Права и свободы человека и гражданина
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
- соблюдение Конституции и законов РФ;
- осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
- сохранение окружающей среды;
- защита Отечества, несение военной службы;
- забота о детях;
- забота о нетрудоспособных родителях;
- получение основного общего образования;
- сохранение исторического и культурного наследия.
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
- естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
- права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные)
- политические
- экономические
- социальные
- культурные
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
Методические советы учителям
При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.
Источник
Политические права и свободы граждан
Гражданину принадлежат определенные права и свободы, необходимые для участия в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства. Их принято называть политическими правами и свободами. Политические права призваны обеспечить, с одной стороны, самостоятельность и независимость человека при решении общественных или государственных дел, а с другой — его активное включение в жизнь страны или отдельных коллективов. Эти права позволяют лицу совместно с другими участвовать в решении дел, стоящих перед обществом и государством, оказывать влияние на властные структуры.
Рассмотрим политические права и свободы граждан подробно:
- право участвовать в управлении делами государства,
- право избирать и быть избранным,
- право участвовать в референдуме,
- право на объединение,
- свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования,
- право на личные и коллективные обращения в орган государства и местного самоуправления,
- право на равный доступ к гражданской службе,
- право на альтернативную гражданскую службу,
- право на участие в отправлении правосудия.
Наиболее общим выражением политических прав и свобод граждан Российской Федерации является право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 45 Конституции РТ). Это право реализуется в ряде более узких по содержанию, но практически осуществляемых правах и свободах. К ним относятся: избирательное право, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на доступ к государственной службе и отправлению правосудия; право на свободное проведение собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирование; право на объединение в политические партии, общественные организации, профессиональные союзы; право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Граждане имеют политическое право участвовать в управлении делами государства посредством референдума — всенародного голосования по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Примером непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами общества и государства служит всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
В Российской Федерации и Республике Татарстан действует множество общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности. Право на объединение в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей предполагает, во-первых, образование гражданином на добровольной основе совместно с другими гражданами любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной формы), во-вторых, вступление гражданина в существующие общественные объединения, представляющие его интересы, в-третьих, воздержание от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ, ст. 44 Конституции РТ). Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Государственная служба выступает как форма осуществления нрава на управление делами государства. Правом поступления на государственную службу обладают граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком и имеющие профессиональное образование. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. По закону есть ограничения в принятии на государственную службу или занятие государственной должности. Это, к примеру, возможно в случаях признания гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий.
Граждане Российской Федерации и Республики Татарстан могут участвовать в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах, то есть отправлении (осуществлении) правосудия, в качестве присяжных заседателей и народных заседателей.
К неотъемлемым политическим правам и свободам личности относится право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ, ст. 43 Конституции PT). Через эти мероприятия граждане могут выразить свою волю и воздействовать на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и их публичного выражения. Это политическое право помогает обеспечить реальное народовластие. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении рассматриваемых мероприятий, предупреждают и пресекают противоправные действия. В случае необходимости виновные привлекаются к юридической ответственности.
Конституционное право граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления объективно направлено как на улучшение деятельности этих органов, так и на защиту прав и свобод личности (ст.33 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Орган, в который поступило обращение, обязан в пределах своей компетенции рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Политические права и свободы граждан выступают как средство для участия в управлении государством.
Предоставление и реализация политических прав связаны с обладанием российским или татарстанским гражданством (лица без гражданства и иностранцы их не имеют) и достижением определенного возраста (18 лет; для того чтобы стать депутатом Федерального Собрания — 21 год, судьей — 25 лет, Президентом — 35 лет, членом Конституционного суда — 40 лет).
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по защите политических прав и свобод человека в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Источник
Политические права и свободы
Понятие и сущность политических прав и свобод
Одними из наиболее значимых прав и свобод в современном демократическом обществе являются политические права и свободы. Они отличаются от личный прав, которые принадлежат каждому человеку от рождения тем что с непосредственно связаны с наличием гражданства и распространяются на граждан. Данное положение закреплено в Конституции РФ и раскрывает особенности политической системы российского общества. Они подчеркивают демократические основы существующего политического режима и являются одной из разновидность естественных прав, связанных с участием в общественном и публичном управлении.
Особенностью политических прав является направленность на вовлечение граждан в политическую и социальную жизнь, активное участие в организации осуществления государственной власти и местного самоуправления. Конституционный строй во многом зависит от уровня политических прав и механизмов их реализации. Конституционно закрепленный демократический режим детерминирует необходимость развитие институтов политических прав и свобод
Политические свободы и права закрепляют возможность граждан участвовать в осуществлении государственной власти и быть полноправными субъектами политических процессов.
