Политические режимы как способы функционирования

Политический режим как способ функционирования политической системы

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen – управление). Политический режим – это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Понятие политического режима получило распространение в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

Понятие политического режима и его основные характеристики

Политический режим – это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим определяется следующими признаками:

− степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

− соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

− гарантированностью прав и свобод личности;

− характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе;

− степенью реализации политической власти непосредственно народом;

− положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

− местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

− соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;

− характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

− типом политического поведения;

− характером политического лидерства;

− учетом интересов меньшинства при принятии политических решений;

− доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

− степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

− принципами взаимоотношения общества и власти;

− политическим и юридическим положением и ролью в обществе «силовых» структур государства

(армии, полиции, органов государственной безопасности);

− мерой политического плюрализма, многопартийности;

− существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответствен- ности должностных лиц, включая самых высших.

Источник

§ 2. Политический режим как способ функционирования политической системы

Дальнейшее рассмотрение политических систем объективно подводит нас к пониманию необходимости определения понятия, позволяющего классифицировать их по функционально-деятельностному показателю. Таким понятием является политический режим.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране ,отражающий уровень политической свободы и отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Установление того или иного политического режима в конкретной стране зависит от ряда факторов. Основными из них являются:

1. Уровень развития и интенсивность общественно-политических процессов.

2. Структурированность правящей элиты.

3. Состояние отношений между элитой, бюрократией (чиновничьим аппаратом) и гражданами.

4. Развитость общественно-политических традиций, господствующие в обществе политическое сознание и поведение.

Политический режим призван обеспечить:

1. Стабильность политической власти.

2. Управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений.

3. Достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты 1( См.: Альбом схем по политологии. Краснодар. Законодательная инициатива. 1995г. С.80.). .

Какие политические режимы существуют в современном мире? Условно можно выделить три основных.

1. Тоталитарный режим (от позднелатинского слова « tjtal » целостность, полнота) порожден специфическими условиями XX столетия. В политический лексикон данное понятие было введено Б. Муссолини в 1925 году для характеристики своего движения. Несколько позже (в конце 20-х годов) английская газета «Таймс» использовала данный термин для характеристики политического строя в СССР. К середине XX столетия относится и период наиболее активного формирования теории тоталитаризма. Основные ее положения изложены в работах Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 г.) и X. Арендта «Истоки тоталитаризма» (1951 г.), а также К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и ав­тократия» (1956 г.).

Итак, что же представляет собой тоталитарный режим?

Главной его отличительной особенностью является всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной жизни коллектив­ным целям и официальной идеологии. Девиз « запрещено всё, кроме того, что прикажут », — наиболее точно характеризует сущность этого режима.

По мнению отдельных — авторов 1( См.: Хайек Ф. Дорога к рабству.// Новый мир.1991г. №7-8.). первоисточники тоталитаризма следует искать в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, но оставляющей места для индивидуальной свободы. Эти доли достигаются посредством создания жестко централизованной системы экономического и социального планировании. Ее функционирование, в свою очередь, возможно лишь в условиях абсолютной власти и массовой поддержки, что обеспечивается с помощью гипертрофированного роста институтов власти, социального контроля и систематической обработки населения, насаждения единой идеологической веры, а также подавления всякого инакомыслия. Единая сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан, ибо это угрожает всему целому. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства.

Перечисленное выше в большей или меньшей степени присуще всем государствам, в которых имели место тоталитарные режимы. Вместе с тем, существуют и отличия, позволяющие условно разделить их на три группы:

Коммунистический тоталитаризм представляет собой исторически первую и классическую форму тоталитаризма. Началом его формирования принято считать 1918 год, когда были заложены основы военно-коммунистической системы в нашей стране, достигшей своего совершенства в период «сталинизма».

Фашизм. Был установлен в Италии в 1922 году и имел целью возрождение величия Римской империи путем твердой государственной власти. Однако, распространить свой контроль на все сферы жизни общества он так и не сумел. Не только в экономической, но даже и в политической жизни итальянский фашизм был несколько ограничен влиянием в обществе короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви.

