Классификация показателей, используемых в анализе деятельности предприятия
Классификационный признак | Вид показателя |
По свойству отражения | Количественные Качественные |
По степени применения | Общие Специфические |
По способу образования | Первичные Производные |
По степени синтеза (обобщения) | Частные Вспомогательные Обобщающие |
По способу расчета (исчисления) | Абсолютные Относительные |
По способу формирования | Нормативные Плановые Учетные Отчетные Аналитические |
По изучению причинно-следственных связей | Факторные Результативные |
По охватываемому периоду | Статические Динамические |
Количественные показатели отражают размеры анализируемых показателей и происходящие в них изменения, например, объем товарооборота, количество работников и др. Качественные показатели отражают существенные особенности и свойства отдельных сторон, изучаемых объектов (издержки обращения, прибыль и др.).
Общиепоказатели характерны для всех отраслей экономики, а специфическиеиспользуются в отдельных отраслях, например, в торговле это валовой доход, издержки обращения и др.).
Первичные показатели формируются непосредственно по данным той или иной информации, а производныерассчитываются на базе первичных.
Частныепоказатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Обобщающиепоказатели применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Например, при изучении производительности труда к частным показателям относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида, к вспомогательным – количество рабочего времени, затраченного на единицу продукции, а обобщающими показателями – среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником.
Абсолютныепоказатели характеризуют объем деятельности хозяйствующего субъекта (объем товарооборота, величина прибыли, размеры запасов, численность персонала). Они выражается в стоимостных, натуральных или трудовых измерителях (рублях, тоннах, килограммах, метрах, штуках, днях и т.д.). Относительныепоказатели – это отношение одного показателя к другому (коэффициенты, индексы, проценты и др.). Они характеризуют степень изменения явления, процесса во времени и пространстве, структуру изучаемых показателей, их частоту, интенсивность. Разновидностью абсолютных и относительных показателей являются удельные показатели. Так, в торговых предприятиях по валовому доходу, издержкам обращения и прибыли определяют их уровни отношением суммы по этим показателям к объему товарооборота.
Нормативные показатели утверждаются свыше (ставки налогов, нормы амортизации и др.), или разрабатываются самими предприятиями (нормы расхода сырья, материалов, топлива и др.). Плановыепоказатели – фиксируются в бизнес-плане. Учетные показатели – данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Отчетныепоказатели – данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Аналитические (оценочные) показатели исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов деятельности предприятия и степени использования производственного потенциала.
Факторные показатели определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причины изменения его величины. Результативные показатели рассматриваются как результат воздействия одной или нескольких причин и выступают в качестве объекта исследования при изучении взаимосвязей.
Статические показатели фиксируют, например состояние хозяйствующего субъекта, результаты его деятельности на определенную дату. Динамические показатели отражают развитие хозяйственных явлений и процессов за весь анализируемый период.
1.Логистическая система транспортной компании, осуществляющей «Д–Д»- сервис, основные операции на сортирующих терминалах.
2.Экспедиторские документы FIATA (оборотный мультимодальный транспортный коносамент FBL, необоротная мультимодальная транспортная накладная FWB, нейтральная воздушная накладная AWB)
3.Спрос и предложение в условиях авиационного рынка.
1.Логистическая система транспортной компании, осуществляющей «Д–Д»- сервис, основные операции на сортирующих терминалах.
Транспортный продукт.Транспортная компания представляет своим клиентам услуги по доставке определенных видов грузов (посылок) по территории европейской части РФ через собственную сеть компании.
Транспортная сеть компании. Транспортная сеть компании представляет собой множество узлов и дуг их соединяющих (рис. 7.1). Узлами сети являются ее терминалы, дугами – маршруты перевозок, связывающие два терминала. Обозначения терминалов, указанные на рис. 7.1 , соответствуют принятым в гражданской авиации (IATA) обозначениям городов – Санкт-Петербург, Москва (северный и южный терминалы), Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Нижний Новгород, Казань, Ярославль, Самара, Екатеринбург. Терминалы представляют собой сортирующие дистрибьюционные центры с площадками для временного хранения грузов, где грузопоток сортируется по направлениям перевозки (терминалам сети). Терминал имеет отдел сортировки, отдел обслуживания клиентов, транспортный отдел с курьерской службой и службами междугородних автомобильных, железнодорожных и авиационных перевозок, информационно- управляющую систему, обеспечивающую внутритерминальные и межтерминальные операции.
