Политическая система: понятие, структура, функции, типы
В современной науке сложились два подхода к анализу политической системы: системный и институциональный.
Классический институционализм рассматривает политическую систему как реальный сложный механизм формирования и реализации власти в обществе. Дает структурно-функциональное описание политической системы, рассматривая ее как совокупность формальных государственных и общественных институтов и организаций, формально-юридических актов. Акцентирует внимание на статичном состоянии политической системы. Процессы ее трансформации, динамики в социальном пространстве целенаправленно не исследуются.
Авторами системного исследования политической системы являются американские ученые Толкотт Парсонс (1902-1979), Габриэль Алмонд (1911-2002), Карл Дойч (1912-1992), Дэвид Истон(1917). Системный подход позволяет концептуально осмыслить содержание и принципы функционирования политической системы, выявить ее внутреннюю структуру и функции, взаимодействие с внешней средой и другими социальными подсистемами (экономическими, социокультурными, правовыми).
Системный подход позволяет исследовать развитие политической системы, механизмы ее воспроизводства, «регулирующие» и «саморегулирующие» потенциалы, способные корректировать внутренние процессы и структуры с целью предотвращения саморазрушения системы, обеспечения ее динамики в социальном пространстве (Д. Истон).
Для комплексного исследования политической системы важно изучить как статическое, так и динамическое ее состояние.
Политическая система — целостная и динамичная совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга политических институтов, политических отношений, политических и правовых норм, политического сознания, на основе которых формируется политическая власть и осуществляется ее реализация в обществе. Политическая система имеет определенную структуру, основные элементы которой (политические институты, политические отношения, политические и правовые нормы, политическое сознание) характеризуют различные стороны ее жизнедеятельности.
Политическими институтами и учреждениями являются государство, политические партии, общественные организации и движения, СМИ, другие социально и политически активные формальные и неформальные объединения, союзы, группы, комитеты, комиссии и т.д. Все они связаны между собой и взаимодействуют в политической жизни общества и его управлении.
Политическая система есть универсальная управляющая система общества, элементы которой связаны политическими отношениями. Политические отношения есть устойчивый характер взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики, основанных на борьбе—сотрудничестве—соперничестве, господстве—подчинении по поводу распределения властных полномочий в обществе.
Пределы властных полномочий институтов, органов управления, политические отношения, нрава и обязанности граждан, их действия и поведение регулируются в обществе специальными правовыми и политическими нормами. Политические и правовые нормы — совокупность узаконенных в обществе обязательных для исполнения государственных правил, принципов, регулируемых процессы и отношения в той или иной области политики. К политическим нормам относятся также программы, уставы и иные документы политических партий и общественных объединений, которые могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер для их членов. К ним можно отнести и сложившиеся в обществе традиции, обычаи, нормы и ценности политической морали.
Большое влияние на функционирование политической системы оказывает политическое сознание совокупность политических знаний, ценностей, убеждений, эмоционально-чувственных представлений, которые выражают отношение граждан к политической действительности, определяют и объясняют их политическое поведение. Восприятие и осознание политических процессов и идей в известной степени находят выражение в политической культуре и политической идеологии, которые также можно отнести к элементам политической системы.
Все структурные элементы тесно связаны между собой, взаимодействуют, обусловливаются и этим делают политическую систему единым целостным управляемым механизмом.
Политическая система обладает верховенством и относительной автономией по отношению к другим общественным системам, отличается от них также преобладанием властных механизмов и методов воздействия на общество.
Практическая значимость политической системы очень многогранна. Политическая система выполняет следующие функции: формообразования (организация в обществе политической власти и ее обеспечение); легитимационную (подтверждение законности права политических институтов на управление обществом); политического целеполагания (определение целей социально-политического развития общества); мобилизационную (деятельность по максимальному использованию ресурсов для достижения намеченных целей); суверенизационную (обеспечение целостного, независимого управленческого воздействия на общественные процессы); регуляционную (регулирование общественных отношений, режима социально-политической деятельности); интеграционную (сохранение целостности и устойчивости социальной системы, обеспечение общественного согласия и стабильности); политической социализации. Схема функционирования политической системы представлена на рис. 1.2.
