Политические конфликты и кризисы: пути их разрешения
Институт информационных технологий
Специальность ЭСБ 583372
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «ИМ Политология»
Вариант № 21
Выполнил: студент гр. 583372
Соболевский Сергей Александрович
Борисов Евгений Александрович
1.Политический конфликт. Пути решения
2.Политический кризис. Пути решения
Политические конфликты и кризисы: пути их разрешения
1.Политический конфликт – это столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов по поводу политической власти, ее функционирования и использования.
Причинами политических конфликтов могут быть:
— расхождения между субъектами политики в базовых ценностях и идеалах, в оценке существующей ситуации и перспектив развития общества. Такие конфликты возникают между властью и оппозицией, иногда внутри самой власти;
— противоречия между правящей элитой и обществом, когда проводится неэффективная политика, принимаются властью ошибочные решения;
— сознательное разжигание субъектами политики межнациональной или межрелигиозной вражды и недоверия;
— осознание людьми своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям и стремление повысить ее политический статус.
В основе многих политических конфликтов лежат экономические или социальные причины.
Политический конфликт развивается во времени и пространстве. Как и у любого другого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии.
Первая стадия — предконфликтная ситуация, которая представляет собой процесс возникновения общественных противоречий, появление взаимоисключающих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Предконфликт протекает в латентных и открытых формах.
Латентная фаза характеризуется повышенным эмоциональным фоном и социальным напряжением. Социальная напряженность представляет собой социально-психологическую реакцию населения на объективные экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности. Массовые настроения определяются ощущением неудовлетворенности (фрустрации), тревожности, поиском виновников ухудшения положения, закреплением за ними «образа врага», оптимистическими или пессимистическими прогнозами о дальнейшем развитии ситуации, появлением многочисленных слухов. Социальная напряженность проявляется и на уровне массового поведения: обращения граждан в органы власти, радикальных выступлений в СМИ. Противоречия могут быть осмыслены и разрешены уже на этой фазе, если этого не происходит, предконфликтная ситуация переходит в открытую фазу. Возможность дальнейшего развития ситуации зависит от такого психологического фактора, как терпение. Это своеобразный «порог чувствительности», «порог» восприятия неблагоприятных условий, пройдя который люди воспринимают ситуацию как конфликтную и начинают действовать. Открытая фаза — это пик социальной напряженности, когда люди осознают свои интересы, происходит размежевание участников конфликта и осознание себя единой группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, позволяющая мобилизовать сторонников каждого лагеря.
Вторая стадия — непосредственное конфликтное взаимодействие. Ему, как правило, предшествует повод (инцидент) — любая ситуация, которая легализует переход к действиям. Состоявшийся конфликт имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды подъема и спада. Об эскалации конфликта говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в акции протеста с проявлением насилия, вовлечение в конфликт новых участников, нарастание эмоциональной напряженности, расширение взаимных претензий и появление новых предметов спора. Интенсивность конфликта определяется и конечными целями его участников.
- Ими могут быть следующие:
- «победа любой ценой» — полностью ликвидировать или поставить под свой контроль другую сторону;
- «преобладание» — стремление одной из сторон обеспечить для себя доминирующую позицию;
- «мир» — маневрирование, позволяющее надеяться на достижение компромисса.
Первые две программы поведения продуцируют конфликты более высокой степени напряженности и затрудняют возможности его полного разрешения. Конфликтное взаимодействие может быть физическим, в том числе с использованием насилия, идеологическим (доминируют методы убеждения) или носить юридический характер.
Третьей стадией является завершение конфликта.
- Возможно несколько альтернатив выхода из конфликта:
- самоугасание конфликта. Это ситуации, когда длительные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;
- урегулирование конфликта. Урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора не исчерпан. Соглашение было навязано сильным противником более слабому либо соглашение стало результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое неудовлетворение достигнутыми соглашениями, поэтому не исключена опасность нового возникновения конфликта;
- разрешение конфликта, т.е. заключение соглашения на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство.
- Возможность разрешения конфликтов определяется рядом условий.
- Во-первых, конфликт должен перейти из латентной в открытую форму, что позволяет поставить более точный диагноз самой проблеме и одновременно ограничить неконтролируемые процессы.
- Во-вторых, признание каждой стороной своего оппонента и наличия противостояния.
- В-третьих, четкое представление о предмете спора. Принятие взаимоприемлемых решений возможно только при условии четкого представления о сущности взаимных притязаний участников конфликта.
- В-четвертых, нормативное регулирование конфликта. Оппоненты должны согласиться о соблюдении определенных правил игры, выполнение которых помогает снизить уровень противостояния и начать процедуру переговоров.
- В-пятых, готовность сторон к взаимным уступкам.