Кодирование элементов ЛС. С целью автоматизации, учета, контроля и управления в логистических системах (ЛС) вводится кодирование элементов материального потока, грузов и их состояний, транспортных средств, участников ЛС, технологических операций, видов обслуживания и т.д. Рассмотрим примеры кодирования технологических элементов транспортной компании.
Дистрибуционные центры – узлы транспортной сети кодируются их порядковыми номерами (рис. 7.1) – двухразрядным десятичным кодом X = (x1, x2). Клиенты в клиентской базе данных кодируются семиразрядным десятичным кодом X = (x1, x2,…, x7), первые два разряда означают код терминала, работающего с клиентом, остальные разряды – порядковый номер. Индивидуальный код присваивается клиенту в момент подписания договора или в момент принятия первого заказа.
Индивидуальный код заказа содержит девять десятичных разрядов X = (x1, x2,…, x9). Первые четыре разряда означают соответственно месяц (разряды x1, x2) и дату (разряды x3, x4) принятия заказа (или даты забора груза), разряды x5 – x7 – порядковый номер заказа (на дату приема), разряды x8, x9 – код терминала, принявшего заказ. Последние два разряда имеют также трехсимвольное буквенное представление. Код заказа присваивается каждой отправке.
Индивидуальный код места (посылки) в отправке содержит ее порядковый номер (семизначный) и двухразрядный код терминала отправления. Код транспортного пакета содержит номера терминала затарки, его порядковый номер и номер терминала растарки.
Информационно-управляющая система должна отслеживать все фазы состояния заказа и контролировать перемещение отправки в пути следования. Поэтому выделяются состояния заказа и каждому состоянию (статусу) присваивается двухразрядный десятичный код X = (x1, x2). Перечень состояний заказов приведен в табл. 7.1. В таблице при расшифровке статусов опущены числовые параметры: дата и время суток, коды терминалов, зон и секторов, рейсов, транспортных пакетов, задействованных участников – менеджеров, диспетчеров, водителей и т.д.
Используемый парк транспортных средств кодируется шестиразрядным десятичным кодом, первые два разряда означают код марки грузовика (по которому определяется грузовместимость грузовика), третий и четвертый разряды – его принадлежность (собственный автопарк компании или арендуемый у внешнего перевозчика с указанием его кода), последние два разряда – порядковый номер грузовика.
Каждому рейсу присваивается девятиразрядный код, в котором первые четыре разряда означают дату и месяц отправления, следующие четыре разряда – коды терминалов отправления и назначения, а последний девятый разряд – порядковый номер рейса.
Операции на терминалах отправления, назначения, транзита.
· Приемка заказа от клиента.
· Бронирование загрузки регулярных рейсов
· Водитель принимает груз у отправителя
· Доставка на терминал отправления, регистрация
Источник
Классификация аналитических показателей
По своему содержанию показатели делятся на:
1) количественные показатели (объем реализованной продукции, количество работающих, площадь посевов и т.д.);
2) качественные показатели показывают существенные особенности изучаемых объектов, соответствия установленным требованиям, эффективность использования ресурсов( производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур и т.д.).
Одни показатели используются при анализе всех отраслей национальной экономики, другие – только в отдельных отраслях. По этому признаку показатели делятся на:
1) общие показатели (показатели валовой, товарной, реализованной продукции; удельная себестоимость продукции, прибыль и т.д.);
2)специфические показатели (калорийность продуктов питания, жирность молока, зольность угля и т.д.).
По степени синтеза показатели делятся на:
1) обобщающие показатели применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений (среднегодовая выработка на одного работающего, техническая вооруженность труда и др.);
2)частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений (затраты времени на производство единицы продукции, производственная себестоимость единицы изделия и др.);
3) вспомогательные (косвенные) показатели ( удельный вес брака, количество прогулов и др.).
