gos_1 / 43.Политические конфликты сущность, виды и способы разрешения
43. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения
Политический конфликт – столкновение противоположных сторон, обусловленное проявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.
Теории конфликтов в основном сложились в XIX-XX веке. Среди них можно выделить 3 основных подхода:
Первый признает неизбежность и неустранимость конфликтов из жизни, их ведущую роль в общественном развитии. Представителями этого направления выступают Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин и др. Обществу всегда присуща психологическая неудовлетворенность и неравенство его членов, что служит источником конфликта. В свою очередь конфликт рассматривается им как основной источник политики, влияющий на все происходящие в ней изменения и определяющий ее границы и характер существования.
Второй подход состоит в неприятии конфликтов, признание их аномалиями в общественном развитии, вызывающими нестабильность и нарушающими равновесие факторами. Сторонники данного подхода Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин. Конфликты нарушают солидарность, равновесие и стабильность в обществе и, соответственно, не несут в себе положительных для развития общества характеристик.
Третий подход рассматривает конфликт как один из многих принципов социального взаимодействия наряду с конкуренцией, партнерством и солидарностью. Это направление представляют Г. Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др. Конфликт является лишь одной из форм взаимодействия, и лишь наравне с такими же, как он формами влияет на развитие общества.
Элементы политического конфликта:
источник (предмет) конфликта, выражающий существо разногласий между участниками спора;
повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций;
стороны конфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в конфликте;
восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели в конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики;
средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;
характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимаемых ими позиций, вовлечение посредников и т.д.
Источники политических конфликтов:
Внешнесоциальные источники. Базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и др. Политические конфликты, вызванные подобными факторами, выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков.
Промежуточные источники. Отражают взаимосвязи человека и природы. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, авариями на атомных станциях (в Чернобыле) или крупных предприятиях. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события.
Социальные. Данные источники крайне разнообразны и могут быть связаны со спецификой тех или иных сфер политики (внутригосударственной и международной), с характером субъектов (индивидуальных, групповых, массовых), а также с иными аспектами
Причины политических конфликтов:
Несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, а также недостаток ресурсов
Расхождения людей (их групп и объединений) относительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий или политических явлений.
Теория «человеческих потребностей» (Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и др.): конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей личности.
Неадекватное восприятие, как собственных интересов, так и позиций соперников.
Процессы идентификации граждан, выражающие характер осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям.
С точки зрения зон и областей проявления:
1) внешнеполитические; 2) внутриполитические.
1) мировой; 2) региональный; 3) локальный.
По степени и характеру нормативной регуляции (Л. Козер):
1) институционализированные (люди и институты подчиняются действующим правилам политической игры); 2) неинституционализированные (правила не соблюдаются)
Качественные характеристики, отражающие различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий:
1) Дж. Бертон – «глубоко» и «неглубоко» укорененные в сознании людей конфликты;
2) П. Шаран – а) конфликты «с нулевой суммой» (когда позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) б) конфликты «с ненулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия) в) «конфликты с отрицательной суммой» (в которых все участники оказываются в проигрыше);
3) К. Маркс — «антагонистические» (разрешение конфликтов связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон) и «не антагонистические» (разрешение связано с сохранением противоборствующих субъектов).
По степени интенсивности:
1) эскалированные конфликты (выраженные, например, в столкновениях сторон с применением вооруженной силы); 2) конфликты низкой интенсивности (характеризующиеся затяжным и менее ярко выраженным уровнем противостояния сторон, исключающим возможность и стремление «играть на выигрыш» и вообще применять формы прямого воздействия на соперника).
С точки зрения публичности конкуренции сторон:
1) открытые (выражены в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон); 2) закрытые (латентные) конфликты (доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий).
Временные (темпоральным) характеристики конкурентного взаимодействия:
1) долговременные; 2) кратковременные конфликты.
Строение и организация режима правления:
1) вертикальные (конфликты между действующей властью и различными общественно-политическими силами); 2) горизонтальные (конфликты внутри властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты); 3) смешанные (когда конфликт затрагивает как вертикальную, так и горизонтальную сферу).
1) выполняют стабилизирующую роль, а могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
2) способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;
3) стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;
4) обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти»
Контроль за политическим конфликтом предполагает трехступенчатую программу действий:
осуществление мер в виде выявления основных элементов конфликта (причин, состава участников спора, позиций и т.д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий;
выявление факторов, как способствующих усилению интенсивности конфликта (конфликтогенных факторов), так и препятствующих его эскалации, в результате чего проясняются основные направления действий субъектов контроля;
предупреждение перехода конфликтов из стадии спора к стадиям, на которых возможны насилие и рост политической напряженности; минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не спровоцировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.
Управление конфликтами представляет собой форму целенаправленного влияния на различные компоненты конкурентного взаимодействия сторон, предполагающего повышение соответствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта.
Основные стратегии управления конфликтами
инициация конфликта, подразумевающая перманентное обострение имеющихся в обществе противоречий, усиление эскалации конфликтов и консервацию остроконкурентных отношений с целью порождения ситуации, которую можно было бы использовать более эффективно, чем это мог бы сделать противник.
рутинизация конфликта, означающая сознательное поддержание возникшей напряженности в отношениях сторон, с целью использования ее в собственных интересах;
предупреждение конфликта, нацеленное на недопущение перехода противоречий в открытую фазу противоборства и нарастания политической напряженности;
урегулирование конфликта, ориентированное на (полное или частичное) снятие остроты противоборства сторон, а также на то, чтобы избежать его наиболее негативных последствий;
разрешение конфликта, предусматривающее либо устранение причин конфликта, либо такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, исключило опасность рецидива разногласий;
вытеснение конфликта, предполагающее перенесение ответственности за различные способы завершения конфликта на иной уровень политической системы.