Согласно Конституции РФ, к основным политическим правам и свободам относятся:
- право избирать и быть избранными и др., ст32 п.2;
- право равного доступа к государственной службе, ст32п.4;
- право на свободу мысли, ст29 п.1;
- право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст29 п.3;
- право получать и распространять информацию, ст29 п.4;
- право печати и информации, ст29 п.5;
- право на объединения, ст30 п.1;
- право беспрепятственно вступать в какое-либо объединение или пребывания в нем, ст.31п.2;
- право на мирные собрания, ст31 п.1;
- право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении; государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, ст32 п.1;
- право участвовать в отправлении правосудия, ст32 п.5;
- право обращения, ст33 п.1.
В систему политических прав и свобод входят две подсистемы. Одна из них включает механизмы реализации прав в политической сфере, направленные на реализацию правомочий по участию в управлении политическими институтами. Вторая включает субъективные права и свободы, направленные на активное участие индивидуумов в общественной жизни.
Политические права могут закрепляться не только в Конституции, но и в других нормативноправовых актах: федеральных законах, законах субъектов Федерации, международных договорах и др.
Рассмотрим более подробно конституционно закрепленные политические права. Важно отметить, что большинство из них начинают действовать по достижению совершеннолетия, что закрепляется ст. 60 Конституции РФ.
Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Российской Федерации.
Основные политические права в полном объеме начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации. Это связано с достижением гражданина полной дееспособности.
Дееспособность – юридическая категория, заключающаяся в возможности своими действиями приобретать права и осуществлять обязанности, а также создавать и изменять их. В этом данная категория существенно отличается от правоспособности, которая осуществляется с момента рождения. Оба эти составляющие составляют правовой статус человека. По достижении совершеннолетия гражданин России начинает в полном объеме осуществлять свои права во всех сферах, включая политическую и нести ответственность за свои действия или бездействие.
Виды политических прав и свобод
Выступая источником власти и носителем суверенитета российский многонациональный народ является высшей конституционной ценностью и обладателем всей полноты власти.
Исходя из действующей Конституции Российской Федерации и особенностей российской политической системы можно сгруппировать политические права по нескольким группам:
Первая группа – политические права, связанные с реализацией власти и управлением делами государства.
Наиболее важным политическим правом гражданина России выступает право на участие в управлении делами государства, вытекающее из положений ст. 3. Конституции Российской Федерации и дающее возможность реализовывать свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления. В ст. 32 закрепляется право граждан избирать и избираться (быть избранными), в ней отмечается, что «граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Равный доступ предоставляется гражданам России для поступления на государственную службу (ч. 4 ст. 32), который зависит от профессиональной подготовки и профессиональных способностей.
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации (государственной гражданской, военной и служб иных видов), в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. Приняты Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности и военной службе».
Конституционно в современной российской политической системе закреплен принцип разделения властей, поэтому участие граждан в вопросах управления государством может осуществляться во всех трех ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Рассмотрим способы участия граждан в политической жизни.
Референдум — голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской
Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Выборы — наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы — один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.
Вторая группа – политические права связанные со свободой слова и мысли. Отсутствие идеологического и политического контроля над личностью характерно для демократического государства, которым Российская федерация является и что закреплено в ст. 1 Основного закона. Данное право позволяет свободно выражать свои мысли и взгляды как непосредственно, так и через средства массовой информации. Тем не менее, не бывает абсолютной свободы, которая может нарушать права других людей, поэтому устанавливается ряд запретов, направленных прежде всего на разжигание религиозной, расовой и межнациональной розни, призывы к насилию, экстремизму, терроризму, войне, а также к изменению конституционного строя Российской Федерации. Это конкретизируется в п.2 ст. 29 где отмечается, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Кроме того, нормы уголовного и административного права в дальнейшем детализируют эти запреты и устанавливают юридическую ответственность за их нарушение, а нормы гражданского права защищают честь и достоинства личности и т.д.
Третью группу составляют информационные права и свободы. Граждане России могут «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами», что закрепляется п. 4 ст. 29 Конституции РФ. Данная группа прав неразрывно связана со свободой права и мысли, но изначально допускает ряд ограничений. Прежде всего ограничения касаются распространения информации составляющей государственную, коммерческую или иную установленную законом тайну, хотя именно в п. 4 ст. 29 говориться именно о государственной тайне.
Другие ограничения относятся к нарушению законных прав и свобод личности и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц. Особое значение имеет запрет на цензуру в деятельности СМИ, так как именно средствами массовой информации осуществляется информационное обеспечение политических процессов.
Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой информации заставляют демократические государства детально определять их правовое положение, порядок создания, деятельности и ликвидации.
