- Какие вы знаете способы увеличения силы трения? Приведите примеры их использования.
- Физика 7 класс Перышкин. Параграф 34. Вопросы о примерах, когда трение может быть полезным
- Сила трения. Вред и польза силы трения. Способы увеличения и уменьшения силы трения
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
Какие вы знаете способы увеличения силы трения? Приведите примеры их использования.
Чтобы понять, как увеличить силу трения, вспомните, от чего она зависит. Рассмотрите формулу: Fтр=мN, где м – коэффициент трения, N – сила реакции опоры, Н. Сила реакции опоры, в свою очередь, зависит от массы: N=G=mg, где G — вес тела, Н; m – масса тела, кг; g – ускорение свободного падения, м/с2.
2
Из формулы можно сделать вывод, что сила трения зависит от коэффициента трения. Коэффициент трения определяется для каждой пары взаимодействующих материалов и зависит от природы материала и качества поверхности.
3
Таким образом, первый способ увеличить трение – изменить материал скользящей поверхности. Наверное, вы замечали, что в одной обуви практически невозможно передвигаться по влажному кафельному полу, а в другой вы не ощущаете каких-либо неудобств. Это объясняется тем, что подошвы ботинок сделаны из различных материалов. Скользкая обувь имеет низкий коэффициент трения скольжения подошвы относительно влажного кафеля.
4
Второй способ – увеличить шероховатость поверхности. Пример — зимние шины для автомобиля имеют более рельефный протектор, чем летние. За счет этого на скользкой зимней дороге автомобиль может уверенно двигаться.
5
Третий способ – увеличение массы. Как видно из формулы, сила трения напрямую зависит от массы. Это объясняет, почему груженому автомобилю в отдельных случаях легче выбраться из грязи, чем тому, что налегке. Это правило работает при определенном качестве грунта – в вязкую, болотистую почву тяжелая машина просядет больше, чем легкая.
6
Четвертый способ – удаление смазки. Представьте транспортер технологической линии, состоящий из вращающихся валиков, на которые натянута лента. Валики транспортера начинают проскальзывать по ленте, если они загрязнены. В этом случае грязь действует как смазка. Очистив детали механизма, вы увеличите силу трения и повысите КПД оборудования.
7
Пятый способ – полировка. Отполировав поверхность, вы можете увеличить силу трения. Это объясняется тем, что при соприкосновении отполированных поверхностей включаются силы межмолекулярного притяжения. Например, очень трудно раздвинуть два листа стекла, сложенных вместе.
Источник
Физика 7 класс Перышкин. Параграф 34. Вопросы о примерах, когда трение может быть полезным
Приведите примеры, показывающие, что трение может быть полезным.
Каково значение трения на транспорте?
Приведите примеры, когда трение может быть вредным.
Какие способы увеличения и уменьшения трения вы знаете?
Для какой цели используют в машинах подшипник?
Как устроен подшипник скольжения; шариковый подшипник? Какой из них заметнее уменьшает трение?
Я вот такие придумал примеры
№1
Без трения покоя люди и животные не смогли бы ходить. Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. Сила трения останавливает автомобиль при торможений. Зимой дорогу и тротуары посыпают песком, дабы увеличить трение.
Сила трения снижает эффективность работы двигателей и других механизмов автомобиля и ж/д составов, но без нее вообще движение было бы невозможным.
№2
Во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются детали. Чтобы преодолеть силу трения, сжигается большое количество топлива.
№3
Для увеличения силы трения, поверхности соприкасающихся тел делают более шероховатыми. А для её уменьшения- используют различны смазки.
№4
Подшипник используют, чтобы уменьшить трение вращающихся валов машин и станков.
№5
Шариковые подшипники отличаются от подшипников скольжения наличием между вкладышей шариков, которые более снижают силу трения. Это объясняется тем, что сила трения качения меньше силы трения скольжения.
