Политическая система структура способ действия

Политическая система: понятие, структура, функции, типы

В современной науке сложились два подхода к анализу политической системы: системный и институциональный.

Классический институционализм рассматривает политиче­скую систему как реальный сложный механизм формирова­ния и реализации власти в обществе. Дает структурно-функ­циональное описание политической системы, рассматривая ее как совокупность формальных государственных и общест­венных институтов и организаций, формально-юридических актов. Акцентирует внимание на статичном состоянии поли­тической системы. Процессы ее трансформации, динамики в социальном пространстве целенаправленно не исследуются.

Авторами системного исследования политической систе­мы являются американские ученые Толкотт Парсонс (1902-1979), Габриэль Алмонд (1911-2002), Карл Дойч (1912-1992), Дэвид Истон(1917). Системный подход позволяет концептуально осмыслить содержание и принципы функци­онирования политической системы, выявить ее внутреннюю структуру и функции, взаимодействие с внешней средой и другими социальными подсистемами (экономическими, со­циокультурными, правовыми).

Системный подход позволяет исследовать развитие поли­тической системы, механизмы ее воспроизводства, «регули­рующие» и «саморегулирующие» потенциалы, способные корректировать внутренние процессы и структуры с целью предотвращения саморазрушения системы, обеспечения ее динамики в социальном пространстве (Д. Истон).

Для комплексного исследования политической системы важно изучить как статическое, так и динамическое ее со­стояние.

Политическая система — целостная и динамичная со­вокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга по­литических институтов, политических отношений, полити­ческих и правовых норм, политического сознания, на основе которых формируется политическая власть и осуществляет­ся ее реализация в обществе. Политическая система имеет определенную структуру, основные элементы которой (по­литические институты, политические отношения, полити­ческие и правовые нормы, политическое сознание) характе­ризуют различные стороны ее жизнедеятельности.

Политическими институтами и учреждениями явля­ются государство, политические партии, общественные организации и движения, СМИ, другие социально и политически активные формальные и неформальные объединения, сою­зы, группы, комитеты, комиссии и т.д. Все они связаны между собой и взаимодействуют в политической жизни об­щества и его управлении.

Политическая система есть универсальная управляющая система общества, элементы которой связаны политически­ми отношениями. Политические отношения есть устойчи­вый характер взаимосвязей и взаимодействий субъектов по­литики, основанных на борьбе—сотрудничестве—соперни­честве, господстве—подчинении по поводу распределения властных полномочий в обществе.

Пределы властных полномочий институтов, органов управ­ления, политические отношения, нрава и обязанности граж­дан, их действия и поведение регулируются в обществе спе­циальными правовыми и политическими нормами. Полити­ческие и правовые нормы — совокупность узаконенных в обществе обязательных для исполнения государственных правил, принципов, регулируемых процессы и отношения в той или иной области политики. К политическим нормам от­носятся также программы, уставы и иные документы поли­тических партий и общественных объединений, которые мо­гут носить как обязательный, так и рекомендательный ха­рактер для их членов. К ним можно отнести и сложившиеся в обществе традиции, обычаи, нормы и ценности политиче­ской морали.

Большое влияние на функционирование политической системы оказывает политическое сознание совокупность политических знаний, ценностей, убеждений, эмоциональ­но-чувственных представлений, которые выражают отноше­ние граждан к политической действительности, определяют и объясняют их политическое поведение. Восприятие и осоз­нание политических процессов и идей в известной степени находят выражение в политической культуре и политиче­ской идеологии, которые также можно отнести к элементам политической системы.

Все структурные элементы тесно связаны между собой, взаимодействуют, обусловливаются и этим делают поли­тическую систему единым целостным управляемым меха­низмом.

Политическая система обладает верховенством и относи­тельной автономией по отношению к другим общественным системам, отличается от них также преобладанием властных механизмов и методов воздействия на общество.