Окружающая среда |
|
Вывод |
требования поддержка |
решения действия |
Окружающая среда Обратная связь Окружающая среда |
Окружающая среда Окружающая среда
Рис. 1.2. Функционирование политической системы по Д. Истону
Окружающая среда — совокупность оказывающих воздействие на человека факторов социального и пространственного окружения (социальных, политических, культурных, экономических, географических, экологических), потенциально значимых для политической жизни общества и политической системы.
Ввод — воздействие окружающей среды на политическую систему. Факт того, что политическая система имеет вход (поступающие извне импульсы) и выход (политические решения и политические действия), впервые отметил Д. Истон. Г. Алмонд одним из первых описал четыре функции входа: политическая социализация, привлечение граждан к участию, артикуляция и агрегирование их интересов. Роль входящих факторов выполняют политические партии, общественные организации и движения, группы по интересам, группы давления, складывающиеся отношения с иностранными государствами, отдельные индивидуумы. Главными вводами, производящими наибольший эффект на политическую систему, являются требования и поддержка. Требования выполняют роль сигналов о необходимости тех или иных изменений в политической системе. Поддержка, напротив, свидетельствует об удовлетворенности окружающей среды действиями системы и способствует ее стабилизации.
Вывод — обратное воздействие политической системы на среду. Г. Алмонд описывает три функции выхода — разработка норм, их применение, контроль за их соблюдением. Выводами могут быть законы, указы, постановления, распоряжения, решения суда, а также другие политические действия институтов, регулирующих процесс общения общества и государства.
Обратная связь выступает как результат реакции общества в ответ на вывод, принятое политическое решение. Данные связи могут либо усиливать, либо ослаблять поддержку, оказываемую обществом политической системе. Обратная связь может воздействовать на выбор и содержание новых вводов. Информация о воздействии выводов на общество вновь поступает во властные структуры, что делает их работу более эффективной, дает возможность им корректировать свои выводы.
Процесс дробления изучаемого объекта по определенному признаку на группы, называемыми типами, составляет его типологию. Типология политической системы определяется по целому ряду признаков. Так, конкретные политические системы классифицируются в зависимости от типа общества: политическая система феодального, капиталистического, социалистического общества (различие идет по признаку принадлежности к той или иной общественно-экономической формации); политическая система традиционного, индустриального, постиндустриального, информационного общества (различие идет по стадиям роста); политическая система западной, латиноамериканской, мусульманской, славяно-православной, китайской, японской и других цивилизаций (различие идет по цивилизациям как совокупности характерных черт, присущих группе стран и народов).
Политические системы классифицируются: по формам правления(демократические, недемократические); по месту сосредоточения исполнительной власти(президентские, парламентские или смешанные); по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); по характеру социально-политических отношений(стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой(открытые, закрытые), типа государства(политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства(конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами); по политической культуре(патриархальные, подданнические, активистские) и по другим признакам.
Политическая система гарантирует элементарный порядок в стихии человеческого общежития и позволяет индивидам удовлетворять их потребности и интересы.
Источник
Политическая система: понятие, структура, типология, функции.
Политическая система общества– совокупность институтов, куда входят государства, политические партии и т.д., которые действуют на основе права и соц норм и которые определяют политические отношения различных субъектов. В рамках этих отношений проходит политическая жизнь общества.
По сравнению с понятием политическая система понятие политическая жизнь является более широким понятием. Политическая жизнь охватывает все политические связи. Еще более широкое понятие – политический строй. Политическая организация общества – более узкое понятие по сравнению с политической системой.