- В-шестых, ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень. Так, например, накал митинговой стихии может быть снят борьбой сторон в парламенте, в Конституционном суде, в согласительных комиссиях и других организациях, берущих на себя выражение и отстаивание сторон. Подобный способ регулирования конфликта получил название метода институционализации.
Инструментом разрешения конфликтов являются переговоры (прямой диалог сторон или с использованием посредников), арбитраж (в этой роли может выступать институт власти, Конституционный суд, международные организации), посредничество (конфликтные или согласительные комиссии, известные политики), разъединение сторон, использование силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.
Политический кризис («кризис» – решение, поворотный пункт, исход определяется как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние) – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности.
В своей сущности политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в момент кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев действиями правящей группы.
Различают несколько видов (типов) политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный.
Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции. Внешнеполитический, или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну
Пути преодоления политических кризисов:
· корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;
· совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;
· разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;
· обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;
· реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности
В данной контрольной работе были раскрыты определения, власти как политической так и неполитической. Были раскрыты определения оппозиции, виды оппозиционных единств, рассмотрены схемы взаимодействия оппозиции и власти. А так же проведен анализ на то, какими должны быть отношения между властью и оппозицией.
Из данной работы можно выделить, что власть — это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть — определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно — непосредственный, а общественно- опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Список использованной литературы
1. Белов Г.А. Политология. М.: Наука, 1994.– 266 с.
2. Белякович Н.Н. Политология: Учебное пособие. — М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007.
3. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.
4. Политология. Курс лекций / Денисюк Н.П. и др.-Мн., 1998
Источник
Пути и способы разрешения политических кризисов
Пути и способы разрешения конфликтов и кризисов.
В современной политической науке достаточно большое внимание уделяется поиску эффективных путей и способов урегулирования или разрешения политических конфликтов и кризисов.
Пути и способы разрешения конфликтов:
1) отрицание или замалчивание имеющегося противоречия;
2) применение репрессивных мер;
3)проведение реформ, призванных частично устранить предпосылки конфликта;
4) устранение непосредственных причин конфликта;
5) достижению компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок.
Первые два метода достаточно часто употребляются, особенно на ранних стадиях развития конфликтов. Однако в долгосрочной перспективе они едва ли приводят к положительным результатам. Конечно, замалчивание конфликта на первых порах может притормозить его развитие. Но при этом сохраняется реальная угроза возобновления конфликта с еще большей силой, так как оказываются не затронутыми его глубинные корни.
Наиболее предпочтительным из них является достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок. Конечно, это предполагает выработку каждой из сторон позиции, предусматривающей пределы возможных уступок и характер возможных компенсаций за эти уступки.
Этапы процесса разрешения конфликтной ситуации:
1) подготовительный (всесторонний анализ участниками конфликта сложившейся конфликтной ситуации. Эксперты включают в информацию о конфликте данные об объекте конфликта, его субъектах, исторических корнях, непосредственных причинах и поводах, уровне напряженности на начальной стадии);
2) переговоры (предполагает непосредственный контакт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц, посредников. Успех переговоров зависит от двух факторов. Во-первых, от степени проработки вопросов на предварительной стадии и, во-вторых, от профессионализма посреднической стороны, ее умения создать из участников конфликта коллектив, способный к решению задач, к совместной работе, диалогу);
3) выход из конфликта и контроль за согласованными решениями.
1) революция (быстро и радикально разрешает накопившиеся проблемы, но и требует от общества очень высокой социальной платы, нередко сопровождается мощными потрясениями, отражающимися на жизни многих поколений);
2) реформа (удается сохранить определенный баланс сил, их некоторое равновесие, борьба интересов, мнений и идей осуществляется в рамках гражданского согласия, через взаимные уступки, предполагающие достижение компромиссов);
Однако для достижения общественного согласия требуется политическая воля, незаурядная политическая гибкость и мастерство правящих сил, способных осуществлять реформирование общественной системы. Здесь все спорные вопросы должны решаться на основе переговоров, компромиссов и консенсуса.
Из сказанного видно, что политические конфликты и кризисы являются важными и естественными элементами политической жизни общества. Способность властей, как и всех иных политических субъектов, решать насущные задачи на каждом из этапов протекания конфликтных и кризисных ситуаций дает им дополнительные возможности для реализации своих целей и интересов в политическом процессе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Пути урегулирования политических конфликтов и кризисов
Вначале рассмотрим способы урегулирования Конфликтов: 1) «избегание», 2) откладывание разрешения, 3) сближение сторон через посредника, 4) третейское разбирательство (арбитраж), 5) переговоры сторон на основе баланса интересов. Американский политолог Т. Шеллинг делает упор на силу в разрешении конфликта, на достижение односторонней победы, и отводит переговорам роль «запасного выхода», когда силовые методы бесперспективны или невыгодны. Другой американский политолог А. Раппопорт считает, что все конфликты нельзя подгонять под единую схему. Есть конфликты 3 типов «схватка» (цель — только победа, противоречия неразрешимы), «дебаты» (компромисс возможен) и «игра» (общие правила для сторон). Эффективное разрешение политических конфликтов может быть только на основе взаимных уступок. Но надо учитывать и то, что в ряде стран СНГ исторически утвердилась конфронтационная политическая культура, несущая в себе нетерпимость к инакомыслящим.
