Верховенство закона
— Критон, мы должны Асклению петуха. Так отдайте же, не забудьте.
— Непременно,— отозвался Критон.— Не хочешь ли еще что-нибудь сказать?
Но на этот вопрос ответа уже не было. Немного спустя он вздрогнул и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза. Таков был конец великого греческого философа, описанный его учеником Платоном. Трагедия свершилась в 399 году до н.э., когда престарелый Сократ предстал перед афинским судом, обвиняемый в том, что он «испытует и исследует все, что над землею, и все, что под землею, и выдает ложь за правду», «преступает законы тем, что портит молодежь, не признает богов». Смелое и искреннее поведение семидесятилетнего философа не тронуло судей, и последовал смертный приговор.
В многогранном учении Сократа достойное место находят взгляды на государство и право, причем принцип законности служил в его системе важнейшим критерием классификации форм правления. По свидетельству Ксенофонта, власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, Сократ называл царством, а власть, основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, считал тиранией. Только при условии господства разумных и справедливых законов обеспечивается, по его мнению, политическая свобода жителей полиса, т. е. города-государства.
Из уважения к законам Сократ отказался от возможности бежать и твердо выпил предназначавшуюся ему чашу яда. Видимо, было нечто чрезвычайно притягательное и возвышенное в идее верховенства закона, если философ заплатил за нее по самому дорогому счету, не пожелав уклониться от судебного решения.
Дело Сократа продолжил величайший мыслитель античности Платон, который после казни учителя создал в Афинах собственную философскую школу. Его перу принадлежат крупные политико-правовые произведения «Государство» и «Законы», где философ пытается начертать проект идеального устройства власти. Я вижу,— пишет он,— близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Законы — понятные, обстоятельные, разумные, детальные, всеобъемлющие, неизменные — жестко регламентируют жизнь людей и порядок управления ими в платоновском государстве.
Разумеется, с точки зрения многовекового опыта человечества такой подход кажется наивным и совершенно неприемлемым: ведь, по Платону, выходило, что не государство существует для людей, а люди для государства, а жизнь граждан имеет хотя и твердые, но установленные извне основания. Законы принудительно благодетельствовали жителей.
Итак, право — ровесник цивилизации. Оно появилось не вдруг, человечество столетиями накапливало опыт регулирования общественных отношений с помощью норм права. Наше право не может не учитывать этого многовекового опыта. Данный фактор — непременное условие построения в нашей стране правового государства (которое само по себе не может быть построено лишь профессионалами-юристами).
Каковы же современные взгляды на способы воплощения идеи верховенства законов, за которую один философ отдал и которой другой посвятил жизнь?
Во-первых, верховенство закона выражается в преимущественной юридической силе в нашей стране законов, т. е. актов, принятых высшими органами государственной власти или референдумом, над подзаконными нормативными актами правительств, министерств, ведомств, местных органов власти и управления. Если англичанин подчиняется исключительно актам парламента, который вынужден поэтому определять даже правила содержания домашних животных, то нашей повседневной жизнью правят ведомства. Они конкретизируют, а иногда и подправляют законы, изобретают собственные правила, которым мы вынуждены следовать. Излишне доказывать, что этими актами защищаются отнюдь не наши интересы. Особенно болезнен для граждан процесс ведомственного и местного нормотворчества в сфере бытового обслуживания и жилищного законодательства.
Во-вторых, закон должен пользоваться преимуществом перед иными источниками права. Вопреки распространенному заблуждению, записанный на бумаге закон не является единственным источником права. Известный дореволюционный теоретик Л. И. Петражицкий насчитывал их около полутора десятков: книжное право (священные книги, сборники обычного права, научные трактаты), право принятых в науке мнений, право учений отдельных юристов, право юридической экспертизы римских юристов, заключения юридических факультетов — решения кассационных судов по юридическим вопросам, право изречений религиозно-этических авторитетов, договорное право, программное право, включая партийные программы, право юридических поговорок и пословиц, неопределенное положительное право, подкрепляемое ссылками на то, что «так принято» и др.