Практическая значимость политической системы очень многогранна. Политическая система выполняет следующие функции: формообразования (организация в обществе поли­тической власти и ее обеспечение); легитимационную (под­тверждение законности права политических институтов на управление обществом); политического целеполагания (опре­деление целей социально-политического развития общест­ва); мобилизационную (деятельность по максимальному ис­пользованию ресурсов для достижения намеченных целей); суверенизационную (обеспечение целостного, независимого управленческого воздействия на общественные процессы); ре­гуляционную (регулирование общественных отношений, ре­жима социально-политической деятельности); интеграцион­ную (сохранение целостности и устойчивости социальной си­стемы, обеспечение общественного согласия и стабильности); политической социализации. Схема функционирования по­литической системы представлена на рис. 1.2.

Читайте также:  Простой способ торта самый легкий способ
Окружающая среда

Вывод

требования поддержка

решения действия

Окружающая среда Обратная связь Окружающая среда

Окружающая среда Окружающая среда

Рис. 1.2. Функционирование политической системы по Д. Истону

Окружающая среда — совокупность оказывающих воз­действие на человека факторов социального и пространст­венного окружения (социальных, политических, культур­ных, экономических, географических, экологических), потенциально значимых для политической жизни общества и политической системы.

Ввод — воздействие окружающей среды на политиче­скую систему. Факт того, что политическая система имеет вход (поступающие извне импульсы) и выход (политические решения и политические действия), впервые отметил Д. Ис­тон. Г. Алмонд одним из первых описал четыре функции входа: политическая социализация, привлечение граждан к участию, артикуляция и агрегирование их интересов. Роль входящих факторов выполняют политические партии, об­щественные организации и движения, группы по интересам, группы давления, складывающиеся отношения с иностран­ными государствами, отдельные индивидуумы. Главными вводами, производящими наибольший эффект на политиче­скую систему, являются требования и поддержка. Требова­ния выполняют роль сигналов о необходимости тех или иных изменений в политической системе. Поддержка, на­против, свидетельствует об удовлетворенности окружающей среды действиями системы и способствует ее стабилизации.

Вывод — обратное воздействие политической системы на среду. Г. Алмонд описывает три функции выхода — разра­ботка норм, их применение, контроль за их соблюдением. Выводами могут быть законы, указы, постановления, распо­ряжения, решения суда, а также другие политические дей­ствия институтов, регулирующих процесс общения обще­ства и государства.

Обратная связь выступает как результат реакции обще­ства в ответ на вывод, принятое политическое решение. Дан­ные связи могут либо усиливать, либо ослаблять поддержку, оказываемую обществом политической системе. Обратная связь может воздействовать на выбор и содержание новых вводов. Информация о воздействии выводов на общество вновь поступает во властные структуры, что делает их работу более эффективной, дает возможность им корректировать свои выводы.

Процесс дробления изучаемого объекта по определенно­му признаку на группы, называемыми типами, составляет его типологию. Типология политической системы определя­ется по целому ряду признаков. Так, конкретные политичес­кие системы классифицируются в зависимости от типа общества: политическая система феодального, капиталисти­ческого, социалистического общества (различие идет по при­знаку принадлежности к той или иной общественно-эконо­мической формации); политическая система традиционного, индустриального, постиндустриального, информационного общества (различие идет по стадиям роста); политическая система западной, латиноамериканской, мусульманской, славяно-православной, китайской, японской и других циви­лизаций (различие идет по цивилизациям как совокупности характерных черт, присущих группе стран и народов).

Политические системы классифицируются: по формам правления(демократические, недемократические); по мес­ту сосредоточения исполнительной власти(президент­ские, парламентские или смешанные); по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); по характеру социально-политических отношений(ста­бильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликт­ные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой(открытые, закрытые), типа госу­дарства(политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства(конституцион­ные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми пра­вовыми структурами); по политической культуре(патри­архальные, подданнические, активистские) и по другим признакам.

Политическая система гарантирует элементарный поря­док в стихии человеческого общежития и позволяет индиви­дам удовлетворять их потребности и интересы.

Источник

Политическая система: понятие, структура, типология, функции.

Политическая система общества– совокупность институтов, куда входят государства, политические партии и т.д., которые действуют на основе права и соц норм и которые определяют политические отношения различных субъектов. В рамках этих отношений проходит политическая жизнь общества.

