Результат обучения, включающий знания, способы и приемы их приобретения, называется .
Выберите один ответ.
Основу перехода умения в навык составляет .
Выберите один ответ.
творческая форма работы
осмысление учебной ситуации
Выявить эффективность достижения поставленных дидактических целей можно через .
Выберите один ответ.
наблюдаемые действия учащихся
Видами педагогического контроля в зависимости от временного показателя являются
Выберите правильные варианты ответа:
Обязательный минимум содержания обучения устанавливается .
Выберите один ответ.
Государственным образовательным стандартом
Концепцией модернизации российского образования
Законом Российской Федерации «Об образовании»
Доведенные до автоматизма умения называются.
Выберите один ответ.
Подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым сознательно на основе усвоенных знаний, это .
Выберите один ответ.
Затраты времени, режим и продолжительность не регламентируются и зависят от способностей обучающегося и конкретных условий при выполнении _____работы. :домашней
Результатами процесса обучения являются.
Выберите правильные варианты ответа:
акселерацияУстановите соответствие между функциями обучения и их характеристиками.
характеризуется специальной направленностью обучения на развитие личности
характеризуется вооружением учащихся системный знаний, умений , навыков
характеризуется формированием учащихся научного мировоззрения
Контроль и оценка знаний 85/100
Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется. Выберите один ответ.
уровнем личностного развития
Установите соответствие между функциями обучения и их характеристиками.
характеризуется вооружением учащихся системный знаний, умений , навыковобразовательная
характеризуется специальной направленностью обучения на развитие личностиразвивающая
характеризуется формированием учащихся научного мировоззрениявоспитательная
Специфика осуществления проверки знаний при модульном обучении состоит в .
Выберите один ответ.
использовании только письменного опроса
выполнении творческих заданий
При модульном обучении максимальное время отводится на .
Выберите один ответ.
отбор содержание учебного материала
контроль, анализ и коррекция
самостоятельную работу учащихся
Результат обучения, включающий знания, способы и приемы их приобретения, называется .
Выберите один ответ.
Затраты времени, режим и продолжительность не регламентируются и зависят от способностей обучающегося и конкретных условий при выполнении _____работы.
Результатами процесса обучения являются.
Выберите правильные варианты ответа:
Выявить эффективность достижения поставленных дидактических целей можно через .
Выберите один ответ.
наблюдаемые действия учащихся
Доведенные до автоматизма умения называются.
Выберите один ответ.
Целями обучения являются
Выберите правильные варианты ответа:
использование диалоговых форм усвоения знаний, умений, навыков
Обязательный минимум содержания обучения устанавливается .
Выберите один ответ.
Законом Российской Федерации «Об образовании»
Концепцией модернизации российского образования
Государственным образовательным стандартом
Подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым сознательно на основе усвоенных знаний, это .
Выберите один ответ.
Отметкой в дидактике называют .
Выберите один ответ.
количественный показатель оценки знаний
обеспечение обратной связи с учащимися
метод устного контроля
Воспитательная функция оценки заключается в том, что она.
Выберите правильные варианты ответа:
поощряет образовательную деятельность ученика
указывает на причины тех или иных затруднений учащихся
свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов и т.п.
формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности
Источник
Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний связанных с ними способов ответ
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Тема 7. Сущность, структура и функции процесса обучения
Вопрос № 1. Основными характеристиками процесса обучения являются…
направленность на решение учебных задач
соответствие результата обучения его целям
стабильность методов и форм обучения
организованное взаимодействие учащихся и учителей
Вопрос № 2. Сопоставьте дидактические категории и их определения:
А) Описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели, типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения
1. Закономерность процесса обучения
Б) Исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями
2. Принцип обучения
В) Упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение целей обучения
3. Правило обучения
Г) Устойчивые тенденции, которые отражают существенные связи между ведущими компонентами процесса обучения и возникающими в процессе обучения механизмами
4. Метод обучения
Вопрос № 3. Основными характеристиками, соответствующими понятию «обучение», являются…
систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности
взаимодействие учителя и учащихся, направленное на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научного мировоззрения
упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования воспитания, осознания и практического применения знаний
вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате чего осуществляется их умственное развитие
Вопрос № 4. Сущность процесса обучения состоит в единстве…
реализации учебно-познавательных задач
учителя и администрации
преподавания и учения
уроков и домашней подготовки
Вопрос № 5. В процессе обучения ученик выступает как…
объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности
объект педагогической деятельности
субъект собственной познавательной деятельности
Вопрос № 6. Результатами процесса обучения являются…
Источник
ДЕ № 2. Теория обучения
Тема 9. Цели, содержание и структура непрерывного образования
Вопрос № 1. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…
образованностью
уровнем личностного развития
воспитанностью
отметкой
Вопрос № 2. Одной из глобальных тенденций развития образования является…
обязательной дошкольной подготовки
сокращение наполняемости школьных классов
непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни
уменьшение срока вузовского обучения
Вопрос № 3. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в…
учебно-методических пособиях
учебниках
интернете
рефератах
Вопрос № 4. Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, называется…
учебной программой
учебно-методическим комплексом
учебником
хрестоматией
Вопрос № 5. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения, называется…
учебным планом
учебно-методическим комплексом
учебной программой
тематическим планом
Источник
ТЕМА IV. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Задачи занятия:1. Сформировать понятия о сущности, закономерностях, компонентах педагогического процесса. 2. Рассмотреть сущность процесса обучения, его функции и структуру.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
Знать – сущность, компоненты, закономерности педагогического процесса; сущность, функции и структуру процесса обучения.
Уметь – в педагогическом процессе обоснованно выделять его компоненты, функции и звенья процесса обучения.
Педагогический процесс – целенаправленное, специально организованное развивающиеся во времени взаимодействие педагогов и учеников, направленное на воспитание, обучение, образование и развитие личности.
Наиболее крупными составляющими педагогического процесса являются воспитание и обучение, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развития личности.
Образованностьличности– характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Воспитанность личности – показатель определенного уровня усвоения личностью знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности и поведении.
Движущими силами педагогического процесса являются противоречия. Например, между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их выполнению; между избранными педагогом средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их воспитанниками и другие. Знание этих противоречий необходимо и педагогу, и воспитаннику для обеспечения успешности и эффективности их взаимодействия в педагогическом процессе.
Основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, двусторонность, целостность. Целостность педагогического процесса – качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Он предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы воздействие на все сферы личности – сознание, чувства, волю, поведение.
В структурепедагогического процессавыделяют следующиефункциональныекомпоненты: целевой (определение цели воспитания, обучения, развития, совокупности и последовательности задач для их достижения); содержательный (разработка содержательного наполнения процесса); операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников педагогического процесса; реализуется посредством организационных форм, средств, методов воспитания и обучения); контрольно-регулирующий (контроль педагога за ходом решения поставленных задач и внесение соответствующих изменений); оценочно-результативный (проверка, оценка результатов воспитания и обучения, установление соответствия их поставленным задачам, проектирование новых задач). Все компоненты педагогического процесса тесно взаимосвязаны, так, цель обучения (воспитания) определяет его содержание, которое требует использования определенных методов, средств, организационных форм. По ходу учебно-воспитательного процесса необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты обеспечивают определенный результат.
Эффективность педагогического процесса зависит от умения педагога учитывать его закономерности.Закономерности педагогического процесса– связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. Внешние связи характеризуют зависимость воспитания, обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. К внутренним закономерностям педагогического процесса относят связи между его компонентами: между процессами обучения, образования, воспитания и развития; между целями, содержанием, методами, средствами, формами и т.д., а также между педагогами и воспитанниками. Например, связи между особенностями взаимодействия педагога с учащимися и результатами обучения, воспитания; мотивами учения и усвоением учебного материала; содержанием учебно-воспитательного процесса и поставленными задачами и др.