Несомненно, что сегодня огромную роль играет право международных договоров, существенны руководящие разъяснения Верховного Суда, используются судебные прецеденты. В последнем случае единожды состоявшееся судебное решение служит образцом для разрешения аналогичных уголовных и гражданских дел другими судами. Но в правовом государстве определяющим должен оставаться закон, а противоречащие ему разъяснения и решения судов подлежат безусловной отмене. В Великобритании, классической буржуазно-демократической стране, где прецедентное право пользуется безусловным авторитетом, не подвергается сомнению приоритет законодательных актов парламента.
В-третьих, в стране не должно быть никаких сил, организаций, органов и лиц, избавленных от подчинения закону, занимающих исключительное, надзаконное положение в правовой системе.
В-четвертых, в правовом государстве невозможно предоставление прав, льгот и преимуществ, а также возложение обязанностей, не предусмотренных законом или помимо установленного им порядка. Мудрое и давно назревшее решение о создании комиссии по инвентаризации льгот, присвоенных аппаратом, и ликвидации тех из них, которые не основаны на законе, является примером поистине нового, демократического мышления.
С другой стороны, не могут не потерять обязывающую силу те способы понуждения к исполнению не основанных на законе повинностей, которые применяются к большинству из нас в виде призывов «быть сознательными», а то и прямых угроз оргвыводов.
В-пятых, принципиальным положением правовой реформы, а не пустой формальностью является неукоснительное соблюдение всех правил и процедур, установленных законом, «субординации» органов власти, юстиции и управления. В этом случае деятельность, помимо установленного законом порядка, считается юридически ничтожной, что служит гарантией от произвола и беззакония. Исполнительная власть подконтрольна законодательной.
16 июля 1973 г. американская общественность узнала от бывшего помощника президента Александра Баттерфилда о том, что по указанию Р.Никсона прослушивались и записывались на магнитофонную пленку все разговоры в Овальном кабинете Белого дома. Верховный Суд США, несмотря на протесты президента Никсона и его ссылки на прерогативы исполнительной власти, обязал его передать федеральному судье Джону Сирика необходимые ему магнитофонные записи. Судья не был вызван «на ковер», не ушел в отставку, не был ошельмован послушной прессой — он получил требуемое, а уйти пришлось главе исполнительной власти. Карьера 37-го президента Соединенных Штатов Америки завершилась.
Комментарии, как говорится, излишни. В обстановке, когда благосостояние зависит от точности словоупотребления, умения составить контракт, отыскать прецедент или верно сформулировать позицию, резко возрастает общественный вес юридической профессии, престиж практикующих адвокатов.
При всей важности неукоснительного верховенства закона нужно сделать оговорку: этот принцип хорош лишь тогда, когда хорош охраняемый им закон, когда нормативного закрепления не получают чуждые народу эгоистические интересы. Следовательно, есть нечто выше закона. Это явление называют правом.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам законности в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Источник
Проверочная работа по теме: «Законность и правопорядок», для 10 класса социально-гуманитарного профиля.
Автор презентации: Дайбова Елена Геннадьевна
Данная проверочная работа составлена для 10 класса социально-гуманитарного профиля, занимающимся по учебнику «Право» под редакциейЛ.Н.Боголюбова, Е.А.Лукашевой, А.И.Матвеева и др.
Она облегчит работу учителя, так как поможет проверить знание учебного материала, изложенного в параграфе 15 учебника, проверить усвоил ли ученик знание принципов законности, причем не заставляя его описывать принципы, а точно их назвать, по предложенному варианту.
Задание выбора суждений (правильности или неправильности) поможет ученику подготовится к аналогичному заданию в КИМе при прохождении итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Ф.И.____________________________, класс ___________, дата проведения__________
Проверочная работа по теме : «законность и правопорядок», 10 класс, профильный уровень учебного предмета «Право» (составлен на основе материала учебника Право, Л.Н.Боголюбова, стр. 135-143).
1.Вставьте пропущенные слова:
1.Правопорядок – это система _________________________, охраняемых, защищаемых и __________________________ ________________.
2.Пока закон _____________________правовым способом, его необходимо___________________, так как повсеместное отступление от требований неукоснительного исполнения законов приведет к разрушению _________________________в обществе.
3.Законность – это не только наличие _______________ и специальных государственных средств их обеспечения, но и ___________________________ и ______________________ исполнение ______________.
4.Чему, по мнению авторов учебника, равна законность?
2. Поставьте знак +, если вы согласны с утверждением и знак — , если не согласны.
