Политическая система это совокупность способов
Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Коммуникативная подсистема политической системы включает методы политической деятельности, способы осуществления власти.
2) Одной из функций политической системы является мобилизация ресурсов на достижение определенных целей.
3) Интеграционная функция политической системы обеспечивает взаимосвязь и единство действий различных компонентов её структуры.
4) Политическая система — это совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе.
5) Политические нормы и традиции относятся к институциональной подсистеме политической системы общества.
Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Коммуникативная подсистема политической системы включает методы политической деятельности, способы осуществления власти. Нет, неверно, их включает функциональная подсистема.
2) Одной из функций политической системы является мобилизация ресурсов на достижение определенных целей. Да, верно.
3) Интеграционная функция политической системы обеспечивает взаимосвязь и единство действий различных компонентов её структуры. Да, верно.
4) Политическая система — это совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе. Да, верно.
5) Политические нормы и традиции относятся к институциональной подсистеме политической системы общества. Нет, неверно, они относятся к нормативной подсистеме.
Источник
Теория государства и права
3.2. Понятие, структура, функции и виды политических систем. Роль государства в политической системе
В повседневной действительности часто возникают вопросы о том, кто из субъектов политической сферы общественной жизни способен более эффективно решать конкретные экономические, политические, образовательные и иные подобные задачи; кого из них целесообразнее привлечь для стабилизации или реформирования общественных процессов.
Особенно остро эти проблемы стоят в современной России. В частности, решаются вопросы о характере и степени вмешательства государства и коммерческих, рыночных структур в развитие экономических отношений, об уровне участия государства и предпринимательских, финансовых групп в развитии образования, культуры, здравоохранения, науки и т. д.
Присутствие государства в данных сферах деятельности должно соответствовать не только мировому опыту, но и отечественным традициям.
Ответы на эти вопросы можно получить при анализе особенностей взаимодействия субъектов политической жизни и их возможностей в управлении делами общества. В недавнем прошлом для этого использовалась категория политической организации общества. Однако это понятие, выражая политико-правовое положение субъектов, отражало в основном лишь статику политической жизни.
Эти недостатки устраняются использованием категории «политическая система». Эта категория обеспечивает комплексный, системный подход к анализу политической действительности. Она позволяет установить не только динамику взаимодействия различных субъектов, но и систему факторов, объясняющих их поведение.
Политическую систему образуют ряд элементов.
1. Политические организации (государство, политические партии, различные общественные организации и движения, органы местного самоуправления, церковь).
2. Политическое сознание (идеи, ценности, теории, учения, убеждения и пр.), в соответствии с которым осуществляется их деятельность.
3. Политические отношения – отношения между субъектами политической системы по поводу государственной власти.
4. Политико-правовые нормы (правила поведения), регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти.
Таким образом, в политическую систему входит совокупность взаимосвязанных, упорядоченных и достаточных элементов, которая образует относительно самостоятельное, устойчивое и функционально автономное явление общественной жизни. Причем ее социальный потенциал определяется не количеством составляющих элементов, а особенностями связей между ними. Эффективно действующая система начинается там, где составляющие содержание элементы в своем взаимодействии поддерживают ее целостность и достижение общественно полезного совокупного результата.
Политическая система общества – это совокупность политических организаций, связанных нормами и отношениями политико-правового характера, позволяющими в соответствии со своими убеждениями и целями участвовать в формировании и осуществлении государственной власти.
Всех субъектов политической системы привлекает и вовлекает в политическую жизнь борьба за влияние на государственную власть. Все многообразие отношений, возникающих между ними, концентрируется в отношениях по поводу завоевания, удержания и использования этой власти.
Ведь контроль над государством обеспечивает определяющее влияние на все сферы общественной жизни. В связи с этим политическая система призвана выполнять следующие функции:
политическое целеполагание, предполагающее корпоративную выработку целей развития данного сообщества;
определение стратегии общественного развития и определение основ социальной практики;
властно-политическая интеграция общества, основанная на консолидации различных интересов;
упорядочение политических процессов и представительство интересов различных социальных групп;
обеспечение целостного управленческого воздействия на реальные социально значимые отношения на основе общности интересов.
Политические системы отличаются значительным многообразием. Это разнообразие предопределяется во многом особенностями той социальной среды, интересы которой они представляют и выражают. Различают распределительные, рыночные и смешанные политические системы.
Распределительные системы характеризуются гиперболизацией роли государства во всех сферах общественной жизни. Весь процесс создания и распределения созданного национального продукта находится в его ведении. В таких условиях правящая партия фактически сливается с государством. Под ее жестким контролем находятся все иные общественные организации и движения. Признается только государственная идеология, поддерживаются только государственное образование, здравоохранение. Даже религия находится под контролем государства.
В то же время в некоторых странах (Иран, Ирак) религиозные организации сливаются с государством и занимают доминирующее положение в обществе. Господствующее положение в такой системе занимают политическая элита и чиновничество, так как, занимаясь распределением материальных и духовных благ, они превращаются в распорядителей, прикрывающихся рассуждениями о благе народа. Распределительные системы конфликтны, неустойчивы и малоэффективны, на фоне уравнительного распределения благ сковывают инициативу и творческий потенциал граждан.
Рыночные системы основываются на идеологии свободного предпринимательства и товарно-денежном распределении материальных и духовных благ. Государство в таких системах обеспечивает лишь координацию деятельности различных субъектов, не вмешиваясь в производственные действия и личную жизнь. Допускается плюрализм и местное самоуправление. Положение человека в таких системах определяется его капиталом и предприимчивостью. Законодательно устанавливается приоритет прав и свобод личности над правами коллектива и общества в целом.
Рыночные системы тоже конфликтны и несправедливы. Но они довольно устойчивы и эффективны, так как позволяют проявить творческий потенциал и инициативу каждому, кто на это способен.
Смешанные (конвергенционные) системы объединяют особенности рыночных и распределительных систем. Однако они бывают неустойчивы и противоречивы, так как часто соединяют несоединимое. Такие системы возникают в переходные периоды развития государственности и носят, как правило, временный характер. Постепенно они переходят либо в рыночную, либо в распределительную системы. В то же время политико-правовая практика последних лет свидетельствует о довольно устойчивом положении таких систем, удачно соединяющих преимущества двух других систем применительно к национальной специфике определенного сообщества.
Распределительные и рыночные политические системы наглядно отражают преобладание централизованного и децентрализованного методов организации и осуществления политической власти. В то же время эти методы было бы неправильно отождествлять с антидемократическими и демократическими политическими режимами, потому что и тот и другой активно используют эти методы, хотя и в разной степени. Централизация и децентрализация как методы организации управленческой деятельности в государстве взаимодополняют друг друга, выражаясь в различной степени распределения властных полномочий, ответственности и контроля управленческих структур. Степень их использования во многом зависит от особенностей исторического развития страны, размеров ее территории, своеобразия экономики, преобладании общественной или частной собственности, идеологии (преобладание коллективных или индивидуальных интересов), соотношения политических сил и т. д., что детально проявилось в азиатской и европейской моделях организации государственной власти.
Баланс их соотношения, столь необходимый для гармонизации общественной жизни, обусловлен целым комплексом как субъективных, так и объективных обстоятельств.
Следует иметь в виду, что и централизованная, и децентрализованная власти имеют свои «плюсы» и свои «минусы».
К «плюсам» централизованной власти следует отнести: сильное государство; рациональное управление, защита общего интереса и поддержка единства населения; гарантии территориальной целостности, устойчивый порядок; простота, мобильность и социальная оправданность в условиях дестабилизации и внешних угроз и т. д. Ее «минусами» являются тенденция к диктатуре; слабость территориальной автономии и сужение прав регионов, неразвитость или отсутствие местного самоуправления, осуществление власти на местах через назначенных чиновников; ущемление принципа выборности; преобладание и использование для управления категоричных, обязывающих предписаний и т. д.
«Плюсы» децентрализованной власти выражаются в сохранении и поддержке стабильного взаимодействия гражданского общества и государства. В реализации различных форм народовластия на общегосударственном, региональном и местном уровнях; в относительной самостоятельности субъектов федерации. В развитии местного самоуправления; активизации социальной инициативы и предприимчивости граждан; повышении их уровня жизни и социальной защищенности и т. д. «Минусы» такой власти связаны со снижением координирующей роли государства и усложнением системы управления; увеличением количества ее участников, затрат и продолжительности решения проблем; некоторой потерей контроля за правотворчеством и принятием иных управленческих решений; увеличением коллизий в правовой системе; ростом социальной напряженности и конфликтности решения социальных вопросов и т. д.
В этой связи абсолютизация в использовании централизованного или децентрализованного способов организации и осуществления политической власти не способна обеспечить эффективного управления и устойчивого развития общества. Ведь излишняя централизация ведет к авторитаризму, а децентрализация активирует тенденции к сепаратизму и местничеству, что угрожает единству и территориальной целостности государства. Преобладание централизма социально оправдано в условиях чрезвычайных ситуаций и объективных сложностях управления сообществом. Децентрализация эффективна в условиях стабилизации и нормализации общественной жизни, когда появляется возможность равномерно распределить управленческую функцию по всем уровням социального управления в зависимости от возникающих перед ним задач. Поэтому искусство управления в целом состоит в оптимальном сочетании и использовании возможностей централизованного и децентрализованного способов организации общественной жизни применительно к особенностям конкретной страны. При этом следует иметь в виду, что частные, региональные интересы заканчиваются там, где начинаются общественные интересы, охраняемые государством.
Вне зависимости от характера политической системы и от особенностей взаимоотношений с политическими партиями, профсоюзами, коммерческими, религиозными и иными организациями, а также органами местного самоуправления государство, законодательно закрепляя их правовое положение, остается основной управляющей системой общества. Именно от него в максимальной степени зависит экономическое развитие, социальная стабильность и культурные перспективы развития общественной системы. Но государство активно вмешивается в экономику, культуру и иные сферы общественной жизни не тогда, когда возникают проблемы на отдельно взятом предприятии, а когда возникают проблемы системного плана. Государство призвано защищать безопасность жизнедеятельности социума в целом, обеспечивать его защищенность от негативного, разрушительного воздействия со стороны как внутренних, так и внешних факторов.
Своим существованием оно предотвращает самоуничтожение человечества в бесплодной борьбе различных социальных групп, переводя политическую борьбу в цивилизованное русло и направляя ее на конструктивное решение как классовых, так и общесоциальных задач, обеспечивая порядок и целостность общественной системы. Его управленческая и непосредственно производительная деятельность усиливается благодаря политике социального партнерства, выражающейся в сотрудничестве с различными негосударственными организациями (коммерческими, профсоюзными, религиозными и т. д.) при разрешении важнейших проблем современности (воспитание молодежи, борьба с преступностью, терроризмом, наркоманией и т. д.). Уровень таких взаимоотношений является показателем демократичности государственной власти. Таким образом, особое положение государства в системе политической власти вовсе не означает монополизацию им экономической и политической власти, попрание интересов и мотивации деятельности иных субъектов общественной жизни. Управление обществом должно осуществляться на основе консенсуса всех политических сил. Консенсус представляет собой согласие значительного большинства субъектов политического сообщества относительно наиболее важных аспектов социального порядка, которые получают выражение в согласованных действиях людей, определяющих существование и функционирование данного сообщества. Консенсус возможен при поддержке основного решения большинством участников и при отсутствии возражений по существу хотя бы от одного из субъектов политической системы.
Источник