Шпаргалки к экзаменам и зачётам
студентам и школьникам
Методика развития детского изобразительного творчества часть 2 — Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей
3. Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей.
В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка.
Это — проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.
Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.
Так, в определении Г.А. Урунтаевой, творчество – деятельность, результатом которой является создание условных материальных и духовных ценностей.
Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведение искусства, они не имеют художественной ценности.
В итоге дис куссии большинством исследователей была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.
Н.А.Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отно шение к детскому творчеству должно быть педагогическим . При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П.Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные состав ные творчества .
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.
При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок раз вивается как творческая личность.
С пониманием сущности детского творчества тесно связан во прос о конкретных критериях его оценки.
Это один из сложней ших и нерешенных однозначно до сих пор вопросов. Сторонники признания объективной новизны продуктов деятельности творчества выделяют показатели, характерные для продуктивной деятельности, в первую очередь, оригинальность, новизну. Ученые, признающие проявление творчества в процессуальной стороне деятельности, фиксируют внимание на творческих способах действия, умения видеть проблему, поиск вариативных решений, гибкость, самостоятельность, оригинальность и т. д.
Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А.Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей, способы творческих действий, качество детской продукции.
Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей .
1. Развитие творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.
2. Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.
3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
4. Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.
5. Изменение мотивов деятельности, доставляющий детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).
6. Возникновение потребности в творчестве.
Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.
1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов.
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).
2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.
3. Нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.
4. Быстрота реакций, находчивость в действиях.
Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности .
1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно – выразительных средств для воплощения образа.
2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.
Источник
Характеризующие способы творческих действий
Показатели творчества,
Характеризующие отношения, интересы, способности детей
1. Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.
2. Увлеченность, захваченность деятельностью — качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.
3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
4. Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.
5. Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).
6. Возникновение потребности в творчестве.
В практике общения с детьми необходимо учитывать эти показатели. Полагаем, что проявляются они на всех этапах творческого процесса: зарождения замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта. Материалы нашего исследования показывают, что проявление многих из них возможно и желательно уже на этапе обогащения детей впечатлениями, накопления эмоционально-интеллектуального опыта как основы творческих замыслов. Речь идет о воображении в момент восприятия, сопряженном с искренностью чувств (в очертаниях облака видит фигуру животного и т.д.). Очень важно на этом этапе развивать творческие «устремления» детей на уровне «хочу», чтобы им хотелось рассказать о том, что волнует, что удивило, поразило, поскольку без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность (проявление потребности в творчестве).
Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие окружающего мира (природу, предметный мир, людей, осознание себя в этом мире) — основа таких устремлений. Важна при этом способность эстетического, образного видения предметов и явлений.
Например, малыш замечает корявую, задумчивую сосну; озорного веселого котенка; красивые, не похожие друг на друга дома-терема на улице; радостное, как солнышко, лицо мамы и т.п. Для этого необходимо умение уловить, увидеть, почувствовать эту главную особенность предмета через его внешние признаки: выразительную форму, линии, цвет, пропорции. Необходимо умение за деталью увидеть целостный образ (образное видение). Уже на этом этапе проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Следствием такого мировосприятия является возникновение у ребенка желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям о том, что интересно в мире, что волнует его. Если нет своеобразного восприятия мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в собственно художественной деятельности. Проявление таких потребностей — показатель творческости личности. При этом и проявляются все вышеназванные показатели творчества; искренние чувства, яркое видение образа, побуждение к действию и т.п. Эти устремления возникнуть не могут без влияния взрослых, без целенаправленного взаимодействия их с детьми. А это означает, что творческость как качество личности формируется в системе общевоспитательной работы, ежеминутно, ежечасно в разных сферах и видах деятельности, но при условии, что педагоги, родители ставят эту задачу как одну из важнейших в личностно-ориентированной модели воспитания.
Показатели творчества,
характеризующие способы творческих действий
Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте.
1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).
2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативно
3. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже не достаточно, самостоятельность и инициатива в применении их нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий. Этот показатель — своего рода следствие проявления двух первых, внимание взрослых заостряется на степени новизны в способах действия ребенка; самостоятельность, активность, инициатива детей в деятельности (Н. П. Сакулина).
4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях. К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов, использованных ребенком и адекватных задаче), гибкость (вариативность способов) (Е. П. Торренс).
Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Только в этом случае понимание детского творчества будет адекватным. Дело в том, что детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте (такой же примерно результат можно получить и другим способом). Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности, к чему призывали талантливые педагоги Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, необходимо и возможно с опорой на выделенные показатели.
Источник
Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий
Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте.
1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже зна
комого материала, применение известного в новых ситуациях,
создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла <характер действий комбинирования).
2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой
поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.
5 Г. Г. Григорьева
3. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже не
достаточно, самостоятельность и инициатива в применении их,
нахождение своих оригинальных приемов решения творческих
заданий. Этот показатель — своего рода следствие проявления
двух первых, внимание взрослых заостряется на степени новизны в
способах действия ребенка; самостоятельность, активность, ини
циатива детей в деятельности (Н. П. Сакулина).
4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ори
ентировка в новых условиях. К этой группе показателей можно
отнести беглость (количество способов, использованных ребен
ком и адекватных задаче), гибкость (вариативность способов)
(Е. П. Торренс).
Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Только в этом случае понимание детского творчества будет адекватным. Дело в том, что детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте (такой же примерно результат можно получить и другим способом). Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности, к чему призывали талантливые педагоги Е.А.Флерина, Н. П. Сакулина, необходимо и возможно с опорой на выделенные показатели.
Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности
1.Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-
выразительных средств для воплощения образа. Под этим показа
телем следует понимать соответствие конечного результата по
ставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это, по
существу, и показатель целенаправленности продуктивного твор
ческого воображения, так как без целенаправленного поиска нет
подлинно творческой деятельности.
2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие
манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
3. Соответствие детской продукции элементарным художест
венным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятель-
ности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Наряду с этим для оценки творческого продвижения и развития детей в разных видах деятельности, в том числе и изобразительной, полезно проводить контрольные «срезы» такого развития, минимум два раза, в начале и в конце года. Для этого можно использовать информативную, доступную и оригинальную методику, предложенную О.М.Дьяченко (модифицированный вариант методики Е.П.Торренса).
Все вышеизложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.
Источник