Показ детям способом изображения
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.
Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленность вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом.
Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки.
Дошкольник еще не полностью владеет своими движениями и поэтому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.
Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку.
Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга, яблоко), или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке или лепке.
Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспитатель на данном занятии.
Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.
Источник
Обучение детей дошкольного возраста способам изображения
Сердитых Анна
Обучение детей дошкольного возраста способам изображения
Одно из важных условий развития творчества у детей дошкольного возраста-овладение способами изображения в рисунке, лепке, аппликации. Любой деятельностью ребенок может овладеть,усваивая от взрослого те или иные способы. Для успешного осуществления творчества ему нужно овладеть не просто способами деятельности, а обобщенными способами создания изображения.
Как же воспитателю надо строить обучение, чтобы обеспечить у детей формирование обобщенных способов изображения?
Ребенок в рисовании стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни, но ему это не всегда удается, так как у ребенка еще отсутствуют соответствующие умения. Вот почему важно, чтобы дети овладели такими изобразительными движениями, которые позволят им передать форму разнообразных предметов в рисунке.
Какими же формообразующими движениями должны овладеть дети в детском саду, чтобы свободно рисовать предметы и явления окружающей жизни?
Все предметы по форме можно разделить на три группы: которые состоят из линий, круглой и овальной формы и прямолинейной формы-квадратной, прямоугольной, треугольной.
Как же обучать детей, чтобы они, овладевая ими, могли свободно изображать любые предметы и явления окружающей жизни?
При обучению рисованию детей в детских садах, на каждом занятии дети приобретают умение изображать какой-то один конкретный предмет,яблоко или шар, флажок или дом, воспитатель видя,что дети затрудняются-сам показывает способ изображения. Современные требования,предъявляемые для усвоения знаний, выдвигают необходимость обучения детей обобщенным способам действия. Решение этой задачи возможно при условии, если ребенок овладеет формообразующими движениями. Говоря другими словами, овладевая способом изображения одного предмета, он одновременно усваивает способ изображения любого сходного по форме предмета т. е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и тоже рисовальное движение для изображения разных предметов, ребенок постепенно приобретает опыт.
Начинать формирование обобщенного способа изображения (в рисунке, лепке, аппликации) надо с момента организации восприятия предмета (движения руки по форме). Движение, которым воспитатель, а потом дети обрисовывают предмет по контуру в процессе ознакомления, и движение, воспроизводящее контур изображаемого предмета в рисунке, сходны по своей направленности. Это сходство и специфичность движений для каждой группы форм и позволяет ставить вопрос о возможности формирования у детей обобщенных рисовальных движений (способов рисования, необходимых для передачи в рисунке предметов,относящихся к определенной группе.
От уровня овладения обобщенными формообразующими движениями в младшей и средней группе детского сада зависит уровень развития рисования и детского изобразительного творчества в будущем. Владение обобщенными способами изображения обеспечивает ребенку самостоятельность и умение решать любую изобразительную задачу.
Во второй младшей группе занятия, на котором дети изображают предмет, требуют нового формообразующего движения, его следует начинать с обследования, определения формы предмета.
Точному формообразующему движению и зрительному контролю детей надо учить. Но не в сухой назидательной форме,а эмоционально,учитывая особенности дошкольного возраста. Важное значение для формирования обобщенных способов изображения имеет методика последующих занятий, на которых изображается предмет той же формы. Все занятия начинаются с обследования предмета, определения его формы. Потом дети вспоминают, какой предмет они рисовали на прошлом занятии. Затем в воздухе дети показывают, как следует рисовать. Показ рисовального движения педагог сопровождает объяснением.При этом важно учесть : не только формообразующее движение ребенок должен делать верно ; он должен правильно держать и карандаш, правильно пользоваться красками.
На следующих занятиях педагог продолжает учить детей устанавливать взаимозависимость между формой предмета и способами его передачи в рисунке, пониманию того,что все предметы (или их части) одинаковой формы рисуются одним и тем же способом. При этом педагог обращается к опыту детей, приобретенному ранее, активизируя его. Когда педагог просит детей нарисовать предмет уже знакомой им формы, состоящий из нескольких частей, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. По обследованию предмета, определенной формы его частей. величины и расположения воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части и показывает у доски. Если предмет несложный, воспитатель прибегает к показу жестом в воздухе.