По сравнению с понятием политическая система понятие политическая жизнь является более широким понятием. Политическая жизнь охватывает все политические связи. Еще более широкое понятие – политический строй. Политическая организация общества – более узкое понятие по сравнению с политической системой.

Читайте также:  Что такое сложно суффиксальный способ

Существует два подхода:

Институциональный подходрассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, он рассматривает социальные нормы, по которым действуют эти институты. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации и структуры (их возникновение, развитие и т.д.).

Системный подходобращает внимание на всю сферу политической деятельности. При системном подходе предметом анализа является не какой-то отдельный институт или государственная структура, а социальное взаимодействие, в которое вступают политические институты, социальные группы, индивиды.

Политическая система претендует на конечный контроль за выполнением какого-то принуждения, полит система претендует на законный контроль, на законное право.

Политическая система имеет ряд особенностей:

через нее осуществляется власть, принуждение

она универсальна и доминирует над другими средствами общества

внутреннее регулирование осуществляется на основе правовых и политических норм

политическая система относительно самостоятельна в силу наличия механизмов взаимодействия структурных элементов

мобилизирует ресурсы для достижения общезначимых целей

контролирует применение принуждения

Структура политической системы:

Институциональная система: совокупность институтов, связанных с функционированием власти.

Нормативная подсистема: совокупность норм, регулирующих политические отношения.

Функциональная подсистема: способы и метода взаимодействия власти и общества.

Коммуникативная подсистема: совокупность отношений и форм взаимодействия по поводу осуществления власти.

Культурная подсистема: система ценностей субкультур, предающая значимость политическим действиям.

Любая модель политической системы включает в себя способы, методы взаимодействия со средой.

Следует отметить границы политической системы.

Понятие «вход политической системы» включает различные требование людей, электората. Это практически любое событие, которые по отношению к политической системе является внешним, но тем не менее влияет на политическую систему и способно её изменить.

Вход и выход постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют петлей обратной связи.

Политическая система обладает рядом функций.

Главная фундаментальная функцияполитической системы –достижение конкретных целей. Эта функция заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей.

Разграничивают функции на входе(ими занимаются полит. партии. Группы интересов, неправительственные организации, они угрожают требованиями) политическим систем и выходе.

Типология политических систем:

По характеру взаимодействия с внешней средой:

Источник

Политическая система: понятие, структура, функции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие политической системы

Политическая система — это упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, отношений, взаимодействий между политическими институтами и организациями, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система представляет собой комплекс государственных и негосударственных институтов, которые осуществляют политические функции — деятельность, связанную с работой государственной власти. Понятие политическая система является более емким, чем понятие «государственное управление», так как охватывает все институты и лица, принимающие участие в политическом процессе, неправительственные и неформальные явления и факторы, оказывающие влияние на механизм определения и постановки проблемы, на выработку и реализацию решений поставленных вопросов в сфере государственно — властных отношений.

В наиболее широком смысле в понятие «политическая система» входит все, что имеет отношение к политике.

Любую политическую систему характеризуют:

  • политическая идеология;
  • политическая культура;
  • политические нормы, обычаи и традиции.

Политическая система общества (политическая организация общества) является организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупностью отношений различных политических субъектов, которые непосредственно связаны с осуществлением власти и управлением обществом.

Политическая система объединяет различные взаимоотношения и действия властвующих групп, подвластных, господствующих, подчинённых, управляющих и управляемых. Она обобщает взаимосвязи и деятельность организованных форм властных отношений – государственных, а также иных политических институтов и учреждений, политических и идеологических норм и ценностей, которые регулируют политическую жизнь членов этого общества.

Политическая система обуславливает характерные для конкретного общества типы политического процесса, структуру отношений и политической деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Функционирование политических систем происходит в соответствии со способом принятия властными органами решений и с ограничением границ вмешательства органов власти в процесс регулирования властных отношений.

