Прыжок в высоту «способом перешагивания»
методическая разработка по физкультуре на тему
Прыжок в высоту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryzhok_v_vysotu_sposobom_pereshagivaniya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прыжок в высоту «способом перешагивания»
Прыжки в высоту способом «перешагивание», или «ножницы»
Прыжок состоит из:
– перехода через планку;
В этом способе прыгун выполняет разбег по дуге, отталкиваясь дальней от планки ногой, в положении боком к планке.
Одновременный мах двумя руками способствует высокому вылету, правильной координации движений в прыжке.
Маховая нога, преодолев планку, активным движением опускается вниз. Толчковая нога повторяет ее траекторию с разницей во времени в полшага.
В наивысшей точке полета прыгун резко поворачивает плечи и голову к планке, тем самым отдаляясь от нее.
Первой приземляется маховая нога (в отличие от прыжка с прямого разбега). Потеря равновесия (падение) при приземлении говорит о недостаточной согласованности движений во время прыжка, хотя на максимальных высотах вполне допустима.
– прохождение шагом по разбегу (дугу разбега можно обозначить мелом) с постановкой толчковой ноги на место отталкивания;
– то же, но с увеличением ритма до бегового шага. Место отталкивания обозначить мелом и добиваться стабильного попадания на него толчковой ноги;
– прохождение шагом по разбегу с последующим медленным перешагиванием планки. Во время поочередного перешагивания обе ноги должны быть выпрямлены в коленном суставе; обязательно следить за поворотом туловища к планке на заключительном этапе упражнения;
– пробегание по дуге разбега с выпрыгиванием и приземлением на место отталкивания толчковой ногой. При этом маховая нога и руки выполняют согласованный мах.
В процессе обучения не следует задерживаться длительное время на отдельных упражнениях и их вариантах. Однако нельзя переходить к изучению следующего упражнения без достаточно четкого выполнения предыдущего.
Упражнения, направленные на овладение маховым движением, изучаются параллельно с упражнениями, подготавливающими к толчку. Все упражнения, направленные на изучение техники, выполняются сначала в медленном темпе, но еще до перехода к изучению следующего упражнения надо добиться максимальной быстроты выполнения предыдущего упражнения.
В процессе обучения все упражнения выполняются как со стороны толчковой, так и со стороны маховой ноги. Такое применение упражнений способствует развитию координационных способностей занимающихся.
Что важно знать при разбеге:
1. При способе «перешагивание» разбег происходит по дуге, отталкиваясь от планки ногой и находясь боком к планке.
2. Достаточно делать разбег в 5–7 шагов.
3. Разбег производится в умеренном темпе.
4. Скорость увеличивается только на первых 3–5 шагах, на двух последних надо сконцентрировать внимание на отталкивании.
5. Предпоследний шаг делается отлогим и широким. Маховая нога сгибается в коленном суставе. Обе руки находятся позади туловища.
6. Стопа толчковой ноги активно и быстро ставится с пятки на грунт, пол, при этом таз выводится энергичным движением вперед. Таким образом тело принимает правильное положение на месте опоры.
При отталкивании следует обращать внимание на следующее:
1. При способе «перешагивание» толчковая нога начинает энергично выпрямляться сразу же после постановки ее на грунт, пол.
2. Таз, который принимает на себя сильное давление, нужно активно выводить вперед-вверх.
3. Верхняя часть туловища остается над толчковой ногой и не наклоняется в сторону планки. При этом туловище слегка сгибается вперед: перед отталкиванием прыгун как бы сжимается наподобие пружины.
4. Маховая нога в значительной степени содействует отталкиванию. Это происходит в том случае, если благодаря энергичному движению голени она выпрямляется и максимально высоко заносится над планкой. Быстрым торможением маховое усилие передается туловищу.
5. Одновременно с маховой ногой обе руки выбрасываются вперед-вверх.
6. Во время взлета прыгун переносит толчковую ногу вслед за маховой.
Что надо иметь в виду при преодолении планки:
1. Оттолкнувшись, прыгун взлетает вверх, удерживая туловище в вертикальном положении.
2. Поднимает повыше маховую ногу, слегка согнутую в колене, толчковая нога свободно опущена.
3. В высшей точке взлета маховая нога опускается вниз носком внутрь, а толчковая поднимается вверх поворотом наружу.
4. Одновременно туловище поворачивается к планке и наклоняется к толчковой ноге, таз быстро переходит над планкой, руки опускаются вниз.
5. Происходит приземление на маховую ногу.