Взаимную активность педагога и его воспитанников, их сотрудничество называют педагогическим взаимодействием. От меры педагогического взаимодействия зависит эффективность обучения и воспитания. Его мера динамична и изменяется в благоприятную или неблагоприятную сторону в зависимости от действий педагога, основанных на хорошем или плохом настроении, на взаимном доверии и уважении или недоверии, агрессивности и т.д. Педагогическое взаимодействие достигается благодаря умению педагога управлять своим настроением, чувствами, переживаниями, собственной активностью, направленной на поиск взаимопонимания с учениками, сопереживания их успехов и неудач, на организацию их работы и поведения с учетом личностных, психических, физических особенностей и возможностей.
Дидактика(от греч. didactikos – поучающий и didakto – изучающий) —часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
К основным задачам дидактики как относительно самостоятельного раздела педагогики относят: описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации; разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем, новых технологий обучения. В решении этих задач общая дидактика использует достижения смежных с педагогикой наук.
Основными категориями дидактики являются дидактическая система, обучение, образование, преподавание, учение, знания, умения, навыки, цель, содержание, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения, технологии обучения.
В структуре дидактикиразличают общую и частные дидактики. Общая дидактика изучает такие закономерности процесса обучения, которые можно использовать в преподавании всех учебных дисциплин и на всех уровнях учебной деятельности (начальное обучение, углубленное изучение предмета, совершенствование знаний, умений и навыков и т.д.). Частные дидактики(предметные методики) рассматривают специфические особенности обучения конкретному предмету (например, методика обучения физической культуры, математики и т.д.). Частные дидактики руководствуются основными теоретическими положениями общей дидактики.
Полноценная дидактическая (учебная) деятельность выполняет три функции:
§ Образовательную (способствует как овладению знаниями основ наук, так и способами овладения теоретическими знаниями и умениями их использовать в практической деятельности).
§ Воспитательную (способствует формированию мировоззрения, морально-волевых качеств, эстетического вкуса и др.).
§ Развивающую (способствует развитию как всех систем организма, так и личности в целом).
Каждая функция процесса обучения, имея свое содержание, тесно связана с другими, они проникают друг в друга, составляют единое целое в процессе обучения, что способствует формированию целостной, разносторонне развитой личности.
Процесс обученияотражает все существенные свойства педагогического процесса и в то же время имеет специфические качественные отличия, в частности, это — процесс, управляемый педагогом, направленный на организацию усвоения учениками знаний, умений, навыков, развитие их познавательных способностей.
В процессе обучения выделяют две взаимосвязанные стороны – преподавание и учение.
Преподавание — это деятельность педагога по организации усвоения учебного материала (передаче информации, формированию у учащихся умений и навыков; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся и др.).
Учение – это деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний, формированию умений их использовать в практической деятельности, самооценке учебных достижений, осознанию личностного смысла и социальной значимости получаемой информации и др.
Об эффективности процесса обучения судят по результатам усвоения учащимися знаний, овладения ими умениями и навыками, их творческого применения.
Знания – совокупность закрепленных в определенной системе в сознании учащихся научных теорий, фактов, законов, понятий, которые они могут использовать в деятельности и в жизни. Умения– способы применения знаний на практике. Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма, в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий, движений или решения типовых задач в учебной деятельности.
Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны. Умения, навыки вырабатываются на основе знаний.
Процессы преподавания и учения представляют собой определенные взаимосвязанные этапы или звенья познания, отражающие путь от незнания к знанию. Согласно материалистической теории познания, путь познания человеком окружающей действительности можно определить формулой: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике». Таким образом, процесс познания включает в себя следующие этапы: восприятие информации – понимание, осмысление, обобщение – применение на практики.
Структура процесса обучения представлена в табл. 4.