В зависимости от способа принятия решений органами власти, среди политических систем можно выделить авторитарные и демократические политические системы. По границам вмешательства органов власти в контроль и регулирование общественных отношений выделяют тоталитарные и либеральные политические режимы. По социально-эконмическому критерию такие режимы подразделяют на: тоталитарно-распределительные (экономика огосударствленная, государство распределяет материальные блага); либерально-демократические (в основе хозяйствования лежит рыночная экономика); конвергенционные и мобилизационные (основаны на сочетаниях государственного вмешательства в рыночную экономику).

Читайте также:  Способы принятия решения участниками общества

Структура политической системы

Для каждого общества характерна собственная политическая система. В разных обществах составляющие политическую систему элементы будут отличаться друг от друга. При этом политика представляет собой открытую систему, которая свободно взаимодействует разными сферами общественной жизни – социальной, экономической, культурной, духовной, оказывая на них влияние и испытывая ответное воздействие.

Структура является важнейшим свойством политической системы, так как раскрывает способ организации и соотношение ее компонентов.

Основные компоненты политической системы:

  • организационно-институциональный – включает институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и др.), организации и объединения (социальные группы, трудовые коллективы, политические движения, средства массовой информации, группы давления и др.);
  • нормативно-регулятивный – представлен правовыми, политическими и моральными нормами, традициями и обычаями, регулирующими осуществление политической власти, политическую жизнь общества;
  • коммуникативный – включает политические отношения, формы и информационные связи взаимодействия всех участников политического процесса, взаимодействия между обществом и политической системой в целом;
  • культурно-идеологический – включает идеологию, политические идеи, политическую культуру и психологию;
  • функциональный – особая политическая практика, включающая направления и формы политической деятельности и методы реализации властных полномочий.

Политическая система включает следующие институты: политические партии, государство и государственные органы, общественно-политические движения, группы интересов или группы давления.

Функции политической системы

Политическая система общества выполняет определенные функции:

  • обеспечение политической власти для конкретной социальной группы, или большей части какого-либо общества, установление и реализация конкретных методов и форм властвования;
  • управление разными сферами жизнедеятельности в интересах отдельных групп и большей части населения (постановка целей, задач, программ, путей развития общества в работе политических институтов);
  • преобразование требований общества в политические решения (конверсии);
  • приспособление к изменяющимся условиям общественной жизни (адаптации);
  • мобилизация материальных и людских ресурсов (финансирование, избиратели и т.д.) для достижения определенных целей в политике;
  • защита политического строя, его основных ценностей, идеологии, принципов (защитная);
  • установление и дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений с иными государствами (внешнеполитическая);
  • согласование коллективных требований и интересов разных социальных групп (консолидирующая);
  • создание и дальнейшее распределение ценностей, как материальных, так и духовных в соответствии с идеалами общества (распределительная), удовлетворение интересов разных субъектов;
  • интеграция общества, формирование условий для взаимодействия разных компонентов его структуры, объединение различных политических сил позволяет сглаживать, устранять возникающие в социуме противоречия, устранять коллизии, преодолевать конфликты.

К социальным функциям политической системы относятся: оптимизация и мотивация движения общества к его целям; определение наиболее перспективных направлений общественного развития; распределение ресурсов; разработка правил и норм поведения членов общества; приобщение населения к активному участию в политической жизни; согласование интересов разных субъектов; обеспечение безопасности и стабильности в обществе; контроль за выполнением законов, правил и норм.

Политическая социализация – это процесс, в результате которого формируется политическое сознание, и индивид становится частью конкретного политического механизма. Благодаря этому наблюдается воспроизводство политической системы, что происходит вследствие обучения новых членов общества, их приобщения к политической деятельности.

Политическая система благоприятствует легитимации политической власти, достижение определенного уровня соответствия политической жизни в реальности официальным правовым и политическим нормам.

Для сохранения политической системы выделяются следующие функции (Габриэль Алмонд): политическая социализация, реагирование на идущие изнутри и извне системы сигналы, адаптация к внутренней и внешней среде (реализуется посредством отбора и подготовки субъектов власти), экстракционная функция (ресурсы берутся из внешней и внутренней среды), регулирующая функция (осуществление управленческих действий), дистрибутивная функция (согласование интересов разных групп общества), избирательная функция.

Источник

Оцените статью
Разные способы