Конфликтная ситуация необязательно перерастает в конфликт, если противоречия ликвидируются удовлетворением сторон. Но если все же возник конфликт, то появляются (по мнению американского политолога Р. Даля) три альтернативы: тупик, принуждение, мирное урегулирование. Тупик возникает, если каждый участник конфликта блокирует действия другого, что обостряет конфликтное принуждение, применяется чаще всего, если в конфликте участвует авторитарное государство, боящееся неповиновения. Мирное урегулирование наиболее реально при наличии политических институтов, обеспечивающих переговоры. Для успешного урегулирования конфликта, по мнению политолога Нордлинджера, необходимо придерживаться 6 принципов: 1) стабильная коалиция, 2) принцип пропорциональности, 3) деполитизация, 4) взаимное право «вето», 5) компромисс, 6) концессия (предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне).
Каждая из сторон вырабатывает свои позиции, определяющие пределы уступок и компенсаций. На основе этих позиций возможны либо прямой контакт между сторонами, либо обращение к посреднику (третейской стороне). Есть следующие типы посредников: 1) нейтрально-независимые (требуют внимания и уважения к своим рекомендациям, во время переговоров берут на себя роль ведущего), 2) «создатели правил» (стремятся сформировать единую систему ценностей как основу для согласования интересов и условия для успешных переговоров, активно участвуют в них, предлагают свои варианты, но не настаивают на них).
Важен также вопрос о формах управления конфликтом, основной из которых является институализация конфликта, придание ему правовой и организационной основы. Если этого не происходит, то возникает конфликт без правил, стихийный и бесконтрольный взрыв недовольства. А конфликт в рамках означает предсказуемость поведения его участников.
Выделяют три стадии разрешения конфликтов: 1) подготовительную (ведется детальный анализ ситуации самими участниками, закладывается основа её урегулирования), 2) переговоры (длительная и трудная стадия, предполагающая прямой контакт участников конфликта или их доверенных лиц), 3) выход из конфликта (стадия включает контроль за согласованными решениями; здесь особенно важна роль посредника). Анализ конфликтной ситуации на 1-м этапе должен включать сведения об объекте и субъектах конфликта, об исторических корнях, поводах, уровне напряженности, ресурсах участников — т. е. «дерево конфликта». Вторая стадия (сами переговоры) требует особого искусства. Успех переговоров зависит от двух факторов: 1) проработки вопросов на 1-й стадии и 2) умения посредника создать из сторон коллектив, способный к совместной работе. Линия ведения переговоров может быть четырех типов: 1) уход от обострения, 2) стремление достичь соглашения любыми средствами, 3) неуступчивость с целью полной победы над противником и 4) тактика согласия (стремление достичь общего подхода участников к проблеме для достижения решения, удовлетворяющего обе стороны; внимание концентрируется на интересах, а не на позициях; просчет последствий решения проблемы).
Каковы же пути разрешения Политических кризисов? Политические кризисы проходят, как правило, три стадии: 1) скрытую стадию накопления противоречий (здесь идет объединение новых сил в борьбе со старыми порядками; сторонники старой власти деморализуются; силы прогресса сами не понимают, как далеко зайдет дело), 2) стадию эскалации (нарастания) кризиса (поляризация сил в соответствии с их программами; обострение противоречий между противниками старых порядков; защитники старых порядков собираются с силами для контрнаступления), 3) стадия разрешения кризиса (самый острый этап, схватка, результат — победа либо нового, либо старого).
Есть два способа разрешения политических кризисов: 1) революция, 2) реформа. Если реформы затрагивают глубинные основы социально-экономического строя, то это «революция сверху», считающаяся «высшим пилотажем» в политике. Перестройка начиналась как революция сверху, но вышла из-под контроля. Революция быстро и радикально решает проблемы, но требует от общества очень высокой платы. Реформа более типична сейчас, она сохраняет определенный расклад и баланс сил. Борьба интересов идет в рамках гражданского согласия, через взаимные уступки, что благоприятнее для национального развития. Очень важно также учитывать политические традиции и менталитет народа. Не следует торопиться «резать по-живому», силой ломать политические стереотипы и традиции.
Источник