«Няне» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – эпитеты, рифма, лирический герой, идея
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.
История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.
Тема стихотворения – воспоминания о няне.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».
Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь».
Сравнение – «горюешь, будто на часах».
История создания
А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.
В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.
В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.
Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Композиция
Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.
Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение – «горюешь, будто на часах».
Источник
Определите размер стиха и наарисуйте схему
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее 2. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя 3. Сижу за решёткой в темнице сырой 4. Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила 5. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна
1. Я́ ль на све́те все́х миле́е, (ударные слоги 1, 3, 5, 7)
Все́х румя́ней и беле́е (1, 3, 7)
Ударные слоги нечётные, следовательно, это ХОРЕЙ.
_́ _ / _́ _ / _́ _ /_́ _
_́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _
2. Подру́га дне́й мои́х суро́вых, (2, 4, 6,
Голу́бка дря́хлая моя́ (2, 4,
Ударные слоги чётные, следовательно, это ЯМБ.
_ _́ / _ _́ / _ _́ /_ _́ / _
_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́
3. Сижу́ за решёткой в темни́це сыро́й (2, 5, 8, 11)
(Чередование ударных чётных слогов с нечётными говорит о том, что это трёхсложный размер, а раз ударение в каждой стопе падает на второй слог, то это АМФИБРАХИЙ) .
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́
4. У́рну с водо́й урони́в, об утёс её де́ва разби́ла (1, 4, 7, 10, 13, 16)
А это, как видите (по чередованию нечётных ударных слогов с чётными) , тоже трёхсложный размер, но так как в стопе ударение падает на 1-й слог, то это ДАКТИЛЬ. Хотя зря Вам для разбора дали именно это пушкинское стихотворение: всё же здесь подражание древним грекам, так что можно говорить о гекзаметре.
_́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _
5. На се́вере ди́ком стои́т одино́ко (2, 5, 8, 11)
На го́лой верши́не сосна́ (2, 5,
Опять АМФМБРАХИЙ
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́
А про АНАПЕСТ забыли? Добавлю некрасовские строки:
Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу (3, 6, 9)
В стороне́ от весёлых подру́г… (3, 6, 9)
Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге – АНАПЕСТ.
_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _
_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́
Разобраться в этом несложно, надо только:
1) правильно подсчитать слоги в строке (учитывая то, что на предлоги, союзы, коротенькие частицы, иногда даже местоимения ударение, как правило, не падает, они сливаются в произношении с предыдущим или последующим словом) ;
2) правильно определить, какие по счёту слоги в строке ударные; если только чётные или только нечётные, то размер двусложный; если чётные в определённой последовательности сочетаются с нечётными или нечётные с чётными, то размер трёхсложный.
Вот табличка из Интернета Вам в помощь.
1. Я́ ль на све́те все́х миле́е, (ударные слоги 1, 3, 5, 7)
Все́х румя́ней и беле́е (1, 3, 7)
Ударные слоги нечётные, следовательно, это ХОРЕЙ.
_́ _ / _́ _ / _́ _ /_́ _
_́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _
2. Подру́га дне́й мои́х суро́вых, (2, 4, 6,
Голу́бка дря́хлая моя́ (2, 4,
Ударные слоги чётные, следовательно, это ЯМБ.
_ _́ / _ _́ / _ _́ /_ _́ / _
_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́
3. Сижу́ за решёткой в темни́це сыро́й (2, 5, 8, 11)
(Чередование ударных чётных слогов с нечётными говорит о том, что это трёхсложный размер, а раз ударение в каждой стопе падает на второй слог, то это АМФИБРАХИЙ) .
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́
4. У́рну с водо́й урони́в, об утёс её де́ва разби́ла (1, 4, 7, 10, 13, 16)
А это, как видите (по чередованию нечётных ударных слогов с чётными) , тоже трёхсложный размер, но так как в стопе ударение падает на 1-й слог, то это ДАКТИЛЬ. Хотя зря Вам для разбора дали именно это пушкинское стихотворение: всё же здесь подражание древним грекам, так что можно говорить о гекзаметре.
_́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _
5. На се́вере ди́ком стои́т одино́ко (2, 5, 8, 11)
На го́лой верши́не сосна́ (2, 5,
Опять АМФМБРАХИЙ
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́
А про АНАПЕСТ забыли? Добавлю некрасовские строки:
Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу (3, 6, 9)
В стороне́ от весёлых подру́г… (3, 6, 9)
Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге – АНАПЕСТ.
_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _
_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́
Разобраться в этом несложно, надо только:
1) правильно подсчитать слоги в строке (учитывая то, что на предлоги, союзы, коротенькие частицы, иногда даже местоимения ударение, как правило, не падает, они сливаются в произношении с предыдущим или последующим словом) ;
2) правильно определить, какие по счёту слоги в строке ударные; если только чётные или только нечётные, то размер двусложный; если чётные в определённой последовательности сочетаются с нечётными или нечётные с чётными, то размер трёхсложный.
вы там ошибку сделали в 5 предложении не АМФМБРАХИЙ а АМФИБРАХИЙ просто если кому-то надо а так большое спасибо
Источник
Анализ стихотворения «Няне» Пушкина
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 148.
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 148.
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Её образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Это послание, которое пронизано душевным теплом, уважением и благодарностью. Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.
История создания – было создано в 1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.
Тема стихотворения – воспоминания о няне.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».
Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «чёрный отдалённый путь».
Сравнение – «горюешь, будто на часах».
История создания
А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребёнку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.
В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко (это было запрещено), а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и спокойствие.
В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни лирического героя: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину « дряхлой голубкой », указывая, таким образом, на её возраст.
Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Композиция
Композиция стихотворения простая, линейная. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.
Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь» , эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «чёрный отдалённый путь» и сравнение – «горюешь, будто на часах» .
Источник