Похвала как способ мотивации

Рекомендации педагогам по формированию положительной мотивации у детей при помощи похвалы

Евгения Дашкина
Рекомендации педагогам по формированию положительной мотивации у детей при помощи похвалы

Если вам хочется похвалить

кого-то — сделайте это немедленно,

а если поругать —отложите до завтра: возможно,

вы сочтете, что этого делать не стоит…

Роль педагога имеет большое значение в формировании мотивации у обучающихся. Огромное множество психологических факторов влияют на мотивацию, но сегодня я хотела бы остановиться на одном очень важном факторе таком как похвала.

Похвала — это хороший отзыв о ком-чём-нибудь, одобрение. Похвала ребенку — один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины и мотивации.

Мотивация — это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей.

Можно сказать с уверенностью, что похвала оказывает влияние на развитие личности ребенка.

Исследование профессора Стэнфорда Кэрол Двэк показало, что когда мы хвалим детей за их высокий интеллект, а не за трудолюбие, это ведет к ухудшению их результатов и снижению мотивации. Объясняется это тем, что дети, которых хвалили за их способности, а не усилия, чувствовали себя беспомощными при столкновении с неудачами. Они были уверены, что проблема скрыта в недостатке их врожденных навыков, а не в старательности и целеустремленности при решении поставленных задач.

Например, заниженная самооценка может формироваться от недостатка похвалы. С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода «зависимость» от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают. Еще одна сторона медали заключается в ….

Как сделать так чтоб похвала мотивировала детей, а не расслабляла?

Возьмите себе за правило:

Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность!

Как часто мы ограничиваем нашу похвалу словами «Ты молодец!» и всё. А собственно, почему молодец, за что молодец — может быть не понятно. А когда тебя хвалят, а тебя не понятно за что, возникает какая-то неловкость что ли. Не ставьте своих учеников в неловкое положение!

Не хвалите ребенка за естественные вещи ориентируйтесь на зону ближайшего развития.

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо слов «ты будешь прекрасным поэтом»,лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Похвала должна быть лично вашей. Всегда приятно осознавать, что именно тот педагог, от которого исходит похвала, ценит тебя,поэтому добавляйте что-то от себя: «особенно МНЕ понравилось, как ты быстро справился с полосой препятствий в эстафете! Я горжусь тобой!»

Когда хвалите ребенка обязательно упоминайте о том, что то, что он делает необходимо не только для своего собственного развития, но и для общего дела.

Спросите секрет успешного выполнения задания…можно поинтересоваться, что помогло ему достичь такого результата. Это даст возможность ребенку самому понять, что ему помогло и использовать это в будущем, ну и возможно вы действительно узнаете какой-то секрет).

Если хвалите то хвалите при всех, пусть остальные хотят получить вашу прекрасную мотивирующую похвалу.

Если, кажется что хвалить не за что? Может быть еще нет результата, похвалите за старание, упорство, похвалите за инициативу, за идею, за что угодно. Всегда есть за что похвалить, надо только подумать.

Читайте также:  Способы найти клиентов фрилансеру

Начиная с сегодняшнего дня, каждый день, хвалите по этому принципу хотя бы одного ребенка и результаты не заставят себя долго ждать!

Уважаемые педагоги помните, о том, что кроме словесного поощрения, существует добрый взгляд, тактильное прикосновение, игры, общение – словом, все то, на чем строится настоящий язык понимания и доверия.

«Незаслуженная похвала может повредить лишь слабому,

но незаслуженный упрек способен и сильного сбить с пути».

«Олимпийский урок» (фотоотчет) В ожидание Олимпийских игр в школе проходят олимпийские уроки, где дети знакомятся с историей возникновения и проведения Олимпийских игр.

Роль сказки в формировании личности ребенка «Роль сказки в формировании личности ребёнка. Психологический аспект.» «Сказка, — писал В. А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребёнка,.

