Политические режимы как способ реализации власти
Название работы: Политический режим как способ осуществления власти
Предметная область: Политология и государственное регулирование
Описание: Политический режим как способ осуществления власти Политический режим совокупность методов технических приемов осуществления государственной власти. Выделяют следующие элементы или аспекты политического режима: Способы формирования органов государственной власти.
Дата добавления: 2015-06-12
Размер файла: 48.5 KB
Работу скачали: 10 чел.
Тема 6. Политический режим
1.Политический режим как способ осуществления власти
Политический режим совокупность методов, технических приемов осуществления государственной власти.
Выделяют следующие элементы (или аспекты) политического режима :
- Способы формирования органов государственной власти. Способы формирования органов государственной власти и управления могут быть разными — выборы или назначения, широкое обсуждение кандидатур либо единоличное распоряжение какого-либо лица (диктатора).
- Реализация принципа разделения властей , существование системы сдержек и противовесов. Для того, чтобы предотвратить возникновение абсолютной власти, различные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) не должны соединяться в руках одного органа, а должны быть разграничены. Анализ политического режима позволяет выявить единство и разделение власти, функции и полномочия законодательной, исполнительной, судебной властей и их иерархию.
- Распределение власти между различными социальными силами, проблема участия различных социальных групп в осуществлении власти, степень представленности и учета разнообразных интересов. Анализ политического режима позволяет ответить на вопрос, кто и почему обладает наибольшей «долей» власти в данном обществе. Государственная власть в целом и различные ее ветви могут быть монополизированы какой-либо одной или несколькими социальными группами.
- Система методов осуществления политической власти. В практике политического властвования и управления существует многообразие методов: политические и неполитические, экономические и внеэкономические, духовно-идеологические, принудительные методы и методы саморегуляции людей, основанной на добровольном ценностном подчинении власти, методы либерализма, сдерживания, пресечения, подавления субъектов политики, компромисса, взаимного согласования позиций, прямого и косвенного насилия и т. д.
- Политическая плюралистичность или монистичность общества, тип партийной системы (одно-, многопартийная), статус политических партий, их взаимоотношения с государством, существование и статус политической оппозиции и ее взаимоотношения с государственной властью.
Политический плюрализм — состояние соперничества множества относительно независимых, автономных социальных групп и их организаций в борьбе за власть либо влияние на власть, отсутствие единого и общепризнанного центра власти.
Политический монизм характеризуется монополией какой-либо одной группы или организации на власть, созданием юридических и фактических преимуществ одной группе в осуществлении власти.
- Политический и юридический статус и роль в обществе силовых структур государства, то есть определяются функции армии, полиции (милиции), судов и органов безопасности в обществе и их направленность. Оценивается правовые или неправовые основы деятельности этих органов, наделение их несвойственными функциями (борьбы с инакомыслием, оппозицией и т. д.).
Политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе. При анализе политического режима необходимо выяснить степень свободы средств массовой информации, их взаимоотношения с государственными органами и правящими группами (в чьих руках находится печать), наличие свободных негосударственных печатных органов, подцензурность печати, радио, телевидения, средств массовых коммуникаций.
Система прав и свобод личности , степень и гарантии их реализации. Исследуя режим, необходимо выяснить следующие аспекты: происходит ли ограничение, урезывание прав личности, есть ли нарушения прав человека в стране и каковы масштабы этих нарушений, гарантированы ли права человека, какие права обладают приоритетом — права государства или права личности, осуществляется ли защита прав и свобод личности.
2. Типология политических режимов
Наиболее распространенной типологией политических режимов является выделение тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Критерием данной классификации является степень демократичности режима.
« Тоталитарный» (от лат. — целостный, охватывающий все в целом) политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и общества в целом . Тоталитаризм как тип политического режима возник в ХХ веке.
По характеру различают:
- тоталитаризм фашистского типа (Италия, Германия);
- коммунистического типа (СССР, Китай, Куба, КНДР и др.)
Впервые в западной политологии определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в книге «Тоталитарная диктатура и автократия». Они выделили 6 н аиболее характерных признаков тоталитаризма:
- Однопартийная система , возглавляемая харизматическим лидером («отец нации», «великий вождь», «спаситель народа»).
- Официальное господство одной идеологии . Преследование инакомыслящих.
- Монополия государства на средства массовой информации («четвертую власть»).
