Наглядный, практический и самостоятельная деятельности
Павлова Люба
Наглядный, практический и самостоятельная деятельности
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста
Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное)
Наглядные методы и приемы обучения
1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Наглядные пособия,используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Словесные методы и приемы обучения
1. Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели,если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4. Чтение художественной литературы.
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• беседа (после экскурсии, прогулки,просмотра диафильмов и т. п.).
Игровые методы и приемы обучения
1. Дидактическая игра
2.Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы ;
— оснащенности педагогического процесса;
Мастер-класс «Объемный футбольный мяч из бумаги» как наглядный материал для пропаганды ЗОЖ Футбол — чудесная игра, В него играть всегда пора, Зимой, весной и жарким летом. Футбол на улицу зовет, Он ввел везде свои законы, То двор.
Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей» «Вся наша жизнь- игра»- поется в одной известной телепередаче. Что же говорить о дошкольниках в возрасте 2-3 лет, которые только начинают.
Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.
Наглядный, дидактический материал «Облака» к тематическому Дню на МAAM Наблюдение за облаками Часто ли мы смотрим на небо,нет. Очень жаль,ведь если посмотреть на небо,то можно увидеть целое представление,всё зависит от вашей.
Наглядный материал для разучивания песен с детьми Как мы учимся песни петь. Песня в жизни дошколят занимает не последнее место. Дружно поём на разных праздниках, участвуем в тематических.
Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное» в 6 классе Самостоятельная работа по теме: «Имя прилагательное» 6 класс 1. Образуйте от прилагательных форму простой сравнительной степени сладкий,.
Самостоятельная деятельность детей 2–3 лет. Фотоотчет Наконец- то пришло лето! Правда лето не очень то жаркое. Скажем, совсем прохладное. Рано на улицу в такую погоду не выйдешь. А малышам очень.
Самостоятельная деятельность воспитанников Здравствуйте,коллеги! Самостоятельная деятельность дошкольников планируется в свободное от организованных форм образования время: в часы.
Самостоятельная художественная деятельность «Освоение космоса» Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста осуществляет многие воспитательные задачи, развивает такие качества.
Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.
Источник
Педагогика
—>Основы педагогического мастерства —>
—>Наглядные пособия педагога —>
Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.
Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.
Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.
—>Детская психология —>
—>Магазин детских колготок —>
Доказано, что 87% информации человек получает с помощью зрительных ощущений. Из увиденного запоминается 40%, из услышанного – 20%, а из одновременно увиденного и услышанного – 80% информации. Из прочитанной информации запоминается 10%, из услышанного – также 10%, а когда эти процессы происходят одновременно – 30%. Если применяются аудиовизуальные средства, то в памяти остается 50% информации, а время обучения сокращается на 20-40%. Этих примеров достаточно, чтобы в дидактическом процессе одновременно со словесными методами использовать наглядные, которые, основываясь на разнообразные способы наблюдения процессов, явлений, предметов и действий, влияющих на зрительные рецепторы. Ведь наглядное познание генетически опережает словесное.
Среди наглядных чаще всего применяется метод показа. Показ – это обучающий метод , который представляет собой совокупность приемов, действий и средств, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ предмета, который изучается, формируется конкретное представление о нем. Этот метод используется во время проведения почти всех видов занятий, независимо от их содержания и методики. С его помощью реализуется принцип наглядности обучения учащихся.
Различают два вида показа: иллюстрирование и демонстрирование.
Первый характеризуется как вспомогательный при словесном методе, его значение состоит в том, чтобы ярче подчеркнуть мнению педагога. Средства иллюстрирования – это различные картины, плакаты, схемы, таблицы, условные модели, муляжи, карты, рисунки на доске. Основное их свойство – неподвижность. Они должны «оживать» в рассказе педагога.
Демонстрация характеризуется подвижностью средства показа. Это могут быть: действующая модель техники; учебный фильм или его фрагменты; учебная телепередача; техническое устройство; компьютерный показ и тому подобное.