Существует два подхода:
Институциональный подходрассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, он рассматривает социальные нормы, по которым действуют эти институты. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации и структуры (их возникновение, развитие и т.д.).
Системный подходобращает внимание на всю сферу политической деятельности. При системном подходе предметом анализа является не какой-то отдельный институт или государственная структура, а социальное взаимодействие, в которое вступают политические институты, социальные группы, индивиды.
Политическая система претендует на конечный контроль за выполнением какого-то принуждения, полит система претендует на законный контроль, на законное право.
Политическая система имеет ряд особенностей:
через нее осуществляется власть, принуждение
она универсальна и доминирует над другими средствами общества
внутреннее регулирование осуществляется на основе правовых и политических норм
политическая система относительно самостоятельна в силу наличия механизмов взаимодействия структурных элементов
мобилизирует ресурсы для достижения общезначимых целей
контролирует применение принуждения
Структура политической системы:
Институциональная система: совокупность институтов, связанных с функционированием власти.
Нормативная подсистема: совокупность норм, регулирующих политические отношения.
Функциональная подсистема: способы и метода взаимодействия власти и общества.
Коммуникативная подсистема: совокупность отношений и форм взаимодействия по поводу осуществления власти.
Культурная подсистема: система ценностей субкультур, предающая значимость политическим действиям.
Любая модель политической системы включает в себя способы, методы взаимодействия со средой.
Следует отметить границы политической системы.
Понятие «вход политической системы» включает различные требование людей, электората. Это практически любое событие, которые по отношению к политической системе является внешним, но тем не менее влияет на политическую систему и способно её изменить.
Вход и выход постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют петлей обратной связи.
Политическая система обладает рядом функций.
Главная фундаментальная функцияполитической системы –достижение конкретных целей. Эта функция заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей.
Разграничивают функции на входе(ими занимаются полит. партии. Группы интересов, неправительственные организации, они угрожают требованиями) политическим систем и выходе.
Типология политических систем:
По характеру взаимодействия с внешней средой:
Источник
Политическая система: понятие, структура, функции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие политической системы
Политическая система — это упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, отношений, взаимодействий между политическими институтами и организациями, в ходе которых реализуется политическая власть.
Политическая система представляет собой комплекс государственных и негосударственных институтов, которые осуществляют политические функции — деятельность, связанную с работой государственной власти. Понятие политическая система является более емким, чем понятие «государственное управление», так как охватывает все институты и лица, принимающие участие в политическом процессе, неправительственные и неформальные явления и факторы, оказывающие влияние на механизм определения и постановки проблемы, на выработку и реализацию решений поставленных вопросов в сфере государственно — властных отношений.
В наиболее широком смысле в понятие «политическая система» входит все, что имеет отношение к политике.
Любую политическую систему характеризуют:
- политическая идеология;
- политическая культура;
- политические нормы, обычаи и традиции.
Политическая система общества (политическая организация общества) является организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупностью отношений различных политических субъектов, которые непосредственно связаны с осуществлением власти и управлением обществом.
Политическая система объединяет различные взаимоотношения и действия властвующих групп, подвластных, господствующих, подчинённых, управляющих и управляемых. Она обобщает взаимосвязи и деятельность организованных форм властных отношений – государственных, а также иных политических институтов и учреждений, политических и идеологических норм и ценностей, которые регулируют политическую жизнь членов этого общества.
Политическая система обуславливает характерные для конкретного общества типы политического процесса, структуру отношений и политической деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Функционирование политических систем происходит в соответствии со способом принятия властными органами решений и с ограничением границ вмешательства органов власти в процесс регулирования властных отношений.
В зависимости от способа принятия решений органами власти, среди политических систем можно выделить авторитарные и демократические политические системы. По границам вмешательства органов власти в контроль и регулирование общественных отношений выделяют тоталитарные и либеральные политические режимы. По социально-эконмическому критерию такие режимы подразделяют на: тоталитарно-распределительные (экономика огосударствленная, государство распределяет материальные блага); либерально-демократические (в основе хозяйствования лежит рыночная экономика); конвергенционные и мобилизационные (основаны на сочетаниях государственного вмешательства в рыночную экономику).