Занимаясь прыжковыми упражнениями, необходимо постоянно обращать внимание на укрепление сводов стопы. Однако большое количество упражнений, связанных со стопой, может привести и к негативному результату: опусканию сводов стопы. Можно посоветовать внимательно отслеживать состояние учеников, не допускать чрезмерных нагрузок, не давать большого количества упражнений с отягощениями.
Существуют специальные упражнения для укрепления сводов стопы:
– катание подошвой скалки, бутылки, гимнастической палки, выполнять в и.п. сидя и стоя;
– хождение по тонкому канату, наступая продольно и поперечно;
– выполнение упражнения под названием «краб», т. е. передвижение по полу, цепляясь пальцами ног и подтягивая остальную часть стопы;
– ходьба на наружных сводах стоп;
– из и.п. стоя подниматься на носки и опускаться на всю ступню;
– ходьба на носках (спиной вперед) вверх по наклонной плоскости (гимнастическая скамейка устанавливается на гимнастическую стенку под углом 10–15°);
– ходьба вниз по наклонной плоскости;
– захватив пальцами карандаш или палочку, ходьба в течение 30–40 сек.;
– и.п. – сидя на гимнастической скамейке (или на стуле), одна нога вытянута вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка;
– ходьба на носках в полуприседе;
– и.п.: стоя, подняв левую (правую) ногу. Разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Темп быстрый;
– то же. Повороты стопы наружу, внутрь;
– то же. Круговые движения стопой по часовой и против часовой стрелки;
Источник
Подводящие упражнения для прыжков высоту способом перешагивания
Разбег состоит из 6-8 беговых шагов, выполняется под углом к планке в 30-45°. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 60-80 см от проекции планки. Для определения места отталкивания нужно встать боком к планке, вытянуть руку в сторону, касаясь кистью планки, — это и будет искомое место отталкивания. Толчковая нога, дальняя от планки, ставится на место отталкивания почти прямая. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно выполняют мах вверх-вперед до уровня головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, к планке (рис. 21).
Рис. 21. Прыжок в высоту способом «перешагивание»
Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, в условиях зала, на стопку матов. Важно, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления. В противном случае техника прыжка способом «перешагивание» начинает искажаться, особенно в последней части полета.
Источник
Методика выполнения прыжка в высоту «Способом перешагивания»
Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»
Педагогический опыт показывает, что успешному освоению техники прыжков в высоту будет способствовать предварительная подготовка, направленная на укрепление опорно-двигательного аппарата, и повышение координации движений прыжковыми и акробатическими упражнениями, связанными с различными отталкиваниями.
Задачи и последовательность обучения технике различных способов прыжков в высоту в основном одинаковы и основываются на принципе от главного к второстепенному. Изменяются только средства при решении отдельных задач, обусловленные особенностями каждого способа прыжка. В связи с этим методика обучения каждому из способов прыжка раскрывается отдельно в соответствии с их сложностью.
Задачи и средства обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»
Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике прыжка в высоту с разбега
1. Краткий рассказ о прыжках в высоту
Рассказ должен быть образным и интересным и занимать не более 5 мин.
2. Демонстрация техники прыжка в высоту способом «перешагивание» с укороченного разбега
Сначала показать технику прыжка сбоку, затем спереди и сзади, акцентируя внимание занимающихся на отдельных фазах движения
3. Демонстрация техники прыжка на кинограммах, рисунках, плакатах и видеороликах
Обратить внимание занимающихся на положения звеньев тела прыгуна в отдельные ключевые моменты прыжка
Задача 2. Обучить технике отталкивания
1. Имитация постановки ноги иотталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее
Выполнять фронтально, следить за полным выпрямлением толчковой ноги и вертикальным положением туловища
2. Имитация постановки ноги и отталкивания в сочетании с работой рук
Выполнять фронтально, следить за синхронным выполнением маха выпрямляющейся ногой и отталкивания и сохранением равновесия
3. Доставание предмета голенью маховой ноги после имитации отталкивания
Выполнять по одному, регулировать высоту подвешенного предмета, следить за синхронным выполнением маха и полным выпрямлением толчковой ноги
4. Поточные прыжки в шаге вверх, отталкиваясь толчковой ногой через шаг
Выполнять в колонне по одному, следить за полным выпрямлением толчковой ноги и вертикальным положением туловища
5. Поточные прыжки в шаге вверх, отталкиваясь толчковой ногой через три шага