Источник
Сила трения. Вред и польза силы трения. Способы увеличения и уменьшения силы трения
Сила трения. Вред и польза силы трения. Способы увеличен и я и уменьшения силы трения
СШ №12, г. Капшагай, с. Заречное
Тема урока: «Сила трения .Вред и польза силы трения.Способы увеличения и уменьшения силы трения »
ввести понятие силы трения и познакомить учащихся с её особенностями;
изучить причины и виды трения, выяснить природу силы трения, ее направление, способы увеличения и уменьшения;
дать качественную формулировку этого понятия.
создать условия для развития мыслительных и коммуникативных качеств учащихся;
развивать у учащихся творческие способности (написание докладов и сказок).
воспитывать наблюдательность, культуру речи, умение четко выражать свою мысль;
воспитывать умение видеть физику вокруг себя.
Тип урока: урок изучения нового материала, проблемно-поисковый.
Приборы и материалы: учебник «Физика и астрономия 7»; дидактические пособия (карточки-задания); наклонная плоскость; легкоподвижная тележка; демонстрационный динамометр; набор грузов.
План урока (45 минут):
Орг. момент (3 минуты)
Актуализация знаний(7 минут).
Объяснение нового материала(20 минут)
Домашнее задание, подведение итогов(5 минут).
— Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы «Сила трения». На уроке мы введем понятие силы трения и познакомимся с её особенностями, изучить причины и виды трения, выяснить природу силы трения, ее направление, способы увеличения и уменьшения.
Для этого повторим те силы, которые мы уже с вами прошли.
(опорный конспект №1 «Сила»)
СИЛА, F
Сила тяжести, F тяж Сила упругости, F упр
2. Актуализация знаний(7минут).
— Мы уже изучили силу тяжести и силу упругости. Теперь для того, чтоб еще раз закрепить изученные силы вы напишите тест.
(Тест 3 варианта, раздать)
1. Выберите верное высказывание
I . Весом тела называют силу, с которой…
II . Силой тяжести называют силу, с которой…
III . Силой упругости называют силу, с которой…
1. тело притягивается к Земле.
2. тело действует на другое тело, вызывающее деформацию.
3.тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
2. Какая сила удерживает спутник на орбите?
3. По международному соглашению за единицу силы принят..
ньютон. Сокращенное обозначение – Н.
килограмм. Сокращенное обозначение – кг.
метр в секунду. Сокращенное обозначение – м/с.
4. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 50 кг?
1. Выберите верное высказывание
I . Камень падает на землю вследствие того, что на него действует…
II . На книгу, лежащую на столе, со стороны стола действует…
III . На стол, со стороны лежащей на нем книги, действует…
2. сила упругости.
2. Пружина под действием подвешенной к ней гири растянулась. Какая сила вызвала растяжение пружины?
3. 1 Ньютон – это сила, которая…
за 1 с сообщает телу массой 1 кг скорость 1 м/с.
за 1 с изменяет скорость тела на 1 м/с.
за 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.
4. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 5 кг?
1. Выберите верное высказывание
I . Тело, выпущенное из рук, падает на землю. Какая сила вызывает падение тел?
II . На книгу, лежащую на столе, со стороны стола действует…
III . На стол, со стороны лежащей на нем книги, действует…
2. сила упругости.
2. Зависит ли сила тяжести от массы тела?
Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела.
Чем больше масса тела, тем меньше сила, с которой оно притягивается к Земле.
3. 1 Ньютон приблизительно равен силе тяжести, действующей на тело массой…
4. Тело имеет массу 0,5 кг. Каков вес этого тела, если оно неподвижно и находится на горизонтальной опоре?
3. Объяснение нового материала(25минут).
Эпиграф (на доске):
«Вездесущее, необходимое, мешающее –
— вот оно какое – трение!»
Изучение темы начинаю с выдвижения проблемы, демонстрирую опыт.
Опыт: Привожу в движение игрушечный автомобиль. С течением времени его движение прекращается.
— Почему же останавливается автомобиль? (Слушаю ответы учащихся)
После этого опыта учащиеся предполагают, что существует какая-то сила.
После этого объявляю тему урока и ставлю следующую проблему
-В чем причина существования сил трения?