Компьютеры дают возможность моделировать любой процесс или ситуацию, выбирать наиболее оптимальные варианты решения учебной проблемы и, соответственно, значительно расширяют возможности наглядных методов. В демонстрации – меньше элементов сопровождения, а больше самостоятельного значения натурального экспоната, поэтому оно воспринимается эффективнее, чем иллюстрирования.
Содержательный компонент процесса обучения учащихся и его характер создают, во-первых, благоприятные условия для использования наглядных методов и, во-вторых, предполагают широкое их применение.
Действенность показа прежде всего зависит от всесторонней его подготовки. Поэтому педагог должен четко представить все аспекты показа, хорошо овладеть его методикой и правильно демонстрировать предмет. Известно, что процесс познания начинается с ощущений, которые возникают в результате воздействия предметов и явлений материального мира на органы чувств. И. М. Сеченов, характеризуя этот процесс, определял, что впервую момент восприятия предмета мы охватываем наиболее характерные особенности его плоскостного образа, а уже потом определяем сам предмет. Поэтому во время показа важно не только создать целостный образ, но и выделить его существенные характеристики.
Кроме учебной, каждый показ выполняет воспитательные, развивающие и психологические функции. Осуществляя показ, педагог должен создать учащимся выгодные психологически и дидактически обоснованы условия для наблюдения за предметом показа. Бесспорно, необходимо управлять этими наблюдениями с помощью специальных методических приемов.
Одной из психологических условий активного и сознательного восприятия средств наглядности является выработка наблюдательности у учащихся и формирование положительной установки во время показа. «Сама установка на то, чтобы дать подробное словесное описание наблюдаемых явлений, может в немалой степени способствовать его точности», – отмечал Г. С Костюк. Положительная установка направляет учащихся на воспроизведение существенного в содержании показа, активизирует умственную деятельность, помогает определить причинно-следственные связи между объектами и явлениями, сформулировать правильные выводы и обобщения. Основные приемы формирования и поддержания установки педагогом во время показа – это создание проблемной ситуации; вопросы наблюдателей. Следовательно, эффективность показа обеспечивается соблюдением следующих методических условий:
– четкое определение цели и предмета показа;
– сосредоточение внимания учащихся на предмете показа или на соответствующем его элементе и постоянное ее поддержание;
– обеспечение оптимальных условий наблюдения для всех участников показа;
– общий показ всех элементов предмета, а затем повторение его отдельных элементов с акцентированием внимания на ключевых;
– соответствие темпа и объяснений элементов или действий их демонстрации и скорости;
– использование разнообразных средств демонстрации предмета показа;
– соответствие элементов показа методике и содержанию занятия;
– соответствие средств отображения содержания учебного материала, который изучается (поэтому не рекомендуется их вывешивать или выставлять заранее);
– мотивированность, дифференцированность и комплексность применения метода показа.
Источник
Наглядные методы и приемы обучения
Гюльнар Нагиева
Наглядные методы и приемы обучения
Методы воспитания
– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Методы обучения
– совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения
– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .
Наглядные методы и приемы обучения
Методы
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Наглядные пособия,используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели,если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• беседа (после экскурсии, прогулки,
просмотра диафильмов и т. п.) .
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2.Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
— оснащенности педагогического процесса;
– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)
Средства материальной культуры
– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
Средства духовной культуры
– книги, предметы искусства, речь.
Явления и объекты окружающего мира
– явления природы, растительный и животный мир.
Средство обучения
– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— объема и сложности материала;
— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
— типа и структуры занятия;
— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— особенностей личности педагога, его квалификации.
«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.
Методы и приемы нетрадиционного рисования 22:16 Методы и приемы нетрадиционного рисования Методы и приемы нетрадиционного рисования Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности:.
Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.
Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.
Методы, приемы и технологии развития речи дошкольников МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек» Развитие речи дошкольников (подготовила старший воспитатель Гусева Н. В.) Цель: активизировать знания.
Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.
Источник