Источник

Неденежная мотивация: 4 способа вовлечь команду в работу

Jan 10, 2021 3:06:59 AM / Автор Yva.ai

Ещё в 2005 году шведские экономисты Кьелл Нордстрем 1 и Йонас Риддерстрале в книге «Бизнес в стиле фанк» отметили: «То, какие методы вы используете для привлечения, удержания и мотивации сотрудников, гораздо важнее технологий».

Из-за нестабильности мировой экономики и жёстких ограничительных мер по борьбе с COVID-19 многие организации в 2020 году оказались в сложной финансовой ситуации и вынуждены были отказаться от премирования сотрудников.

Однако именно в период преодоления кризисных явлений высокая мотивация и вовлечённость сотрудников особенно необходимы компании. Как же её поддерживать? Есть ли эффективные и при этом доступные способы неденежной мотивации команды? Об этом – в новом материале Yva.ai.

#1 Культура похвалы как способ мотивации персонала

Марк Твен как-то сказал: «Я могу прожить пару месяцев только благодаря хорошей похвале». Культура похвалы по праву возглавляет список доступных и эффективных способов мотивации сотрудников.

По оценкам экспертов HR-платформы Humanity 2 , до 80% руководителей высшего звена считают, что они хвалят своих подчинённых не реже одного раза в месяц. Но согласны с этим только 22 % их сотрудников. Почему похвала – это важно?

Согласно исследованиям 3 , когда вас хвалят, в мозгу происходит выброс дофамина. Это нейромедиатор, который связан с такими чувствами, как гордость, удовлетворение и счастье.

Испытывая эти чувства как результат профессиональной деятельности, мы хотим повторить этот опыт: точно так же, как например, хотим сладкого. Чтобы это событие повторилось, мы продолжаем работать с удвоенной энергией.

«Похвала нужна всем, но особенно важна для тех сотрудников, у которых сформирована потребность в оценке их действий и обратной связи. Любопытно, что такие люди могут позитивно реагировать даже на обратную связь, которая в том числе содержит критику – если она преподнесена грамотно, с целью помочь сотруднику развиваться, а не обидеть его», – комментирует ведущий HR-аналитик People Analytics Yva.ai Светлана Бушуева.

Как пользоваться этим способом нематериальной мотивации? Прибегните к следующим инструментам:

  • словесная благодарность за проделанную работу,
  • публичное признание заслуг коллег на регулярных собраниях,
  • предложение поделиться опытом в виде статьи или небольшого мастер-класса,
  • поручение новых, интересных и ответственных задач и т. д.

Чтобы избежать нездоровой конкуренции, важно хотя бы иногда благодарить каждого сотрудника – отмечать его вклад в общее дело. Кроме того, необходимо помочь сотрудникам научиться давать обратную связь друг другу. Для этого руководители команд и HR-специалисты могут стать ролевыми моделями и показывать на личном примере, как это делать.

Не забывайте: похвала не должна быть формальной. Старайтесь детализировать и конкретизировать, что именно заслуживает быть отмеченным в работе сотрудника на данном этапе.

#2 Льготы и скидки на товары и услуги партнёров в мотивации персонала

Льготные условия на приобретение или пользование услугами компании – это гигиенический минимум для современных развитых компаний. Для повышения мотивации, попробуйте договориться о бартере с партнёрами или расположенными поблизости от офиса организациями.

Читайте также:  Периодический способ приготовления карамельного сиропа

Например, это могут быть школы иностранных языков, фитнес-клубы, автосервисы, кафе, туристические фирмы. В условиях кризиса, когда компании массово теряют клиентов, такое предложение станет взаимовыгодным. Партнёр получит эффективную рекламу и поддержит продажи, а сотрудники получат дополнительные бонусы.