(опорный конспект №2 «Характеристика силы трения»)
Опыт: сооружаю наклонную плоскость из фанерной доски и бруска. Кладу на наклонную плоскость цилиндр боковой поверхностью и отпустите. На ту же наклонную плоскость положите цилиндр торцом и отпустите.
Дети отвечают на вопросы:
— Что явилось причиной движения цилиндра в первом опыте?
(Ответ: сила тяжести)
— Что явилось причиной покоя цилиндра во втором опыте?
(Ответ: возникновение силы, компенсирующей силу тяжести)
Даю определение новой силы:
сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в строну, противоположную движению называется силой трения.
Обозначение и единица измерения
Показываю как обозначается сила трения.
Прибор для измерения силы трения
— Как же можно измерить силу трения?
Опыт: На фанерную плоскость кладем деревянный брусок с грузами, цепляем динамометром и равномерно перемещаем по плоскости. Динамометр показывает некоторую силу.
Дети отвечают на вопросы:
— Какую силу показывает динамометр?
(Ответ: динамометр показывает силу 1,5 Н)
— На тело действует сила, но скорость движения не изменяется. Значит, существует компенсирующая сила, равная силе динамометра.
-Куда направлена сила, равная движущей силе?
(Ответ: сила направлена против движения бруска);
— Где находится точка приложения этой силы?
(Ответ: точка приложения находится в месте контакта двух поверхностей).
измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы находим силу трения.
Величина и направление
— Мы уже выяснили из опыта, что сила трения имеет направление, а сила имеет направление, то эта величина векторная.
Сила трения — это величина векторная.
Сила направлена против движения тела.
,
где — коэффициент трения,
— сила нормального давления.
Коэффициент трения — это уже рассчитанная величина, приведенная таблице №4 на странице 216.
Силой нормального давления, называется сила, с которой тело действует на опору, направленной перпендикулярно к опоре.
Опыт: Для этого сравниваем движение металлического шарика по линолеуму, столу, наждачной бумаге и ковру. На подобных примерах устанавливаем, что причиной трения является шероховатость поверхности соприкасающихся тел.
— Даже самые гладкие на вид поверхности имеют неровности, которые препятствуют движению одного тела по поверхности другого. Но оказывается уменьшение неровностей уменьшает силу трения только вначале. Дальнейшее уменьшение шероховатости приводит к увеличению силы трения (называю и вторую причину возникновения силы трения — молекулярное взаимодействие, которое приводит как бы к прилипанию соприкасающихся поверхностей).
— И так, причины возникновения силы трения две — неровности поверхности и силы притяжения между молекулами соприкасающихся поверхностей.
Силы притяжения между молекулами соприкасающихся поверхностей
— При шероховатых поверхностях трение обусловлено главным образом первой причиной, а при очень гладких поверхностях сказывается молекулярная природа трения.
трение скольжения трение качения трение покоя
— Если тело скользит по поверхности, его движению препятствует сила трения скольжения. Например, когда мы скатываемся на санках, нас тормозит сила трения скольжения
— Телу катящемуся по поверхности препятствует сила трения качения. Например, когда вы едите на велосипеде, вас тормозит сила трения качения.
— Когда мы пытаемся сдвинуть шкаф с места, действуя на него с какой-либо силой, то в случае, если шкаф останется в покое, можно сделать вывод – тело не изменило своей скорости. Это говорит о том, что есть еще сила, направленная противоположно этому действию и равная ему по величине. Эта сила называется силой трения покоя. Именно сила трения покоя мешает сдвигать с места тяжелые предметы.
— От чего же зависит сила трения?
— Как вы думаете сила трения будет зависеть от материала трущихся поверхностей?
— От обработки трущихся поверхностей?
— А от площади контактных тел?
Итак, делаем выводы:
Сила трения зависит от материала соприкасающихся тел, от нагрузки, от шероховатости и не зависит от площади контакта тел.
— Трение, как и любое физическое явление, может быть и вредным, и полезным.
— Когда оно полезно, его стараются увеличить. Например, в гололед перед школой дорогу посыпают песком.