Читайте также:  Как избавиться быстро от прыщей домашними способами

Национал социализм. Как политический режим утвердился в Германии в 1933 году. Возникнув позже коммунистического тоталитаризма и фашизма он позаимствовал у них все основные черты, характеризующие данный режим, трансформировав их с учетом своей специфики. По аналогии с фашизмом была провозглашена цель — достижение мирового господства арийской paсы. Революционные и социалистические лозунги, формы организации государства и партии и даже обращение — «товарищ» были взяты из опыта советского коммунизма. Однако сменив социальную ориентацию с рабочего класса на германскую нацию в целом они определили тем самым направление своей агрессивности — не против собственных граждан, а против других народов 1(См.: Основы политологии. Москва.: МГУ. 1992г. С. 199.). .

2. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим. От первого его отличает значительно большая степень свободы, предоставляемой гражданам. От. второго — не ограниченный законами характер власти.

Сущность авторитаризма можно определить как неограниченную власть субъекта, которая не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества в других сферах жизни и деятельности. Основным принципом его функционирования является: « разрешено всё, кроме политики ».

От тоталитарного режима авторитаризм отличает следующее:

— наличие четко разработанной единой идеологии не является обязательным;

— отсутствует всеобъемлющий государственный контроль за неполитическими сферами общественной жизни;

— государство допускает самостоятельность и даже инициативу в экономической и социальной сферах, не вмешивается в частную жизнь граждан;

— сила по отношению к населению собственной страны используется в самых крайних случаях.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что вопросы обеспечения собственной безопасности занимают приоритетное место в деятельности авторитарной власти. В случае возникновения и тем более проявления недовольства действиями властей незамедлительно следует существенное ограничение прав и свобод граждан, ужесточение политического курса, если необходимо, то и применение силы.

Подводя итог рассмотрению авторитаризма следует отметить, что данный режим является одним из самых распространенных в историй человечества и может проявляться в различных формах (монархия, республика, военная хунта и т. д.). В современных условиях наиболее часто встречается в регионах хронической политической нестабильности (Африка, Азия и Латинская Америка) и выполняет роль переходного этапа на пути к тоталитаризму (пример — режим Ф. Кастро на Кубе) или демократии (Чили, Южная Корея, Таиланд).

3. Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Необходимо признать, что идеального демократического режима не существует ни в одном из государств мира. Однако, анализ политической жизни тех стран, которые наиболее приблизились к идеалу позволяет сформулировать рад общих, объединяющих черт:

1. Признание народа источником власти и предоставление ему права формировать представительные органы путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании.

2. Реализация на практике принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, наличие системы «сдержек и противовесов» в отношениях между ними.

3. Реальная многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих и рамках Конституции.

4. Принятие политических решений большинством населения при уважении интересов и прав меньшинства.

Основным принципом функционирования демократического режима является: « разрешено всё, кроме того, что запрещено ». Однако мало провозгласить тот или иной режим демократическим. Известно, что даже гитлеровская Германия в своей пропаганде именовала III Рейх демократическим правовым государством. Нужны механизмы, гарантирующие функционирование системы в демократическом режиме. Таковыми являются:

1. Создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.

2. Ликвидация привилегий, связанных с обладанием властью.

3. Наличие возможностей своевременного и полного политического информирования граждан.

4. Гарантированное право каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Завершая анализ разновидностей политических режимов следует отметить, что в отдельных изданиях делается попытка разделить демократический режим на либеральный и собственно демократический. Первый в таком случае выступает переходной формой от авторитаризма к демократии. Представляется, что данная точка зрения вполне обоснована, но требует углубленного изучения.

Вопросы для повторения и контроля:

Из каких подсистем состоит общество и какое место в структуре общества занимает политическая система?

Раскройте сущность и структуру политической системы общества.

Что представляет собой политическая организация и из каких компонентов она состоит?

В чём сущность политического режима, от каких факторов зависит его установление и что он призван обеспечить?

Какие политические режимы вы знаете?

Проведите сравнительный анализ тоталитарного и авторитарного политических режимов.

В чём особенности демократического политического режима?

Панарин А. С. Политология. Москва.: Проспект. 2001г. ( Раздел №3. Политические системы современности. С.70.).