Выполнять в колонне по одному, следить за полным выпрямлением толчковой ноги и вертикальным положением туловища при увеличении скорости передвижения
Задача 3. Обучить технике перехода через планку и приземлению
1. «Перешагивание» планки, установленной наклонно (ближний конец высокий), сбоку
Выполнять в колонне по одному, стараться выполнить «перешагивание» как можно ближе к высокому концу планки
2. «Перешагивание» планки, установленной наклонно (дальний конец высокий), сбоку
Выполнять в колонне по одному, обращать внимание на выполнение маха и опускание маховой ноги за планку
3. «Перешагивание» планки, установленной ровно, с одного шага разбега с последующим приземлением на дорожку
Планку устанавливают на стойках, без матов или держат в руках двое занимающихся. Обращать внимание на приземление на маховую ногу
4. Прыжок через планку с 2-3 шагов разбега с последующим приземлением на дорожку
Планку устанавливают на доступной высоте на стойках, без матов или держат в руках двое занимающихся. Обращать внимание на опускание маховой ноги за планку и разворот туловища лицом к планке при приземлении
5. Прыжки в высоту способом «перешагивание» с места, толкаясь двумя ногами и одной ногой
Это упражнение на координацию, следить за синхронностью отталкивания и перехода планки
6. Прыжок через планку с 2-3 шагов разбега с гимнастического мостика
Обращать внимание, чтобы переход планки осуществлялся в высшей точке взлета
Задача 4. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием
1. Выпрыгивание вверх с 3 шагов разбега с доставанием предмета маховой ногой
Регулировать высоту предмета для каждого занимающегося
2. Прыжки в высоту способом «перешагивание» через резиновую ленту (шнур) с 1-2-3 шагов
Ставить максимальную высоту. Обращать внимание на направление отталкивания (вверх, а не на резиновую ленту)
3. Прыжки в высоту способом «перешагивание» через планку с 1-2-3 шагов
Ставить доступную высоту. Обращать внимание на направление отталкивания
4. Прыжки в высоту способом «перешагивание» через планку с 3-5 шагов, отталкиваясь с возвышения
Высота возвышения 10-20 см (как жесткий мостик), обращать внимание на сочетание разбега и отталкивания
5. Прыжки в высоту способом «перешагивание» через резинку с 3-5 шагов, толкаясь с гимнастического мостика
Ставить максимальную высоту. Обратить внимание занимающихся на максимальный взлет и недопустимость постановки толчковой ноги на край мостика.
Задача 5. Обучить технике отталкивания с полного разбега
1. Пробегание по полному разбегу (7-9 шагов) с отталкиванием
Следить за ускорением ритма разбега на последних шагах и слитностью разбега и отталкивания
2. Доставание предмета рукой с 7-9 шагов разбега
Следить за выполнением отталкивания без остановки на последних шагах
3. Прыжки с 7-9 шагов разбега, доставая голенью маховой ноги различные предметы
Место отталкивания на расстоянии 80-90 см от проекции предмета, следить за согласованностью разбега и отталкивания
4. Прыжки через барьер с 7 шагов разбега, акцентируя ускоренную постановку ноги на место отталкивания
Постепенно увеличивать высоту барьера, следить за точностью попадания толчковой ноги на место отталкивания
5. Прыжки с гимнастического мостика с 7 шагов разбега с доставанием предмета ногой
Мостик располагать на расстоянии 80-90 см от проекции предмета, следить за увеличением темпа движении на последних шагах разбега
Задача 6. Обучить технике прыжков в высоту способом «перешагивание» с полного разбега.
1. Прыжки через резинку с 7-9 шагов, разбегаясь перпендикулярно планке
Разметить полный разбег (7-9 шагов), начинать разбег всегда с одной и той же ноги. Подобрать разбег так, чтобы пик траектории был точно над планкой
2. Прыжки через резинку с полного разбега
Постепенно увеличивать высоту резинки, доведя ее до максимума
3. Прыжки в высоту через резиновую ленту (шнур) с полного разбега, отталкиваясь с возвышения
Высота возвышения 10-20 см (как жесткий мостик), обращать внимание на сочетание разбега и отталкивания
4. Прыжки в высоту через резиновую ленту (шнур) с полного разбега с гимнастического мостика
Особое внимание уделить точности разбега, располагая место отталкивания на середине мостика
5. Прыжки в высоту через планку с полного разбега
Установить планку на доступной высоте и постепенно ее поднимать
Задача 7. Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание»
1. Прыжки с отягощением (2-8 кг) на поясе
Следить за постановкой ноги в разбеге и в отталкивании (чтобы стопа «не проваливалась»)
2. Прыжки с увеличенного (на 2 шага) полного разбега
Следить за тем, чтобы прыгуны «справлялись» с повышенной скоростью в отталкивании
3. Прыжки в затрудненных условиях (против ветра, в дождь, по плохой дорожке и т.п.)
Особое внимание уделить постановке ноги для отталкивания и корректировке разбега в зависимости от условий
4. Прыжки с полного разбега на максимальный результат
Выполнять при благоприятных условиях, после дня отдыха
Источник