В зависимости от подхода к измерению показатели делятся на:
1) абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость;
2)относительные показатели показывают соотношение каких либо абсолютных показателей и выражаются в процентах, долях.
При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на:
1) результативные показатели;
2) факторные показатели.
По способу формирования различают:
1)нормативные показатели (норма расхода топлива, сырья, затрат труда и т.п.);
2) плановые показатели (данные планов);
3) учетные показатели (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности);
4) аналитические (оценочные) показатели, исчисляются в ходе анализа.
Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены, это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.
В целях упорядочения все многочисленные показатели системы показателей делятся на восемь подсистем.
1) показатели исходных условий деятельности предприятия. Они характеризуют производственную структуру предприятия, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продолжительность производственного цикла, техническую и энергетическую вооруженность труда и т.д.;
2) показатели использования средств производства ( среднегодовая стоимость ОПФ, фондовооруженность, фондорентабельность, фондоотдача, фондоемкость и др.);
3) показатели использования предметов труда ( обеспеченность предприятия оборотными фондами, их оборачиваемость, материалоемкость, материалоотдача и др.);
4) показатели использования трудовых ресурсов ( показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, их движения, показатели полноты использования рабочего времени, показатели эффективности использования труда – выработка и трудоемкость, показатели целесообразности формирования и эффективности использования фонда оплаты труда);
5)показатели производства и реализации продукции (объемы валовой, товарной, реализованной продукции, структура продукции, ритмичность производства, показатель качества продукции и др.);
6) показатели суммы затрат на производство и реализацию продукции;
7) показатели финансовых результатов работы предприятия (прибыли, рентабельности);
8) показатели, характеризующие наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективности и интенсивности использования собственных и заемных средств.
Таким образом, все показатели хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которые необходимо учитывать в экономическом анализе.
Вопросы для самоконтроля.
1. На каких принципах и законах диалектики основана методология экономического анализа?
2. На какие группы подразделяются методы экономического анализа и какой метод к какой группе относят?
3. Какие технические приемы (способы) экономического анализа Вы знаете и чем обуславливается применение того или иного способа на практике?
4. Какие элементы методики экономического анализа выделяют и содержание рабочих этапов АХД?
5. Какова последовательность проведения финансового и управленческого анализа?
6. Дайте краткую характеристику способу сравнения, охарактеризуйте основные виды сравнений в АХД.
7. Балансовый способ в АХД.
8. Дайте краткую характеристику способам экспертных оценок.
9. Сущность детерминированного факторного анализа и краткая характеристика применяемых способов его.
10. Обоснуйте необходимость применения системы показателей для проведения АХД, кто ее разрабатывает, какие требования предъявляются к системе показателей?
11. Охарактеризуйте принципы построения системы показателей для экономического анализа.
12. Какова классификация экономических показателей и содержание подсистем системы показателей?
Тесты по теме.
1. Методом экономического анализа является:
б) детерминированный факторный анализ;
в) индексный метод;
г) метод диалектики.
2.Методика экономического анализа это:
а) общий подход к исследованию объекта анализа;
б) совокупность методов и подходов к АХД предприятия;
в) все вышеперечисленное.
3. К инструментарию экономического анализа относят:
а) технические приемы (способы) анализа;
б) математический аппарат;
в) экспертные оценки.
4. К формализованным методам относят:
а) методы основанные на строгих аналитических зависимостях;
б) методы основанные на логике;
в) все вышеперечисленное.
5 .Моду и медиану относят к:
а) приемам детализации;
б) методу экспертных оценок;
в) к средним величинам.
6. Построение аналитических таблиц относят к:
а) формализованным методам;
б) неформализованным методам;
в) к графическому методу.
7. Самым точным способом детерминированного факторного анализа является:
а) интегральный метод;
б) логарифмический метод;
в) меток цепных подстановок;
г) индексный метод.
8.Система показателей для экономического анализа регламентируется:
а) централизованно на уровне государства;
б) на отраслевом уровне;
в) создается самим аналитиком.
Глава 3. Информационное обеспечение экономического анализа
Источник