По мнению словацкой исследовательницы М. Стреницеровой, система дополнительных льгот удобна для компании и сотрудников по нескольким причинам 4 :

  • даёт сотрудникам возможность лучше контролировать расходы и при этом сделать жизнь более разнообразной и привлекательной,
  • повышает осведомленность сотрудников о других льготах и позитивно влияет на их лояльность,
  • формирует HR-бренд и делает компанию более привлекательной на рынке труда для нанимаемых высококлассных специалистов.

Плюс этого способа мотивации – несмотря на отсутствие прямого денежного вознаграждения, он носит материальный характер и воспринимается как подарок. Минус – у этого метода мотивации сотрудников достаточно кратковременный характер. Через несколько недель или месяцев сотрудники привыкают к корпоративным возможностям и воспринимают их как должное. К этому тоже следует подготовиться.

#3 Фабрика идей сотрудников

Такой способ мотивации сотрудников повышает лояльность к компании. В организациях, где подчинённые и руководители слышат друг друга, кризисные явления не разрушают, а укрепляют командные отношения. Если вы хотите помочь компании двигаться в этом направлении, обратите внимание на инициативы и предложения сотрудников. Чего они могут касаться?

  • Устранения препятствий, блокирующих нормальные рабочие процессы
  • Внедрения новых, более современных инструментов и методов работы
  • Развития текущих проектов и открытия новых направлений
  • Улучшения внутренней корпоративной культуры и коммуникации
  • Изменений технологии производства продукта / оказания услуги и мн. др.

Что делать, если сотрудники предлагают что-то слишком масштабное или вовсе нереализуемое?

Начните с малого – с реакции на идею. Дайте сотруднику знать, что вы услышали и зафиксировали его идею, чтобы она не потерялась, и к этой инициативе можно будет вернуться в более подходящее время.

Реалистичное и потенциально полезное надо внедрять. Ваши сотрудники предлагают идеи, значит верят в вас и хотят сделать компанию лучше. Это ваши самые надёжные союзники в создании бренда HR и в целом на рынке.

Как создать фабрику идей в компании?

  • Проанализируйте актуальные потребности бизнеса и оповестите сотрудников, что вы будете рады их предложениям – особенно по данным направлениям.
  • Выберите формат, в котором сотрудники будут предоставлять инициативы (письма на отдельный электронный адрес, заполнение опроса, чат для идей в корпоративном мессенджере…).
  • Разработайте механику информирования сотрудников о том, что происходит с их идеями: что взято в работу, что отложено. Это могут быть презентации, рассылки, информационные собрания, командные сессии и мн. др.
  • Составьте план реализации отобранных инициатив и порядок контроля их внедрения.

У этого метода мотивации два основных плюса. Первое – трансформации бизнеса менее травматичны, когда сотрудники сами вовлечены и разделяют необходимость перемен. Второе – усилия коллективного интеллекта всей вашей команды будут направлены на решение насущных бизнес-задач.

#4 Гибкое рабочее время

По данным опроса, проведённого для Международной конференции по инновациям в науке и образовании (Прага, 2017) 5 , 69 % респондентов назвали гибкое рабочее время преференцией, повышающей мотивацию сотрудников и лояльность к работодателю. Наряду с корпоративным автомобилем для личных целей, именно это пожелание лидирует среди опрошенных работников.

Но действительно ли удобные сотруднику рабочие смены ведут к повышению мотивации? Этот вопрос тщательно исследовали А. Р. Ахмад и М. Т. М. Идрис 6 из Университета Тун Хусейна в Малайзии.

Чтобы установить, существует ли корреляция между гибкими рабочими часами и реальной мотивацией сотрудника, провели опрос среди сотрудника, оценивая их уровень согласия или несогласия с такими утверждениями, как:

  • «Мне более комфортно с внедрением гибких рабочих часов, чем при обычном рабочем графике»,
  • «Я испытываю стресс, когда на работе пренебрегают моими обязанностями по отношению к благополучию и безопасности моей семьи»,
  • «Я чувствую, что гибкие рабочие часы помогают мне перестать опаздывать»
  • «Я считаю, что проблема опозданий может быть уменьшена путём внедрения гибких рабочих часов во всех ведомствах» и т. д.
Читайте также:  Способ постижения интонационного словаря разных эпох ребенком ответ

Для оценки достоверности результатов опросов исследователи применили критерий согласия Колмогорова-Смирнова и критерий Шапиро-Уилка, а для оценки взаимосвязи мотивации и внедрения гибких рабочих часов – корреляционный тест Пирсона.

Исследование А. Р. Ахмада и М. Т. М. Идриса показало выраженную корреляцию между гибким рабочим временем (ось X, независимая переменная) и уровнем мотивации персонала (ось Y, зависимая переменная).

Однако, по мнению Лидии Бошняк и Мирелы Мабич 7 из Мостарского университета, всё не так однозначно. Несмотря на то, что сотрудникам гибкое рабочее время может казаться преимуществом, на самом деле, определённые рабочие часы могут быть более выгодны для них, так как гибкий график требует высоких навыков тайм-менеджмента. И по итогам 2020 года многие работодатели готовы согласиться с этим предположением на основе собственных наблюдений.

Тем не менее, по данным компании Breathe, согласно опросу сотрудников 8000 глобальных работодателей 8 , 83 % респондентов сообщили о повышении мотивации и производительности труда за счёт гибкого режима работы. А 61 % считает, что это также увеличило прибыль компании.

Какой именно тип гибкого рабочего графика внедрить, чтобы повысить мотивацию команды?

Исследуйте возможные варианты и соотнесите с потребностями и просьбами ваших сотрудников.

  • Неполный рабочий день – подойдёт для контрактников и сотрудников, которые работают сдельно.
  • Работа из дома – с ней мы уже хорошо познакомились за время локдауна в 2020-м.
  • Разделение рабочей нагрузки – постоянную работу можно разделить между двумя сотрудниками, которые согласовывают часы работы между собой.
  • Сжатая неделя– сотрудники покрывают стандартное рабочее время за меньшее количество рабочих дней (например, 4 дня по 12 часов вместо 5 дней по 8 часов).
  • Гибкое рабочее время– сотрудник работает стандартные 8 часов, но время начала рабочего дня определяет по своему усмотрению в приемлемых для работодателя пределах (например, с 8 до 11 часов утра), полезно для географически распределённых команд.

В кризисное время как никогда стоит подумать о рациональном использовании капитала компетенций вашей компании. Это особенно полезно, если вам нужны люди для решения задач, но на расширение штата пока нет средств.

Исследуйте, кто в вашей команде уже обладает нужными качествами и кто, возможно, справится с этой работой лучше, чем с теми задачами, которые выполняет сейчас. Используйте информацию о неформальном лидерстве и уровне влияния ваших сотрудников в компании и за её пределами.

Хотите узнать об аналитике лидерства сотрудников подробнее? Участвуйте в бесплатном мастер-классе Давида Яна «5 стилей лидерства для долгосрочного успеха компании». Подключайтесь прямо сейчас!

1. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта // К. А. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2005.

2. How to Praise Your Employees Effectively // Humanity, Inc. 2016.

3. Dopamine, learning and reward-seeking behavior // Oscar Arias-Carrion & Ernst Pöppel. Acta Neurobiol Exp. 2007.

4. Riadenie ľudských zdrojov // Strenitzerová M. Bratislava. DOLIS. 2015.

5. Employee Benefits as One of Factors of Work Motivation // N. Stalmašeková, T. Genzorová, T. Čorehová. CBU International Conference on Innovations in Science and Education. 2017.

6. A Study of Flexible Working Hours and Motivation // Asian Social Science. 2013.

7. Non-material Strategies for Motivation of Employees in IT Sector // Lidija Lesko Bošnjak, Mirela Mabić, Damir Musa. International Scientific Conference ITEMA. 2017.

8. What is flexible working? // Rachel Dawn. Breathe. 2019.

Источник

Оцените статью
Разные способы