Одним из основоположников теории естественного права Нового времени был Гуго Гроций (1538-1654)
Законы, существовавшие в фашистской Германии, в соответствии с теорией естественного права, можно назвать правовыми.
Правопорядок в общественной жизни наряду со всем остальным способствует и развитию общественного прогресса.
Показателем законности и правопорядка является реальное признание государством неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.
Примером наличия законности при существовании государства и законов может быть Советский Союз.
3.Перечислите принципы законности.
4.Недопустимость _______________________________законности и _________________________.
Проверочная с ответами.
Ф.И.____________________________, класс ___________, дата проведения__________
Проверочная работа по теме : «законность и правопорядок», 10 класс, профильный уровень учебного предмета «Право» (составлен на основе материала учебника Право, Л.Н.Боголюбова, стр. 135-143).
1.Вставьте пропущенные слова:
1.Правопорядок – это система отношений, охраняемых, защищаемых и регулируемых правом..
2.Пока закон не отменен правовым способом, его необходимо соблюдать , так как повсеместное отступление от требований неукоснительного исполнения законов приведет к разрушению стабильности в обществе.
3.Законность – это не только наличие законов и специальных государственных средств их обеспечения, но и строгое и неукоснительное исполнение законов….
4.Чему, по мнению авторов учебника, равна законность?
Законность = Правовое государство + Правовой закон
2. Поставьте знак +, если вы согласны с утверждением и знак — , если не согласны.
Одним из основоположников теории естественного права Нового времени был Гуго Гроций (1538-1654)
Законы, существовавшие в фашистской Германии, в соответствии с теорией естественного права, можно назвать правовыми.
Правопорядок в общественной жизни наряду со всем остальным способствует и развитию общественного прогресса.
Показателем законности и правопорядка является реальное признание государством неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.
Примером наличия законности при существовании государства и законов может быть Советский Союз.
3.Перечислите принципы законности.
4.Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Источник
Пока закон правовым способом его необходимо
Глава III.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ
§ 15. Законность и правопорядок
Можно ли утверждать, что в любом государстве существует законность? Обеспечивают ли тоталитарные режимы законность? Каким должно быть государство, чтобы в нём существовала законность?
Мечта о государстве, в котором бы людям жилось спокойно, в котором бы существовала определённость и стабильность, очень древняя, наверное, столь же древняя, как само государство. В течение тысячелетий существования государства люди искали способы, с помощью которых можно было бы эту мечту превратить в реальность. И поиски эти не были бесплодными – уже в древности возникли некоторые представления о возможных путях осуществления этой мечты, которые не только не были отвергнуты временем, но и превратились в аксиомы: «Закон должен властвовать над всеми» и «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Итак, один из путей к достижению подобного государства – это установление власти закона.
Вы знаете, что некоторые правовые нормы появились ещё в догосударственную эпоху, однако социальное расслоение, возникновение новых общественных отношений привели к тому, что стало невозможно поддерживать порядок с помощью социальных регуляторов, существовавших в первобытной общине. Была необходима организация, аппарат принуждения, обладающий средствами и методами, обеспечивающими выполнение законов. И в этой роли выступает государство. Таким образом, государство и право неразрывно связаны, они тесно взаимодействуют и дополняют друг друга.
Однако было бы неправильно считать, что законность возникает одновременно с появлением государства, права, законов, поскольку понятие «законность» несводимо к понятию «закон», а использование всех средств государственного воздействия для поддержания законов ещё не создаёт режима законности.
Примером отсутствия законности при существовании государства и законов может быть Советский Союз. Так, из учебников истории вы знаете, что в годы сталинского тоталитаризма существовала откровенная фальсификация огромного количества дел о государственной измене, нередко осуществлялось упрощённое судопроизводство, т. е. суд без адвокатов и возможности обжалования его решения, попирались записанные в Конституции 1936 г. права и свободы. Например, реально отсутствовала свобода слова, поскольку в Уголовном кодексе существовала статья об антисоветской агитации и пропаганде, согласно которой любое критическое замечание можно было рассматривать как «распространение сведений, заведомо порочащих советский государственный и общественный строй». «Государство проглотило право» – так охарактеризовал правовой порядок, существовавший в СССР, российский юрист С. В. Сироткин.
Так что же такое законность?
Законность – это не только наличие законов и специальных государственных средств их обеспечения (хотя и без того и без другого невозможно говорить о законности), но и строгое и неуклонное исполнение законов и иных нормативно-правовых актов всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.