Конституция гарантирует свободу средств массовой информации, созданных в различных формах.
Воспрепятствование профессиональной журналистской деятельности влечет уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законом.
Деятельность СМИ, в частности, может быть прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом «О противодействии экстремистской деятельности». Такие суровые санкции возможны только по решению суда.
Четвертую группу составляют общественные права граждан, которые заключаются как в создании общественных организаций, так и в участии в общественной жизни. Ст. 30 Конституции провозглашает «право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Данная категория прав является особенно значимой так как направлена на создание институтов гражданского общества, вовлечение граждан в общественную жизнь страны, защиту прав и свобод граждан и создания демократического фундамента российской политической системы.
Рассмотрим теперь формы общественных организаций. Закон предусматривает 5 различных форм организационно правовой формы их функционирования:
Общественная организация — совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение — массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.
Общественный некоммерческий фонд — формирование имущества на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и использование его на общественно-полезные цели.
Общественное учреждение — оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников.
Орган общественной самодеятельности — его целью является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Общественные объединения также различаются по территориальной сфере деятельности. В частности, они могут быть: общероссийскими, региональными, межрегиональными и местными. Общероссийским считается объединение, сфера действия которого распространяется на территории более половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения.
Региональное действует на территории одного субъекта Российской Федерации, межрегиональное — на территории менее половины субъектов Федерации, местное же осуществляет свою деятельность в пределах органов местного самоуправления.
Пятую группу составляют права, связанные со свободой собраний. Так в статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. В целях недопущения нарушения конституционных прав граждан, данные собрания должны иметь уведомительный или разрешительный характер. За нарушение порядка проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирование предусматривается административная, а в случаях высокой общественной опасности и уголовная ответственность.
Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к объективно — реалистическому. Порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который под публичным мероприятием понимает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Закон регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:
- собрания — совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
- митинга — формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время;
- демонстрации — формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни;
- шествия — формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту;
- пикетирования — формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные и общественные организации, должностные лица не вправе препятствовать этому. Запрещение возможно только в строго ограниченных случаях. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публичные мероприятия, могут быть обжалованы в суд.
Шестая группа прав связана с участием граждан в осуществлении правосудия. В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ отмечается, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Гражданам России разрешается занимать должности судей, присяжных и арбитражных заседателей. Данное право тесно связано с первой группой прав и фактически является их продолжением.
Данное право реализуется, прежде всего, через институты присяжных и арбитражных заседателей.
Данные институты регулируются Федеральными законами от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
Имеются и другие, общественные, формы реализации права граждан участвовать в отправлении правосудия.
В Российской Федерации действует главный принцип: отвечая необходимым требованиям, гражданин может стать профессиональным судьей.
Седьмая группа определяет права граждан обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления и закрепляется в ст. 33. Конституции РФ. Данные права граждане могут реализовывать как индивидуально, так и коллективно.
Закрепленное право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства.
Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией.
Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.
Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в Федеральном законе от 2 февраля 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Выделяется три вида обращений: предложение, заявление и жалоба.
Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социальноэкономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, реализуя право на обращение свободно и добровольно. При этом осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Рис 1. Политические права и свободы
Особенности политических прав и свобод
Основная особенность политических прав и свобод заключается в том, что они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают ярко выраженным политическим содержанием. Все это позволяет выделить следующие наиболее общие характеристики политических прав и свобод граждан Российской Федерации:
- во-первых, политические права и свободы являются средством реализации народовластия в Российской Федерации;
- во-вторых, политические права и свободы являются способом привлечения каждого гражданина к участию в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления;
- в-третьих, в отличие от гражданских (личных) прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного государства. Эти права позволяют участвовать в управлении государственными делами, в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Особенность политических прав и свобод заключается в том, что обладание ими, в отличие от личных прав и свобод, принадлежащих каждому человеку как социальному существу и члену гражданского общества, напрямую зависит от принадлежности человека к гражданству данного государства. Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве.
Таким образом, рассмотрение такой важной группы прав и свобод, как политические, является начальной базой, фундаментом для последующей, более дифференцированной, тщательной работы, необходимой для понимания того, что же может охранять, обеспечивать государство и его органы. Все права человека являются универсальными, незаменимыми, взаимосвязанными и взаимозависимыми. Каждый человек должен пользоваться не только гражданскими, но и политическими, социально-экономическими и другими правами и свободами. Поскольку, как известно, идеал свободной личности, независимой от страха и нужды, может быть достигнут только в том случае, если государством будут созданы такие условия, при которых каждый сможет пользоваться всеми своими правами и свободами.
Подведя итог, следует отметить, что формирование правового государства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет и усилий всего общества.
Источник