Вся работа по обучению обобщенным способам изображения-это не сама цель. Она необходима для того, чтобы подвести детей к осознанному рисованию. Усваивая обобщенный характер исполненных изобразительных действий, дети легко применят их при создании любых изображений.
О настоящем творческом характере можно говорить тогда, когда дети легко и свободно изображают любой предмет, который им понравился, независимо от того, изображали ли они его ранее или нет.
Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Альбом «Технические приемы изображения» Добрый день, уважаемые коллеги! В своих предыдущих публикациях я рассказывала об альбоме «Художественные материалы» для рисования с детьми.
Мастер-класс «Нетрадиционные техники изображения» 1. Интересный вариант для детишек которые не хотят рисовать по каким-либо причинам, или просто интересный вариант рисования с малышами Наливаем.
Нетрадиционные техники рисования в старшей группе для изображения колорита осени Вот и закончилось весёлое тёплое лето,на смену ему спешит красавица осень. Золотая осень. Снова осень на пороге, Листья пожелтели, Закружились.
Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.
Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.
Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.
Источник
Показ детям способом изображения
Показ способов действий как наглядный метод обучения дошкольников изобразительной деятельности.
Показ способов действий – метод, при котором воспитатель выполняет всю работу или ее часть. Требования: д.б. видно всем детям – это ведущий метод на занятиях по изо деятельности. Цель: используется, когда необходимо продемонстрировать технику получения нового цвета или технику движения. Демонстрация этапов изображения похожа на «динамический образец», только на глазах у детей.С целью закрепления умений у отдельных детей, если их привлекать к показу.
Виды показа: общий полный для всех детей, индивидуальный показ ребенку, который затрудняется в рисовании, только на своем материале. Частичный показ – воспитатель осуществляет самую сложную часть изображения на глазах у детей (девочка в шубе – изобразить шубку). Показ ребенком, специально подготовленным до занятия (ст гр), чтобы показать, что могут справиться и другие дети.
Материалы: если ребенок рисует карандашом, то воспитатель – фломастером. Гуашь (сметана) для воспитателя, для детей (кефир). Акварель при использовании акварели ребенком.
Показ способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе конкретного опыта. Показ может быть двух видов:
1. Показ жестом – поясняется расположение предмета на листе. Движения руки по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти основная форма предмета или его отдельных частей. Эффективно повторение движения, которым педагог сопровождал при восприятии свое объяснение. Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма не сложна или детали формы.
2. Показ приемов изображения – зависит от задач, поставленных на занятии. Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставиться задача научить правильно изображать основную форму предмета. Используется в младших группах. Если при изображении предмета необходимо точно передавать последовательность рисования той или иной детали, то может быть дан целостный показ всего предмета, но с привлечением детей к анализу предмета вопросом: «Что теперь надо нарисовать?»
В старших группах чаще используется частичный показ – изображение той детали или отдельного элемента, которые дети еще не умеют изображать. Например, показ и объяснение изображения ствола дерева. Показ окон и дверей, разнообразных по форме.
При повторных упражнениях на закрепление показ дается в индивидуальном порядке детям, не усвоившим навык. Показ необходим при объяснении новых технических приемов.
Источник
Виды показа способов изображения (способов действия)
В зависимости от полноты показа способа изображения различают:
показ полный и частичный.
от способа изображения: общим (обобщённые способы изображения) и вариативным
по характеру действий: показ жестом и показ приемом изображения.
Групповой и индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и группы детей или педагога и ребенка.
Различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Методика применения
Показ технических приемов может входить в структуру как информационно-рецептивного, так и репродуктивного метода. В структуру эвристического метода — если организовать поисковую деятельность и дети могут демонстрировать найденные ими варианты изображения, так как в ситуацию поиска ставятся все дети, а показ — как бы публичная демонстрация одного из вариантов изображения.