— Но когда сила трения мешает ее уменьшают. Как же можно уменьшить силу трения?
(Даю учащимся высказать свои предположения. Обращаю внимание на то, что уменьшить силу трения можно изменив причины, от которых зависит сила трения (шероховатость, материал, нагрузка))
— Но в жизни часто бывает так, что эти причины не устранимы. Единственный способ — изменить один вид трения на другой.
Опыт: На перевёрнутую вверх колёсами машинку помещаю груз. Тележку равномерно перемещаю по поверхности. Отмечаю силу динамометра. Затем тележку ставлю на колёса и помещаю тот же груз. При равномерном перемещении динамометр отмечает меньшую силу.
При равных нагрузках сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения.
— Еще для уменьшения силы трения некоторые тела тщательно шлифуют и применяют смазку. Например, все детали механизмов в автомобилях тщательно шлифуют и покрывают тонким слоем смазки.
Подвожу итог урока совместно с учениками: достигли ли целей, поставленных вначале свой работы; понравилась ли нам работа. Для закрепления изученного материала и контроля знаний учащихся
1) А теперь, я предлагаю вам найти ответы на народные приметы и пословицы (дидактические пособия – карточки с пословицами). Определите, значение силы трения для каждой пословицы, и какую роль эта сила играет положительную или отрицательную (3минуты).
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и ты домой.
Пошло дело, как по маслу.
От безделья и лопата ржавеет.
Без мыла в душу влезет.
От того телега запела,
Что давно дегтя не ела.
Не, такого человека, который хоть раз не поскользнулся по льду.
Каков но, так и режет.
Не смазанное колесо ось перетрет.
Три, три, три – дырка будет.
На льду не строятся.
Лопату не покрывают позолотой.
Не подмазанная арба не поедет.
Сухая ложка рот дерет.
Из навощенной нити
трудно плести сети.
Баба с возу – кобыле легче.
Часы могут остановиться,
Плуг от работы блестит.
Ключ, который часто в работе, блестит.
раскалилась до бела.
Ржавый плуг только на пахоте очищается.
Что кругло – легко катится.
Жнущий серп всегда блестит.
Кататься, как сыр в масле.
Мел оставляет белый след,
а уголь – черный.
Против шерсти не гладят.
Остер шип на подкове,
Да скоро сбивается.
Угря в руках не удержишь.
Не подмажешь, не поедешь.
А. … только изменения скорости тела.
Б. … только деформации тела.
В. … изменения скорости и деформации тела.
Г. … движения тела.
Если тело покоится или движется равномерно, значит …
А. … все силы направлены в одну сторону.
Б. … на него не действуют силы .
В. … силы, действующие на тело, скомпенсированы.
Г. … на него не действуют силы или их равнодействующая равна нулю.
Силой трения называют силу …
А. … с которой Земля притягивает к себе тела.
Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.
В. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.
Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.
Точка приложения силы трения расположена …
А. … в центре тела.
Б. … в точке контакта двух тел.
В. … в точке действия внешней силы.
Г. … в любом месте тела.
Сила трения всегда направлена …
А. … противоположно движению тела.
Б. … противоположно деформирующей силы.
В. … вертикально вниз.
Г. … влево или вправо.
Сила трения зависит от …
Б. … шероховатости поверхностей.
В. … вида материала контактирующих поверхностей.
Г. … всех вышеперечисленных фактов.
Силу трения можно уменьшить …
А. … заменяя один вид трения другим.
Б. … заменяя скольжение качением.
В. … смазывая трущиеся поверхности.
Г. … увеличивая скорость тела.
Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?
Г. Среди ответов А — В нет правильного.
Проверку теста проводят сами учащиеся. Обмениваются своими ответами между собой. Ответы на тестовое задание заранее готовлю на доске. 7 выполненных заданий — отметка “4” (7 баллов), 8 выполненных заданий — отметка “5” (8 баллов). Ниже отметки не ставятся. Обсуждать ответы на вопросы теста может целая группа.
5. Домашнее задание, подведение итогов(3 минут).
Д/з: §41-42 вопросы
1. Трение и движение (скольжение и качение).
