ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .
Смотреть что такое «ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ» в других словарях:
ЧТЕНИЕ ПОИСКОВОЕ — ЧТЕНИЕ ПОИСКОВОЕ. См. поисковое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Чтение поисковое — быстрое чтение, направленное на поиск необходимой информации. Осуществляется на основе выборочного и просмотрового чтения … Исследовательская деятельность. Словарь
просмотровое чтение — поисковое чтение, имеющее целью определить целесообразность предстоящей работы; ознакомление с содержанием текста … Толковый переводоведческий словарь
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что чтение с общим охватом содержания. Вид чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Вид коммуникативного чтения с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте (Фоломкина … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ — ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Поисковое чтение, осуществляемое со скоростью в 2–3 раза, превышающей скорость обычного чтения (500–700 слов в минуту вместо 80–250). Обучение Д. ч. требует специальных упражнений для формирования умений эффективного… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
РЕАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — РЕАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что самостоятельное чтение. Вид чтения по наличию инициативы со стороны учащегося; осуществляется человеком вне рамок обучения иностранному языку; практическое использование навыков и умений в чтении как средстве познания… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что выборочное чтение. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Цель П. ч. – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучение чтению — аналитическое чтение, беспереводное чтение, выборочное чтение, выразительное чтение, глобальное понимание, градуированное чтение, громкое чтение, детальное чтение, дешифровка, динамическое понимание, дискурсивное чтение, домашнее чтение, зрелое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Источник
ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Основное назначение иностранного языка состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Иностранный язык является существенным элементом культуры народного носителя данного языка и средством передачи его другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_poiskovomu_chteniyu_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 27.69 КБ |
prezentatsiya_obuchenie_poiskovomu_chteniyu_na_urokah_angliyskogo_yazyka.pptx | 333.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего сообщения:
ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Основное назначение иностранного языка состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Иностранный язык является существенным элементом культуры народного носителя данного языка и средством передачи его другим.
Существует множество аспектов изучения иностранного языка, такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения.
Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью так и средством обучения. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст).
В чтении существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются 4 вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.
Остановимся коротко на каждом виде чтения.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “ для себя”, без предварительной специальной установки при ознакомительном чтении основная коммуникативная задача извлечь содержащуюся в нем основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение. Его задачей является формирование у обучаемого умение самостоятельно преодолевать затруднение в понимании иностранного языка. Объектом изучения является информация, содержащаяся в тексте, но не языковый материал.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале, его целью является получение общего представления о теме и круге вопросов. Это беглое, выборочное чтение.
Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера и т. д. Текст может прочитываться полностью или частично, если обучающийся знает, где находится интересующая его информация.
Такое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам. В учебных условиях поисковое чтение выступает, как упражнение, и осуществляется по указанию преподавателя.
Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера и т. д. Текст может прочитываться полностью или частично, если обучающийся знает, где находится интересующая его информация.
При поисковом чтении важно найти искомую информацию. Иногда с этой целью определяется проблема, анализируемая в тексте, иногда отношение автора к этой проблеме, его подход к ней. В других случаях происходит знакомство с содержанием текста, оценка информации, заключенной в нем, выделение основной мысли автора, его позиции и др. Степень понимания текста может быть при этом довольно неполной, а скорость чтения достигает значительных величин.
К поисковому чтению, как правило, предъявляются три главных требования:
- точное формулирование задания для поиска,
- ограниченное во времени проведение поиска нужной информации,
гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.
СЛАЙД 5
Для успешного овладения чтением необходимо:
- подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;
- тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета
- быть доступными с точки зрения языковых трудностей
- отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей
- содержать проблему
Овладение технологий чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовые задания направлены на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умения чтения.
Упражнения для предтекстового этапа:
- Установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
- Найдите в статье вопросы, которые в ней освещаются.
Текстовые задания предлагают коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения и необходимость решения познавательно-коммуникативных задач.
Упражнения для текстового этапа:
- Просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
- Скажите, какому из указанных вопросов уделяется особое внимание;
- Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умения.
Упражнения для послетекстового этапа:
- Зачитайте из текста факты, которые относятся к теме;
- Подчеркните в тексте определения, вывод, термины.
При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
Для того чтобы ученики овладели навыками чтения учителя используют современные технологии при обучении чтению. Из них выделяют группу технологий, основанные на личностно-ориентированном подходе: современные информационные компьютерные технологии (интернет), технологии сотрудничества, метод проектов, проблемный метод, технология критического мышления.
Метод сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (объединение учащихся в группе, где им дается одно общее дело, определяется роль каждого в совместной деятельности) учащиеся отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы.
Проблемный метод при обучении чтению привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий. При проблемно-поисковой организации урока чтения создаются условия, которые побуждают обучающихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать информацию из текста.
Еще одна технология, которая используется для обучения поисковому чтению — технология критического мышления.
Ее цель обеспечить развитие критического мышления по средствам интерактивного включения в образовательный процесс. С помощью этой технологии критического мышления обучающиеся учатся извлекать информацию, анализировать ее.
Разработаны специальные упражнения для обучения поисковому чтению.
1. Определите тему/проблему текста;
2. Прочитайте текст, определите освещены ли в нем указанные вопросы;
3. Найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
4. Прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании;
5. Найдите на указанной странице инструкцию, рецепт, рекомендации;
6. Найдите абзацы, посвященные указанной теме;
7. Найдите в тексте ответы на вопросы;
8. Просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
9. Найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным;
10. Разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
11. Выразите свое мнение о содержании текста.
Методика работы над иноязычным текстом содержит ряд приемов, которые можно использовать для развития различных умений чтения.
Учащимся предлагается пять вопросов по тексту с четырьмя вариантами ответов. Предлагаются три отрывка и четыре названия к ним, т. е. одно название лишнее.
- Прием «восстановление» или «заполнение пропусков»
Может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации. Так, учащиеся получают текст, в котором пропущено каждое N — энное слово (N — колеблется от 5 до 10). Задача учащихся — заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.
Предполагает разделение «банка информации», т. е. после ознакомления с определенной частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
- Прием «Конспектирование» или «составление кратких записей»
прием работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования
- Прием «логическая перегруппировка» или «восстановление последовательности»
Предлагает перераспределение материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом такой работы является воссозданный связный текст.
Основан на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. Данный прием характерен для развития умения чтения текста с полным пониманием информации.
9С18+6ЛАЙД 12
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что поисковая деятельность прививает вкус и интерес к чтению, а использование новых технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей учащихся. В результате на уроках чтения удается активизировать учебный процесс и сформировать устойчивые и познавательные интересы. Кроме того, учащиеся научились читать, анализировать, систематизировать информацию, работать в команде, выдвигать и отстаивать свои идеи, овладевать навыками самостоятельной работы.
Источник
Поисковый способ чтения это
В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
Источник