Показ технических приемов на первом занятии — когда предмет данной формы изображается впервые — показ осуществляет педагог, после соответствующего обследования. Непременным условием является пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при обследовании.
На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу способа изображения привлекаются дети.
В младших группах показ занимает большее место, а в старших — меньшее.
Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.
Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки. Дошкольник еще не полностью владеет своими движениями и поэтому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.
Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленность вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом. Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку. Этот прием следует использовать, когда движения у ребенка не развиты, он не умеет ими управлять. Надо дать возможность ощутить это движение.
Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга, яблоко), или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке или лепке.
Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспитатель на данном занятии.
Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.
Если при изображении предмета необходимо точно передавать последовательность рисования той или иной детали, то также может быть дан целостный показ всего предмета. При таком показе желательно, чтобы воспитатель привлекал детей к анализу предмета вопросом: «Что теперь надо нарисовать?»
В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ — изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать. Например, дети 4—5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием. Эта ошибка бывает порой вызвана объяснением воспитателя: «Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий,— и дети буквально следуют этому указанию. Воспитателю необходимо наряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева.
В старшей группе в рисовании на тему «Красивый дом» воспитатель показывает на доске, какими различными по форме могут быть окна, двери. Такой вариативный показ не ограничивает возможности ребенка в создании всего рисунка.
При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детям, не усвоившим тот или иной навык.
Увлечённость постоянным показом приемов выполнения задания приучит детей
во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.
14. Перечислите словесные методы и приёмы, применяемые в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте условия эффективного применения словесных методов и приёмов на занятиях по изобразительной деятельности. Аргументируйте необходимость применения художественного слова в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности.
Решите педагогическую задачу:
Закончив наклеивать грузовик для Мишутки, Юля показывает работу воспитателю: «Я хорошо наклеила?» — «Давай посмотрим! — отзывается Лидия Федоровна. — Кабина есть, кузов тоже крепко держится, а вот как только машина поедет, так колеса сразу и отвалятся!» Педагог показывает девочке на неплотно приклеенные колеса. Юля берет работу и идет подклеивать колеса. Закончив дело, она встречает одобрительный взгляд педагога и, довольная, показывает работу Мишутке, который «соглашается» прокатиться на этой машине.
Интерпретируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свою деятельность в качестве воспитателя в аналогичной ситуации.
Словесные методы и приемы:беседа, рассказ воспитателя, педагогическая оценка и анализ детских работ
вопросы, поощрения, советы, указания, художественное слово.
Беседа –один из ведущих словесных методов обучения изобразительной деятельности.Беседа на занятиях по изобразительной деятельности — это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.
Беседа используется в первой части занятия — когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия — когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости.
Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.
В сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е. продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения.
В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании (лепке) на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки). Дать характеристику внешнего облика персонажей, вспомнить их взаимоотношения, уточнить композицию, приемы и последовательность работы.
Рисование (лепка) на темы окружающей действительности требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств: композиции, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.
При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагог оживляет впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Воспитатель уточняет некоторые технические приемы работы. На примере рассказов детей педагог еще раз учит дошкольников способам замысливания образа.
На занятиях, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания (обследование). В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми помочь им уяснить особенности его формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений и т.п. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между внешним обликом предмета и его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности дошкольников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.
На занятиях по конструированию, аппликации, где предметом обследования и беседы часто является образец, предусматривают также большую степень умственной, речевой, эмоциональной и по возможности двигательной активности детей.
В конце занятия в процессе просмотра и анализа детских работ нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки одна из важных задач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик детей.
В старших группах в процессе беседы педагог подводит детей к самостоятельному установлению зависимости выразительности образа от способов действия.
Содержание вопросов в процессе просмотра и анализа детских работ меняется в зависимости от способа создания изображения (по памяти, по представлению, с натуры) от содержания изображения (узор, сюжет), от возраста детей.
Возрастные особенности влияют на содержание беседы, степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, вдругих — на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. С помощью вопросов педагог уточняет представления детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Вопросы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе занятия. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость и ясность формулировки, краткость, эмоциональность.
Пояснение — словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.
Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения, при этом не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.
Источник