоформленных политических институтов и центров власти).

    ↑ Этапы (стадии) политического процесса

    1) Формулирование политической проблемы;
    2) Выдвижение проблем на повестку дня политики;
    3) Принятие политического решения;
    4) Исполнение принятых решений;
    5) Контроль над функционированием и направлением развития политической системы общества
    6) Оценка исполнения, эффективности и значения принятых политических решений.

    Политико-управленческое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.

    Процесс принятия политических решений, его основные этапы:
    1) Анализ потребностей общества, выработка решений
    2) Выбор наиболее эффективного решения
    3) Легитимация (принятия закона)
    4) Реализация принятых решений и контроль за их исполнением.

    Эффективность политического решения зависит от следующих факторов:

    Координации — поскольку в политическом процессе всегда принимает участие множество людей с высокой степенью различия в интересах, то существует постоянная необходимость в согласовании их усилий;

    Корреляции — внесение изменений в тактику движения, политического действия, ибо обстоятельства постоянно изменяются;

    Программирования — осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, методов, ресурсов (знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.) для их реализации. Возможность выхода политического процесса из-под контроля ставит проблему ответственности за принятие политического решения. От рациональности и эффективности принимаемых решений во многом зависит устойчивость политической системы общества

    Стадия контроля над функционированием политической системы общества завершает определённый цикл политического процесса. Однако политический процесс на этом не кончается. Вслед за ним (а вернее, не дожидаясь его окончания) начинается другой цикл политического процесса, затем третий и т. д. — пока длится существование самой политической системы.

    Источник

    Особенности политического процесса

    Политический процесс — определение и содержание

    Политический процесс — это совокупность политических событий и явлений, изменяющихся в результате взаимодействия политических субъектов. Выступает как способ функционирования политической системы, обеспечивает ее развитие и существование.

    Содержание каждого процесса зависит от черт отдельной системы и национального режима. В демократиях гражданам предоставляют широкие права, и они активно влияют на процесс. В тоталитарном государстве процесс протекает без участия населения, и все функции полностью принадлежат верховной власти.

    Характерные черты процесса:

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    • состоит из политически значимых действий участников;
    • влияет на состояние политической системы;
    • влияет на работу власти по принятию управленческих решений;
    • осуществляется с момента возникновения государства.

    Структура:

    • субъекты и участники;
    • объекты;
    • средства и ресурсы, направленность и методы достижения целей.

    Объектом является политическая проблема.

    Субъекты:

    • инициаторы — заявляют о проблеме;
    • исполнители — обладают полномочиями для принятия решений по ситуации и приведению их в исполнение.

    Также существует еще одна классификация участников по уровню вовлеченности:

    • участники социального уровня — группы, классы этносы;
    • представители институционального слоя — государство, партии, университеты, профсоюзы;
    • функциональные группы — армия, церковь, СМИ, службы безопасности.

    Виды процессов

    По значимости для общества:

    • базовый влияет на деятельность большинства субъектов, затрагивает важные области;
    • частный распространен в отдельных сферах жизни.

    По масштабу действия и территории:

    • внутренний проходит в рамках одной страны;
    • в международный вовлекаются разные государства, международные сообщества.

    По публичности:

    • открытый, когда решения власти принимаются публично, через голосование граждан на выборах, с учетом мнения общества;
    • теневой, когда государственные решения принимаются тайно и бесконтрольно, а граждане не участвуют в политической жизни страны.

    По способу достижения результата:

    • консенсусный ориентирован на сотрудничество и достижение согласия между сторонами;
    • конфликтный возникает на основе конкуренции.

    По степени правовой культуры и легитимности выделяют демократический и недемократический.

    Признаки демократического:

    • конституционный и законный характер;
    • защита интересов граждан;
    • свобода оппозиции;
    • гражданский контроль деятельности органов власти;
    • защита интересов меньшинств.

    Особенности недемократического:

    • тоталитарный режим;
    • отсутствует институт правового общества;
    • преобладают интересы узких слоев населения;
    • нарушаются права гражданина.

    По длительности существования различают долговременные и кратковременные.

    По типу изменений различают избирательный механизм, революцию, контрреволюцию, восстание, реформы, прямые действия.

    Относительно устойчивости протекания классифицируют стабильный и нестабильный политические процессы.

    Для стабильного характерны устойчивые формы политических структур и определенность отношений между субъектами.

    Нестабильный существует в условиях кризиса, когда прежний режим оказывается не в состоянии реагировать на потребности населения. Не поддается планированию.

    Источник

    Читайте также:  Кто хочет ищет способ кто не хочет ищет причину что значит
Оцените статью
Разные способы