Существует два наиболее общих пути примирения сторон:
1) Мирное разрешение конфликта: а) достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций; б) соглашение, основанное на взаимных уступках; в) истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта; г) обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
2) Примирение на основе принуждения, в основе которого: а) явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой; б) изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении; в) уничтожение противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.
Источник
Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения. Политические кризисы
Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.
Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, — все это составляет объект и предмет политических конфликтов.
Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, — источник и основа политического конфликта.
Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является “торг” по поводу дележа экономического “пирога” (борьба вокруг размеров налогов, объема со-Циального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение (“как это, так и то”).
2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуютбольше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как “свобода”, “равенство”, “терпимость”труднодостижим, если вообще возможен.
3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определеннойгруппой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом(государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условияхпротивоположности рас, этнической или языковой противоположности.
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты • государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.
Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов — отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.
Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой — организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Пре; метом конфликта в данном случае является существующая система
государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта — смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.
Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного — противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения. В частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или в неразрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов. Первые разделяют общество на две основные противоположные политические силы; вторые вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках и по правилам “игры” плюрализма.
Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные.
Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства.
Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).
Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в политологии используется понятие “политический кризис” (греч. krisis • решение, поворотный пункт, исход).
Политический кризис — это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутри-
политические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).
Правительственный кризис — особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
Парламентский кризис • это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат — роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог — роспуск парламента и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.
Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.
Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.
Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
Центральная проблема конфликтов — их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).
Под регулированием конфликта (конфликтным контролем) понимается разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.
Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе — компромисс и консенсус.
Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися ^стоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части полити-‘еских интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких
компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.
Слово консенсус происходит от латинского consentio, которое в свою очередь образовано от глагола sentire (чувствовать, ду. мать, понимать) с помощью приставки con, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.
Консенсус — это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:
1) конечные цели (свобода, равенство и т.д.), которые составляют структуру системы представлений;
2) правила игры, или процедуры;
3) конкретные правительства и правительственная политика.Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня
1) консенсус на уровне сообщества, или основной, ценностный;
2) консенсус на уровне режима, или процедурный;
3) консенсус на уровне политики.
Первый объект или уровень консенсуса — основной — показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.
Второй объект или уровень консенсуса — • процедурный • — устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях.
Третий объект или уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель “власть-оппозиция”. Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительству обусловлено отношением к членам правительства, а не к форме управления.
Консенсус универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.
Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношении церковь-государство, традиционной политики и включением в
нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс и т.д.
Урегулирование конфликтов — довольно широкое понятие. Оно подразумевает:
— предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.);
разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).
С учетом трех основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.
Первая группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта.
Вторая — на разрешение противоречий, вызвавших конфликт.
И, наконец, третья, наиболее разработанная, — на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.
Каждая из групп методов, как и сами методы, обладают рядом достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.
К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на Развитие институтов и механизмов предупреждения насильствен-Нь!х форм развития конфликтов. К их числу относится создание ши-Хжой сети государственных и негосударственных консультацион-Hl>ix служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, е-певидению и радио.
Основоположником второй группы методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, является Дж. Бертон.
Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное обще. ние между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т.п.
Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон полностью противоположны. И, даже если конфликт близок к конфликту с нулевой суммой, задача состоит в том, чтобы его участники через включение дополнительных вопросов или, напротив, исключением ряда спорных вопросов, придали конфликтной ситуации ненулевой характер. Иной вариант — диверсифицировать ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы разные группы стремились к разным, непересекающимся целям. Стороны могут сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится конфликтом с ненулевой суммой.
Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.
В целом же, основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, в рамка> именно этой группы методов разрабатывается технология ведени* переговоров и осуществления посреднических услуг.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
2) соглашение в соответствии с законодательной или моральнойволей внешней силы;
3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
В литературе по конфликтологии выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:
1) А выигрывает за счет Б.
2) Б выигрывает за счет А.
3) Обе стороны оказываются в проигрыше, хотя каждая надеялась на благополучный исход.
4) Обе стороны могут оказаться в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь в ходе самого конфликта.
Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но решающую роль в этом могут сыграть сопутствующие факторы. К примеру, на выбор мирного пути урегулирования конфликта могут оказать влияние такие факторы, как наличие в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.
Один из ведущих представителей англосаксонской политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, считает что существуют три степени развития общественных конфликтов:
1) столкновение предпочтений (кооперация);
2) столкновение интересов (конкуренция);
3) столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).
По мнению Аптера, задача состоит в том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов или, еще лучше, в столкновение предпочтений, т.е. в конкуренцию или кооперацию. Для ее реализации используют различные методы: Переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др.
фи этом необходимо соблюдать ряд условий:
1) согласие о правилах ведения переговоров обязательно для°беих сторон;
2) не идеологизировать конфликт;
3) выявить реальные причины конфликта и найти более верный путь к его разрешению.
Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов для успешного урегулирования политических конфликтов:
1) стабильная коалиция;
2) принцип пропорциональности;
4) взаимность права вето;
6) концессия, т.е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.
В целом демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями включает следующие специальные процедуры:
— взаимный и оперативный обмен достоверной информациейоб интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующихв конфликте;
— сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной придать неуправляемость конфликтной ситуации;
объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт;
— подключение арбитров, беспристрастный подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;
использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению конфликтующих сторон;
создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов i будущем.
Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 1443 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник