- Полит лидеры по способу легитимации
- Полит лидеры по способу легитимации
- Лидерство по способу легитимации
- Лидерство по способу легитимации
- Готовые работы на аналогичную тему
- Функции лидера
- Легитимность власти
- Содержание:
- ↑ Эффективность и легитимность власти
- ↑ Типы легитимности власти
- ↑ Традиционное господство.
- ↑ Харизматическое господство.
- ↑ Легальное господство.
- ↑ Источники легитимности власти
- ↑ Легитимизация власти
- ↑ Делегитимация власти
Полит лидеры по способу легитимации
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Степень влиятельности лидеров, результативность их деятельности связаны с характером среды, в которой они действуют.
2) По способу легитимации власти различают демократический и авторитарный тип лидерства.
3) Политический лидер возглавляет избирательную кампанию политической партии на выборах.
4) Рационально-легальное лидерство предполагает признание подчинёнными исключительных качеств лидера.
5) Политический лидер определяет способы решения политических задач.
Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера. Для изучения природы и понимания существа лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В этой связи следует рассмотреть типологии, построенные:
На предложенной М.Вебером классификации авторитета лиц, осуществляющих власть (лидерство бывает традиционным, харизматическим и бюрократическим (рационально-легальным): «традиционное», представляющее собой тип безальтернативного принятия лидера по принципу: «Так делали наши отцы и деды, так делаем мы» (привычка подчинения племенным вождям, монархам и т.д.); «легальное», или «бюрократическое», представляющее собой лидерство должности и кресла, а не конкретного персонажа; «харизматическое», представляющее собой личностный тип лидерства, всецело зависящий от личностных качеств лидера и его способности повести за собой массы на крутых поворотах истории.
На различиях в стилях лидерства: лидерство бывает авторитарным, ориентированным на единоличное принятие решений, и демократическим, ориентированным на индуцирование активности и инициативы последователей.
По характеру деятельности: лидерство бывает универсальным, когда качества лидера проявляется постоянно, и ситуационным, когда эти качества проявляются только при определенных обстоятельствах.
По содержанию активности: различают лидера-вдохновителя, разрабатывающего и предлагающего программу действий. И лидера-исполнителя, организующего выполнение уже заданной программы. При этом оба типа могут совмещаться в одном лице.
По отношению к существующей социальной системе: различают лидера-функционалиста, способствующего развитию системы. И тип лидера — «дисфункционалиста», ставящего целью ее разрушение. Лидера-конформиста, принимающего господствующие в обществе нормы и ценности, и лидера-нонконформиста, стремящегося их изменить) и др.
Типы лидеров можно также классифицировать с помощью других парных понятий-противоположностей: лидера-реформатора и лидера-революционера, лидера-реалиста и лидера-романтика, лидера-прагматика и лидера-идеолога и т.д.
1) Степень влиятельности лидеров, результативность их деятельности связаны с характером среды, в которой они действуют — да, верно.
2) По способу легитимации власти различают демократический и авторитарный тип лидерства — нет, неверно.
3) Политический лидер возглавляет избирательную кампанию политической партии на выборах — да, верно.
4) Рационально-легальное лидерство предполагает признание подчинёнными исключительных качеств лидера — нет, неверно. Это харизматическое лидерство.
5) Политический лидер определяет способы решения политических задач — да, верно.
Источник
Полит лидеры по способу легитимации
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Степень влиятельности лидеров, результативность их деятельности связаны с характером среды, в которой они действуют.
2) По способу легитимации власти различают демократический и авторитарный тип лидерства.
3) Политический лидер возглавляет избирательную кампанию политической партии на выборах.
4) Рационально-легальное лидерство предполагает признание подчинёнными исключительных качеств лидера.
5) Политический лидер определяет способы решения политических задач.
Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера. Для изучения природы и понимания существа лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В этой связи следует рассмотреть типологии, построенные:
На предложенной М.Вебером классификации авторитета лиц, осуществляющих власть (лидерство бывает традиционным, харизматическим и бюрократическим (рационально-легальным): «традиционное», представляющее собой тип безальтернативного принятия лидера по принципу: «Так делали наши отцы и деды, так делаем мы» (привычка подчинения племенным вождям, монархам и т.д.); «легальное», или «бюрократическое», представляющее собой лидерство должности и кресла, а не конкретного персонажа; «харизматическое», представляющее собой личностный тип лидерства, всецело зависящий от личностных качеств лидера и его способности повести за собой массы на крутых поворотах истории.
На различиях в стилях лидерства: лидерство бывает авторитарным, ориентированным на единоличное принятие решений, и демократическим, ориентированным на индуцирование активности и инициативы последователей.
По характеру деятельности: лидерство бывает универсальным, когда качества лидера проявляется постоянно, и ситуационным, когда эти качества проявляются только при определенных обстоятельствах.
По содержанию активности: различают лидера-вдохновителя, разрабатывающего и предлагающего программу действий. И лидера-исполнителя, организующего выполнение уже заданной программы. При этом оба типа могут совмещаться в одном лице.
По отношению к существующей социальной системе: различают лидера-функционалиста, способствующего развитию системы. И тип лидера — «дисфункционалиста», ставящего целью ее разрушение. Лидера-конформиста, принимающего господствующие в обществе нормы и ценности, и лидера-нонконформиста, стремящегося их изменить) и др.
Типы лидеров можно также классифицировать с помощью других парных понятий-противоположностей: лидера-реформатора и лидера-революционера, лидера-реалиста и лидера-романтика, лидера-прагматика и лидера-идеолога и т.д.
1) Степень влиятельности лидеров, результативность их деятельности связаны с характером среды, в которой они действуют — да, верно.
2) По способу легитимации власти различают демократический и авторитарный тип лидерства — нет, неверно.
3) Политический лидер возглавляет избирательную кампанию политической партии на выборах — да, верно.
4) Рационально-легальное лидерство предполагает признание подчинёнными исключительных качеств лидера — нет, неверно. Это харизматическое лидерство.
5) Политический лидер определяет способы решения политических задач — да, верно.
Источник
Лидерство по способу легитимации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Лидерство по способу легитимации
Лидерство – это способность индивида влиять на других людей либо на социальные группы с целю направления их деятельности на достижение неких целей.
Лидер может быть назначен (официальный лидер) или выбран самой группой (неформальный лидер). Стоит отметить, что неформальный лидер не имеет полномочий, он является равноправным членом группы, чье мнение по той или иной причине слушает команда.
Многоаспектность концепции политического лидерства привела к тому, что образовалась его разнообразная типология (классификация).
Известный социолог Макс Вебер сформировал типологию лидерства в зависимости от метода легитимации власти.
Легитимация — это процесс признания социальными субъектами важности социально-политической реальности в целом и ее отдельных проявлений и компонентов.
Легитимация власти — это обеспечение признания, утверждения установленного порядка политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, правового и психологически приемлемого.
По методу легитимации лидеры бывают:
- традиционные лидеры (в традиционных обществах, неразвитых в социокультурном отношении): племенные лидеры, монархи. Важно, что их авторитет обычно основывается на каких-то определенных обычаях, нормах традициях;
- рационально-правовые лидеры (демократически избранные, их власть основана на разуме);
- харизматичные лидеры, которые наделены, по мнению общества, какими-то выдающимися, привлекательными качествами (их авторитет основан на вере и эмоциях).
Сама харизма обычно выражается в реальных возможностях того или иного лидера, а также тех качеств, которые имеют его последователи. В этом случае реальные индивидуальные качества и характеристики иногда могут играть второстепенную роль по сравнению с сформированным внешним видом (имиджем) или просто эмоциями толпы. Понятие культа личности связано с харизмой, которая представляет собой наиболее высокую оценку роли какого-то конкретного лидера в истории. Стоит отметить, что культ личности считается естественной предпосылкой и в то же время следствием тоталитарной системы.
Готовые работы на аналогичную тему
Функции лидера
Своеобразие функций конкретного лидера определяется характеристиками группы, которой он руководит; в демократических группах важное значение имеют совершенно другие функции, чем в авторитарных. Однако это не означает, что руководить группами с демократической структурой намного легче, чем с авторитарной. Ведь суть в том, что данные функции просто отличаются на качественном уровне.
Все функции лидера делятся на:
- лидер как администратор;
- лидер как планировщик;
- лидер как политик;
- лидер как эксперт;
- лидер как представитель группы во внешней среде;
- лидер как регулятор отношений внутри группы;
- лидер как источник наград и наказаний;
- лидер как пример;
- лидер как символ группы.
Лидер как администратор, независимо от того, разрабатывает ли он сам важные и самые главные направления деловой политики или они ему прописаны сверху, в его обязанности неизменно входит функция мониторинга реализации. Более того, суть административной функции заключается не в том, чтобы выполнять работу самостоятельно, а в том, чтобы назначать ее другим членам группы.
Бывает такое, что человек, оказавшись в роли администратора, страдает от того, что не может переложить хотя бы часть ответственности и полномочий на других. Это происходит только из-за того, что ему кажется, что во всем обязательно нужно его личное участие и присутствие. В итоге это обычно лишает подчиненных чувства собственной ответственности и препятствует их участию в работе группы.
Лидер как планировщик часто берет на себя ответственность за разработку методов и средств, с помощью которых целая группа самостоятельно достигает своих целей, которые были поставлены. Данная функция может включать в себя и определение необходимых шагов, и формирование каких-то долгосрочных планов действий.
Лидер как политик ставит цели, связанные с поведением целой группы. Он определяет цели той или иной группы, а также способы их достижения. А это считается обязательной функцией абсолютно любого лидера.
Лидером в качестве эксперта часто является человек, к которому обращаются в качестве источника достоверной информации или квалифицированного специалиста.
Разумеется, при высоком уровне разделения имеющихся функций в каких-то больших группах руководители вынуждены использовать услуги различных депутатов, специалистов и консультантов. Отметим, что в этом случае выбор этих специалистов второго этапа однозначно характеризует способности руководителя.
Лидер в качестве представителя той или иной группы во внешней среде считается неким должностным лицом определенной группы. Такой лидер выступает во внешней среде, можно сказать, от имени всех участников той или иной группы. Именно поэтому всем членам группы не может быть безразлично, кто и как будет представлен; лидер в этом случае определяет абсолютно всех участников группы, их выдающийся коллективный разум, силу воли, различные стремления и многое другое.
Лидер в качестве регулятора имеющихся отношений внутри определенной группы обычно занимается регулированием личных и деловых отношений внутри конкретной группы. Стоит отметить, что это происходит через некую внутреннюю связь, которая может иметь различную форму. Существуют такие группы, в которых абсолютно вся информация всегда проходит через лидера; также бывают люди, которые очень близки к лидеру, которые закрывают сеть; есть тип группы, где лидером является «один из всех».
Лидер как источник наград и наказаний. Очень важным, даже главным обстоятельством, с точки зрения участника группы, считается имеющиеся система поощрений и различных штрафов. Такую систему лидер обычно использует для того, чтобы контролировать всю деятельность участников определенной группы.
Данная функция всегда основана на высоких требованиях к личным качествам конкретного лидера, а особенно в тех группах, в которых больше внимания уделяется не материальному, а именно моральному фактору. Понятно, что каждый лидер обязательно должен знать и понимать индивидуальную мотивацию каждого члена группы, чтобы измерить влияние мер стимулирования по отношению к каждому из членов группы. В дополнение к административному регулированию членов и применению формальных стимулов, лидеру можно использовать различные неформальные социальные санкции, которые, как правило, формируются в небольших группах.
Неформальные санкции — это методы, с помощью которых люди, которые знают друг друга, показывают свое уважение к тем, чьи действия и поведение соответствует всем их ожиданиям, и выражают недовольство по отношению к тем, кто не соответствует их ожиданиям.
Лидер в качестве примера. Интересно, что в определенных типах групп лидер имеет возможность стать определенной моделью поведения для остальной части группы, то есть предоставляет им визуальную индикацию того, кем именно они должны стать и что они всегда обязаны делать.
Лидер как символ группы. Лидеры, являясь неким ядром групп, всегда начинают выполнять символическую функцию. Ведь их имена присваиваются всему движению (и косвенно его участникам), в частном промышленном мире собственники фирм сами проводят такую символизацию, учитывая их бизнес как расширение их личности, религиозных движений и сект очень долго носит имена их основателей и т. д.
Источник
Легитимность власти
Содержание:
↑ Эффективность и легитимность власти
Особенностью политической власти является ее элитарный характер: она осуществляется меньшинством. Для тех, кто реально управляет обществом, для политической элиты и государственных чиновников эффективность их власти определяется степенью достижения поставленных целей. Высшей целью, неотъемлемой функцией и предназначением власти является сохранение и развитие, адаптация всей системы, — в случае политической власти — общества. Для рядовых граждан власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, которое выражается в повышении уровня и качества их повседневной жизни.
Таким образом, проблема эффективности напрямую связана с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса — добровольного согласия на то основной части населения.
Легитимность – это признание данной политической власти — ее институтов, решений и действий — правомерными.
Легитимность обусловлена многими обстоятельствами, однако наиболее тесно она связана с экономическими интересами доминирующих социальных групп. Чтобы пользоваться устойчивым признанием общества, политическая власть должна иметь опору в тех классах и слоях, с интересами которых оно, прежде всего, связывает благополучие граждан.
Как правило, неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной, а следовательно, стабильной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной: по мере утраты легитимности действия власти начинают встречать все более активное сопротивление общества.
↑ Типы легитимности власти
В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимного господства (власти):
↑ Традиционное господство.
↑ Харизматическое господство.
↑ Легальное господство.
Легальное (рационально-бюрократическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.
Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве.
Основными чертами этого типа господства являются:
- установление норм права и подчинение им каждого человека;
- применение норм права в управлении;
- господство в обществе права, а не чиновников.
Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники — бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Чтобы этого не случилось, необходимо ограничивать и контролировать бюрократию: выполнять регулярную ротацию (замену через определенный срок) кадров,
Описанные типы легитимности, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование того или иного типа связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем, тогда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона.
↑ Источники легитимности власти
Свое отношение к власти общество формирует, когда соотносит проявление власти с основными стереотипами собственного сознания. Всю совокупность такого рода стереотипов, из которых складывается нормативная основа политики, можно условно разбить на три основных компонента. И если согласиться с тем, что источником власти является народ, то эти три компоненты можно назвать тремя источниками легитимности:
- идеологический содержит установки, ориентированные на интересы лишь части общества, но именно той части, с которой оно связывает свои перспективы;
- правовой — отражает потребность общества в правилах игры, в государственном регулировании отношений между сторонами общественного договора о «социальном партнерстве»;
- нравственный — содержит установки общечеловеческого характера: не укради, не обмани, не убий.
Позиции власти устойчивы, когда она легитимна во всех этих трех компонентах.
↑ Легитимизация власти
Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использования силы.
Легитимация политической власти включает в себя разнообразные виды деятельности, связанные со всеми областями жизни общества. Власть и в вопросе легитимности готова использовать все имеющиеся у нее средства Она добивается признания ее легитимности, используя для этого главные свои атрибуты: авторитет, право, насилие.
В соответствии с ними выделяются три направления деятельности по легитимации:
- Первое направление
Правящая элита представляет свой собственный интерес как всеобщий. К действительно общему интересу, заключающемуся в поддержании в обществе порядка и стабильности на фоне экономического благосостояния прибавляется частный интерес правящей политической группировки. В общественном сознании возникает иллюзия неразрывности общего интереса с частным интересом правящей элиты.
- Второе направление
Власть старается придать всем своим действиям законообразность. В правовом государстве это находит выражение в неуклонном следовании законам, отмене старых законов и принятии новых, в неправовом — в попрании норм нрава, неисполнении якобы устаревших законов, замене их противоречащими им подзаконными актами. При этом власть, попирая старый закон, требует неукоснительного исполнения рожденных ею новых законов.
- Третье направление
Власть создает репрессивные органы, использует систему принуждения, насилия.
Главное условие легитимации власти связано преимущественно с результатами ее функционирования. Поэтому лучшим и «простейшим» способом легитимации власти является проведение в жизнь такой политики, которая учитывала бы и сочетала интересы всех слоев общества и гарантирован достойные человека условия жизни. Для такого способа легитимации власти необходимы достаточно высокий уровень экономического развития общества и социально-политическая стабильность.
↑ Делегитимация власти
Делегитимация — утрата доверия, лишение политики и власти общественного кредита.
Причины делегитимации:
- противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и интересами властвующей элиты;
- противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
- отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
- нарастание бюрократизации и коррумпированности;
- национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;
- потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
В политической теории существует понятие «кризис легитимности». Этот кризис возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если власти в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких народных слоев.
Источник