Структура политической системы
Для каждого общества характерна собственная политическая система. В разных обществах составляющие политическую систему элементы будут отличаться друг от друга. При этом политика представляет собой открытую систему, которая свободно взаимодействует разными сферами общественной жизни – социальной, экономической, культурной, духовной, оказывая на них влияние и испытывая ответное воздействие.
Структура является важнейшим свойством политической системы, так как раскрывает способ организации и соотношение ее компонентов.
Основные компоненты политической системы:
- организационно-институциональный – включает институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и др.), организации и объединения (социальные группы, трудовые коллективы, политические движения, средства массовой информации, группы давления и др.);
- нормативно-регулятивный – представлен правовыми, политическими и моральными нормами, традициями и обычаями, регулирующими осуществление политической власти, политическую жизнь общества;
- коммуникативный – включает политические отношения, формы и информационные связи взаимодействия всех участников политического процесса, взаимодействия между обществом и политической системой в целом;
- культурно-идеологический – включает идеологию, политические идеи, политическую культуру и психологию;
- функциональный – особая политическая практика, включающая направления и формы политической деятельности и методы реализации властных полномочий.
Политическая система включает следующие институты: политические партии, государство и государственные органы, общественно-политические движения, группы интересов или группы давления.
Функции политической системы
Политическая система общества выполняет определенные функции:
- обеспечение политической власти для конкретной социальной группы, или большей части какого-либо общества, установление и реализация конкретных методов и форм властвования;
- управление разными сферами жизнедеятельности в интересах отдельных групп и большей части населения (постановка целей, задач, программ, путей развития общества в работе политических институтов);
- преобразование требований общества в политические решения (конверсии);
- приспособление к изменяющимся условиям общественной жизни (адаптации);
- мобилизация материальных и людских ресурсов (финансирование, избиратели и т.д.) для достижения определенных целей в политике;
- защита политического строя, его основных ценностей, идеологии, принципов (защитная);
- установление и дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений с иными государствами (внешнеполитическая);
- согласование коллективных требований и интересов разных социальных групп (консолидирующая);
- создание и дальнейшее распределение ценностей, как материальных, так и духовных в соответствии с идеалами общества (распределительная), удовлетворение интересов разных субъектов;
- интеграция общества, формирование условий для взаимодействия разных компонентов его структуры, объединение различных политических сил позволяет сглаживать, устранять возникающие в социуме противоречия, устранять коллизии, преодолевать конфликты.
К социальным функциям политической системы относятся: оптимизация и мотивация движения общества к его целям; определение наиболее перспективных направлений общественного развития; распределение ресурсов; разработка правил и норм поведения членов общества; приобщение населения к активному участию в политической жизни; согласование интересов разных субъектов; обеспечение безопасности и стабильности в обществе; контроль за выполнением законов, правил и норм.
Политическая социализация – это процесс, в результате которого формируется политическое сознание, и индивид становится частью конкретного политического механизма. Благодаря этому наблюдается воспроизводство политической системы, что происходит вследствие обучения новых членов общества, их приобщения к политической деятельности.
Политическая система благоприятствует легитимации политической власти, достижение определенного уровня соответствия политической жизни в реальности официальным правовым и политическим нормам.
Для сохранения политической системы выделяются следующие функции (Габриэль Алмонд): политическая социализация, реагирование на идущие изнутри и извне системы сигналы, адаптация к внутренней и внешней среде (реализуется посредством отбора и подготовки субъектов власти), экстракционная функция (ресурсы берутся из внешней и внутренней среды), регулирующая функция (осуществление управленческих действий), дистрибутивная функция (согласование интересов разных групп общества), избирательная функция.
Источник