Политология. Под редакцией Марченко М. Н. Москва.: Зеркало. 2000г. ( Лекция №14. Политическая система общества. С.264.).

Политология. Практикум по курсу. Под редакцией Василика М. А. Москва.: Гардарики. 2000г. ( Тема №7. Политическая система общества. С.91.).

Источник

Тема 3. «Политические режимы»

Понятие политического режима.

Признаки политического режима.

Тоталитарный режим (понятие и основные признаки).

Авторитарный режим (понятие и основные признаки).

1) Понятие политического режима.

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. «regimen» — управление).

Читайте также:  Самый легкий способ прогулять школу

Политический режим — это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности. Понятие политического режима получило распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

2) Признаки политического режима.

Политический режим определяется следующими признаками:

степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;

характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;

положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

типом политического поведения; характером политического лидерства;

учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;

политическим и юридическим положением и ролью в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);

мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

3) Тоталитарный режим и его признаки

Тоталитарный режим — это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX века.

В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом, власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Признаки тоталитарного режима:

государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

4) Понятие и основные черты авторитарного режима

Авторитарный (от лат. «autoritas» — власть) режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа.

Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;

наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;

ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;

отсутствие огромного репрессивного аппарата;

разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным.

Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Признаки демократического режима:

— население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— существование гражданского общества с его развитой структурой;

— реальное осуществление правового государства;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

Читайте также:  Способы деятельности при историческом анализе

— легитимность государственной власти;

— “ силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

— во всех сферах общественной жизни господствует закон;

— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

— в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

— гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Ответственный плюра лизм

Ограниченный, безответ ственный плюрализм; может быть слабая оппозиция

Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть)

Нет (партия все еще формально монополизи рует власть)

Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка

Социальный и экономический плюрализм

Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики

Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция часто создает «вторую культу ру», «параллельное общество» или теневую экономику)

Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические вмешательства

Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности

Нет четко разработанной руководящей идеологии

Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающей достижимую в будущем утопию

Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются привер женность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагмати ческий консенсус

Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии

Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной, соблюдающей правила оппозиции

Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев

Экстенсивная мобилиза ция в большое число созданных режимом организаций; мобилиза ция основана на энтузиазме

Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддер живает необходимые конформизм и покорность

Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия над группами, указанными султаном

Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно

Власть лидера (малой группы правителей) огра ничена вполне предсказу емыми, но плохо определенными нормами

Неопределенные границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизма тического; рекрутирование на высшие посты зависит от приверженности и успешной карьеры в парторганизации

Высшие лидеры практически не бывают харизматиками; их рекрутируют из офици альной партии, а деятельность в основном ограничивается парт- структурами, процедурами и механизмами «внутренней демократии»

Лидерство сильно персонифицировано; отсутствуют рациональ но-легальные ограничители; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечивающих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.

Основными причинами возникновения государства являются:

1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;

2) появления частной собственности на продукты и орудия труда;

3) классовое расслоение общества.

Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

К элементам формы государства относятся: форма правления, как порядок организации высшей государственной власти, образования ее органов и особенностей ее взаимодействия с населением; форма государственного устройства, т. е. территориальная организация государственной власти и государственно-правовой режим, отражающий систему приемов и способов осуществления власти.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека (царя, султана, императора, короля и т. д.).

Типичные признаки монархии:

1) монарх наследует власть, осуществляет ее пожизненно и бессрочно;

2) монарх выступает от имени всего народа, тем самым персонифицируя государство;

3) монарх выполняет как функции главы государства, так и законодательную и исполнительную власть, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Выделяют абсолютную монархию, когда государственная власть по закону полностью принадлежит одному человеку (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия) и конституционную, которая, в свою очередь, разделяется на парламентарную (Англия, Япония) и дуалистическую (Марокко, Иордания).

При парламентарной монархии правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, указы монарха приобретают юридическую силу только при согласии соответствующего министра. При дуалистической монархии власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) признание народа формально-юридическим источником власти.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Турция) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) – совместно президент и парламент.

Источник

Оцените статью
Разные способы