- Монополия государства на все средства вооруженной борьбы .
- Постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство внутренней политики.
- Жестко централизованная система управления экономикой (АКС).
Авторитарный режим — политический режим, установленный и навязанный такой формой политической власти, которая концентрирована в руках одного человека или в одной ее органе и снижает роль других (прежде всего представительных) ее институтов; не допускается политическая оппозиция, но сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.
- Автократизм , концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы.
- Недооценка (порой игнорирование) принципа разделения властей .
- Наличие у государства лишь ключевых , решающих рычагов регулирования общественной жизни.
- Отсутствие огромного репрессивного аппарата.
- Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций.
- Разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством.
- Присутствие некоторых элементов демократии ( выборы ).
- СМИ более свободны, но может существовать цензура , как социальный государственный институт.
- Типичная форма поведения граждан конформизм , политическое отчуждение.
- Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху , а не конкурентной электоральной борьбой.
В отличие от тоталитарного при авторитарном режиме существует определенная свобода поведения человека, государство так жестко не регламентирует частную жизнь граждан.
При авторитарном режиме диктатор может быть смещен в результате борьбы за власть политической элиты, при тоталитаризме диктатор не зависит от социальных групп и правящей элиты.
При авторитаризме нет единой идеологии, она основана на размытой концепции национального интереса. Тоталитарный же режим требует активности каждого члена общества (поддержка идеологии, демонстрация любви к вождю и ненависти к врагам режима, не терпит пассивности и равнодушия).
Демократический политический режим способ функционирования политической системы, организация общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:
- Органы государственной власти формируются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
- Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Высокая степень развитости гражданского общества ; оно контролирует государство, всю политическую систему.
- В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство правовое.
- Многопартийность , наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции.
- Легальная оппозиция имеет все политические права и свободы. Она неотъемлемый элемент политического процесса.
- Средства массовой информации свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.
- Силовые структуры (армия, полиция, спецслужбы) обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они — вне политики. Функцию правопорядка выполняют полиция и суды, а не армия и спецслужбы.
9.Граждане имеют большой объем прав и свобод , не только провозглашаемых, но и гарантированных законами и всей социальной системой.
10. Идеологический плюрализм , отсутствие какой-либо официальной идеологии.
Источник
Политические режимы. Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
Рассмотрим соотношение понятий «политический» и «государственный». Одни ученые считают эти категории тождественными, другие — понятие «политический режим» считают более широким, ибо оно включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только государства, но и политических партий, движений, общественных объединений и организаций.
Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из типа «политического режима» делают выводы о принципах организации политического устройства данного общества.
Признаки политического режима:
— степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
— гарантированность прав и свобод личности;
— характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
— степень реализации политической власти непосредственно народом;
— положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
— место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
— соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
— характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
— тип политического поведения;
— характер политического лидерства;
— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
— доминирование определенных методов (убеждения/принуждения) при осуществлении политической власти;
— степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
— принципы взаимоотношения общества и власти;
— политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
— мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
— существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших,
Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».
В зависимости от особенностей набора методов и средств реализации государственной власти различают два полярных режима — демократический и недемократический.
Признаки демократического режима:
— население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
— существование гражданского общества с его развитой структурой;
— реальное осуществление правового государства;
— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
— легитимность государственной власти;
— «силовые» структуры находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами;
— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
— во всех сферах общественной жизни господствует закон;
— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
— в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;
— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);
— гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;
— реальное действие принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
К недемократическим типам политического режима относятся:
1. Авторитарный тип политичекого режима — государственно-политическое устройство общества, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа.
Признаки авторитарного политического режима:
— в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
— игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
— ограниченна роль представительных органов власти;
— суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;
— сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
— в качестве методов государственного управления доминируют командно-административные с широким задействованием административного ресурса;
— сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;
— нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни (за исключением политической);
— существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать имитация многопартийности;
— права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);
— личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
— «силовые» структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;
— высокая роль политического лидера.
2. Тоталитарный тип политического режима характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного политического режима:
— государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
— общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании (государства чисто фашистского типа);
— монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией вплоть до личной жизни, до мотивов и поступков людей;
— абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
— государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
— доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
— господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
— права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;
— экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;
— наличие одной официальной идеологии, фактическое устранение плюрализма;
— централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
— бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
— отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
— государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
Источник