2. Трение и покой.
3. Жидкое трение (смазка).
4. Почему возникает трение (причины трения)?
5. Скользить и катиться. (Рассказ о подшипниках; качения и скольжения).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 359 человек из 70 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Сила трения .Вред и польза силы трения.Способы увеличения и уменьшения силы трения »
1. ввести понятие силы трения и познакомить учащихся с её особенностями;
2. изучить причины и виды трения, выяснить природу силы трения, ее направление, способы увеличения и уменьшения;
3. дать качественную формулировку этого понятия.
1. создать условия для развития мыслительных и коммуникативных качеств учащихся;
2. развивать у учащихся творческие способности (написание докладов и сказок).
1. воспитывать наблюдательность, культуру речи, умение четко выражать свою мысль;
2. воспитывать умение видеть физику вокруг себя.
Тип урока: урок изучения нового материала, проблемно-поисковый.
Приборы и материалы: учебник «Физика и астрономия 7»; дидактические пособия (карточки-задания); наклонная плоскость; легкоподвижная тележка; демонстрационный динамометр; набор грузов.
План урока (45 минут):
1. Орг. момент (3 минуты)
2. Актуализация знаний(7 минут).
3. Объяснение нового материала(20 минут)
4. Рефлексия(10 минут)
5. Домашнее задание, подведение итогов(5 минут).
1. Орг. момент(3минуты).
— Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы «Сила трения». На уроке мы введем понятие силы трения и познакомимся с её особенностями, изучить причины и виды трения, выяснить природу силы трения, ее направление, способы увеличения и уменьшения.
Для этого повторим те силы, которые мы уже с вами прошли.
( опорный конспект №1 «Сила» )
Сила тяжести, F тяж Сила упругости, F упр
2. Актуализация знаний(7минут).
— Мы уже изучили силу тяжести и силу упругости. Теперь для того, чтоб еще раз закрепить изученные силы вы напишите тест.
(Тест 3 варианта, раздать)
1. Выберите верное высказывание
I . Весом тела называют силу, с которой…
II . Силой тяжести называют силу, с которой…
III . Силой упругости называют силу, с которой…
1. тело притягивается к Земле.
2. тело действует на другое тело, вызывающее деформацию.
3.тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
2. Какая сила удерживает спутник на орбите?
3. По международному соглашению за единицу силы принят..
- ньютон. Сокращенное обозначение – Н.
- килограмм. Сокращенное обозначение – кг.
- метр в секунду. Сокращенное обозначение – м/с.
4. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 50 кг?
1. Выберите верное высказывание
I . Камень падает на землю вследствие того, что на него действует…
II . На книгу, лежащую на столе, со стороны стола действует…
III . На стол, со стороны лежащей на нем книги, действует…
2. сила упругости.
2. Пружина под действием подвешенной к ней гири растянулась. Какая сила вызвала растяжение пружины?
3. 1 Ньютон – это сила, которая…
- за 1 с сообщает телу массой 1 кг скорость 1 м/с.
- за 1 с изменяет скорость тела на 1 м/с.
- за 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.
4. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 5 кг?
1. Выберите верное высказывание
I . Тело, выпущенное из рук, падает на землю. Какая сила вызывает падение тел?
II . На книгу, лежащую на столе, со стороны стола действует…
III . На стол, со стороны лежащей на нем книги, действует…
2. сила упругости.
2. Зависит ли сила тяжести от массы тела?
- Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела.
- Не зависит.
- Чем больше масса тела, тем меньше сила, с которой оно притягивается к Земле.
3. 1 Ньютон приблизительно равен силе тяжести, действующей на тело массой…
4. Тело имеет массу 0,5 кг. Каков вес этого тела, если оно неподвижно и находится на горизонтальной опоре?
3. Объяснение нового материала(25минут).
Эпиграф (на доске):
«Вездесущее, необходимое, мешающее –
— вот оно какое – трение!»
Изучение темы начинаю с выдвижения проблемы, демонстрирую опыт.
