Политические права граждан способы их реализации

Права и свободы человека и гражданина

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

Источник

Политические права и свободы граждан

Гражданину принадлежат определенные права и свободы, необходимые для участия в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства. Их принято называть политическими правами и свободами. Политические права призваны обеспечить, с одной стороны, самостоятельность и независимость человека при решении общественных или государственных дел, а с другой — его активное включение в жизнь страны или отдельных коллективов. Эти права позволяют лицу совместно с другими участвовать в решении дел, стоящих перед обществом и государством, оказывать влияние на властные структуры.

Рассмотрим политические права и свободы граждан подробно:

  • право участвовать в управлении делами государства,
  • право избирать и быть избранным,
  • право участвовать в референдуме,
  • право на объединение,
  • свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования,
  • право на личные и коллективные обращения в орган государства и местного самоуправления,
  • право на равный доступ к гражданской службе,
  • право на альтернативную гражданскую службу,
  • право на участие в отправлении правосудия.

Наиболее общим выражением политических прав и свобод граждан Российской Федерации является право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 45 Конституции РТ). Это право реализуется в ряде более узких по содержанию, но практически осуществляемых правах и свободах. К ним относятся: избирательное право, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на доступ к государственной службе и отправлению правосудия; право на свободное проведение собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирование; право на объединение в политические партии, общественные организации, профессиональные союзы; право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане имеют политическое право участвовать в управлении делами государства посредством референдума — всенародного голосования по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Примером непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами общества и государства служит всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

В Российской Федерации и Республике Татарстан действует множество общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности. Право на объединение в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей предполагает, во-первых, образование гражданином на добровольной основе совместно с другими гражданами любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной формы), во-вторых, вступление гражданина в существующие общественные объединения, представляющие его интересы, в-третьих, воздержание от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ, ст. 44 Конституции РТ). Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Читайте также:  Универсальный способ деления соматических клеток это

Государственная служба выступает как форма осуществления нрава на управление делами государства. Правом поступления на государственную службу обладают граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком и имеющие профессиональное образование. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. По закону есть ограничения в принятии на государственную службу или занятие государственной должности. Это, к примеру, возможно в случаях признания гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий.

Граждане Российской Федерации и Республики Татарстан могут участвовать в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах, то есть отправлении (осуществлении) правосудия, в качестве присяжных заседателей и народных заседателей.

К неотъемлемым политическим правам и свободам личности относится право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ, ст. 43 Конституции PT). Через эти мероприятия граждане могут выразить свою волю и воздействовать на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и их публичного выражения. Это политическое право помогает обеспечить реальное народовластие. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении рассматриваемых мероприятий, предупреждают и пресекают противоправные действия. В случае необходимости виновные привлекаются к юридической ответственности.

Конституционное право граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления объективно направлено как на улучшение деятельности этих органов, так и на защиту прав и свобод личности (ст.33 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Орган, в который поступило обращение, обязан в пределах своей компетенции рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Политические права и свободы граждан выступают как средство для участия в управлении государством.

Предоставление и реализация политических прав связаны с обладанием российским или татарстанским гражданством (лица без гражданства и иностранцы их не имеют) и достижением определенного возраста (18 лет; для того чтобы стать депутатом Федерального Собрания — 21 год, судьей — 25 лет, Президентом — 35 лет, членом Конституционного суда — 40 лет).

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по защите политических прав и свобод человека в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Источник

Политические права и свободы

Понятие и сущность политических прав и свобод

Одними из наиболее значимых прав и свобод в современном демократическом обществе являются политические права и свободы. Они отличаются от личный прав, которые принадлежат каждому человеку от рождения тем что с непосредственно связаны с наличием гражданства и распространяются на граждан. Данное положение закреплено в Конституции РФ и раскрывает особенности политической системы российского общества. Они подчеркивают демократические основы существующего политического режима и являются одной из разновидность естественных прав, связанных с участием в общественном и публичном управлении.

Особенностью политических прав является направленность на вовлечение граждан в политическую и социальную жизнь, активное участие в организации осуществления государственной власти и местного самоуправления. Конституционный строй во многом зависит от уровня политических прав и механизмов их реализации. Конституционно закрепленный демократический режим детерминирует необходимость развитие институтов политических прав и свобод

Политические свободы и права закрепляют возможность граждан участвовать в осуществлении государственной власти и быть полноправными субъектами политических процессов.