Но является ли данное определение полным? Можно ли говорить о законности, если предписания законов соблюдаются всеми без исключения и нормативно-правовые акты не противоречат друг другу? Оказывается, на данный вопрос ответ будет отрицательным. Вот пример. Из истории вам известно, что партийные функционеры, судьи, чиновники, врачи, коменданты концлагерей и люди, не облечённые властью, в фашистской Германии чётко соблюдали и приводили в действие государственные законы, среди которых было огромное количество антигуманных, например закон о расовой чистке. Кто-то из вас, возможно, подумал: «Ну и что, ведь таким было право нацистского государства, а раз это право неукоснительно соблюдалось, то, следовательно, можно говорить о законности». На это стоит возразить цитатой из книги «О праве войны и мира» одного из основоположников теории естественного права Нового времени Гуго Гроция (1583– 1645): «Право естественное есть предписание здравого смысла, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой природе, признаётся морально позорным или морально необходимым». Таким образом, если следовать логике Гуго Гроция и огромного количества его последователей, то законы, существовавшие в фашистской Германии, невозможно назвать правовыми: они попирали самое главное в праве – права человека. То есть здесь мы имеем дело не с законом, а с произволом, облечённым в форму закона, к которому право не имеет никакого отношения. Следовательно, и в этом случае, несмотря на то что все без исключения строго и неуклонно исполняли законы, тем не менее законность отсутствовала. Закон превращается в закон и перестаёт быть произволом в том случае, если в его основе лежит формальное юридическое равенство людей и справедливость. Совокупность таких законов и создаёт право как систему нормативных актов, призванных предоставлять права. Законность – это не соблюдение закона вообще, а соблюдение только правового закона. Таким образом, можно дать ещё одно определение законности, в котором она рассматривается через призму права: «Законность – это строгое и неуклонное исполнение правовых законов всеми субъектами права». Формулу законности можно представить следующим образом:
Понятие «принцип» означает «исходное положение», следовательно, речь будет идти о том, на чём должна быть основана законность для того, чтобы она могла стать реальностью.
Итак, реальность законности возможна при условии единства законности. Что этот принцип подразумевает? Единство законности означает, что на всей территории страны вне зависимости от местных условий правовые нормы понимаются и применяются одинаково. Например, если Уголовный кодекс РФ предусматривает, что за распространение наркотиков лица привлекаются к уголовной ответственности, то ни в одном из субъектов Федерации, будь то в Архангельской области, в Приморском крае или в Москве, данное правонарушение не может рассматриваться как административное, а лицо, его совершившее, отделаться штрафом. Одновременно этот принцип означает, что субъекты РФ, осуществляя правовое регулирование в пределах своей компетенции, должны следовать букве (конкретной формулировке) и духу (заложенным принципам права) Конституции РФ и принятые ими нормативные правовые акты не могут противоречить Основному Закону страны.
Другим необходимым принципом, без которого невозможна законность, является принцип всеобщности, основанный на равенстве всех перед законом. Нормы законов должны неукоснительно соблюдаться не только всеми физическими лицами вне зависимости от расы, пола, цвета кожи, языка, вероисповедания, социального и должностного положения, благосостояния, но и всеми юридическими лицами, представленными политическими партиями, общественными движениями, государственными органами, крупными, средними и мелкими фирмами и т. д.
Очень важным принципом является принцип неотвратимости ответственности за нарушение законов. «Суров закон, но это закон», – говорили древние римляне. Именно неотвратимость ответственности, а не суровость наказания, поскольку представление о том, что с помощью жестоких законов можно победить преступность, является одним из мифов,живущих в массовом сознании. Многие думают, что убийц, воров, террористов можно удержать от преступлений, если они будут бояться последующей жестокой расправы. Но данные социологических опросов свидетельствуют о другом: каждый четвёртый из осуждённых, готовясь к преступлению, был уверен, что сможет уйти от ответственности. О том, что одним из стимулов совершения преступления является уверенность в безнаказанности, говорил еще Цицерон: «Величайшим поощрением преступления является безнаказанность». Таким образом, соблюдение принципа неотвратимости ответственности за нарушение законов является одной из самых эффективных мер, которая может удержать человека от совершения правонарушения, и одновременно соблюдение данного принципа будет способствовать соблюдению законов всеми субъектами права.