Опыт: Привожу в движение игрушечный автомобиль. С течением времени его движение прекращается.
— Почему же останавливается автомобиль? (Слушаю ответы учащихся)
После этого опыта учащиеся предполагают, что существует какая-то сила.
После этого объявляю тему урока и ставлю следующую проблему
-В чем причина существования сил трения?
( опорный конспект №2 «Характеристика силы трения» )
Опыт: сооружаю наклонную плоскость из фанерной доски и бруска. Кладу на наклонную плоскость цилиндр боковой поверхностью и отпустите. На ту же наклонную плоскость положите цилиндр торцом и отпустите.
Дети отвечают на вопросы:
— Что явилось причиной движения цилиндра в первом опыте?
(Ответ: сила тяжести)
— Что явилось причиной покоя цилиндра во втором опыте?
(Ответ: возникновение силы, компенсирующей силу тяжести)
Даю определение новой силы:
сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в строну, противоположную движению называется силой трения.
Обозначение и единица измерения
Показываю как обозначается сила трения.
Прибор для измерения силы трения
— Как же можно измерить силу трения?
Опыт: На фанерную плоскость кладем деревянный брусок с грузами, цепляем динамометром и равномерно перемещаем по плоскости. Динамометр показывает некоторую силу.
Дети отвечают на вопросы:
— Какую силу показывает динамометр?
(Ответ: динамометр показывает силу 1,5 Н)
— На тело действует сила, но скорость движения не изменяется. Значит, существует компенсирующая сила, равная силе динамометра.
-Куда направлена сила, равная движущей силе?
(Ответ: сила направлена против движения бруска);
— Где находится точка приложения этой силы?
(Ответ: точка приложения находится в месте контакта двух поверхностей).
измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении , мы находим силу трения.
Величина и направление
— Мы уже выяснили из опыта, что сила трения имеет направление, а сила имеет направление, то эта величина векторная.
F — это величина векторная.
Сила н аправлена против движения тела.
где — µ коэффициент трения, N — сила нормального давления.
Коэффициент трения µ — это уже рассчитанная величина, приведенная таблице №4 на странице 216.
Силой нормального давления, называется сила, с которой тело действует на опору, направленной перпендикулярно к опоре.
N = F тяж => N = mg
Опыт: Для этого сравниваем движение металлического шарика по линолеуму, столу, наждачной бумаге и ковру. На подобных примерах устанавливаем, что причиной трения является шероховатость поверхности соприкасающихся тел.
— Даже самые гладкие на вид поверхности имеют неровности, которые препятствуют движению одного тела по поверхности другого. Но оказывается уменьшение неровностей уменьшает силу трения только вначале. Дальнейшее уменьшение шероховатости приводит к увеличению силы трения (называю и вторую причину возникновения силы трения — молекулярное взаимодействие, которое приводит как бы к прилипанию соприкасающихся поверхностей).
— И так, причины возникновения силы трения две — неровности поверхности и силы притяжения между молекулами соприкасающихся поверхностей.
1. Неровности поверхности
2. Силы притяжения между молекулами соприкасающихся поверхностей
При шероховатых поверхностях трение обусловлено главным образом первой причиной, а при очень гладких поверхностях сказывается молекулярная природа трения.
трение скольжения трение качения
— Если тело скользит по поверхности, его движению препятствует сила трения скольжения. Например, когда мы скатываемся на санках, нас тормозит сила трения скольжения
— Телу катящемуся по поверхности препятствует сила трения качения. Например, когда вы едите на велосипеде, вас тормозит сила трения качения.
— Когда мы пытаемся сдвинуть шкаф с места, действуя на него с какой-либо силой, то в случае, если шкаф останется в покое, можно сделать вывод – тело не изменило своей скорости. Это говорит о том, что есть еще сила, направленная противоположно этому действию и равная ему по величине. Эта сила называется силой трения покоя. Именно сила трения покоя мешает сдвигать с места тяжелые предметы.
— От чего же зависит сила трения?
— Как вы думаете сила трения будет зависеть от материала трущихся поверхностей?
— От обработки трущихся поверхностей?