Согласно Конституции РФ, к основным политическим правам и свободам относятся:

  • право избирать и быть избранными и др., ст32 п.2;
  • право равного доступа к государственной службе, ст32п.4;
  • право на свободу мысли, ст29 п.1;
  • право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст29 п.3;
  • право получать и распространять информацию, ст29 п.4;
  • право печати и информации, ст29 п.5;
  • право на объединения, ст30 п.1;
  • право беспрепятственно вступать в какое-либо объединение или пребывания в нем, ст.31п.2;
  • право на мирные собрания, ст31 п.1;
  • право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении; государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, ст32 п.1;
  • право участвовать в отправлении правосудия, ст32 п.5;
  • право обращения, ст33 п.1.

В систему политических прав и свобод входят две подсистемы. Одна из них включает механизмы реализации прав в политической сфере, направленные на реализацию правомочий по участию в управлении политическими институтами. Вторая включает субъективные права и свободы, направленные на активное участие индивидуумов в общественной жизни.

Политические права могут закрепляться не только в Конституции, но и в других нормативноправовых актах: федеральных законах, законах субъектов Федерации, международных договорах и др.

Рассмотрим более подробно конституционно закрепленные политические права. Важно отметить, что большинство из них начинают действовать по достижению совершеннолетия, что закрепляется ст. 60 Конституции РФ.

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Российской Федерации.

Основные политические права в полном объеме начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации. Это связано с достижением гражданина полной дееспособности.

Дееспособность – юридическая категория, заключающаяся в возможности своими действиями приобретать права и осуществлять обязанности, а также создавать и изменять их. В этом данная категория существенно отличается от правоспособности, которая осуществляется с момента рождения. Оба эти составляющие составляют правовой статус человека. По достижении совершеннолетия гражданин России начинает в полном объеме осуществлять свои права во всех сферах, включая политическую и нести ответственность за свои действия или бездействие.

Читайте также:  Защищенные виртуальные сети как способ защиты информации

Виды политических прав и свобод

Выступая источником власти и носителем суверенитета российский многонациональный народ является высшей конституционной ценностью и обладателем всей полноты власти.

Исходя из действующей Конституции Российской Федерации и особенностей российской политической системы можно сгруппировать политические права по нескольким группам:

Первая группа – политические права, связанные с реализацией власти и управлением делами государства.

Наиболее важным политическим правом гражданина России выступает право на участие в управлении делами государства, вытекающее из положений ст. 3. Конституции Российской Федерации и дающее возможность реализовывать свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления. В ст. 32 закрепляется право граждан избирать и избираться (быть избранными), в ней отмечается, что «граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Равный доступ предоставляется гражданам России для поступления на государственную службу (ч. 4 ст. 32), который зависит от профессиональной подготовки и профессиональных способностей.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации (государственной гражданской, военной и служб иных видов), в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. Приняты Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности и военной службе».

Конституционно в современной российской политической системе закреплен принцип разделения властей, поэтому участие граждан в вопросах управления государством может осуществляться во всех трех ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Рассмотрим способы участия граждан в политической жизни.

Референдум — голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской

Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Выборы — наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы — один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.

Вторая группа – политические права связанные со свободой слова и мысли. Отсутствие идеологического и политического контроля над личностью характерно для демократического государства, которым Российская федерация является и что закреплено в ст. 1 Основного закона. Данное право позволяет свободно выражать свои мысли и взгляды как непосредственно, так и через средства массовой информации. Тем не менее, не бывает абсолютной свободы, которая может нарушать права других людей, поэтому устанавливается ряд запретов, направленных прежде всего на разжигание религиозной, расовой и межнациональной розни, призывы к насилию, экстремизму, терроризму, войне, а также к изменению конституционного строя Российской Федерации. Это конкретизируется в п.2 ст. 29 где отмечается, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Кроме того, нормы уголовного и административного права в дальнейшем детализируют эти запреты и устанавливают юридическую ответственность за их нарушение, а нормы гражданского права защищают честь и достоинства личности и т.д.

Третью группу составляют информационные права и свободы. Граждане России могут «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами», что закрепляется п. 4 ст. 29 Конституции РФ. Данная группа прав неразрывно связана со свободой права и мысли, но изначально допускает ряд ограничений. Прежде всего ограничения касаются распространения информации составляющей государственную, коммерческую или иную установленную законом тайну, хотя именно в п. 4 ст. 29 говориться именно о государственной тайне.

Другие ограничения относятся к нарушению законных прав и свобод личности и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц. Особое значение имеет запрет на цензуру в деятельности СМИ, так как именно средствами массовой информации осуществляется информационное обеспечение политических процессов.

Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой информации заставляют демократические государства детально определять их правовое положение, порядок создания, деятельности и ликвидации.

Конституция гарантирует свободу средств массовой информации, созданных в различных формах.

Воспрепятствование профессиональной журналистской деятельности влечет уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законом.