Следующим принципом законности является принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Речь идёт о том, что закон не может быть отменён, нарушен, не исполнен ни по каким основаниям, будь то революционная необходимость, защита государственных интересов, ради дела, политического интереса и т. д. Если в государстве существует возможность произвольного обращения с правовыми нормами, если закон может быть изменён из-за каких-то «особых обстоятельств», то в этом случае он перестаёт выполнять роль социального регулятора и теряет свою действенную силу.
Этот принцип требует от всех субъектов права точного и неукоснительного соблюдения законов, даже в том случае, если конкретный человек или группа людей к ним относятся негативно. Это требование защищает общество от возможности вольного отношения отдельных лиц к реализации правовых норм.
Но как же быть в том случае, если люди, создававшие закон, ошиблись или преследовали личные корыстные либо сиюминутные цели (бывает и такое), иными словами, если закон несовершенный? Кроме того, время идёт вперёд, общество развивается и даже некогда прекрасный закон перестаёт выполнять роль социального регулятора. На такой случай в демократическом государстве существуют механизмы, предусматривающие правовые способы борьбы с несовершенным законом. Пока закон не отменён правовым способом, его необходимо соблюдать, так как повсеместное отступление от требования неукоснительного исполнения законов (а такое может случиться, если для этого существуют условия) приведёт к разрушению стабильности в обществе, заставит людей жить в состоянии правовой неопределённости, что ещё хуже нескольких несовершенных законов.
ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК (ПРАВОПОРЯДОК)
Практически во всех учебниках по курсу права понятия «законность» и «правопорядок» рассматриваются в одной главе, а нередко и в одном параграфе. Это не случайно, поскольку понятия «правопорядок» и «законность» теснейшим образом связаны друг с другом, но они не являются синонимами. Если законность – это точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами права, то правопорядок – это система отношений, охраняемых, защищаемых и регулируемых правом. Таким образом, связь между законностью и правопорядком является причинно-следственной: если субъекты права неукоснительно соблюдают все нормативно-правовые акты, то, следовательно, в данном государстве существует правопорядок. И наоборот, при несоблюдении законов отсутствует и правопорядок. Образно говоря, правопорядок, подобно лакмусовой бумажке, свидетельствует об уровне законности в стране. Как и законность, он возможен только при соблюдении ряда условий: наличие правовой культуры членов общества, развитого законодательства, в основу которого положены права человека, судебной системы, независимой от других ветвей власти, гарантированности законов и др.
Роль правопорядка в общественной жизни чрезвычайно велика: его наличие не только обеспечивает возможность граждан пользоваться своими правами, но и в силу того, что правопорядок связан с общественной стабильностью, способствует и развитию общественного прогресса.
Показателем как законности, так и правопорядка является реальное признание, соблюдение и защита государством и всеми членами общества естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. А это возможно только в правовом, демократическом государстве.
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
Принципы законности играют важную роль в том, чтобы право выполняло своё предназначение. Однако не менее важно и то, чтобы у законности и правопорядка существовали гарантии, т. е. чтобы они были незыблемыми, чтобы никто не мог их нарушить.
Под гарантиями понимаются объективные и субъективные факторы, условия и предпосылки, обеспечивающие укрепление законности и правопорядка или способствующие этому. Таким образом, гарантии законности и правопорядка – это не одна какая-то мера, а целая система различных мер.
В этой системе мер важнейшую роль играет экономика страны, создающая экономические гарантии. Первостепенное значение их вполне понятно, поскольку при нестабильности экономической жизни страны, в условиях инфляции, неработающих предприятий, роста цен, резкого снижения жизненного уровня, как правило, обостряются социальные противоречия. Это, в свою очередь, приводит к митингам, демонстрациям протеста, забастовкам, другим действиям, которые не всегда соответствуют правовым нормам. В такой ситуации говорить о неукоснительном соблюдении законов крайне трудно. И напротив, условиями, обеспечивающими законность, являются стабильное развитие экономики, повышение жизненного уровня граждан, наличие социальных гарантий их благополучия. Кроме того, уровень законности и правопорядка повышается при наличии многообразия форм собственности, экономической свободы, рыночных отношений. Это объясняется тем, что всё перечисленное создаёт объективные условия для всех лиц, участвующих в экономическом процессе, действовать в «правовом поле» и, как следствие, обеспечивает стабильный правопорядок.
