Политическая власть как признак государства понятия виды способы осуществления

Обществознание. 11 класс. Политическая власть.

Политическая власть.

Политика (от греч. искусство управления государством) – это управление государством, ведение государственных дел, деятельность органов государственной власти.

Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Причины потребности общественной власти в обществе:
  • необходимость организации социальных взаимодействий на основе определённых норм;
  • необходимость регулирования общественных отношений, авторитетного разрешения социальных конфликтов.
Характеристики политической власти.
  • Легальность – законность.
  • Легитимность – общественное признание власти, готовность ей подчиняться.

Типы легитимности:

  • традиционный – вера в святость традиций и право властвовать тех, кто получил право по этой традиции;
  • рациональный (легальный) – вера в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказание;
  • харизматический – вера в сверхъестественную святость, героизм, гениальность властителя, не подлежащие понятному объяснению.

Признаки политической власти:

  • верховенство и публичность– распространяется на всё общество, на всех живущих на территории данного государства, обязательность её решений для всех в обществе;
  • моноцентричность – существование единого общего государственного центра для принятия политических решений;
  • легальное право на использование силы в пределах страны;
  • многообразие ресурсов – возможность использовать в деятельности разнообразные средства: принудительные, экономические, социальные, информационные, культурные;
  • действие на основе права от имени всего общества.

Субъекты политической власти:

  • государство и его институты,
  • политическая элита и её лидеры,
  • политические партии.

Объекты политической власти:

  • индивиды,
  • социальные группы,
  • классы,
  • нации и народности,
  • общество.

Виды политической власти.

С точки зрения предназначения:

С точки зрения места в политической структуре:

Источник

Политическая власть: понятие, признаки, структура, функции и виды.

Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Признаки политической власти:

— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально-уполномоченный государственный аппарат;

— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими качествами.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы.

Читайте также:  Распределительный сочетательный переместительный способ вычисления

Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта — второго важнейшего элемента власти.

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен.

Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. «Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения». Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.

Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния – более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших предназначений политической власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д. Действительно, могла ли быть данная функция идентичной по своему конкретному наполнению политической власти во времена президентства Франклина Рузвельта (самый глубокий мировой экономический кризис 1929-1933 гг.), Рональда Рейгана (сравнительно глубокий экономический кризис: инфляция достигла двузначной цифры, резко возросла безработица, продолжал увеличиваться дефицит государственного бюджета) и Джорджа Буша (близкое к стабильному состояние политической и экономической сфер). Если в первом случае, чтобы добиться стабильности, необходимо было предварительно спасти нацию от хозяйственной катастрофы, во втором, чтобы резко оптимизировать ситуацию, необходима была смена экономического курса (в соответствии с концепцией неоконсерватизма), то в третьем случае внутренняя экономическая и политическая ситуация позволила политической власти США проводить крупномасштабные действия на международном направлении (военная акция США в Ираке).

Таким образом, любая политическая власть уже с момента своего становления разрабатывает сообразно конкретным условиям, экономическому и политическому состоянию страны стратегию и тактику управления обществом в целом. Особое внимание уделяется отношению с политической оппозицией, разрабатывается конкретная политика в отношении различных слоев общества, политика обеспечения ресурсов власти и т.д. Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) – это функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система, избирательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Совершенно очевидно, что для демократической системы адекватны многопартийность и демократические выборы, В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы, как и было в большинстве бывших социалистических стран. Нередки случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится сохранить сложившуюся политическую систему.

Читайте также:  Перечислите основные способы описания алгоритмов

Третья функция политической власти – обеспечение стабильности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание ее народом.

Таковы три основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.

Источник

Вопрос 7. Публичная политическая власть как признак государства: понятие, свойства. Легитимность и легальность.

Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть — управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Эффект власти в значительной степени действует в согласии с управляемыми людьми. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам, и во-вторых, властными полномочиями других государств.

Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право — основа власти, основа деятельности государства, то есть организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность — в рамках права (правового закона).

Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками. Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью. Во-вторых, публичная власть является представительной. Она осуществляет свою деятельность от имени народа. В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти — признание ее народом права управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.

Вопрос 8. Территория государства – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в войне, или увеличиваться в процессе экспансии, или изменяться в процессе экспансии , или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы /. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может проходить по суше, водному и воздушному пространству, континентальному шельфу и т.д. / На территории государства проживает население, где в полной мере действует власть политическая.

Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах , как ,,подданный “, ,,гражданин“, ,, лицо без гражданства“,, иностранец“. Гражданин -устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. В монархических государствах , как правило , термину “гражданство” соответствует термин “подданство”. Приобретение “ гражданства ” происходит , как правило , по рождению / на основе “права крови”, т.е. национальной принадлежности родителей, как в Дании, Афганистане и т.д. , или “права почвы” — по месту рождения , как в США , Аргентине/ , а также в порядке натурализации , т.е. приёма в гражданство. Процедура натурализации производится на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать её от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Вопрос 9. Население, народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

Гражданин – это личность, действующая в политической жизни. В статье 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» содержится норма-дефиниция, которая определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Это означает отказ от прежней, соответствующей тоталитарному строю государства формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается и от того, которое существовало в Законе о гражданстве 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством).

Со времен Аристотеля слово «гражданин» означало юридически обобщенное понятие человека, но не личности. Римское слово civis (гражданин) употреблялось для именования члена римской гражданской общины (civitas). В древнерусском языке оно ассоциировалось со словом «горожанин». С конца XVII в. гражданами стали называть штатских, невоенных людей. В эпоху Петра I понятие «гражданин» означало не только принадлежность человека к государству, но и определяло человека как члена общества. После Великой Французской революции употребление терминов «свобода», «общество», «гражданин», «личность» (в значении «равноправный член общества») было запрещено, поскольку их считали крамольными.

Принцип гражданской прерогативы – наличие большего объема прав у гражданина (подданного), чем у лиц без гражданства и иностранных граждан.

Вопрос 10. Государственный суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

— распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

— только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

— возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражаются в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет — источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую системы страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

Следовательно, государственный суверенитет — это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

На современном этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях — рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза.

Вопрос 11. Типологии государств. С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит их группировка с помощью обобщенной и идеализированной модели или типа.
Строится типология в основном с позиции двух подходов:

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 243 ; Нарушение авторских прав

Источник

Читайте также:  Повтор как способ выражения грамматического значения
Оцените статью
Разные способы
Читайте также:
  1. I Понятие, виды, отличия и структура рекламы
  2. I. Экономический рост: понятие, измерение, типы и факторы.
  3. II. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
  4. II.5.3) Полномочия и должностная власть магистрата.
  5. III. Князь и княжеская власть
  6. III. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет власть непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.
  7. III. Степени сравнения прилагательных и наречий, порядок слов в английском предложении, типы вопросов.
  8. IV. Законодательная власть
  9. IV. Магическая сила правильной постановки вопросов
  10. IV. Примерный перечень вопросов к зачету