— А от площади контактных тел?
Итак, делаем выводы :
Сила трения зависит от материала соприкасающихся тел, от нагрузки, от шероховатости и не зависит от площади контакта тел.
— Трение, как и любое физическое явление, может быть и вредным, и полезным.
— Когда оно полезно, его стараются увеличить. Например, в гололед перед школой дорогу посыпают песком.
— Но когда сила трения мешает ее уменьшают. Как же можно уменьшить силу трения?
(Даю учащимся высказать свои предположения. Обращаю внимание на то, что уменьшить силу трения можно изменив причины, от которых зависит сила трения (шероховатость, материал, нагрузка))
— Но в жизни часто бывает так, что эти причины не устранимы. Единственный способ — изменить один вид трения на другой .
Опыт: На перевёрнутую вверх колёсами машинку помещаю груз. Тележку равномерно перемещаю по поверхности. Отмечаю силу динамометра. Затем тележку ставлю на колёса и помещаю тот же груз. При равномерном перемещении динамометр отмечает меньшую силу.
При равных нагрузках сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения.
— Еще для уменьшения силы трения некоторые тела тщательно шлифуют и применяют смазку. Например, все детали механизмов в автомобилях тщательно шлифуют и покрывают тонким слоем смазки.
Подвожу итог урока совместно с учениками: достигли ли целей, поставленных вначале свой работы; понравилась ли нам работа. Для закрепления изученного материала и контроля знаний учащихся
1) А теперь, я предлагаю вам найти ответы на народные приметы и пословицы (дидактические пособия – карточки с пословицами). Определите, значение силы трения для каждой пословицы, и какую роль эта сила играет положительную или отрицательную (3минуты).
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и ты домой.
Пошло дело, как по маслу.
От безделья и лопата ржавеет.
Без мыла в душу влезет.
От того телега запела,
Что давно дегтя не ела.
Не, такого человека, который хоть раз не поскользнулся по льду.
Каков но, так и режет.
Не смазанное колесо ось перетрет.
Три, три, три – дырка будет.
На льду не строятся.
Лопату не покрывают позолотой.
Не подмазанная арба не поедет.
Сухая ложка рот дерет.
Из навощенной нити
трудно плести сети.
Баба с возу – кобыле легче.
Часы могут остановиться,
Плуг от работы блестит.
Ключ, который часто в работе, блестит.
раскалилась до бела.
Ржавый плуг только на пахоте очищается.
Что кругло – легко катится.
Жнущий серп всегда блестит.
Кататься, как сыр в масле.
Мел оставляет белый след,
а уголь – черный.
Против шерсти не гладят.
Остер шип на подкове,
Да скоро сбивается.
Угря в руках не удержишь.
Не подмажешь, не поедешь.
2) провожу тест( 7 минут ):
1. Сила — причина …
А. … только изменения скорости тела.
Б. … только деформации тела.
В. … изменения скорости и деформации тела.
Г. … движения тела.
2. Если тело покоится или движется равномерно, значит …
А. … все силы направлены в одну сторону.
Б. … на него не действуют силы .
В. … силы, действующие на тело, скомпенсированы.
Г. … на него не действуют силы или их равнодействующая равна нулю.
3. Силой трения называют силу …
А. … с которой Земля притягивает к себе тела.
Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.
В. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.
Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.
4. Точка приложения силы трения расположена …
А. … в центре тела.
Б. … в точке контакта двух тел.
В. … в точке действия внешней силы.
Г. … в любом месте тела.
5. Сила трения всегда направлена …
А. … противоположно движению тела.
Б. … противоположно деформирующей силы.
В. … вертикально вниз.
Г. … влево или вправо.
6. Сила трения зависит от …
Б. … шероховатости поверхностей.
В. … вида материала контактирующих поверхностей.
Г. … всех вышеперечисленных фактов.
7. Силу трения можно уменьшить …
А. … заменяя один вид трения другим.
Б. … заменяя скольжение качением.
В. … смазывая трущиеся поверхности.
Г. … увеличивая скорость тела.
8. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?
Источник