Следующие важнейшие гарантии законности и правопорядка – это политические гарантии. Они призваны обеспечить стабильность и порядок в обществе, чёткое функционирование всех ветвей власти, налаженную работу всех государственных и общественных институтов, обеспечивающих связь государства с обществом. Важнейшим условием реализации политических гарантий выступает легитимность государственной власти, пользующейся поддержкой народа, такая власть является стабильной. Её сила должна быть направлена на совершенствование законодательной базы, установление эффективной работы всей системы правоохранительных органов. Законность и правопорядок невозможны без демократии и правового государства. В этом случае власть ответственна перед народом и её целью является благополучие и процветание Родины, что возможно только при соблюдении права, основанного на общественных ценностях: справедливости, правах и свободах человека и др.
Гарантиями законности и правопорядка также являются идеологические гарантии, которые не просто дополняют экономические и политические, а выступают в качестве их обеспечения. Дело в том, что законность реализуют не машины, а люди, и если эти люди не уважают человека, не считаются с его честью и достоинством, а в каждом видят либо преступника, либо источник собственного благополучия, то ни о какой законности, правопорядке и речи быть не может. Таким образом, идеологические гарантии включают гуманистическую идеологию и наличие у всех субъектов общества демократических убеждений, развитой правовой культуры. Эти составляющие способствуют тому, что граждане соблюдают и уважают законы, а права человека являются основной общественной ценностью.
Законность и правопорядок в обществе обеспечивает не только работа правоохранительных органов, поэтому в числе их гарантий многие правоведы называют общественные гарантии. Под ними понимается деятельность всех общественных структур, других различных негосударственных образований, средств массовой информации, направленная на привлечение внимания правоохранительных органов, общественности, граждан страны к фактам нарушения прав человека, коррупции, противозаконных действий лиц, облечённых властью, и т. п. Безусловно, такая деятельность возможна только при демократическом политическом режиме.
В ряду гарантий законности и правопорядка следует назвать организационные гарантии, включающие чёткую, слаженную, систематическую работу правоохранительных органов: деятельность прокуратуры и предварительное расследование, которые должны быть направлены на предупреждение правонарушений, а также устранение их последствий. Условием, обеспечивающим гарантии законности, выступает правосудие, стоящее на защите прав и свобод человека, который должен иметь возможность обратиться либо в суд, либо в другие государственные органы за защитой своих прав и свобод. Но суд реально может выполнять роль правосудия лишь при условии, если он является самостоятельной ветвью государственной власти, независимой ни от исполнительной, ни от законодательной ветви.
Таким образом, законность и правопорядок являются необходимыми условиями общественной стабильности и прогресса, но их гарантии обеспечиваются всеми общественными и государственными институтами правового демократического государства.
Вопросы для самопроверки
1) Что в праве понимается под законностью? 2) Как связаны между собой принципы законности? 3) Что в праве подразумевается под гарантиями законности? Перечислите гарантии законности. 4) Какие гарантии законности одновременно выступают условием их обеспечения? Почему? 5) Что в праве понимается под сильной властью? 6) Что такое правопорядок? 7) Каковы принципы правопорядка?
1. Назовите принципы законности и дайте обоснование каждого из них. Представьте их в виде схемы в тетради.
2. Перечислите и раскройте условия законности.
3. Как по-вашему, можно ли с помощью жестоких законов обеспечить законность? Обоснуйте свою точку зрения.
4. «Закон, устанавливающий новую или более высокую ответственность; не имеет обратной силы» – это одна из правовых аксиом, выдвинутых древнеримскими юристами, которая не только дошла до наших дней, но и сохранилась в современном праве в качестве одной из правовых норм. Как по-вашему, имеет ли данная аксиома отношение к законности и правопорядку? Дайте развёрнутый обоснованный ответ.
«Закон должен говорить всем одним и тем же голосом, одна и та же власть должна управлять всеми, как приказывая, так и запрещая».
А. Моджевский (1503–1572), польский гуманист
«Назначение государства состоит в том, чтобы защищать человеческое общество от несправедливости и зла наиболее реального и, несомненно, обнаруженного – зла явного или публичного».
В.С. Соловьёв (1853–1900), русский философ
Источник