Деятельность СМИ, в частности, может быть прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом «О противодействии экстремистской деятельности». Такие суровые санкции возможны только по решению суда.

Четвертую группу составляют общественные права граждан, которые заключаются как в создании общественных организаций, так и в участии в общественной жизни. Ст. 30 Конституции провозглашает «право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Данная категория прав является особенно значимой так как направлена на создание институтов гражданского общества, вовлечение граждан в общественную жизнь страны, защиту прав и свобод граждан и создания демократического фундамента российской политической системы.

Рассмотрим теперь формы общественных организаций. Закон предусматривает 5 различных форм организационно правовой формы их функционирования:

Общественная организация — совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение — массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.

Общественный некоммерческий фонд — формирование имущества на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и использование его на общественно-полезные цели.

Общественное учреждение — оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников.

Орган общественной самодеятельности — его целью является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Общественные объединения также различаются по территориальной сфере деятельности. В частности, они могут быть: общероссийскими, региональными, межрегиональными и местными. Общероссийским считается объединение, сфера действия которого распространяется на территории более половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения.

Региональное действует на территории одного субъекта Российской Федерации, межрегиональное — на территории менее половины субъектов Федерации, местное же осуществляет свою деятельность в пределах органов местного самоуправления.

Пятую группу составляют права, связанные со свободой собраний. Так в статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. В целях недопущения нарушения конституционных прав граждан, данные собрания должны иметь уведомительный или разрешительный характер. За нарушение порядка проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирование предусматривается административная, а в случаях высокой общественной опасности и уголовная ответственность.

Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к объективно — реалистическому. Порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который под публичным мероприятием понимает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений.

Читайте также:  Маринованные опята легкий способ

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Закон регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:

  • собрания — совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
  • митинга — формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время;
  • демонстрации — формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни;
  • шествия — формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту;
  • пикетирования — формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные и общественные организации, должностные лица не вправе препятствовать этому. Запрещение возможно только в строго ограниченных случаях. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публичные мероприятия, могут быть обжалованы в суд.

Шестая группа прав связана с участием граждан в осуществлении правосудия. В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ отмечается, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Гражданам России разрешается занимать должности судей, присяжных и арбитражных заседателей. Данное право тесно связано с первой группой прав и фактически является их продолжением.

Данное право реализуется, прежде всего, через институты присяжных и арбитражных заседателей.

Данные институты регулируются Федеральными законами от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Имеются и другие, общественные, формы реализации права граждан участвовать в отправлении правосудия.

В Российской Федерации действует главный принцип: отвечая необходимым требованиям, гражданин может стать профессиональным судьей.

Седьмая группа определяет права граждан обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления и закрепляется в ст. 33. Конституции РФ. Данные права граждане могут реализовывать как индивидуально, так и коллективно.

Закрепленное право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства.

Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией.

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в Федеральном законе от 2 февраля 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Выделяется три вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социальноэкономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, реализуя право на обращение свободно и добровольно. При этом осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.


Рис 1. Политические права и свободы

Особенности политических прав и свобод

Основная особенность политических прав и свобод заключается в том, что они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают ярко выраженным политическим содержанием. Все это позволяет выделить следующие наиболее общие характеристики политических прав и свобод граждан Российской Федерации:

  1. во-первых, политические права и свободы являются средством реализации народовластия в Российской Федерации;
  2. во-вторых, политические права и свободы являются способом привлечения каждого гражданина к участию в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления;
  3. в-третьих, в отличие от гражданских (личных) прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного государства. Эти права позволяют участвовать в управлении государственными делами, в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Особенность политических прав и свобод заключается в том, что обладание ими, в отличие от личных прав и свобод, принадлежащих каждому человеку как социальному существу и члену гражданского общества, напрямую зависит от принадлежности человека к гражданству данного государства. Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве.

Таким образом, рассмотрение такой важной группы прав и свобод, как политические, является начальной базой, фундаментом для последующей, более дифференцированной, тщательной работы, необходимой для понимания того, что же может охранять, обеспечивать государство и его органы. Все права человека являются универсальными, незаменимыми, взаимосвязанными и взаимозависимыми. Каждый человек должен пользоваться не только гражданскими, но и политическими, социально-экономическими и другими правами и свободами. Поскольку, как известно, идеал свободной личности, независимой от страха и нужды, может быть достигнут только в том случае, если государством будут созданы такие условия, при которых каждый сможет пользоваться всеми своими правами и свободами.

Подведя итог, следует отметить, что формирование правового государства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет и усилий всего общества.

Источник

Оцените статью
Разные способы